ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








13.12.2019

ќтчЄт о научно-практическом семинаре Ќ»÷ “  в честь 70-лети€ профессора Ќ.». Ѕондар€

ћы уже сообщали, что 6 декабр€ в  раснодаре состо€лс€ научно-практический семинар «“радиционна€ народна€ культура  убани: пути и формы сохранени€ и возвращени€ в жизнь. —еминар был приурочен к юбилею заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     « убанский казачий хор» профессора Ќикола€ »вановича Ѕондар€ – научного руководител€  убанской фольклорно-этнографической экспедиции, автора концепции книжной серии «»стори€, этнографи€ и фольклор  убани» —егодн€ мы размещаем подробный отчет ÷ентра. —м. также фотоотчет.

ѕрежде всего, заместитель министра культуры  раснодарского кра€ √.¬. ∆уков поздравил юбил€ра от имени министра ¬.ё. Ћапиной. ѕо поручению губернатора  раснодарского кра€ ¬.».  ондратьева он вручил юбил€ру медаль ««а выдающийс€ вклад в развитие  убани» первой степени, а также медаль « н€зь √ригорий ѕотЄмкин».

ѕредседатель комитета по вопросам законности, правопор€дка и правовой защиты граждан «—   раснодарского кра€ ј.≈. √орбань – медаль «—   раснодарского кра€ ««а вклад в развитие законодательства  раснодарского кра€». Ќ.». Ѕондарь принимал активное участие в разработке законов  раснодарского кра€ «ќ реабилитации кубанского казачества», «ќ государственной политике в сфере сохранени€ и развити€ традиционной народной культуры в  раснодарском крае».

«аместитель генерального директора √ЅЌ“”     « убанский казачий хор» ј.≈. јрефьев вручил почЄтную грамоту  убанского казачьего хора.

 оллеги Ќ.». Ѕондар€ ¬.ѕ. √ромов, Ќ.√. ƒенисов, ≈.√. ¬акуленко, —.ј. ∆иганова, ¬.Ќ. –акачЄв, ќ.¬. –атушн€к отметили в своих выступлени€х вклад Ќ.». Ѕондар€ в развитие региональной базы изучени€ и преподавани€ традиционной культуры, воспитание новых поколений кубанских учЄных. ѕрозвучали поздравлени€ от ректората  раснодарского государственного института культуры, руководства факультета истории, социологии и международных отношений,  раснодарского государственного историко-археологического музе€-заповедника им. ≈.ƒ. ‘елицина. ёбил€ра тепло поздравили ветераны возрождени€  убанского казачества, представители “емрюкского района.

¬ ответном слове Ќ.». Ѕондарь обратил особое внимание на то, сколь много дл€ становлени€ будущего этнолога дало детство в старинной казачьей станице —таролеушковской. ѕо словам учЄного, основой традиционной культуры €вл€ютс€ системы обеспечени€ и защиты жизни. »менно зан€тие изучением фольклора и этнографии привели Ќ.». Ѕондар€ в  убанский казачий хор,  убанский государственный университет,  раснодарский институт культуры. «десь учЄный привЄл цитату из беседы с одним из станичников: «Ќадо жить так, чтобы ты кому-то был нужен и кому-то помогать». «∆ить надо по совести, честно!»- добавил учЄный.

√лавный научный сотрудник Ќ»÷ “ , доктор исторических наук, профессор ќ.¬. ћатвеев рассказал о книге «‘ольклор и этнографи€ народов ёга –оссии и —еверного  авказа (к 70-летию Ќ.». Ѕондар€)». ¬ первый раздел книги вошли очерки, посв€щенные вкладу в науку и жизненному пути Ќ.». Ѕондар€, библиографи€ его научных работ. ¬торой раздел посв€щен истории фольклорно-этнографических исследований на  убани и ёге –оссии. ¬ третьем разделе помещены современные исследовани€ по фольклору, этнографии, топонимике и лингвистике. —реди авторов – сотрудники »нститута слав€новедени€ –јЌ. ¬ четвЄртом разделе представлены методологические разработки по традиционной культуре дл€ работников учреждений культуры, государственных и муниципальных служащих и пр..  нига снабжена богатым иллюстративным материалом.

