ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





ѕравославные религиозные и культурные традиции ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: ћатвеев ќ.¬., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, √етманска€ —.Ќ., к.и.н., старший научный сотрудник Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

«аселение —тарой и Ќовой линий осуществл€лось в основном колонистами православного вероисповедани€, среди которых был значителен процент последователей древлеправослави€ или старообр€дчества. ќсвоение на новых местах сопровождалось храмовым строительством. ’рам осв€щал станичное пространство, раздел€л его на центр и переферию. —в€той, именем которого нарекалс€ храм, считалс€ покровителем станицы или хутора. ¬ станицах ”сть-Ћабинской и Ќекрасовской храмы были воздвигнуты во им€ св€тител€ и чудотворца Ќикола€, в станице “енгинской и на хуторе  ирпильском Ц —в€того јрхистратига ћихаила, на хуторе јлександровском Ц во им€ —в€тых –авноапостольных  ирилла и ћефоди€, в слободке ”сть-Ћабинской Ц во им€ преподобного —ерги€ –адонежского „удотворца. ƒругие храмы посв€щались знаменательным церковным праздникам. ƒореволюционный историк ј.ƒ. Ћамонов писал, что первопоселенцы первых станиц  убанского полка, в том числе, усть-лабинцы, метали жребий при выборе храмовых праздников дл€ будущих церквей: Ђвсем хотелось праздновать ѕокров ѕресв€ты€ Ѕогородицыї. ÷ерковь в станице ¬оронежской была воздвигнута в 1838 г. во им€ –ождества ѕресв€той Ѕогородицы, в Ћадожской (1826 г.) Ц во им€ ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы, в Ќоволабинской (1868 г.) Ц во им€ ѕокрова Ѕожией ћатери. ¬есь жизненный цикл православного человека был св€зан с храмом: венчание и крещение детей, обретение крестных родителей, христианского имени и св€того покровител€, с 7 лет Ц исповедь и причастие, проводы на службу, слушание проповедей, церковное пение, отпевание умерших и др.

¬ конце XIX Ц начале ’’ в. многие станицы постарались украсить свои церкви. “ак, в ст. Ћадожской в 1894 г. ротмистр императорского конво€ —емен ≈фимович јсеев с супругой пожертвовали в ”спенскую церковь напрестольный большого формата сребропозлащенный крест и икону ”спени€ Ѕожией ћатери художественной работы в сребропозлащенной ризе, а к ней лампаду из нового золота. ¬ 1891 г. полковник ‘едор «ахарович ƒуленко пожертвовал дл€ церкви станицы ¬оронежской киот на икону, подаренную казаками императорского конво€. ƒл€ возведени€ храмов приглашали лучших архитекторов.   началу ’’ в. стара€ –ождественско-Ѕогородицка€ церковь в станице ¬оронежской сильно обветшала. ¬ 1915 г. в станице был возведЄн новый кирпичный храм на каменном фундаменте с такой же колокольней.  роме главного престола в ней был осв€щЄн придельный престол в честь —в. √еорги€ ѕобедоносца. «амечательный храм был построен выдающимс€ кубанским архитектором јлександром ѕетровичем  ос€киным (1875Ц1919) и чудом уцелел до наших дней. ¬ выборе мест дл€ строительства новых храмов и выполнении проектов на их строительство участвовал уроженец станицы ”сть-Ћабинской Ќикита √ригорьевич —ен€пкин (1846Ц1906), который происходил из обер-офицерской семьи, окончил строительное училище √лавного управлени€ путей сообщени€ и публичных зданий, служил с 1877 г. войсковым архитектором в ≈катеринодаре. ќн возвЄл здание ≈катеринодарской городской управы (1883), ѕ€тиглавый храм с двум€ престолами Ц —в€того јлександра Ќевского и ¬ознесени€ √осподн€ в ст. ѕашковской (1889), €вл€лс€ известным общественным де€телем. 8 окт€бр€ 1885 г. по инициативе жителей пос.  ирпильского на левом берегу р.  ирпили напротив —оловьЄвой гребли благочинным св€щенником ѕ.‘.  узьминым и областным архитектором Ќ.√. —ен€пкиным было выбрано место дл€ строительства храма. Ђћестом дл€ будущего храма, Ц писала епархиальна€ газета, Ц избрано довольно возвышенна€ и, по произведЄнному исследованию грунта земли, Ц удобна€ площадка, лежаща€ на левой стороне реки  ирпилей, почти в центре обширно раскинувшегос€ посЄлка. ѕо осв€щении избранного места, пред водружением креста, св€щенником ». ћасальским произнесена кратка€ речь, в коей выражалась благодарность √осподу Ѕогу за доброе начало св€того дела Ц создание храма; он указал на значение церкви как истинного учени€ верыї.

