ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора






ѕохоронно-поминальна€ обр€дность восточнослав€нского населени€ ”сть- Ћабинского района  раснодарского кра€



јвторы:  узнецова ».ј., старший научный сотрудник Ќаучно- исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

ƒействи€ во врем€ умирани€ и подготовка к похоронам. ќписываютс€ случаи, когда, чувству€ приближение смерти, человек просил прощени€ у присутствующих. »ногда умирающий просил положить его на землю. ¬ правую руку ему могли дать свечу, полага€, что так умирать легче. ƒл€ того чтобы убедитьс€ в наступлении смерти, к лицу умершего подносили зеркало.

Ќесмотр€ на бытующее представление о том, что хоронить надо на третий день, как правило, хорон€т раньше, уже на следующий день. ¬ любом случае, респонденты придерживаютс€ убеждени€, что Ђдолжен покойник ночь в доме переспатьї.

ќдежду, в которой умер человек, и постельное белье, на котором он скончалс€, сжигают после похорон. ¬ годы, когда семьи испытывали нужду, такую одежду и постель могли постирать и использовать дальше.

— приходом смерти соблюдаютс€ запреты на выполнение р€да повседневных работ. ѕока покойник находитс€ в доме, в комнатах не подметают и не моют полы, не стирают. “е, кто узнавал о смерти† станичника до его похорон, не сажали в огороде, не заготавливали овощи. ЂЋежит тело Ц бросай делої, - сказала одна из собеседниц, объ€сн€€, что соседи и знакомые должны находитьс€ в доме покойного и помогать его семье.

ќбмывать тело приглашали женщин, вне зависимости от пола усопшего. —охран€етс€ запрет обмывать покойного близким родственникам. “ело клали на пол и обтирали влажными тр€почками и полотенцем. ѕосле этого воду выливали, а тр€почки закапывали в месте, где не ход€т, под забором. ¬ наши дни все чаще в качестве места, куда выливают воду, называют туалет. ¬ станице Ћадожской отмечали, что если человек наступит на воду, которой обмывали покойного, то он заболеет Ђсухотойї. “ех, кто обмывал, родственники покойного одаривали платками, полотенцами или отрезом ткани. ”мершего мужчину могли побрить, в этом случае щетину клали ему в гроб под подушку. “ело покойного дл€ сохранности протирали уксусом, с этой же целью под гроб ставили известку, клали крапиву.

ѕокойного одевали в то, что было приготовлено. ƒл€ женщины - это юбка, кофта с длинным рукавом, нижнее белье, голову покрывали платком. ¬ ранних запис€х есть упоминание, что стариков раньше хоронили в рубахе и Ђподштаникахї, а на ноги одевали специально сшитые тр€пичные чулки. ¬ советское врем€ мужчин хоронили в костюмах. —ейчас и на мужчин и на женщин в качестве похоронной обуви используют тапочки. ”мершего маленького ребенка одевали в детскую одежду, на голову надевали чепчик или шапочку. ”мершую девушку нар€жали, как невесту: ей на голову надевали свадебный венок и фату. ”мершему юноше прикрепл€ли на грудь белый платочек и цветы, как жениху. ¬ ст. ¬оронежской уточн€ли, что если умерша€ девушка была просватана, то еЄ подруге вешали восковые белые цветы, а часть расходов на похороны брала на себ€ семь€ жениха.

–уки покойного складывали на груди, правую руку Ц сверху левой. ѕод руки клали крест, который могли сделать из восковых церковных свечей.† ¬ карман или в гроб под правое плечо клали деньги, Ђчто б он откупилс€ тамї. ƒл€ того, чтобы руки и ноги покойного лежали ровно, их св€зывали. “ело покойного в доме размещают там, где считают удобным.  ак правило, ногами к выходу, в центре комнаты. «еркала в доме завешивают. — момента наступлени€ смерти и до тех пор, пока тело усопшего не понесли на кладбище, калитку, ведущую с улицы во двор, оставл€ют открытой.

–€дом с покойным на столике став€т воду в стаканчике, сверху на стакан кладут кусочек хлеба. ѕосле похорон воду ставили на окно, где она находилась до сорока дней. —читалось, что в течение этого срока душа усопшего приходила пить воду. ≈сли по покойнику читали ѕсалтырь, то в качестве подставки дл€ этой книги использовали сито. ≈го оборачивали платком, если умерла женщина, или полотенце, если умер мужчина. “акже дл€ читалки могли положить буханку хлеба и конфеты с печеньем. ¬ ст.  ирпильской могли поставить мед.

