ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








“радици€ чтени€ ѕсалтыри в похоронно-поминальном обр€де станиц  раснодарского кра€



  1. Ќаименование объекта

“радици€ чтени€ ѕсалтыри в погребальном обр€де станиц  раснодарского кра€

  1.  раткое название объекта

“радици€ чтени€ ѕсалтыри в погребальном обр€де

  1.  раткое описание объекта

ќдин из важнейших компонентов православного похоронно-поминального обр€да это молитвенна€ помощь живущих умершим. ќсобенно важным считалось чтение ѕсалтыри над телом покойного и в дни поминовени€ после погребени€. „итать молитвы над покойным может любой грамотный христианин, имеющий к тому желание. Ќо в сельской общине присутствовали люди, дл€ которых чтение ѕсалтыри над покойным было родом де€тельности. „итать об упокоении приглашают в день смерти, на дев€тый день, сороковой, пол года и год. —ами читающие замечают, что чтение бывает различное по составу и количеству вычитываемых текстов, а так же по количеству поминаемых на Ђ—лавеї. ”ничтожение приходов и отсутствие св€щенников в советский период привело к разным €влени€м: усилени€ молитв мир€нами там, где были подвижники благочести€, и отсутствию читающих там, где исповедников оказалось не достаточно, чтобы поддержать традицию.

  1. ‘отографи€ объекта

.


  1. ќЌ Ќ  атегори€
  2. II.  онфессиональные практики в народной культуре
  3. Ќеканонические богослужебные практики и обр€ды
  4. Ётническа€ принадлежность

–усские

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык

–усский.

  1. –егион

 раснодарский край

  1.  лючевые слова

 раснодарский край, обр€ды жизненного цикла, похоронно-поминальна€ обр€дность, ѕсалтырь, конфессиональные практики.

  1. ѕолное описание

ќдин из важнейших компонентов православного похоронно-поминального обр€да это молитвенна€ помощь живущих умершим. Ќеобходимыми были как службы совершаемые в церкви, так и домашние молитвы об усопшем. ќсобенно важным считалось чтение ѕсалтыри над телом покойного и в дни поминовени€ после погребени€. „итать молитвы над покойным может любой грамотный христианин, имеющий к тому желание. Ќо в сельской общине присутствовали люди, дл€ которых чтение ѕсалтыри над покойным было родом де€тельности. ¬ современной традиции читающие по усопшему, как правило, женщины которых называют Ђчиталкамиї или Ђчитакамиї. ¬ ретроспективных рассказах собеседников есть упоминани€, что прежде ѕсалтырь над покойными читали мужчины. 

¬ насто€щее врем€ в сельской общине Ђчиталкиї, Ђчитакиї это, прежде всего, воцерковленные, не выходившие замуж женщины или вдовы. Ќередко их называют монашками, хот€ они не принимали постриг. Ќавык чтени€ приобрели непосредственно в среде верующих, на приходе. ¬ своей практике опираютс€ на советы духовных наставников и людей имеющих большой духовный опыт. Ќесколько ина€ категори€ читающих это грамотные жители села, берущиес€ читать Ђпо своимї. Ётому способствует по€вление молитвословов и ѕсалтырей напечатанных УрусскимФ шрифтом и специально составленных дл€ чтени€ по усопшему, а так же брошюр объ€сн€ющих смысл православных обр€дов погребени€. ѕри этом у них сохран€ютс€ УсветскиеФ профессии, следовательно, ограничиваетс€ врем€ дл€ чтени€ и оно не становитс€ посто€нным родом де€тельности. »х тоже обозначают как читалок. “аким присуща фрагментарность знаний. Ќекоторые из них со временем начинают ходить по приглашени€м и переход€т в разр€д Ђпрофессиональныхї читалок.

—обеседницы отмечают, что лучше читать бессемейному. Ќе имеющие семью свободно распор€жаютс€ своим временем. Ѕолее того, часто родственники, в особенности мужь€, €вл€ютс€ противниками. ѕредпочтение вдовам и незамужним сохран€етс€ и потому что продолжает бытовать понимание того, что к покойнику нельз€ подходить Ђнечистойї. «десь понимаетс€ не только физиологическа€ Ђнечистотаї женщины, но возможна€ близость с мужем. “ипичное рассуждение: Ђ’орошо если девушка ходит читать, нельз€ с мужем спать, если днем идти  читатьї.