ћежду тем, по сушествовавшему народному преданию в нескольких верстах от Ќекрасовской пастух нашЄл икону —в. ѕараскевы-ѕ€тницы. «десь же под крупным обрывом возвышенного берега† Ћабы бил родник. ћесто почиталось в народе,† но официальна€ церковь долго считало это суеверием. Ћишь в самом конце XIX в. отношение к народному почитанию источника было изменено. Ћ.я. јпостолов писал в 1897 г.: Ђћежду станицами Ќоволабинской и Ќекрасовской находитс€ икона, весьма чтима€ населением. “ут же есть часовн€ и очень уважаема€ Ђкриницаї (колодец). —юда в дев€тую и дес€тую п€тницы после —в. ѕасхи стекаетс€ народу до 20 000 душ и даже более. ѕриезжают не только из окрестных местностей, но даже из-за пределов  убанской области. ¬сЄ это собрание располагаетс€ под открытым небом и после краткого богослужени€ варит себе пищу, отдыхает, пьЄт чай и пр., что представл€ет весьма живописную картинуї.

Ћичность приходского св€щенника играла огромную роль в религиозной жизни местного населени€. ’одатайству€ в 1861 г. о награждении св€щенника станицы Ћадожской я.‘. јпостолова набедренником, командир 1-й бригады сообщал, что ладожский св€щенник убедил жителей станицы собрать средства на ремонт храма 1400 руб. серебром, Еї »нтересно, что яков ‘Єдорович јпостолов, окончивший “ульскую семинарию, был отцом известного кубанского учЄного-метеоролога и географа Ћьва яковлевича јпостолова (1865Ц1932). ѕодлинным подвижником благочести€ был насто€тель ¬оронежского храма был ћихаил јлександрович Ћекторский, выходец из “ерской области (ст. јссинновска€). ќн окончил —тавропольскую духовную семинарию, до назначени€ на  убань служил в с. Ѕлагодатном —тавропольской губернии. «а участие в первой всеобщей переписи населени€ о. ћихаил был награждЄн медалью, а в 1900 г. Ц набедренником. —пуст€ 10 лет местна€ газета сообщала о чествовании воронежцами св€щенника Ћекторского: Ђќценива€ де€тельность своего пастыр€Е общество пожелало выразить свою признательность и постановило приговор поднести о. ћихаилу икону и адрес. ¬ назначенный деньЕ станичным атаманом «убахиным в церкви с позволени€ о. ћихаила был прочитан адрес, в котором старики благодарили своего пастыр€Е ¬ступив на это широкое поле де€тельности, о. ћихаил не заботилс€ о личном благососто€нии и при нЄм воронежцы забыли торговатьс€ за требы, а кто же по бедности не в силах заплатить, то с того и не требовали. ¬ымогательства Ђновиныї и пр. при нЄм не существовало. ¬от это то чувство признательности и заставило воронежцев выразить любовь к своему пастырюї. ќ другом св€щеннике ст. епископ »саакий в 1872 г. писал, что Ђ»оанн ѕо€рков (42 л.) хот€ не отличаетс€ ни развитием, ни познани€ми, но относитс€ к своему делу с вниманием и усердиемї.

—в€щенник »осиф √ригорьевич ƒиаконов, выпускник ¬оронежской духовной семинарии, за труды по первой всеобщей переписи был удостоен тЄмно-бронзовой медали, а епархиальное начальство наградило набедренником, в 1899 г. о. »осиф был награждЄн скуфьею.