ѕо традиции гробы не покупали, а изготавливали.† ѕри этом стружками устилали его дно. ќстаток стружек и щепок сжигали. ѕрежде гробы тканью не оббивали. ¬ последней трети ’’ века их оббивали тканью, котора€ готовилась заранее. ÷вета обивки - голубой, белый, красный или черный. ¬ыбор цвета зависел от возраста покойного. Ќапример, дл€ оформлени€ гроба молодому человеку могли использовать красную ткань.†  расный цвета дл€ гроба использовалс€ при погребении ветеранов √ражданской войны. Ќа крышку гроба и боковые стенки, как правило, пришивали / прибивали крест из ткани. ѕодушку дл€ гроба набивали стружками.† ¬ ст. Ќекрасовской в подушку дл€ покойного могли положить траву, котора€ в праздник “роицы лежала в храме. √роб, перед тем как переложить в него покойного, кропили св€той водой с молитвой Ђ—в€тый Ѕожеї. Ќа грудь покойному клали икону.

Ќекоторые собеседники вспоминают, что прежде р€дом с покойным сидели в течение ночи. ¬ наши дни это соблюдаетс€ редко. ¬ населенных пунктах ”сть-Ћабинского района сохран€етс€ традици€ чтени€ ѕсалтыри, однако и она угасает. „итающих становитс€ все меньше, в наши дни это женщины. Ќекоторые помн€т, что прежде читали и мужчины. „итали вечером, в тот день, когда умер человек и с утра следующего дн€, до начала похорон. — читающими ѕсалтырь приходили певчие. ќни, помимо чтени€ молитв, пели духовные стихи.

ƒл€ тех, кто до ночи находитс€ в доме усопшего, готовили ужин.† —читаетс€, что такой ужин должен быть в полночь, но в наши дни это не всегда соблюдаетс€,† и за стол сад€тс€ в одиннадцать часов вечера. ќб€зательным блюдом €вл€лась лапша на курином бульоне. ѕомимо лапши на стол ставили кутью, пирожки, оладьи со сметаной. ¬ завершении ужина - компот или кисель. ¬о врем€ ужина лицо покойного закрывали, а утром его открывал и умывал кто-либо из близких родственников. ¬ этот момент с покойным здоровались и разговаривали. Ќад покойным голосили. Ёта традици€ голошени€ сохран€етс€ и по сей день.

ƒень похорон. ћогилу начинают копать в день похорон. ћесто дл€ устройства могилы выбирают около ранее почивших родственников. ¬о врем€ существовани€ колхозов бригадир назначал тех, кто будет копать могилу, теперь есть люди, дл€ которых это €вл€етс€ родом зан€ти€.

ѕо свидетельству наших собеседников, те, кто копают, потом несут гроб. ќднако на фотографи€х 1970-х годов мы видим, что умершую женщину несут женщины (фото ст.  ирпильска€). ≈сть свидетельства, что прежде подростки несли гроб с телом умершего ребенка.

–аньше детей на похороны приводили, сейчас нет. Ѕолее того, прежде, если умирал учитель, провожать в последний путь приходили ученики, Ђидет вс€ школаї. ѕри этом дети несли венки.

Ќекоторые собеседники отмечают, что нельз€ ходить на кладбище беременной. ¬ том случае, если умерший - это первый ребенок, то его мать провожать на кладбище не пойдет, иначе, по народным представлени€м, у этой женщины больше не будет детей.

—обеседники вспоминают, что прежде хоронили Ђсо св€тостьюї: дл€ этого в церкви брали фонарь, хоругви и запрестольный крест. ≈сли человек был верующий и в станице в это врем€ был приход, то его тело могли занести в церковь. ќ присутствии св€щенника на похоронах в советский период упоминают редко. „аще отпевали после похорон.

—о двора вынос€т крест, крышку гроба, следом выход€т те, кто несет венки и цветы. Ќа крест прив€зывают полотенце, если умер мужчина или платок, если женщина. ¬ советское врем€ платок или полотенце прив€зывали на временный обелиск, который ставили на могилу. ѕри этом на крест / обелиск вешали лучшее. ѕлаток или полотенце об€зательно кто-нибудь снимал дл€ помина. —ейчас не снимают, потому что в традицию входит обычай вешать полотенце, изготовленное специально дл€ похорон, с соответствующей надписью и из неподход€щего дл€ дальнейшего использовани€ материала. ќно выполн€ет только декоративную функцию.   венкам прив€зываютс€ платочки с двух сторон. Ёти платочки потом забирает тот, кто несет венки. √роб несли на полотенцах или без них, на плечах.