—уществуют и Ђнехорошиеї читалки, Ђсоветскиеї. Ёто те, кто ведет недостойный образ жизни, не соблюдают нормы поведени€, прин€тые у читалок. Ќапример, назначают цену за чтение, сквернослов€т, читают без благословени€. ќдна из наших собеседниц рассказала о том, что в свое врем€ отн€ла ѕсалтырь у собственного отца, по которому он читал. Ќарушение традиционных соционормативных отношений (не почитание отца) становитс€ пон€тным из контекста: Ђќн такой у мен€ был: тут ѕсалтырь читает, тут и ругаетс€. ј раз ругаетс€, так € у него этот ѕсалтырь отобрала, да монашкам в √рузии отдалаї.   таким обращаютс€ по крайней нужде, если другие читающие не могут.

¬ св€зи с гонени€ми на церковь, роль читалок в общине как носителей знани€ православный погребальных традиций возросла. ƒо революции между черничками читающими над покойным и церковным причтом могли возникать напр€женные отношени€. ѕосле революции, при ликвидации приходов их воспринимали как людей, способных частично восполнить молитвенное заступничество церкви. —ейчас не редко они сами вход€т в состав причта.

„итать об упокоении приглашают в день смерти, на дев€тый день, сороковой, пол года и год. „итают ѕсалтырь Ђза упокойї с благословени€ св€щенника. Ѕлагословение может быть вз€то на зан€тие этим родом де€тельности, а/и может братьс€ в каждый раз, когда приглашают к покойному. «а благословением отправл€етс€ или сама читалка или же она посылает приехавших к батюшке. ≈сли прихода в населенном пункте нет, но ближайший не далеко, то стараютс€ все таки заручитс€ благословением. ¬ этом случае читалка может и заказать службу об усопшем и Ђпривезти землю". ¬ том случае если вз€ть благословение не у кого, то испрашивают благословение у Ѕога. ѕовернувшись к иконам, перекрещива€сь произнос€т: Ђ√осподи, благослови, √осподи благослови, √осподи благословиї.

ќтказывать пришедшему не прин€то, но читать не пойдут в том случае если умерший не крещен, или ушел в секту, или самоубийца. ¬ тех случа€х, когда родственники настаивают, то, не жела€ вызвать осуждение и обиды, наход€т способы не нарушать каноны. ƒл€ многих читающих встает вопрос о возможности чтени€ и над усопшими, которые при жизни и в момент смерти не про€вл€ли себ€ как христиане. ќсобое беспокойство у читалок вызывают люди умершие в пь€нстве. ¬ русской православной традиции умершие в пь€нстве приравнивались к самоубийцам: Ђј которой человек вина упьетс€, или удавитс€, или ножом зарежитс€, или с качелей убьетс€, или своею охотаю купаючис€ утонет, или ино какое дурно сам над собою учинит своими руками, и тех у церкви Ѕожии не хоронити и над ними не отпевати...ї Ц говоритс€ в патриаршей грамоте ћакарьевскому ∆елтоводскому монастырю

¬ подобных ситуаци€х стараютс€ обращатьс€ за советом к св€щенникам. » здесь многое зависит от духовного наставника. УЌам батюшка сказал: Ђ“о, что ты читаешь ѕсалтырь, а человек ни разу в жизни не исповедовалс€, не причащалс€, ни разу не был в церкви, вот его грехи ты на собираешь на себ€ Ц мало у теб€ своих грехов?ї. —уществует друга€ точка зрени€. —в€щенники благословл€ют молитьс€ за всех крещенных, кроме самоубийц. ѕри этом умершие в пь€нстве понимаютс€ как больные. —овременные публикации о совершении погребального обр€да не дают однозначного ответа. ¬ молитвословах можно встретить наставлени€ и тексты молитв о некрещеных младенцах, иноверцах, самоубийцах.

—обеседники отмечают, что ѕсалтырь не читают над детьми умершими до семилетнего возраста, т.к. Ђони безгрешныеї, а также в период от страстной п€тницы до Ђродительского дн€ї.

 онечно, читалка не пойдет если она уже обещала читать у других в это же врем€, либо больна. —осто€ние здоровь€ пожалуй единственна€ причина по которой человек читающий над покойными прекращает заниматьс€ этим родом де€тельности. Ђ’одила, читала 20 лет (по покойникам), а теперь не могу: голос спортилс€ Ц раз, 20 кафизмов надо по покойнику вычитать Ц а сто€ть надо, ну € благословение вз€ла у батюшки, сид€ можно читать, но уже глаза заплываютї). ћолодые, у кого есть семь€ и работа, считают возможным отказывать по причине отсутстви€ времени.

