Онлайн-магазин СМИ о нас Гастроли Афиша Контакты Вакансии Корзина
Концертный зал НИЦ традиционной культуры Школа для одарённых детей Документы и отчеты
Версия для слабовидящих
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5
Пушкинская карта
Захарченко Викт...
И академик и казак

Захарченко Виктор Гаврилович

Генеральный директор ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор". Художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора. Герой труда РФ, народный артист России, Украины, Адыгеи, Абхазии и Карачаево-Черкесии, заслуженный артист Южной Осетии, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, Дагестана и Республики Крым, дважды лауреат Государственной премии России, лауреат международной премии Фонда Андрея Первозванного, дважды Герой труда Кубани, член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член Патриаршего Совета по культуре, доктор искусствоведения, профессор, композитор.

Дата и место рождения 22 марта 1938 года в станице Дядьковской Краснодарского края.

Образование и ученые звания. Краснодарское музыкально-педагогическое училище, Новосибирская государственная консерватория им. Глинки, аспирантура в ГМПИ им. Гнесиных. Доктор искусствоведения, профессор.

Карьера. "Я — казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции…Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду". Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора (1964-1974). С 1974 года — художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора. Композитор, фольклорист, общественный деятель, ученый, исследователь народной песни.



Награды, почетные звания

  • Народный артист, России, Украины, республик Адыгея, Абхазия и Карачаево-Черкесия
  • Заслуженный артист Республики Южная Осетия
  • Заслуженный деятель искусств РФ
  • Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея
  • Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики
  • Орден "Знак Почета"
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Герой труда Кубани
  • Медаль "За доблестный труд"
  • Лауреат Государственной премии России
  • Лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного: орден "За веру и верность"
  • Лауреат Международной премии славянского единства "Боян"
  • Орден Дружбы
  • Орден Союза казаков России "За веру, волю и Отечество"
  • Крест "За возрождение казачества" Союза казаков России
  • Медаль "За вклад в развитие Кубани - 60 лет Краснодарскому краю" 1 степени
  • "Человек года" и серебряный крест по номинации Русского биографического института
  • "Человек года" - Кубани 2001 и 2002 года по просу газеты "Вольная Кубань"
  • Почетный житель станицы Дядьковской
  • Почетный гражданин города Краснодара
  • Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания РФ
  • Почетная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры
  • Почетная грамота Правительства Российской Федерации
  • Знак МВД РФ "За верность долгу"
  • Памятный знак "За службу на Кавказе"
  • Медаль "10 лет Возрождения Енисейского казачьего войска"
  • Кавалер Ордена "Меценат"
  • Орден Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского III степени (Патриарх Московский и всея Руси) г. Москва
  • Решением Совета "Георгиевского Совета" награжден Знаком Чести "Серебряный Крест Георгиевского Союза" Санкт-Петербург
  • Орден "За заслуги перед отечеством" IV, III степени
  • Грамота управления федеральной службы безопасности РФ по Краснодарскому краю
  • Наградный крест "За заслуги перед казачеством России" III степени
  • Орден русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского III степени
  • Знак чести "Серебряный крест георгиевского союза"
  • Медаль за неоценимый вклад в дело возрождения казачества славянских государств "350 лет казачества на Беларуси"
  • Юбилейная медаль "100 лет профсоюзам России"
  • Медаль "60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко - фашистских захватчиков"
  • Памятная медаль "60 лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов" за активное участие в патриотическом воспитании граждан и большой вклад в подготовку и проведение юбилея Победы
  • Наградной Крест за заслуги перед Кубанским казачеством
  • Орден Ярослава Мудрого

Междунарные награды

  • Орден Дружбы Республики Вьетнам
  • Медаль "100-летие со дня освобождения от Османского ига" Республики Болгария

Публикации. Автор более двухсот музыкальных произведений и более тысячи обработок народных песен. Опубликовал ряд работ по истории народной песни.

Семья. Жена — Вера Александровна Шиянова, дочери — Виктория (1961), Наталья (1972) и Вера (1983). Внуки — Виктор и Андрей.


Витя Захарченко с сестрой Верой

Увлечения. Шахматы, чтение.

Планы. "Писать новые песни, записывать народные казачьи песни, делать обработки, готовить новые концертные программы".


