ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора







“радиционна€ одежда в культуре восточнослав€нского населени€ ќтрадненского района  раснодарского кра€



  1. Ќаименование объекта:

“радиционна€ одежда в культуре восточнослав€нского населени€ ќтрадненского района  раснодарского кра€

  1.  раткое название объекта:

“радиционна€ одежда станиц ќтрадненского района

  1.  раткое описание:

¬ результате вли€ни€ определЄнных этнических социальных, экономических и природных условий костюм населени€ ѕриурупь€ (ќтрадненского района) во второй половине XIX Ц начале XX в. оформил свои локальные особенности и этнокультурные маркеры. ќднако в последующем этот комплекс проделал заметную эволюцию от традиционных форм к одежде широкого потреблени€ городских типов, выпускаемой советской промышленностью.

  1. ‘отографи€ дл€ обложки объекта
  2. ќЌ Ќ  атегори€:
  3. I. I. Ќародное исполнительство
  4. —ловесные жанры

  2.2. ѕредани€.

  1. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское  население  убани

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык :

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, ќтрадненский район, станицы ”добна€, ѕередова€, ќтрадна€, Ќадежна€, ћалотенгинска€, ѕодгрна€, ѕодгорна€ —инюха

  1.  лючевые слова:

 раснодарский край, кубанские казаки, традиционна€ одежда

  1. ѕолное описание:

ƒореволюционный мужской костюм казачьего населени€ ѕриурупь€ диктовалс€ стандартами военного сослови€. Ћ.¬. ћакедонов, описавший быт станиц «акубань€, в том числе Ц станиц Ѕесстрашной, Ќадежной и ѕередовой, отмечал в 1908 г.: Ђмужска€ одежда казака Ц та же военна€ форма, в которой он идет на службу; <Е> стоимость еЄ довольно значительна€ї.  азаки новой ”рупской бригады  авказского Ћинейного казачьего войска, сформированной в 1858 г. из станиц, поселенных на ”рупе и “еген€х, должны были иметь суконную, по цвету башлыка, сшиваемую колпаком из четырех частей. —огласно утвержденному описанию от 5 марта 1856 г., Ђниз и опушь по, а верхушка с него, сужа€сь, оканчиваетс€ закругленною макушкою. ¬ышина всего колпака 5 вершков*. Ќиз колпака обшиваетс€ шнуром из черной овчины. Ўирина меха 3 верш. Ќа верх суконного колпака крестообразно нашиваетс€: у ур€дников узка€ в 1/8 вершка серебр€на€ гладка€ тесьма, а у приказных и казаков шерст€на€ или нит€на€ тесьма шириною 1/8 вершков, на красный верх син€€, а на прочих цветах красна€ї.  азакам был присвоен парадный полукафтан (чекмень) из тЄмно-синего сукна (длиной на 2 вершка ниже колен, на обеих полах которого нашивались Ђнаискось вниз по бокам по одному напатроннику на 8 патронных гнезд каждыйї) и вседневный полукафтан (черкеска), сукно на который дозвол€лось Ђупотребл€ть домашнего издели€ и цвета неопределенногої. ѕод полукафтаном носилс€ бешмет из шерст€ной материи, цвет которого полагалс€ в Ћабинской бригаде оранжевый. ѕосле сформировани€ ”рупской бригады, основу которой составил 3-й Ћабинский полк, еЄ казакам было присвоено обмундирвание по образцу Ћабинской бригады, Ђно с заменой светло-синего прибора бирюзовым, по цвету киверов лейб-гвардии гусарского ѕавлоградского ≈го ¬еличества полкаї. Ўаровары полагались Ђсуконные, по цвету парадного полукафтана (т.е., тЄмно-синие. Ц ќ.ћ.) с кожаными подмочкамиї, бурка Ц Ђпо черкесскому образцуї, башлык Ц Ђазиатского образца, суконный, произвольного цветаї, кушак Ц Ђиз черной кожиї, наговицы, нагольники и чев€ки Ц Ђазиатского образцаї.

—огласно приказу от 14 декабр€ 1871 г. казакам  убанского казачьего войска была присвоена папаха с околышом из черного курпе€ в 4? вершка вышиной с верхом из красного сукна, у нижних чинов Ц без галунов; мундир черного сукна Ђчеркесского покро€ї длиной на 7 вершков от земли с напатронниками из черного сукна, нашиваемыми Ђпо обеим сторонам бортов из 10 гнезд каждыйї (верхушки патронных втулок заканчивались пробками красного цвета); бешмет из шерст€ной красной материи на крючках, длиной до колен, без галунов; шаровары Ђпроизвольные, забираемые в сапогиї; обувь Ц сапоги с длинными голенищами, при отправлении домашней службы допускались чев€ки и ноговицы; бурка, башлык произвольного цвета с черной нит€ной тесьмой.