Ќ.». Ѕондарь рассказал об очередном томе серии «»стори€, этнографи€, фольклор  убани. “ом 4. “емрюкский район».  нига издана в рамках государственной программы  раснодарского кра€ «–азвитие культуры».

√овор€ о сути замысла многотомной серии, учЄный подчеркнул, что традиционна€ культура €вл€етс€ основой антропогенеза, социогенеза, этногенеза; она – одна из основ жизнеобеспечени€ человека. Ќо в насто€щее врем€ традиционной народной культуры как целостной живой системы уже нет. ѕечальные последстви€ этого можем наблюдать все мы.

÷елью проекта «»стори€, этнографи€ и фольклор  убани» €вл€етс€ сбережение сохранившихс€ крупиц традиционной культуры дл€ будущих поколений. —ама иде€ серии возникла ещЄ в 1970-е гг. Ќо в то врем€ ещЄ не хватало полевых материалов, специалистов, средств. ¬озможность воплотить эту идею в жизнь по€вилась в начале XXI века. ¬ 2015 г. вышел первый том, посв€щенный  ореновскому району; в 2016 г. – √ор€чеключевскому району; в 2017 г. – ”сть-Ћабинскому; в 2019 г. – “емрюкскому району.  ниги рассчитаны как на научных работников, так и на сотрудников учреждений культуры, писателей, композиторов и пр..   книгам прилагаютс€ аудиодиски с запис€ми фольклора.

ќсновой комплекса материалов, послуживших основой дл€ написани€ книг, стал архив полевых материалов Ќ»÷ “ . јрхив – сам по себе уникальный объект нематериального культурного наследи€ огромной ценности. ¬едь информацию по многим аспектам традиционной культуры региона, некоторых соседних с  раснодарским краем территорий  теперь можно найти только в нЄм!

ќ.¬. ћатвеев обратил особое внимание на уникальность истории земель нынешнего “емрюкского района, где носители древнегреческой цивилизации взаимодействовали с кочевниками, где находилось древнерусское “мутараканское кн€жество, где в последствии  селились татары, немцы, болгары и представители других народов.

Ќо наибольшее внимание в своЄм очерке ќ.¬. ћатвеев уделил устной истории живших здесь кубанских казаков. —охранились живые содержательные рассказы о заселении станиц, например, о том, как переселенцы из станицы ƒинской основали станицу «апорожскую. ¬ народной пам€ти были запечатлены значимые исторические личности, такие, как ј.¬. —уворов. ќтразилась и смена этнического состава населени€, народы, насел€вшие эти земли до восточных слав€н. Ќашлось своЄ место и дл€ иронии, комичных прозвищ казаков разных станиц. Ќапример, вышестеблиевцев называли горобцы. —оветский период осталс€ в народной пам€ти первоначальными жестокими т€готами (расказачивание, коллективизаци€, голод 1933г.), которые в послевоенный период постепенно сменились процветанием.

ќтдельно исследователь коснулс€ традиционных зан€тий и материальной культуры местного населени€. ќсобенно он выделил рыболовство и виноградарство. ѕервое было распространено на территории будущего “емрюкского района с древних времЄн и было очень доходным зан€тием. ќднако рыболовный промысел был серьЄзно подорван во второй половине XX химическим загр€знением после создани€ рисовых чеков и пр..

¬иноградарство ассоциируетс€ у местных жителей с очень сложным, кропотливым трудом, требующим разнообразных знаний и навыков. ј иностранным сортам винограда местные жители давали самобытные названи€: вивс€нка, волчий хвист и пр.. ќкончание уборки винограда отмечалось праздником, который именовали кончина, сабантуй.

Ќедаром в традиционной пище жителей района значительное место занимают рыбные блюда, домашнее вино.  ухн€ жителей района до сих пор сохран€ет традиционные черты.  огда как традиционна€ одежда стала довольно рано замен€тьс€ городской, сказывалась близость портового города  ерчи. »з керченского камн€ местные жители иногда строили и свои дома. ∆илища возводили и из самана, глин€ных вальков. ћестной спецификой €вл€етс€ применение при строительных работах водорослей – камки.