Кто вы, доктор Захарченко?

(Статья Петра Белого, приуроченная к 30- летию деятельности В.Г.Захарченко на посту художественного руководителя Кубанского казачьего хора)

Вопрос, как говорится на засыпку. Думаю, ответить на него не в состоянии ни сам Виктор Гаврилович, ни любой из нас. И в самом деле, подумайте.

Ученый? Профессор, доктор искусствоведения, автор множества научных книг по этнической музыке, собиратель фольклора, уникальный знаток-специалист, владеющий самой современной методологией, дешифровавший тысячи народных песен Кубани и Сибири...

Хормейстер? Артист, прошедший школу великого Владимира Минина, достигший вершин мастерства, требовательный и жесткий предводитель Кубанского казачьего хора, вот уже третье десятилетие находящегося в звездном отрыве от аналогичных коллективов, исколесившего земной шар вдоль и поперек по нескольку раз...

Композитор? Русский рапсод, чьи песни люди, со слезами на глазах, слушают стоя. И всё это равнозначительно, равновелико. Итак, ответа нет. От фантастики к факту — перед нами человек, живущий тремя жизнями. От себя добавлю: это только те три жизни, которые на виду.

Я же знаю и про четвертую, и про пятую... Знаю о напряженных духовных, этических исканиях Захарченко, об изучении им философии и теологии, о его глубочайших познаниях в области русской классической литературы, о его пламенной любви к симфонической музыке, о его преклонении перед искусством Бетховена, Шуберта, Чайковского, Прокофьева... А в начале, там, в родной Дядьковской, был баян, политый слезами детского восторга. И была мечта. Никакая не "американская", с зелёным отливом, а стопроцентно наша, русская. Смотрите, ребята, думайте.

Феникс

Всю свою творческую жизнь, начиная со славного, чуть нами подзабытого, сибирского десятилетия, Виктор Захарченко сочиняет песни. Были и заметные удачи, например, "Хлеб — всему голова", случались и полу-удачи... Не забудем, то были советские годы — с неусыпным партийным надзором. Но вопреки всему песенный источник не иссякал.

В середине девяностых произошло страшное несчастье. Захарченко попал в аварию. Жизнь висела на волоске. Текли месяцы и месяцы сущего мученичества. Излечение шло тяжело, страдания были запредельны. Другой на месте Захарченко давно, что называется, загнулся бы. Но Захарченко, как Феникс, восстаёт из пепла. Восстаёт преображённым, духовно просветлённым, всем сердцем обращенным к Богу. Жизнь и Истина воссияли перед ним первозданным светом. Свершилось чудо. Будто некая мистическая преграда пала — и хлынул мощнейший водопад, песенное наводнение, поток, сметающий всё на своем пути. Словно Кто-то водит рукой композитора — песня рождается за песней. Ни одной неудачи! Шедевр за шедевром. Взрывные мелодии, потрясающие музыкальные идеи, бьющее ключом вдохновение! И это происходит тогда, когда композиторское песенное творчество в отечестве окончательно сдало позиции под натиском поп-культуры! Нет, это не старая история про Дон Кихота. Другой случай, совсем новый.

На наших глазах вершится духовное событие национального значения. Кажется даже, что вся предшествующая жизнь Виктора Захарченко была лишь приготовительной прелюдией к этому акту всесокрушающего творчества. Но это было бы несправедливо — слишком уж хороша, красива прелюдия.

Песенная симфония

Виктор Захарченко не просто песни пишет. Он создаёт песенную симфонию ошеломляющей философской глубины. Отвергнув случайные песенные тексты, Захарченко приникает к роднику русской поэтической традиции. Блок, Тютчев, Пушкин, Есенин, Цветаева, Лермонтов, Дельвиг, Некрасов, Рубцов, Алексей Толстой, Северянин сами по себе способны сообщить песне иные, многомерные параметры. Казалось бы, используй, твори, пожинай лавры. Однако наш композитор — мудрый Нестор от фольклора — вовсе не собирается эксплуатировать классическую поэзию. Захарченко делает тонкий ход. Он отыскивает музыкальный ключ к русским поэтам не на путях чисто композиторской интерпретации текстов, но применяет к ним фольклорный метод освоения, помня, что стихи Полонского и Некрасова, Пушкина и Лермонтова частично уже распеты народом.

