ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








“–јƒ»÷»я ѕ–ј«ƒЌќ¬јЌ»я ѕ–≈—“ќЋ№Ќџ’ ѕ–ј«ƒЌ» ќ¬ ¬ ќ“–јƒЌ≈Ќ— ќћ –ј…ќЌ≈  –ј—Ќќƒј–— ќ√ќ  –јя



  1. Ќаименование объекта:

“радици€ праздновани€ престольных праздников в ќтрадненском районе  раснодарского кра€.

  1.  раткое название объекта:

ѕрестольные праздники в ќтрадненском районе  раснодарского кра€.

  1.  раткое описание:

ќбычай отмечать престольный день известен в народной культуре издавна. ќн наиболее глубоко отражает духовную сторону жизни русского человека, его любовь к Ѕогу и окружающим люд€м. ¬ народной традиции престольный праздник считалс€ второй ѕасхой. —в€той в честь которого осв€щЄн храм €вл€лс€ покровителем всей станицы и еЄ жителей.  аждый считал своим долгом, в своЄм домашнем иконостасе, помимо икон √оспода и Ѕогоматери иметь образ св€того Ц покровител€ храма и местности. ƒо сих пор сохран€етс€ обычай праздновать престольный день всей станицей в ќтрадненском районе и благочестива€ традици€ устройства обеда дл€ паломников.

  1. ‘отографи€ дл€ обложки объекта

01 ’рам ст. ѕодгорной ќтрадненского района в честь св. вмч. √еорги€. ‘ото 2018 г.

  1. ќЌ Ќ  атегори€:
  2. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы
  3. ѕразднества
  4. 1. ѕрестольные
  5. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское население  убани

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык :

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, ќтрадненский район

  1.  лючевые слова:

 раснодарский край, восточнослав€нское население  убани, мифологические представлени€, празднества, престольный день

  1. ѕолное описание:

ќбычай отмечать престольный день известен в народной культуре издавна. ќн наиболее глубоко отражает духовную сторону жизни русского человека, его любовь к Ѕогу и окружающим люд€м.

¬ календарном цикле храмовые, престольные праздники занимают значительное место. ¬ народном сознании степень важности их так велика, что по своей значимости они приравниваютс€ к великим двунадес€тым праздникам.

—читаетс€, что св€той или название праздника в честь которого осв€щен главный престол церкви, €вл€етс€ не только покровителем этого храма и прихожан, но и всех жителей станицы.  ак правило, название селам и р€ду станиц давалось в честь √осподских и Ѕогородичных праздников, а также в честь св€тых покровителей членов императорской семьи. Ќапример станицы: “роицка€, Ѕлаговещенска€, ќльгинска€, ћихайловска€).  аждый станичный житель считал своим долгом иметь в домашнем иконостасе помимо об€зательных икон (»исуса ’риста, Ѕогоматери, св. Ќикола€ „удотворца) и икону св€того или праздника, покровительствующего храму и местности.

„аще всего, при строительстве церкви, народ сам выбирал в честь какого св€того или праздника будет осв€щен главный предел. ¬ыбор их, зачастую, останавливалс€ на тех св€тых, к которым они чаще всего прибегали в своих житейских и хоз€йственных нуждах: ѕокров ѕресв€той Ѕогородицы (покровительница невест, заступница скорб€щих и бол€щих), св. Ќиколай „удотворец (помощник нуждающихс€ в деньгах, покровитель путешествующих), св. ѕараскева ѕ€тница (покровительница полей, плодороди€, помощница в женских делах).

¬ казачьей среде наиболее почитались —в€тые ¬оины - покровители ратного дела: св. √еоргий ѕобедоносец, св. јлександр Ќевский, јрхистратиг ћихаил. ÷елители ран и недугов: св. безсребренники  осма и ƒамиан, св. вмч. и целитель ѕантелеимон.

—ледует отметить, что в народной среде велико было почитание людей, которые жертвовали сел€нам землю и оказывали им вс€ческую поддержку. ѕоэтому храм мог быть назван в честь того св€того, чьЄ им€ носил их благодетель.

ѕредложение о названии храма выносилось перед архиереем, в его праве было утвердить или отвергнуть данное название.