—тарший научный сотрудник Ќ»÷ “  ¬.¬. ¬оронин отметил, что комплекс родильной обр€дности в “емрюкском районе в целом сходен с обще кубанским. ѕри этом в ходе бесед о родильной обр€дности были записаны €ркие образцы устной прозы. Ќапример, о ребЄнке-подкидыше, которому «приЄмные родители» сразу же очень обрадовались, сочли Ѕожьим даром. ќ дочери атамана, котора€ отказалась выходить замуж и рожать детей, протесту€ таким образом против установлени€ советской власти.

¬ рамках детской субкультуры исследователь особо отметил практику охоты на птиц, рыбалку. Ёти навыки впоследствии помогли станичникам выживать в голодные годы.

¬.¬. ¬оронин обратил внимание слушателей на строгость традиционного семейного воспитани€, чЄткость семейной иерархии. √овор€ о традиционном обр€де проводов казака на службу, он обратил внимание на особую роль ватажка – выборного распор€дители молодЄжных игр во врем€ проводов. Ќаличие ватажка, по мнению ¬.¬. ¬оронина, €вл€етс€ элементом архаики.

«аместитель заведующего Ќ»÷ “ , кандидат исторических наук ј.». «удин рассказал о специфике традиционной свадебной обр€дности “емрюкского района. Ќапример, в самых старинных станицах района традиционно не использовали каравай, а в роли обр€дового хлеба выступала т.н. «пал€ныц€». “акже можно отметить обр€довый хлеб дывень / дывэнь / дивень – символ достатка молодых. »мела место шуточна€ «родительска€ свадьба», когда отца и мать как жениха, так и невесты одевали в свадебные нар€ды, что сопровождалось по€влением множества р€женых. ќтмечаетс€ наличие праздничного блюда «квасок», который представл€л из себ€ куриный бульон либо уху с томатным соком.

¬ станицах, основанных в более поздний период, наблюдалась редукци€ – сокращение обр€дового цикла. Ќапример, была беднее предсвадебна€ обр€дность. »мели место и другие отличи€. Ќапример, здесь в качестве обр€дового хлеба использовалс€ каравай. ¬ «старых» станицах специфические «свадебные» парные бутылки назывались колосовки / колосовка, а в поздних станицах – бугаи. ¬ поздних станицах, в отличие от ранних, практиковалось «забивание кола» при вступлении в брак последнего ребЄнка в семье.

ј.». «удин отметил, что традиционна€ свадебна€ обр€дность уже перешла в сферу пассивного бытовани€ – еЄ ещЄ знают некоторые пожилые люди, но не практикуют. Ќапример, в станице —таротитаровской последн€€ свадьба с конным свадебным поездом имела место в 1982 году. ¬от почему, например, старые свадебные фотографии –этнографический источник огромной важности.

ќбраща€сь к теме календарной обр€дности, Ќ.». Ѕондарь указал на их функции: усвоение элементов соционормативной культуры, социализацию молодЄжи, трансл€цию социокультурного опыта, психотерапевтическую функцию. “акие праздники и обр€ды выступают и в роли объедин€ющего начала общины.

 алендарна€ обр€дность станиц “емрюкского района имеет р€д специфических особенностей. Ќаиболее €рким €вл€етс€ зимнесв€точный период. ’ристославление — ключевой обр€д рождественского блока. ¬о врем€ этого обр€да носили звезду, в других случа€х – икону и крест.

—во€ специфика была в рождественских гадани€х о замужестве. Ќапример, девушка должна была вз€ть пирожок, выйти на улицу, зав€зать глаза, надкусить пирожок и после этого попытатьс€ выйти через калитку со двора верхом на кочерге.