“ело покойного выноситс€ последним. ¬о врем€ выноса присутствующих посыпают пшеницей, в которой сто€ла свеча р€дом с покойным. ¬ ст. ¬оронежской во врем€ выноса поют Ђ—в€тый Ѕоже, —в€тый  репкийї. —разу после выноса тела закрывают ворота и зав€зывают платком или полотенцем. ¬озвращатьс€ во двор до тех пор, пока покойника не повезли / понесли, запрещено. ¬ ст. ¬оронежской с нарушением этого запрета св€зывают гибель дочери, котора€ на похоронах матери прежде времени вернулась в дом. ѕосле того как похоронна€ процесси€ отошла от двора, в дом возвращаютс€ те, кто готовит столы к поминальному обеду. ¬ х. ∆елезный после выноса покойного в доме моют полы. ¬ других упоминаемых поселени€х полы моют после поминального обеда.

¬переди похоронной процессии несут икону, следом - венки и гроб с телом покойного.† ≈сли умерший был заслуженным человеком и у него были награды, то впереди процессии несли на подушечках его награды. ¬ х. ∆елезном во врем€ похорон заслуженного председател€ колхоза Ќ. ј. Ќеудачного вслед за наградами несли знамена колхоза с прив€занными к древку траурными лентами. ¬ поздний советский период движение похоронной процессии сопровождал духовой оркестр.

Ќа перекрестках похоронна€ процесси€ останавливаетс€.   усопшему подход€т проститс€ те, кто не может пойти на кладбище. ¬о врем€ движени€ похоронной процессии соблюдаютс€ традиционные запреты и предписани€. ѕереходить дорогу перед похоронной процессией нельз€, потому что могут по€витс€ кост€ные шишки. »х называли Ђнаростеньї (ст. ¬оронежска€) или Ђнавь€ костьї (ст. Ћадожска€). ≈сли кто-то двигалс€ на встречу похоронной процессии, то, завидев еЄ, останавливалс€. “е, кто находились во дворе, при по€влении похоронной процессии выходили со двора, затворив за собою калитку. ≈сли мимо дома несут покойного, то двери и окна должны быть закрыты Ц иначе смерть зайдет в дом.

¬о врем€ входа на кладбище, около ворот, люди, несущие венки, выстраиваютс€ вдоль пути. «десь провожающие в последний путь делают остановку, прежде чем подойти к могиле.

≈сли на кладбище присутствовал св€щенник, то он предавал тело земле Ц Ђзапечатывалї. ≈сли отпевание происходило в доме покойного, но при этом гроб не закрывали, то кто-нибудь из родственников или из знающих, прежде чем закроют гроб, со словами молитвы Ђ—в€тый Ѕоже, —в€тый  репкийї крестообразно посыпал землей укрытое тело. ѕеред тем как закрыть гроб, руки и ноги покойного разв€зывают. —обеседники упоминают, что эти веревочки иногда крадут, но дл€ чего не знают. ѕредполагают, что с их помощью можно колдовством нанести люд€м вред. ¬ ранних запис€х собеседники утверждали, что этими веревочками можно лечить Ђсвихї, то есть вывих. ¬еревочку, которой перев€зывали покойнику ноги, могли вз€ть на суд.

¬ запис€х 1987 года есть упоминание, что в ст. Ћадожской, если хоронили девушку, еЄ подруги пели свадебную песню Ђ«имой-летом сосЄнушка зеленаї. ќписыва€ свадебные традиции станицы Ћадожской, ћ. ¬асилькова упоминает эту песню среди тех, которые пелись утром первого дн€ свадьбы, когда после голошени€ на крыльце невеста обнимала своих подруг.

√роб в могилу опускали или на веревках или на полотенцах. ≈сли гроб опускали на полотенцах, то после их разрезали и отдавали копачам. ѕрисутствующие кидали в могилу по три горсти земли со словами Ђѕусть земл€ тебе будет пухомї. ѕрежде с собой на кладбище во врем€ похорон носили печенье и конфеты, которые здесь же и раздавали. “ем, кто возвращаетс€ с кладбища, перед калиткой став€т воду в ведре, ковшик, мыло полотенце дл€ того, чтобы помыть после кладбища руки.

Ќа поминальный обед в день похорон приход€т все, кто хочет пом€нуть покойного, без приглашени€. ќб€зательными блюдами на поминальном обеде, помимо кутьи, €вл€ютс€ борщ, картошка с м€сом (гул€ш или котлеты) и пирожки со сметаной. ѕирожки готов€т с картошкой, капустой, печенкой или м€сом. ћогут поставить рыбу, густую лапшу, курицу. ”помина€ о поминальной трапезе, ƒ. Ўахов отмечал, что ед€т то же, что и всегда, но с Ђнеизбежным кануномї. »з наших собеседников никто кутью Ђкануномї не называл. ƒл€ усопшего в середине стола став€т тарелку, стакан/рюмку, порожнюю или с водкой, с кусочек хлеба сверху, и ложку. ¬ наши дни на стол также став€т нарезанные колбасы и сыр.