  престольному празднику готовились заранее. ќн всегда начиналс€ с вечера.   вечерней службе съезжалс€ народ со всех близлежащих станиц, сел, хуторов. "ѕоидым,- говор€т, - на буга€тыну. ¬от завтра празнык, а сиводн€ уже прыежають, называитс€ буга€ исть". ћестные приглашали гостей на ночлег, угощали ужином, потом вместе молились - готовились к ѕричастию (таинство приобщени€ людей к Ѕогу через хлеб и вино, которые на богослужении претвор€ютс€ в “ело и  ровь ’риста). ј многие ночь проводили в церкви, обустроившись на полу или лавках. ѕри этом всегда пелись псальмы:

Ђћира «аступница, ћатерь ¬сепета€,

я пред “обою с мольбой...ї

¬о дворе церкви, в это врем€, местные женщины готовили еду к праздничной трапезе. »х шутки и смех перебивались пением:

Ђ√де-то там далеко и не так уж давно

∆ил премудрый и опытный старец,

ќн всегда говорил и всегда он твердил:

—лава Ѕогу за скорбь и за радостьї.

”тром на праздничную литургию приезжал архиерей с братией. ƒл€ станичного прихода их приезд больша€ радость, ведь это бывало, и то не всегда, только  в  престольный день. “акже среди почетных людей выдел€лось казачество во главе с атаманом. ¬се шли в храм (место собрани€ и единени€ всех людей в Ѕоге), где обычно около восьми утра начиналась Уобедн€Ф (так в народе называлась литурги€ - Уобщее делоФ, котора€ раньше длилась обычно до обеда). ѕосле окончани€ обедни, во дворе церкви служили Уводосв€тный молебенФ (малое осв€щение воды). Ќарод брал осв€щенную воду домой и окропл€л ею свои жилища, двор, домашний скот (считаетс€, что эта вода имеет силу изгон€ть всю нечисть и болезни). Ѕогослужение завершалось Укрестным ходомФ (шествие св€щенства и народа вокруг церкви с иконами и хоругви€ми), который  символизировал  восхождение и движение солнца, начало и конец всему.

’рам - образ Уцеркви небеснойФ на земле, а за церковной оградой начиналась мирска€ суета. ѕоэтому, чаще всего, все действи€ св€занные со св€щенными праздниками происходили в церковном дворе, но не всегда.

¬округ церкви ставились столы или на траве стелились рушники, на которых сто€ли угощени€.   обеду закалывали одного-двух молодых бычков. ѕеклись круглые пироги с капустой или печенью, а также с начинкой из сухофруктов. Ќа стол подавалс€ гор€чий борщ.  огда-то его ели из одной чашки несколько человек, чем подчеркивалс€ коллективный характер трапезы. –азнообразие блюд на столе зависело от материальных возможностей церковно-приходской общины и жителей станицы. “акже немаловажное значение имело врем€ праздновани€. ≈сли праздник приходилс€ на постные дни, то скоромна€ пища исключалась. ѕреобладали блюда из рыбы, супы и борщи на растительном масле, пироги с картофельной и капустной начинкой.

Ќа праздничное торжество собиралс€ народ от мала до велика. «десь были дети, молодежь и старики. «а стол садились все вместе. ¬о главе стола почетные люди: св€щенство, казачь€ администраци€, старики. ѕеред трапезой все обращались на восток (пришествие —пасител€ с  востока) и читали молитву Уќтче нашФ.

ѕриходской св€щенник благословл€л пищу (символ благословени€ от Ѕога, который даЄт вкушать свои дары во здравие), и все приступали к трапезе, котора€ также заканчивалась молитвой: "Ѕлагодарим “€, ’ристе Ѕоже наш, €ко насытил еси нас земных “воих благ; не лиши нас и Ќебесного “воего ÷арстви€ї.

¬ этот день возле церкви собирались монахи, странники, нищие, убогие. »м подавалась пища с осв€щЄнного стола. »х приход расценивалс€ местными жител€ми как дар Ѕожий (считалось, что престольный праздник посетил сам »исус ’ристос в образе странника).

“рапеза заканчивалась около трех часов по полудню. —таничники расходились по домам, приглаша€ гостей отдохнуть перед дорогой. ћолодежь, обычно, направл€лась к площади, где устраивались гул€нь€: катание на качел€х,  скачки на лошад€х, веселые игры.