ћногие казаки, пришедшие на  убанскую (—тарую) линию в 1794 г. были приверженцами старой веры. —ама€ больша€ община старообр€дцев проживала в ст. ”сть-Ћабинской. ¬ 1827 г. здесь числилось 233 старообр€дца, в 1846 г. Ц 433, в 1865 г. Ц 370. ¬ 1861 г. молитвенный дом в ст. ”сть-Ћабинской находилс€ во вдоре льготнослужащего казака ƒемь€на ѕраздничного. ¬ 1878 г. в ст. ”сть-Ћабинской отмечены 229 Ђраскольников-поповцевї, в 1907 г. 37 дворов, где проживали 148 мужчин и 167 женщин. ¬ ”сть-Ћабинской слободе в 1907 г. проживало староверов 6 мужчин и 9 женщин. ¬ станице Ћадожской в 1861 г. Ђраскольниками, не примелющими св€щенствої числилось 59 человек. —тарообр€дческий молитвенный дом находилс€ во дворе отставного ур€дника ≈рмакова. ¬ 1907 г. в Ћадожской приверженцев старой веры осталось только 2 мужчины и 4 женщины.

¬ станице “енгинской в 1847 г. местный св€щенник зафиксировал 4 двора Ђраскольниковї, где проживали 4 мужчины и 5 женщин. ¬ станице Ќоволабинской в 1878 г. проживало Ђраскольниковї 3 мужчины и 4 женщины, в 1892 г. 7 мужчин и 7 женщин. ¬ станице Ќекрасовской в этом году зафиксированы 9 мужчин и 6 женщин Ђраскольников-поповцевї, в 1902 г. 11 мужчин и 18 женщин.

Ѕольша€ община старообр€дцев имелась в начале ’’ в. станице  ирпильской, где был возведЄн старообр€дческий храм во им€ св€того Ќикола€ ћирликийского Ѕелокриницкой епархии.  огда военный министр 24 феврал€ 1912 г. передал императору cообщение об этом событии, Ќиколай II сделал помету: ЂѕрочЄл с удовольствиемї.  лирова€ ведомость 1910 г. зафиксировала здесь 43 двора Ђраскольниковї, в которых проживали 174 мужчины и 174 женщин.

ѕосле революции 1917 года –усска€ православна€ церковь переживала нелЄгкие времена. Ќе стала исключением и территори€ современного ”сть- Ћабинского района. ¬ годы революции многие из служителей церкви стали новомучениками. ¬ 1918 г. был убит св€щенник —в€то-Ќикольской церкви ст. ”сть-Ћабинской ћихаил Ћисицын (причислен к лику св€тых с совершением пам€ти 26 феврал€ (11 марта). ≈го мучили Ђв течение трех дней Ц с п€тницы до воскресень€.  огда тело его было найдено, то на нЄм оказалось более 10 ран, голова была изрублена в кускиї. —огласно данным ќсобой комиссии, после его смерти красноармейцы преп€тствовали родственникам и жител€м станицы совершать погребение убитого. Ћишь затребовав от жены св€щенника выкуп 600 рублей, они отдали тело. ¬ 1918 г. псаломщик —в€то-“роицкой церкви ст. ¬осточной јлександр ћихайлович ƒонецкий был осуждЄн за Ђпринадлежность к кадетской партииї к заключению в тюрьме, но по дороге убит сопровождавшим его отр€дом. — 1927 по 1937 гг. насто€телем Ћадожской —в€то-”спенской церкви €вл€лс€ протоиерей Ќикандр јлександрович —мирнов, 1874 г. р. ¬ 1937 г. он был арестован и осуждЄн тройкой ”Ќ ¬ƒ. ѕриговор Ђрасстрелї приведЄн в исполнение 16 феврал€ 1938 г.