Творчески используя этот опыт фольклора, композитор дает поэтам музыкальное толкование внеличное, вводит их в некий универсум народного сознания, растворяя их индивидуальное во всеобщем. С одной стороны, композитор "умирает" в поэте, а с другой, поэт рассеивается, оплодотворяя народное. Возникает симфоническая по своей сложности концепция.

Корни Песенной симфонии Виктора Захарченко питаются от глубин его личности, интеллекта, духовного опыта, богатство которых дает ему право обратиться напрямую к нации. В своей Симфонии Захарченко, не пророчествуя и не влезая на котурны, выступает как мощный интегратор национального духа. Он говорит с людьми словно на их языке, прямо, не хитря, используя чёткие, афористически краткие формы высказывания — и одерживает впечатляющую художественную победу. Только, пожалуй, однажды, в песнях на стихи своего недавнего современника Николая Рубцова, прорывается у Захарченко своё, обжигающе личное. Эту ноту сердечной, чисто захарченковской, боли за нынешний день русских людей — забыть нельзя. Это как голос от автора, вдруг раздавшийся посреди симфонии во внезапно наступившей тишине.

Другая боль Виктора Захарченко — потомственного черноморского казака, для которого неразделимы русское и украинское — отрыв Украины от России. Трещина прошла прямо по его сердцу. Может быть, поэтому самое им выстраданное — песни на стихи Тараса Шевченко и Леси Украинки, — песни, исторгающие слезы у русских и подымающие на ноги тысячные аудитории на Украине. Кто как не простые люди России и Украины, в отличие от своих политиков, горюют о безумии и абсурде нашего разрыва? Поздравляю всех живущих в России сегодня. Творчество композитора Виктора Захарченко — чудо нечаянное, явленное русским духом на рубеже ХХ-го и XXI-гo веков.

Дядьковской повезло, что у нее есть Захарченко!

Об агропромышленном комбинате «Кубань-ЛюКС» наша газета неоднократно писала за последние пять лет. Его руководитель Николай Владимирович Лютый за высокие показатели коллектива, активную гражданскую позицию в ходе читательского референдума, проведенного «Вольной Кубанью», был признан «Человеком года-2004» в номинации «Лидеры АПК». И сегодня хозяйство мощно набирает обороты. Урожайность зерновых, к примеру, сейчас держится на уровне 60 центнеров. В развитие животноводства только за последнее время направлено семь миллионов рублей, и дальше решено наращивать вложение средств, считая прежде всего молочную отрасль наиболее перспективной. И тем не менее при очередной встрече с Н.В. Лютым мы договорились не поднимать в беседе производственные вопросы, а поговорить об отношении людей к делу, их семейных заботах, отношении к своей малой родине, ее истории...

Повод и тему разговора долго искать не пришлось. Через девять месяцев, в марте 2008 года. Герой труда Кубани, народный артист России профессор Виктор Гаврилович Захарченко отметит свое 70-летие. Не найдется, пожалуй, в Дядьковской такого человека, который бы не гордился тем, что руководитель известного на весь мир Кубанского казачьего хора родился и вырос в этой станице, прославил ее незаурядным талантом, огромной любовью и почитанием своей малой родины, давшей путевку в большую жизнь, принесшей всероссийскую славу. Беседу мы вели долго и неторопливо, и я успела ее записать.

Вот что из этого получилось.

Меня часто знакомые бизнесмены донимают уп­реками. Зачем, мол, в хо­зяйстве, имеющем чуть больше семи тысяч гектаров пашни, Одержать такую уйму работников? Я и сам пони­маю, что мы вполне могли бы справиться со всеми делами, имея 150, а не 600 человек…. Но куда деваться тем, которые оказались бы за воротами сельхоз-предприятия?
В Кореновск или Красно­дар на работу каждый день не наездишься. Заводить личное подсобное хозяй­ство? Да, многие станични­ки так и поступают. Но при нынешних ценах на свини­ну и высокой стоимости зернофуража можно в дол­говую яму попасть. Остает­ся одно — воровать в хо­зяйстве... Но за это и поса­дить могут.

Согласен: сокращать персонал в любом случае рано или поздно придется. Ведь только так я смогу по­высить людям зарплату в два-три раза. Но принимать непопулярное решение од­ним махом все же не тороп­люсь. Намерен провести ре­организацию, как принято говорить, эволюционным путем.