— перевооружением во второй половине 1890-х гг.  убанского казачьего войска трехлинейными мосинскими винтовками число напатронников, в которых в обычное врем€ носились латунные гильзы, увеличиваетс€ до 14. ѕапаха, утвержденна€ в 1882 г., состо€ла из колпака с закругленной верхушкой и пришитой к колпаку меховой тульи. ¬есь колпак прокладывалс€ ватой и простегивалс€. ¬ысота колпака полагалась 4 вершка, диаметр нижнего кра€ делалс€ по голове. ¬ерхушка обшивалась красным сукном.

—трем€сь удешевить казачье обмундирование, а также расширить среди казаков кустарное производство, наказный атаман 27 июл€ 1900 г. разрешил Ђшить серые черкески <Е> где имеетс€ местное производствої. ѕовелением Ќикола€ II 7 декабр€ 1904 г. в  убанском казачьем войске были восстановлены черкески из черного сукна.

Ћ.¬. ћакедонов так описывал в 1908 г. комплекс мужского костюма: Ђћужскую одежду составл€ют, кроме бель€: шаровары на "очкуре", бешмет Ц род короткого кафтана, застегивающегос€ на крючки до верху, с простроченным сто€чим воротником, и, сверху бешмета, длинна€, ниже колен, черкеска, плотно охватывающа€ торс и от талии широко и свободно спускающа€с€ вниз; черкеска Ц без воротника и спереди открыта треугольником, так что виден бешмет; по обеим сторонам груди пришиты гнЄзда, куда вкладываютс€ "газыри" (дерев€нные или металлические трубочки дл€ патронов). Ѕешметы шьютс€ из цветной шерст€ной, или даже шЄлковой, материи и просто из ситца, летние Ц на тонкой подкладке, зимние Ц на вате; черкески Ц из сукна серого или черного цвета, иногда Ц коричневого или белого. ¬ талии черкеска перет€гиваетс€ узким ремнем, большею частью, с металлическим набором, на которых спереди висит кинжал. Ќа голове казака Ц "папаха" Ц барашкова€ высока€ шапка с красным, черным или белым верхом; на ногах Ц сапоги, или "чув€ки" с "ноговицами"; чув€ки или чев€ки Ц башмаки из тонкой бараньей кожи, без подошвы, плотно обт€гивающие ногу по щиколотку, ноговицы Ц из такой же кожи чулки без носков с штрипками*, доход€щие до коленї. Ќа дореволюционных фотографи€х мы видим бешметы различных расцветок и покроев, однако черкески преобладают серые и черные (»лл. 1, 2, 3). ѕо словам уроженки ст. Ќадежной ƒарьи »вановны Ѕухановой, 1912 г.р., Ђбрат, отец, они ходили:  бишметџ, черкески. ” них такой был нар€т. «имой у отца бишмет был стЄганый, вата была. ќн зимой оденит и ходит. ј брат у ниво бишмет был тонкий и он надивал ещЄ чиркеску. <Е> Ц  ак то доставали сукно и она сукона€, красива€ и тЄпла€...  азаки больше в такой одежди ходили. Ќу а хахол есть хахолї. ќ зимней черкеске-бекирке пишет в своих воспоминани€х уроженец ст. —покойной ≈.√. √етманов: ЂЌа мне была хороша€ бекирка, красные галифе, как и на “окаре, галуны на шапкахї. Ѕекиркой называли зимнюю черкеску с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полосой от него до по€са.

 азачий по€с с набором определ€л сословную принадлежность, статус взрослого мужчины, мужа: Ђ–еменый, может чуть ширше пальца. “ут разделка тожеш ремЄна€, тут наконечники серебр€ные и на том, и на том серебр€на оделка на по€сах была. Ѕыли такие дурочки: шось там жинка неправильна сказј, он снимае и начинает еЄ набором хлистатьї.