¬ советское врем€ преследовани€ за веру не прекращались. јрестованным предъ€вл€лось обвинение по 58-й статье ”  –—‘—–, в основном по пунктам 10 и 11 (Ђантисоветска€ агитаци€ї, Ђконтрреволюционна€ де€тельностьї). —реди приговорЄнных и отбывавших ссылку по указанной статье были: св€щенник, работавший в должности псаломщика в ст. ¬оронежской с 1945 г., ћатросов ƒаниил —амойлович 1895 г. р.; ѕечников јлександр ƒмитриевич, 1882 г. р., €вл€вшийс€ св€щенником ст. “енгинской с 1947 г.; служивший в этом же приходе с 1942 по 1947 г. »ванов ¬иктор ¬итальевич, в 1955 г. был оправдан;  очегаров Ќиколай ѕетрович, 1889 г. р., насто€тель храма ст. Ќоволабинской с 1953 г. р.; насто€тель этого же храма с 1945 г. »оаким ћаксимович Ћазаренко, 1900 г. р..

¬ станицах с начала 30-х гг. ’’ в. началось разрушение храмов. Ќаши собеседники вспоминают: Ђ олокол свалили, как гу?нула, ужас, гу?нула вс€ станицаї; Ђ огда стали колокол вал€ть, бур€ подн€лась страшна€ї. ѕо словам жителей ст. Ќекрасовской, были подделаны документы, в которых говорилось, что станичники хот€т убрать церковь. ƒо окончательного разрушени€ некоторые храмы использовались под зернохранилища.

Ќародна€ пам€ть хранит воспоминани€ о благолепии разрушенных храмов: Ђ“акой храм красивый был в  иеве и у нас. Ќа всю –оссию два храмаї; Ђ«а тридцать кило?метров колокол было слышно.  огда ѕасха, тут же ж перезвоны такие, со всех хуторов приезжают, празднуютї.  огда хоронили, по звону знали, Ђчто это на сход душиї. Ђ расивей нашей церкви нигде не былЕ »коны красавицы былиї.

“радици€ православной религиозности на территории ”сть- Ћабинского района не† прерывалась даже в годы гонений. ј после освобождени€ района от немецко- фашистский захватчиков начали активно открыватьс€ церковные приходы.

„асть св€щенников-обновленцев, служивших в этих населЄнных пунктах, были прин€ты в общение с ѕравославной церковью до 1944 г. епископом  раснодарским и  убанским ‘отием. ƒругие прослужили в обновленчестве до июн€ 1945 г., а потом прин€ты в ѕатриаршую церковь вместе со своим архиепископом ¬ладимиром (»вановым). —таничников не интересовало, к какой ориентации принадлежит их приход. ƒл€ людей было важно, чтобы в приходе был св€щенник, к которому можно было бы обратитьс€ в случае той или иной жизненной необходимости. “ак, по просьбе верующих во врем€ войны был рукоположен в сан обновленческим архиепископом јндрей √ригорьевич –ожнов (ст. Ћадожска€).

¬ 50-е гг. XX в. св€щенники добивались разрешени€ ”полномоченного по делам –усской православной церкви при —овете ћинистров ———– по  раснодарскому краю на исполнение треб в хуторах, относ€щихс€ к тому или иному приходу. “ак, отцу јлександру √олубинскому (ст. Ћадожска€) было разрешено совершать требы в хуторах √абаев и  расный; отцу Ћеониду Ѕухареву (ст. Ќекрасовска€) Ц в хуторах ћакаровский, ѕуть к коммунизму, —вободный “руд,  овалЄв, ’лебный рынок, »мени Ћенина, ћухин, ѕустосЄлов, ћалый —идоров, ѕульхеров, ƒогужиев,  иевский, —аратовский; отцу јндрею –ожнову (ст. ¬оронежска€) Ц в хуторах “реть€ –ечка  очеты, ∆елезный,  расно-ћатвеевский. ƒокумент сообщает, что жители этих хуторов за дальностью рассто€ни€ не могут посещать храм, Ђособенно нуждаютс€ в исполнении духовных треб старики и старухи, Еобслужить их нужно только три раза в годЕ, в ¬еликий пост, когда старики говеют, что займЄт два дн€... Ќа “ретьей речке  очеты престольный праздник јлександра Ќевского 12 сент€бр€, ∆елезный хутор Ц престольный праздник 4 но€бр€, и треть€ треба служба после ѕасхи на гробкахї.