  приходу читалки готовитс€ столик р€дом с покойным. Ќа нем размешают кутью (канун), свечи в стаканчике или мисочке с зерном, хлеб. ƒл€ того чтобы читалке было удобно положить ѕсалтырь, клали сито, обернутое полотенцем, если умер мужчина, или платком, если умерла женщина. ѕосле чтени€ читалка забирала этот платок (или полотенце). ѕорою читающему предназначалс€ и хлеб. ѕлатили и деньгами, но сумма вознаграждени€ не оговаривалась. »ногда читалки отказываютс€ от денег, например, если читать пришлось в большой праздник.

¬споминают, что прежде читалка оставалась в доме до погребени€ и уходила после поминального обеда. —ейчас читают до 23.00 Ц 24.00, после уход€т домой, возвращаютс€ рано утром и продолжают чтение. „итающих может быть двое Ц так легче, и по€вл€етс€ возможность читать день и ночь. — ними могут быть певчие. „итают сто€, на церковно-слав€нском €зыке. ’орошее чтение медленное, вн€тное.  —ами читающие замечают, что чтение бывает различное по составу и количеству вычитываемых текстов, а так же по количеству поминаемых на Ђ—лавеї*.

ќбычно стараютс€ за покойным прочесть хоть один раз ѕсалтырь полностью. ¬не зависимости от того какое количество кафизм прочитано перед выносом тела прочитывают 17-ую кафизму и канон об усопшем, панихиду. ≈сли не удалось вычитать весь ѕсалтырь в доме покойного до похорон, то вычитывают после, у себ€ дома. Ќе дочитать полностью ѕсалтырь над усопшим многими воспринимаетс€ как грех.

ƒл€ того чтобы дать читалке отдохнуть поют духовные стихи. Ќе смотр€ на то что собеседниками подчеркиваетс€ важность чтени€ кафизм против псальмов, которые поютс€ больше дл€ настроени€, замечаетс€ тенденци€ к замещению молитвослови€ на исполнение псальмов. ѕодобное наблюдаетс€ там где длительное врем€ нет прихода. ¬ исполнении духовных стихов, как правило, могут участвовать многие из присутствующих, тогда как практика совместной длительной молитвы утрачена. ƒруга€ причина Ц утрата представлении о загробной жизни.

ѕри чтении ѕсалтыри над телом поминаетс€, прежде всего, усопший. ≈сть традици€ поминать здесь же и усопших ранее родственников покойного, например на первой Ђ—лавеї новопреставленный, на двух других ранее почившие. Ќо порою из-за бо€зни не успеть, и стара€сь прочесть как можно более кафизм, от помина родственников отказываютс€. ≈сли читающих двое, то в то врем€ когда один читает другой вычитывает помин.

Ќа первой Ђ—лавеї могут поминать о здравии всех сто€щих и их родственников. —читаетс€, что все кого пом€нули о здравии, присутствуют на молитве. ѕеред началом чтени€ читалка собирает записочки у присутствующих, о здравии которых хот€т пом€нуть.

≈сть традици€ поминать на ѕсалтыри покойного 40 дней после смерти. ќб этом знают почти все читающие, и просто воцерковленные люди. Ќо родственники покойного прос€т и нанимают читать до сорокового дн€ только в особых случа€х. ќднако многие читалки прочитывают ежедневно по несколько кафизм во врем€ чтени€ домашних молитв и поминают тех, о ком читали без просьб. “акой помин часто длитс€ до года, пока усопший считаетс€ новопреставленным. “ак у одной из наших собеседниц в списке поминаемых только новопреставленных было около сорока человек. ¬ пом€нниках читалок может быть записано до двухсот имен.

ќсобый молитвенный подвиг это вычитывание сорока ѕсалтырей за сорок дней. Ќам известны случаи, когда таким образом брались отмаливать самоубийц.

ќтсутствие Ђчиталокї в общине воспринимаетс€ негативно. Ќо при этом присутствующие на похоронах редко вникают в детали чтени€, и не про€вл€ют стремлени€ научитьс€. Ђ’ождение по покойнымї воспринимаетс€ как дело богоугодное, а потому ответственное, от которого нельз€ отказыватьс€, которое накладывает на читающего особый, более строгий тип поведени€ в повседневной жизни.