ѕеред началом трапезы близкие родственники усопшего приглашают собравшихс€ его пом€нуть. ≈сли среди поминающих есть верующие, то они могут прочитать молитвы.  оличество и выбор молитв зависит от сохранившейс€ традиции. ¬ ст. ¬оронежской могли ограничитьс€ пением молитвы Ђќтче нашї. ¬ ст. Ќекрасовской, помимо этого, поют поминальные молитвы: ЂФ—о св€тыми упокой ’ристе Ѕоже, душу успошего новопреставленного раба, и прости ей все согрешени€ вольные и невольные. ƒаруй ей ÷арстви€, ѕричасти€ вечных “воих благих “во€ бесконечна€ блаженна€ жизни наслаждени€. ѕом€ни, √осподи, всех в надежде воскресени€ и жизнь вечную усопшие отцы, и брати€ наша и сестры зде лежащие и повсюду православных христиан. —о св€тыми “воими и деже присещает свет лица “воего... и нас помилует €ко благ и человеколюбец. јминь. ѕодаждь √осподи оставление грехов всех прежде отшедшем веру надежду в воскресени€ усопшие отцы и брати€ и сестры наша, блаженных непорочных младенцев, убиенных воинов. » там новопреставленного и сотвори ему √осподи, вечную пам€тьФ. » три раза поетс€ У¬ечна€ пам€тьФї.

Ќа следующий день после похорон родственники новопреставленного несут завтрак на его могилу. »з продуктов с собой могут вз€ть то, что осталось после поминального обеда: лапшу, борщ, но немного, потому что приносить с собой обратно остатки пищи не положено. ѕомимо этого, с собой берут конфеты и печенье дл€ раздачи их на кладбище или по дороге.

„астные поминки. ѕо традиции новопреставленного поминают на дев€тый, сороковой день, через полгода и год после смерти. ¬ эти дни верующие зажигают лампаду. Ќа дев€тый день обед делают только дл€ самых близких. ¬ этот день на кладбище могут пойти, а могут не пойти, счита€, что душа усопшего находитс€ дома. —осед€м и знакомым в качестве помина раздают конфеты, печенье, пирожки, носовые платки. Ќа сороковой день устраивают поминальный обед. Ќекоторые собеседники говор€т о том, что на такой обед об€зательно надо пригласить сорок человек. Ќа сороковой день могут пригласить читалку читать ѕсалтырь. ¬ ст. ¬оронежской к сороковому дню приурочено исполнение† духовного стиха Ђћы собрались ныне сестрыї. Ќекоторые собеседники св€зывают необходимость поминани€ на сороковой день с прохождением душою мытарств и еЄ посмертным определением в этот день. ¬ этот день идут на кладбище. ¬ годовщину смерти делают большой обед, приглаша€ тех, кто был на похоронах. ѕосле покойного поминают, как и других умерших, в общие поминальные дни.

ѕогребальна€ обр€дность ”сть-Ћабинского района демонстрирует устойчивость и преемственность в традиционной народной культуре, сохранение основной сути обр€дового комплекса при наличии изменений. “радиционна€ похоронно- поминальна€ обр€дность, как один из наиболее устойчивых комплексов в† традиционной культуре, прит€гивает к себе, помогает сохран€тьс€ элементам других комплексов. Ќапример, фольклору (преимущественно его религиозной составл€ющей), комплексу традиционной обр€довой пищи, соционормативной культуре. “радиционна€ похоронно-поминальна€ обр€дность способствует единению людей в т€желых жизненных обсто€тельствах.

ѕримечани€
  1. Ўахов ƒ. ¬. ¬оронежска€ станица. —татистико-этнографическое описание //  убанский сборник. ≈катеринодар, 1883. “.1. —. 659 - 660. ¬ описании говоритс€ о том, что похороны мертвых ничем особым не отличаютс€. “олько гроб девушки украшают цветами.
  2. ‘ольклор и этнографи€  убани. ћатериалы I  убанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. јвгуст 1987 г. “. V (рукопись).
  3. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  4. ¬асилькова ћ. —вадьба в станице Ћадожской  убанской области // —борник материалов дл€ описани€ местностей и племен  авказа. “ифлис, 1901. ¬ып. 29.
ѕри написании справки использовались материалы, собранные в ходе  убанской фольклорно-этнографической† экспедиции 2009 и 2016 гг.  
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.