¬о врем€ «вождени€ ћыланки» парень с девушкой, изображавшие основных персонажей обр€да – ¬асылько и ћыланку, были одеты в €ркие, красочные нар€ды, называемые в народе «украинскими». “акже фиксировалс€ малораспространЄнный обр€д «—идор ѕоликарпович», в целом чуждый дл€ обр€да вождени€ ћыланки. ¬озможно, он по€вилс€ под вли€нием керченской городской среды.

¬ послереволюционный период в “емрюкском районе очень активно действовали пионеры и комсомольцы, которые исполн€ли антирелигиозные пародии на св€точные тексты, такие, как кол€дки. —ледствием советской антицерковной кампании стало и то, что местные жители накануне  рещени€ стали оставл€ть воду р€дом с колодцами дл€ самоосв€щени€, так как они не могли осв€тить еЄ в церкви, в традиционной крещенской проруби во льду водоЄма.

ѕримечательно, что в первый день ¬еликого поста женщинам было запрещено выходить на улицу. Ќа ѕасху в станицах “емрюкского района €йца красили, но не расписывали. ≈сть упоминани€, что на этот праздник устраивались ритуальные бои, сходные с традиционными кулачками, но с использованием кольев, что порой приводило к печальным последстви€м дл€ участников. “акже есть сведени€, что кладбища местные жители посещали не только на ѕровода, но и на ¬ознесение.

‘иксируетс€ запрет на купание в день “роицы. ¬ этот день девушки гадали о замужестве. ƒл€ этого они кирналы / ныр€ли с венками на голове. Ќа “роицу местные жители украшали жилища растением Єр, веро€тнее всего это аир. »ногда на »вана  упалу плели венки из колосьев пшеницы.

¬есьма специфическим €вл€етс€ день √лин€ного »вана. ¬ честь чего этот праздник – установить не удалось. Ќо в этот день действовал строгий запрет на любую работу с глиной.

»мели место и производственные праздники. ¬ честь окончани€ ломки винограда нар€жали виноградную лозу и несли еЄ в контору отделени€ колхоза. Ѕригадир рапортовал об итогах уборочной страды, определ€л лучших. Ѕригадиру и передовикам производства надевали венки из виноградных лоз. ¬ этих венках их возили по станице. ќтмечали окончание ломки винограда всем отделением.

¬ наше врем€, отметил учЄный, народный календарь сохран€етс€ преимущественно в пам€ти самых пожилых местных жителей. ѕричЄм, зачастую лишь в виде отдельных фрагментов. ћолодЄжи он неизвестен.

√овор€ о песенном фольклоре, главный научный сотрудник Ќ»÷ “ , кандидат искусствоведени€ —.ј. ∆иганова отметила особую роль ранних записей конца 1970-х гг., сделанных Ќ.». Ѕондарем. ¬ сборе песенного фольклора также участвовали известный писатель ».Ќ. Ѕойко, музыковед ј.ј. —лепов, сотрудник краевого отделени€ ¬’ќ ¬.—. якубчик. “огда исследователи застали ещЄ целые ансамбли аутентичных народных исполнителей, таких, как супруги »щенко.   началу XXI в. остались лишь единицы таких исполнителей. —.ј. ∆иганова особо отметила профессиональный ансамбль народного пени€ под управлением ¬.ѕ. и Ќ.». Ѕелоус. »сследователь выделила, как наиболее €ркие €влени€ музыкального фольклора “емрюкского района, песни, приуроченные к вождению ћыланки, оригинальные свадебные песни, подраздел€вшиес€ на поезжански, надвирни, хатни песни. «аписывались и лирические, чумацкие, песни с историческим сюжетом.   сожалению, отмечает —.ј. ∆иганова, песенный фольклор “емрюкского района угасает.

ј.». «удин рассказал о том, что в 2020-ом году Ќаучно-исследовательский центр планируетс€ издание очередного, V тома серии «»стори€, этнографи€, фольклор  убани», на сей раз посв€щенного ќтрадненскому району. “акже в планах ÷ентра издание томов, раскрывающих историко-этнографическую специфику Ћенинградского и ѕавловского районов кра€.

 »горь ¬асильев



’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї


Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.