Уже треть вспомогатель­ных производств АПК пере­шли на хозрасчет, самооку­паемость. Теперь они сами вольны решать, сколько че­ловек оставить. Потихонь­ку избавляются от баллас­та без моего администра­тивного вмешательства. И для дела польза, и мне хо­рошо. Меньше недоброже­лателей будет в станице. Думаю, за год-полтора вдвое таким образом удас­тся сократить численный состав хозяйства.

«Кубань-ЛюКС» — гра­дообразующее предприя­тие. И, естественно, меня как коренного жителя Дядьковской, родившегося здесь, волнует внешний об­лик станицы. Вместе с гла­вами муниципального обра­зования и сельского поселения Владимиром Никола­евичем Рудником и Алек­сандром Михайловичем Сенченко, специалистами и депутатами стараемся при­вить людям любовь к своей малой родине. У многих — идеальный порядок на под­ворье. Надо теперь, говорим сельчанам, и в целом в станице порядок навести, благоустроить ее общими силами.

В этих вопросах приме­ром для меня служит быв­ший председатель колхоза «Маяк коммунизма», на землях которого базирует­ся сейчас наше хозяйство, Василий Андреевич Оста­пенко. Это он начинал ас­фальтировать улицы в Дядь-ковской, построил велико­лепный Дом культуры, доб­ротные кирпичные дома для людей, думал о духовном общении станичников по­средством привлечения' их в кружки народного творчества, спортивные секции. Боюсь ошибиться, но Ос­тапенко сыграл не после­днюю роль в судьбе В.Г. Захарченко, который при нем был душой и мотором агитбригады, так часто встречающейся с полевода­ми и животноводами.

Виктор Гаврилович для дядьковчан — больше чем земляк. Наша гордость, пу­теводная звезда, если хоти­те. Не стану говорить за всех. О своем отношении к нему, к его творчеству скажу.

Песни Кубанского каза­чьего хора — это глоток прохладной родниковой воды в жару. Слушаешь их — и обо всем забываешь. Написаны они на слова рус­ских поэтов, а в них, как правило, глубочайший смысл. Особенно в после­дних произведения.
Льется музыка, чудная песня, кажется, душу тебе выворачивает, аж кожа пу­пырышками покрывается. Сидишь как загипнотизиро­ванный, впитываешь в себя чарующие звуки. Вот за это, за глубину народного твор­чества, и ценят люди Виктора Гавриловича и в России, и на Украине, и на всем пространстве большого Советского Союза.

Думаю, о таких уникальных личностях мы должны говорить в полный голос при жизни. Мало кто знает, насколько прост в житейских буднях Захарченко. Не простачок, вовсе нет. У него одна манера общения и с руководителями большого ранга, и с рядовыми меха­низаторами, и со станичны­ми бабушками. Говорит с че­ловеком всегда задушевно, независимо от того, какое у того образование, какой пост занимает.

К тому же очень скром­ный, чему порой поража­ешься. «Мне ничего не надо, помогите родной ста­нице», — отвечает обычно, когда ему задают вопрос: «В чем нуждаетесь?».

Но краевые власти все же рассудили мудро. С лег­кой руки вице-губернатора Галины Дмитриевны Золиной и при поддержке Алек­сандра Николаевича Ткаче­ва было принято решение о проведении в честь 70-летия руководителя Кубан­ского казачьего хора фес­тиваля народного творче­ства в Дядьковской. Мы, в свою очередь, вместе с му­ниципальной и сельской властью откроем к этой зна­менательной дате музей имени Захарченко.

В первую очередь будет приведен в порядок станич­ный Дом культуры, который основательно обветшал. На его реконструкцию понадо­бится не один миллион руб­лей, и конечно же, ни бюд­жет района, ни хозяйство не смогли бы выдержать такой финансовый прессинг. Деньги удалось изыскать в краевом бюджете.