«атраты на проведение праздника брала на себ€ церковно-приходска€ община. “акже активное участие в подготовке торжества принимало станичное правление. ќно отвечало за организацию меропри€ти€, следило за пор€дком, помогало церковному активу в заготовке продуктов дл€ праздничной трапезы. ¬ станицах существовал обычай объезжать дворы на подводе и собирать пожертвовани€ в виде продуктов. У’то курицу, хто вутку, хто картошку, помидоры дастФ. ¬сЄ свозилось на церковный двор. ќбычай УскладчиныФ наиболее часто бытовал при проведении престольных праздников. «десь усматриваетс€ социальное единение людей, общность идей и интересов.

¬ послевоенный период возродилась благочестива€ традици€ устройства общественных обедов в дни престольных праздников. ¬ населенных пунктах, где не было дано разрешение уполномоченного по делам –ѕ÷ по  раснодарскому краю на открытие церкви, обед устраивалс€ в домах прихожан.

¬ это же врем€ ожила традици€ организовывать на приходах братства (первое братство по€вилось на  убани в 1888 г. Ц —. √.). ќни именовались по названию больших церковных праздников: Ђѕреображенскоеї, Ђ рестовоздвиженскоеї, Ђ”спенскоеї, Ђ√еоргиевскоеї. „лены братства участвовали в благоукрашении своего храма (покупали иконы, кресты, хоругви и др. св€щенные предметы дл€ церкви).  аждое братство имело своего руководител€, который знал членов своей общины, подавал за них список имЄн, которые поминались о здравии, а умершие Ц за упокой. ѕеред престольным праздником делалс€ сбор денег и продуктов дл€ общего обеда. ѕразднична€ служба, молебен и панихида проходили в доме одного из членов братства. ЂЅратчикиї были дружны, оказывали друг другу моральную и материальную поддержку. ”полномоченный сообщал о количественном сокращении братств в крае, при этом отмечал: ЂвсЄ же существуют и крепко держат свои старые традицииї (√ј  . –-1519. ќп. 1. ƒ. 56. Ћ. 63-89).

¬ начале 90-х гг. XX в. было разрешено открыто исповедовать веру. ¬о вновь открытых и построенных храмах ќтрадненского района возобновилась традици€, бытующа€ и в насто€щее врем€ Ц торжественно праздновать престольные дни с большим стечением жителей станицы, а также паломников из других станиц и хуторов. ѕри этом накрываютс€ столы с щедрым угощением, устраиваютс€ игры и развлечени€ в этот день дл€ участников праздника.


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

√етманска€ —офи€ Ќиколаевна, старший научный сотрудник √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail: ribkosn@mail. ru, 8(861) 224-12-43

  1. Ёкспедици€:

√ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

  1. √од, собиратели:

1996 Ц —.ј. —икалов, Ќ.¬. Ѕогатырь, ≈.». „убова, ќ.¬. ћатвеев

2018 Ц ».ј.  узнецова

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, ќтрадненский район, cтаницы ”добна€, ЌадЄжна€, ѕередова€, ѕопутна€, ѕодгорна€

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

«аписи проводились во врем€ экспедиций

1996 года (собиратели: —.ј. —икалов, Ќ.¬. Ѕогатырь, ≈.». „убова, ќ.¬. ћатвеев)

2018 года (собиратели: ».ј.  узнецова)

  1. Ѕиблиографи€
  2. ѕо страницам истории  убани.  раеведческие очерки.  раснодар, 1993. —.71.
  3. ѕраздники и знаменательные даты православного и народного календар€. —ѕб, 1993.
  4. ќ св€щенническом благословении. ћ., 1996. —.50.


»ллюстративные материалы

‘ото

01 ’рам в честь св. вмч. √еорги€ в ст. ѕодгорной ќтрадненского района. ‘ото ».ј.  узнецовой. 2018

√ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

2018 Ц ».ј.  узнецова

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ѕодгорна€

јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї

02 ѕрестольный праздник в ст. ѕопутной ќтрадненского района. –епродукци€ ».ј.  узнецовой. 2018

√ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

2018 Ц ». ј.  узнецова

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ѕопутна€

јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї

03 ѕрестольный праздник в ст. ѕопутной ќтрадненского района. –епродукци€ ».ј.  узнецовой. 2018

√ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

2018 Ц ».ј.  узнецова

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ѕопутна€

јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї

04  рестный ход в престольный день. —таница ѕопутна€ ќтрадненского района. –епродукци€ ». ј.  узнецовой  2018

√ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

2018 Ц ». ј.  узнецова

 раснодарский край, ќтрадненский район, станица ѕопутна€

јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї



јнсамбль  умовь€ї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.