¬ ст. ѕодгорной, по данным местных старожилов, Ђв качестве ритуального украшени€ поверх бешмета одевалась нашейна€ тесьма, сплетенна€ красивым кольчатым узором из волос конского волосаї. “акую тесьму мы видим у казака ст. Ќадежной на фотографии начала ’’ в. (сидит крайний справа (»лл. 1)). ќсновной обувью казака были Ђсапоги на кожаной м€гкой подошве с очень низкими каблуками (в одну набойку). Ќоски этих сапог были острые и м€гкие, слегка загнутые кверху. ќт носка до самого верха голенища об€зательно шел продольный шов. Ћетом носили обувь горского покро€, сшитую из целого куска сыром€тной кожи, так называемые чабуры. ѕорт€нок у казаков не было, вместо них надевали шерст€ные носки домашней в€зкиї. „абуры (чебуры) Ц обувь из невыделанной кожи, часто встречаютс€ в лексике отрадненского писател€ и поэта ».Ќ. Ѕойко: Ђќтменно шил чебуры и поршниї; Ђв чебурах, подв€занных веревками крест-накрестї; Ђкрасне€ за свои чебурыї и др.. —огласно нашим полевым материалам, чабуры встречались в ст. Ѕесстрашной еще в послевоенные советские годы: ЂЌазывались чабурџ Ц проста кожа, а верх очкуром зат€гивалс€ї. „абуры были распространены и в других станицах Ѕаталпашинского отдела.

¬ качестве рабочей мужской обуви Ћ.¬. ћакедонов также упоминает башмачата или коты Ђиз толстой кожи с высоким передом, ст€гивающиес€ выше щиколотки ремнем, или бечевкойї. Ѕашмачата надевались поверх шерст€ных коротких чулок, в которые заправл€лись шаровары.

¬ холодную и в дождливую погоду употребл€лись бурки и башлыки, кроме того, встречались Ђполушубки и шубы, или заимствованные у иногородних зипуныї. ≈.√. √етманов в своих воспоминани€х о ст. —покойной отмечал, что Ђподошел к казаку, одетому в шубу желтого цвета в талию с по€сом, в серой шапкеї.

ћальчики, согласно данным Ћ.¬. ћакедонова, Ђобыкновенно ход€т в бешметах, папахах и башмачатахї. Ёта информаци€ подтверждаетс€ и иллюстративным материалом (»лл. 4, 5).

ќсновой женского костюма во второй половине XIX Ц начале ’’ в. €вл€лась рубаха, котора€ была нательной и верхней домашней одеждой. ќсновным материалом дл€ изготовлени€ рубах служил различного качества холст Ц домашней выработки, а в пореформенный период и фабричной.

ѕо словам ћ.Ѕ. ѕереверзевой, 1904 г.р., Ђраньше делали женскую рубашку низ холстиный, а станочик вверху. –аньше больше холстиное, суконое. “кали сами и сукно, и холстинуї. ∆енские рубашки вышивали на рукавах, Ђи падол вышивали, и крестиком и гладью. <Е> «елЄными и красными (никами. Ц ќ.ћ.).  акой цвиточик делают вышивают красными нитками, зелЄным как веточкаї.

ќдним из основных компонентов будничного и праздничного женского костюма во второй половине XIX Ц начале XX в. €вл€лись юбка с кофтой различных фасонов. ќсновным материалом дл€ летнего комплекса €вл€лс€ ситец, дл€ зимнего Ц шерсть. «ажиточные казачки нередко шили юбки и кофты из одной ткани Ц парочку. Ќа фотографи€х начала ’’ в. девушки и женщины одеты в такие парочки (»лл. 6, 7). ћ.¬. ћакедонов сообщал: Ђ∆енска€ одежда состоит из кофты и юбки и ничем особенно не отличаетс€; на голове Ц платок, на ногах Ц полусапожки, или те же "башмачата". Ц <Е> ƒевочки одеваютс€, как и взрослые женщиныї.

ƒевушки ходили Ђпот сподом юпочки шили зонавыи, с кружафкой, с вышифкойї. Ђ«онова€ї юбка была белой, верхн€€ шилась из ситца разных расцветок, изготовл€лись из шерсти с трем€-четырьм€ полками, держались Ђна по€сах, апшита по€сом и этот же по€с зав€зываицаї, концы по€са Ђподоткнули и всЄї. ћ.». ‘едоренко: Ђѕоверх рубахи зонова€ юпка должна быть Ц называлас€, она с кружавочкой, из зону больше шилас€, щас то с капрону, да с разногоЕ, а то Ц зонова€. «онова€ эта одевалась всегда в праздник. —верху юбка хороша€ одевалас€, об€зательно должно быть трошечки видно. Ёто очень красивої.