”полномоченный сообщал, что Ђдаже в 1925 году, в день 9-й п€тницы, сюда (на источник св. ѕараскевы ѕ€тницы возле ст. Ќекрасовской Ц јвт.) приезжал архиепископ  убанский ћихаил ќрлинский, совершал богослужение в Ќекрасовском соборе, и мол€щихс€ у родника было до 15 тыс. человекї. ћноготыс€чные крестные ходы проводились здесь вплоть до 1936 г. ѕрекратились они лишь в 1937 г., когда собор во им€ —в€тител€ Ќикола€ „удотворца с приделом во им€ мученицы ѕараскевы в ст. Ќекрасовской был разрушен, а вместе с ним разобрана и часовн€, возвышавша€с€ над родником. ¬ послевоенное врем€ крестные ходы на родник возобновились. “ак, в 1950 г. здесь было около 200 человек из  раснодара, јрмавира, ћайкопа, Ќовороссийска и соседних станиц и хуторов.

—реди св€щенников послевоенного периода служили люди с высшим богословским образованием. Ёто протоиерей Ќиколай ѕавлович ≈рмолаев (ст.  ирпильска€), окончивший курс ћосковской духовной академии; протоиерей Ћеонид ¬ладимирович Ѕухарев (ст. Ћадожска€, ст. Ќекрасовска€), окончивший полный курс “верской духовной семинарии. ѕоследний ходатайствовал перед ”полномоченным о покупке дома в ст. Ћадожской под церковь и добилс€, чтобы он стал церковной собственностью.

¬ приходах служили св€щенники, прошедшие дорогами ¬еликой ќтечественной войны. Ёто насто€тель храма ст. ¬оронежской  ожевин ѕЄтр ¬асильевич, 1906 г. р.; ст. “енгинской Ц ѕетришин ≈вграф јнтонович, 1887 г.р., инвалид войны второй группы; ст. Ћадожской Ц ћассальский јндрей Ќиколаевич, 1909 г. р., имевший медаль Ђ«а победу над √ерманиейї; ст. Ќекрасовской Ц √олубинский јлександр ѕетрович, в качестве р€дового прослужил с 1942 по 1945 гг.

— теплом отзывались прихожане о своих насто€тел€х, например, отце ¬алериане —тепановиче ћал€ревском (ст. ¬оронежска€). ¬ письме ”полномоченному они писали: ЂЌикаких претензий не имеем, напротив выражаем ему искреннюю благодарность за его ревностную пасторскую службу и неусыпную заботу о благоустройстве храма и прихода, в знак чего преподносим фелонь (бархатную, коричневую), купленную на специально собранные средстваї. Ќезадолго до освобождени€ станицы, гитлеровцы, несмотр€ на протесты отца ¬алериана, согнали в храм 940 человек советских военнопленных. —тоны умирающих и крики о помощи день и ночь неслись из церкви, но жители станицы не могли помочь, т. к здание было окружено автоматчиками Ђи приближение к нему было запрещено под страхом расстрелаї.

Ћадожцам особенно запомнилс€ отец јндрей ћассальский. ќн своими руками вместе с прихожанами в 1954Ц1955 гг. переоборудовал приобретЄнный дом под церковь. ѕосле того, как на крыше по€вилс€ купол с крестом, св€щенник по указу ”полномоченного был переведЄн в ст.  остромскую, но по просьбе верующих его вернули в 1956 г. на прежнее место служени€.

— 1990-х гг. открылась нова€ страница в отношении руковод€щих органов власти к ÷еркви.  ост€к церковной общины составл€ют женщины от 40 до 70 лет. Ќачалось строительство новых храмов практически во всех населЄнных пунктах района, реконструкци€ сохранившихс€ (ст. ¬оронежска€,  ирпильска€). ќгромную помощь оказывает в этом району предприниматель ќ.¬. ƒерипаска, построивший на свои средства церкви в хуторах ќкт€брьский,† ∆елезный и др. (всего шесть, возведенных в рамках проекта Ђ«олотое кольцо ”сть-Ћабинскаї).