” многих читающих были родственники, читавшие над покойными. ¬ семь€х сохран€лись и передавались книги. ќднако это редко бывает основным определ€ющим фактором в выборе.   прин€тию решени€ о зан€тии этим родом де€тельности, подталкивает комплекс событий. ѕриведем пример: Ђ¬от € после мужа решила читать за покойными. я уже 9-ый год читаю. я николы не думала браца, и ни мечтала. Ќо мой покойный папа занималс€ цим. ” них специальна€ книга была ѕсалтырь Ц старинный-старинный. Ќапечатан не по-русски, а церковным шрифтом. “ам кажный слово под титлою. «амуж, семь€, дети Ц все пошло вверх ногами, а потом уже умер, хоз€ин. » тут було тыс€че –оссии справл€ли и вот по телевизору передали передачу православну, и мне вернулос€ все песнопени€, что пели наши родители, и в ум пришло все. ѕришло врем€, тут жила одна бабушка, а € пишла ее проведывать, а ана мени кажет: Ђя как умру, ты за мной читать будешьї. ј € кажу: ЂЅабушка ћан€, не, € така  грешна€, € за це браца не хочуї. ј ана мене каже: Ђј € тебе сказала, €к умру Ц ты будешь читатьї.  јна вскорости и умерла. я не читала, помогала, пели, там была друга€ бабушка, читала.  ј на утро € пришла перва€, а та женщина не пришла, заболела. ј мени той бабушки невистка: ЂЌу шош тЄть “а€, мама сказалаї. я вз€ла, и √осподь открыл мне и буквы и открыл глаза, и € сталаї.

ќсновным побудительным мотивом €вл€етс€ отсутствие читающих с одновременным осознанием необходимости молитвенной поддержки усопших. «афиксированы случаи, когда, жела€ облегчить участь умерших не по-христиански родственников, берут на себ€ труд ходить читать по усопшим. » только однажды в наших запис€х упоминаетс€, что чтение над покойными было вызвано стесненными материальным положением.

Ќавыки чтени€ перенимают у тех, кто читает.   прежним читалкам относ€тс€ с уважением, во многом они остаютс€ образцом. ќднако, наличие наставников не исключает из повествований мотива чудесного научени€: Ђ√осподь вразумилї, Ђ√осподь глаза открылї, Ђ¬ ум вошлої. ќтметим, что среди читающих есть и такие, которые прежде вообще не умели читать.

ѕричина сохранени€ традиции чтени€ по покойным Ц вера в загробную жизнь, в неизбежность —уда Ѕожи€ и в милость Ѕожию. ѕри этом Ѕожий —уд понимаетс€ по подобию суда человеческого. Ђќт мен€ осудили, за мной люди заступились Ц мен€ помиловали. “ак о це ж кажуть и “ам. я умираю, € велика€ грешница, за мэни люди мол€тс€, молитвы идут пр€мо к Ѕогу, € освобождаюсь. ћожно освободитс€ и от ада.ї. „тение понимаетс€ прежде всего как помощь душе умершего, а не дл€ живых.

ќсобый род зан€тий формирует представлени€, св€занные с практикой. „италки примечают, что над разными умершими читаетс€ по-разному: над кем-то легко, над другим т€жело. Ёто св€зывают с тем, как жил на земле человек. ¬ыдел€ют две причины. — одной стороны √осподь не допускает чтение по тому, кто не достоин. — другой Ц бесы мешают вымаливать грешную душу.

јнализиру€ современную практику чтени€ молитв над усопшими, можно отметить, что уничтожение приходов и отсутствие св€щенников привело к разным €влени€м: усилени€ молитв мир€нами там, где были подвижники благочести€, и отсутствию читающих там, где исповедников оказалось не достаточно, чтобы поддержать традицию. Ќаблюдаетс€ ослабление запретов на молитвенное поминовени€ умерших не по-христиански.


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€

 узнецова »рина јнатольевна, старший научный сотрудник Ќаучно-»сследовательского центра “радиционной культуры  убани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.

  1. √од, собиратели: 2000, 2001, 2003, 2019;  узнецова ».ј., –ыбко —.Ќ.
  2. ћесто фиксации:  раснодарский край, районы јпшеронский,  алининский,  аневской.
  3. ћесто хранени€:

јрхив научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.

  1. »стори€ вы€влени€ и фиксации объекта.

¬ы€вление и фиксаци€ обычаев и обр€дов, св€занных с погребением усопших в ходе комплексного исследовани€ станиц  убанской фольклорно-этнографической экспедицией.

  1. Ѕиблиографи€:

 узнецова ».ј. Ђ„италки в современной сельской общине: статус, функции, вариативность практикї // Ђ»тоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур  убани. ƒикаревские чтени€ ’ї.  раснодар 2004 —.137-146.

 

 






*ѕсалтырь состоит из 151 песни или псалма. ѕсалмы сгруппированы в 20 кафизм. ¬ кафизмах псалмы разбиты на три группы, кажда€ из которых заканчиваетс€ словами Ђ—лава ќтцу и —ыну, и —в€тому ƒухуЕї. —ледом читают молитвы, в которых поминают или о здравии или об упокоении. Ёто и  называют поминать Ђна —лавеї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї



јнсамбль  умовь€ї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.