ДК — это не просто очаг культуры. Здесь, как и в се­мье, формируется идейный, духовный стержень наших детей, они приобщаются к прекрасному. И я рад тому, что руководитель департа­мента Наталья Георгиевна Пугачева поддержала идею об открытии здесь школы искусств, бальных танцев. Важно для нас сохранить и дом, в котором когда-то жил В.Г. Захарченко. Прав­да, домом его можно на­звать с большой натяжкой. Родители-то не шибко богатые были. «Хаткой нызэнькой пид камышом» была когда-то. мы ее выкупи у нынешнего хозяина, передали в муниципаль­ную собственность. Вместе с В.Н. Рудником заказали проект, чтобы дом-музей нашего именитого земляка продержался долго. Станет он своего рода школой вос­питания, напоминанием о казачьем укладе жизни, ку­банском творчестве, памя­тью истории станицы.

Дядьковской повезло, что у нее есть Захарченко. Но мне кажется, что и в большинстве других станиц могут быть подобные музеи, центры — назовите как хо­тите, где будут собраны ма­териалы об именитых зем­ляках именно этого насе­ленного пункта. О космо­навтах, полководцах, уче­ных, медиках, Героях Со­юза, России и Кубани, круп­ных руководителях, знат­ных хлеборобах и так да­лее — как уже отсутствую­щих, так и ныне живущих. Давайте в их честь откры­вать музеи, учить детей на достойном примере, на ис­тории родного края, каза­чьих традициях...

...Для меня тема прошло­го — самая больная. Одно скажу: его переписывать ни­кому не позволено. Да, были в истории государства Российского и цари, и Ле­нин, и Сталин, и голодомор. Но мы уважать должны все периоды жизни наших да­леких и близких предков, если хотим, чтобы нас ува­жали наши дети. Уважать, уроки, пусть и горькие, из­влекать, а не опошлять.

Считаю вандализмом на государственном уровне по­пытки некоторых депутатов Госдумы убрать со Знамени Победы серп и молот. Не могли, что ли, извилины на­прячь и сообразить, что серп олицетворяет все кре­стьянство, а молот — ра­бочих, вместе с доблестной нашей армией освободив­ших страну от нечисти? Вот когда закончится подобная вакханалия, тогда и окреп­нет наша вера в будущее, ибо оно неразрывно связа­но с прошлым.

А так что получается? Мои отец и мать всю жизнь за «палочки» в коллектив­ном хозяйстве проработали, а я должен им сказать, что колхозы — темное про­шлое? Жизнь родителей пе­речеркнуть? И кто меня ум­ным назовет?! И как я могу быть уверен в том, что лет через двадцать-тридцать мои сыновья или внуки не обвинят меня в «отсталос­ти», решив, что АПК — чер­ное пятно в истории Куба­ни?

К счастью, кубанцы народ мудрый, не плюют в колодец. А еще — самобытный и не­множко консервативный. Вспоминается в связи с этим забавный случай, услышан­ный от батьки своего.
Когда-то партийное на­чальство хотело через Дядьковскую железную до­рогу проложить. Старики собрались и решили: «Нэ будэ цього». Не нужно, мол, наших коров пугать и кур давить. Прислушались. Же­лезную дорогу отодвинули в сторону Медведовской.
Да, самобытен наш ку­банский народ, сам себя со­творивший. Были мы и остаемся и воинами, и хлебо­пашцами.

...У меня иногда спраши­вают: умею ли я красиво жить? Не знаю, что задаю­щий вопрос вкладывает в это понятие... Если отдых в Куршавеле, трехэтажный особняк с бассейном и кучу любовниц — то не умею. В моем понимании красота жизни заключена в высокой духовности человека, в любви и сострадании к ближнему.

...У Виктора Гаврилови­ча Захарченко есть очень хорошая песня. Смысл ее примерно такой. Сын отпро­сился у матери, поехал, по­смотрел, что творится в России... Вернулся домой и рассказывает: «Матушка, родная, гибнет наша стра­на, разваливается, вороги ее одолели поганые». «Нет сынок, то не вороги, что ты видел. Вороги — это те, кто веру нашу православную продал», — ответила мать.

А чтобы не появилось в наших рядах, среди нашего будущего поколения подоб­ных отщепенцев, мы долж­ны серьезно заниматься вос­питанием своих детей, учить их своим примером жизни и таких людей, как наш про­славленный земляк Виктор Гаврилович Захарченко.

Откровения Николая Лютого записала

Галина АЗАРОВА. Спецкор «Вольной Кубани». ст. Дядьковская, Кореновский район.

(пятница 13 мая 2007 года)

Партнеры