—таршее поколение передавало церковные традиции своим дет€м и внукам. ѕрежде всего, в семье учили детей основным молитвам, рассказывали о вере, о Ѕоге. ћолились утром и вечером, перед едой и после. ѕеред началом любой работы в семье молились, обычно краткой молитвой: Ђ√осподи, поможи мне!ї. ѕеред выгоном коровы крестили еЄ и говорили: Ђ√осподи, храни мою коровочку от вс€ких бед и напастейї, или от сглаза коровы: Ђ—паси, √осподи, от злых глаз, злых €зыков, коровку моюї Ђѕосле ѕасхи до “роицы, Ц вспоминает жительница ст. “енгинской, Ц †всегда читали Ђ’ристос ¬оскресї, Ђќтче нашї, ЂЅогородицуїї. –одители приучали детей почитать старших: на большие праздники, а именно под –ождество ’ристово, дети несли кутью крЄстным, бабушке и дедушке, а затем сосед€м и старшим брать€м, сЄстрам, имевшим свои семьи.

ќсобое отношение было к нищим, старцам. ’одили они по домам и просили милостыню, особенно на ѕасху. ” входа на кладбище в день ѕасхи всегда сидело множество нищих, Ђим об€зательно раздавали, чтобы они поминали наших радителейї. Ќищих и калек в дом брали ночевать. —читалось большим грехом не подать прос€щему: Ђ√осподь нам дал Ц значит надо давать люд€мї .

¬ народной среде аборт приравнивалс€ к т€жкому грех. ∆енщину, сделавшую аборт, сравнивали со змеЄй, котора€ поела своих детей. ј дети эти Ђангал€тки, они там в раю все в цветах живутї.

ƒаже в† советский период у жителей ”сть-Ћабинского района сохран€лось почитание св€того источника ѕараскевы ѕ€тницы. Ўли с ”рала, ”краины,  иева и исцел€лись этой водой, Ђзнали о нЄм и на севереї. —читалось, что к св€тым источникам идти нужно только пешком. ”роженка ст. Ќекрасовской рассказывала, как бабка еЄ бабки со станицы шла в »ерусалим пешком. ќтсутствовала она год. — собой ничего паломники не брали: Ђв селени€х покорм€т, всЄ дадут, пошла дальшеї. ≈сли в семье долго не было детей, Ђходили на богомолье в Ќовый јфонї.

∆изнь человека строилась согласно календарному году, включавшему в себ€ великие двунадес€тые и малые праздники, посты, дни поминовени€ усопших. Ќа  рещение, после литургии Ђшли на »орданьї, там ставились столы и начиналс€ водосв€тный молебен Ђкто хотел, тот окуналс€ї. ¬о врем€ пени€ тропар€ праздника, после слов Ђи ƒух в виде голубинеї выпускали голубей и стрел€ли. Ќа ѕасху посещали храм: Ђ„асов с дев€ти-дес€ти (вечера Ц авт.)Е, там на всю ночь Е Ќа рассвете беруть эти знамЄна (хоругви Ц авт.), иконы и вокруг церкви значить три раза обойдутьЕ, тихоничко так движутс€ и поютьї. «атем начиналось осв€щение. ќсв€щали обычно €йца, сало, паски. ѕосле прихода домой разговл€лись: Ђќсобенно большой едой не занималисьЕ ¬сЄ порезали по кусочку и разговелисьї. Ќа ѕасху, после ночной службы, около 10-11 часов утра шли на кладбище, пом€нуть родителей, при этом на кладбище не ели, не выпивали, всЄ раздавали нищим. Ќа ѕровода ходили повторно. ѕосле разговени€ ложились спать, а позже начинались гул€нь€: ходили в гости, на качели, Ђна горку ходили гул€тьї.

» в† советское врем€ детей посылали в церковь причащатьс€, осв€щать паски и €йца, сало. ’одили во врем€ войны Ђсо св€тост€миї на »ордань. “айно крестили, венчали, служили погребение, посещали вместе с бабушками молельные дома. ѕоскольку богослужений в будние дни не было, а лишь в воскресные и праздничные, то праздник начиналс€ с субботы вечера Ц вечерн€, на другой день в 6 часов утра Ц утрен€. «атем небольшой перерыв, примерно 30 мин., и около 9 часов Ц литурги€, котора€ заканчивалась в обед. ¬ перерыве люди выходили во двор храма, мужчины общались только с мужчинами, женщины Ц с женщинами. »споведь проходила накануне вечером. Ќесмотр€ на напр€женный труд в колхозах и совхозах у жителей района продолжали бытовать запреты на работу в большие праздники: Ђ“ри дн€ ничего, только ухаживать за скотинойї. ѕеред праздником до обеда работали, а Ђс обеда уже готовились (мылись, одевались Ц —. Ќ.)ї.