—татус женщины демонстрировалс€ еЄ прической: Ђ∆енщина всегда дулю закручивала, а у девушки всида коса висела, всида коса висела, вотак гл€нишь Ц это пошла девушка. ёпки такие длинаи носили, тужорачки тожеш такжеш носили каротинькие, так што нима различи€ от старых. ѕов≈рница Ц коса и об€зательно лентачка кака€-то прицоплина до касы и бантиком зав€занаї. ћ.». ‘едоренко из ст. ѕередовой рассказывала, что девушка Ђдо замужа она косу носит, замуж вышла, уже ей так закурутили волосы, как называли, дулей. <Е> ƒевушки об€зательно в косу ленты вплетали, концы ленты зав€зывали бантиком, на два бантикаї.

ƒ.я. »ванов отмечал, что отрадненские женщины Ђдл€ поддержани€ белизны лица употребл€ют косметическое средство спуск. ќн составл€етс€ из сулемы, буры, квасцов, сахару и €ичных белков на козьем сале. ¬се эти вещества предварительно толкут, просеивают, потом всыпают в сало и бьют до тех пор, пока вс€ смесь не примет белоснежного цвета. ƒл€ запаху вливают одеколону или духовї.

—имволом женского начала был платок: Ђ≈сли вышла замуш и живЄшь с свекрами, не имеишь права у комнату раскрыта входить. ƒо стола шоп сроду ни подходилаї.

—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

ћатвеев ќлег ¬ладимирович, главный научный сотрудник √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail:vim12@rambler.ru “ел: 8(861) 224-12-43

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

  1. √од, собиратели: 1996 Ц Ќ.». Ѕондарь, ќ.¬. ћатвеев, ¬.¬. ¬оронин, √.¬. –ум€нцева,  апышкина —.ё..

2018 - ¬.¬. ¬оронин, ј.». «удин, ќ.¬. ћатвеев.

  1. ћесто фиксации:  раснодарский край, ќтрадненский район, станицы Ѕесстрашна€, ЌадЄжна€, ѕередова€, ѕодгорна€, —покойна€ —инюха, ”добна€, хутор —олдатска€ Ѕалка.
  2. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  3. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта: «аписи проводились во врем€ экспедиций 1996 и 2018 гг..
  4. Ѕиблиографи€
  5. »ванов ƒ.я. —таница ќтрадна€  убанской области, Ѕаталпашинского отдела // »ванов ƒ.я. »сторико-этнографические очерки и заметки / —ост. ќ.¬. ћатвеев, —.√. Ќемченко. [  160-летию станицы ќтрадной ќтрадненского района  раснодарского кра€]. Ц ќтрадна€: »зд. Ўурыгин ¬.≈., 2017.
  6. »лющенко Ќ.Ќ. »стори€ станицы ѕодгорной  раснодарского кра€. Ц ¬олгоград: »зд-во ¬олг. инст. экон., соц. и пр., 1998. Ц —. 18.
  7. ћакедонов Ћ.¬. ¬ горах  убанского кра€. Ѕыт и хоз€йство жителей нагорной полосы  убанской области. Ц ¬оронеж, 1908.
  8. ћатвеев ќ.¬., ‘ролов Ѕ.≈. ќчерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII в. Ц 1917 г.). Ц  раснодар: изд.-во Ђ райбибколлекторї, 2000. Ц —. 169Ц174.
  9. —ловарь отрадненской речи (по материалам произведений ».Ќ. Ѕойко, √.Ћ. Ќемченко, ѕ.≈. ѕридиуса / авт.-сост. ѕелих ¬.ћ.; отв. ред. —.√. Ќемченко —.√. Ц ќтрадна€-јрмавир: изд. Ўурыгин ¬.√., 2019. Ц —. 151.
  10. –ум€нцева √.¬. “радиционна€ одежда восточнослав€нского населени€ станицы ѕреградной // »тоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур  убани за 1998 год. ћатериалы региональной научно-практической конференции. ƒикаревские чтени€ (5) / Ќаучн. ред., сост. Ќ.». Ѕондарь, ћ.¬. —еменцов. Ц  раснодар, 1999.



 


* ¬ершок Ц русска€ дореволюционна€ единица измерени€ длины, равна€ длине верхней фаланги (отсюда Ц вершок) указательного пальца. — учетом современного соотношени€ между метрическими единицами вершок считают равным 4, 445 см. 

* Ўтрипки Ц (с немецкого €зыка strippe Ц петл€) Ц узка€ полоска ткани или тесьмы дл€ сохранени€ брюк (в данном случае Ц ноговиц) в нат€нутой форме.



’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї


Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.