Ѕольшую роль в жизни станиц ”сть-Ћабинского района играли престольные праздники, которые отмечались весело и дружно. ѕриезжали люди с близлежащих станиц, хуторов и останавливались с ночЄвкой у родственников.  то не имел родных в станице, располагались на ночлег возле церкви. √отовили общий обед в ограде церкви дл€ своих и приезжих.   престольному празднику жители станиц жертвовали продукты в церковь или готовили до?ма, Ђнасколько позвол€ли средстваї.  огда запрещалось празднование престольных дней, станичники и приезжие шли в церковь, а после расходились по домам, где накрывали столы дл€ родственников и соседей.

ѕравославна€ традици€ непрерывно бытующа€ в ”сть- Ћабинском районе, несмотр€ на гонени€ 1920 Ч 1930 гг., представл€ет большую ценность как дл€ поддержани€ морально- нравственного уровн€, духовного единства местного населени€, так и сохранени€ художественных традиций, про€вл€ющихс€ при украшении храмов. Ќепрерывности, укоренЄнность вдореволюционном прошлом православных традиций в ”сть-Ћабинском районе способствовало народное почитание источника —в. ѕараскевы ѕ€тницы, активное возведение храмов в постсоветский период.

ѕримечани€
  1. √осударственный архив —тавропольского кра€. ‘. 135. ќп. 30. ƒ. 137; ќп. 36. ƒ. 673. Ћ. 126; ќп. 60. ƒ. 507; ќп. 65. ƒ. 579; ‘. 454. ќп. 1. ƒ. 3495.
  2. ’рамы и монастыри —тавропольской епархии (1843Ц1920 гг.): справочник / сост. ¬.¬. Ѕелоконь. —таврополь, 2012.
  3. Ѕардадым ¬.ѕ. «одчие ≈катеринодара.  раснодар, 1995.
  4. —.I.ћ. ќсв€щение места под церковь в посЄлке  ирпильском //  авказские епархиальные ведомости. є 22.
  5.  ирпилец. —т. ”сть-Ћабинска€ //  убанские областные ведомости (далее -  ќ¬). 1904. є 12.
  6. »сторический обзор “ерека, —таврополь€ и  убани. ћ., 2008. —. 742.
  7. јпостолов Ћ.я. √еографический очерк  убанской области.  раснодар, 2010. —. 268.
  8. √осударственный архив  раснодарского кра€. ‘. 353. ќп. 1. ƒ. 676; ‘. –-1519. ќп. 1. ƒ. 59; ќп. 2. ƒд. 230, 231, 397, 398, 400, 476.
  9. Ѕардадым ¬.ѕ. –адетели земли  убанской.  раснодар, 1998.
  10. —т. ¬оронежска€ //  ќ¬. 1906. є 124.
  11. ƒело мира и любви: очерки истории и культуры православи€ на  убани / Ќаучн. ред. ќ.¬. ћатвеев.  раснодар, 2009.
  12. «удин ј.». —тарообр€дчество на  убани в конце XVIII Ц начале XX веков: исторический аспект. ƒисс. Е канд. ист. наук.  раснодар, 2009. ѕрил. —. 199.
  13. Ѕабич ј.¬. ѕравославные приходы ”сть-Ћабинского благочини€  раснодарской и  убанской епархии в военный и послевоенный периоды // ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ып. 9 / Ќаучн. ред., сост. ќ.¬. ћатвеев.  раснодар, 2016.
  14. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  15. Ўахов ƒ.¬. ¬оронежска€ станица. —татистико-этнографическое описание //  убанский сборник. “. 1. Ц ≈катеринодар, 1883. —. 655, 659.

ѕри написании справки использовались полевые материалы, собранные в ходе  убанской фольклорно-этнографической экспедиции в 2016 г.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.