Страница /object/news/60/

Свадебный музыкальный фольклор станицы Отважной Лабинского района Краснодарского края



  1. Наименование объекта:

Свадебный музыкальный фольклор  станицы Отважной Лабинского района Краснодарского края

Краснодарского края.

  1. Краткое название объекта:

Свадебный музыкальный фольклор  станицы Отважной

  1. Краткое описание:

Свадебный музыкальный фольклор одной из закубанских станиц отражает процессы взаимодействия метропольных традиционных культур (южнорусской и восточноукраинской; линейной и черноморской в кубанском регионе). В станице Отважной Лабинского района Краснодарского края свадебная музыкальная традиция южнорусская в своей основе.  Выделяется несколько свадебных музыкально-поэтических жанров: свадебные песни прощальной функции, величальные, поезжанские, причитания, монострофные свадебные припевки. Поэтическая и музыкальная организация припевок сходна с образцами сложения данного жанра в черноморских станицах Кубани. На это указывает как диалект, отраженный в поэтических текстах свадебных тирад, так и особенности музыкально-ритмической и звуковысотной организации.

  1. Фотография для обложки объекта
  2. ОНКН Категория:
  3. I. Мифологические представления и верования, этнографические комплексы.
  4. Обряды и обрядовые комплексы.

                          2.2. Обряды жизненного цикла.

2.2.4. Свадебные

  1. Этническая принадлежность:

Восточнославянское  население Кубани

  1. Конфессиональная принадлежность

Православие

  1. Язык :

Русский, наречие – южнорусское

  1. Регион:

Краснодарский край, Лабинский район, станица Отважная

  1. Ключевые слова:

Краснодарский край, кубанские казаки, свадебный обряд, свадебный музыкальный фольклор.

  1. Полное описание:


Станица Отважная входит в зону Новой или Лабинской Линии в ее юго-восточной части, в предгорьях Большого Кавказского хребта. Отважная была заселена в 1859 г. Факт ее заселения, так же, как и станиц Упорная, Бесстрашная, Кардоникская, донскими казаками отмечает в 1891 г. газета «Кубанские областные ведомости»: «С 1846 года происходили почти ежегодные переселения донских казаков на Лабу и Сунжу. В течение 16 лет переселено с Дона 2811 семейств» (1). Документ зафиксировал следующее соотношение первых поселенцев в Отважной: офицеров – 3; линейных казаков – 57; донских казаков – 50; малороссий­ских казаков – 76; нижних чинов регулярных войск – 117. В последующий период в население станицы вливались потоки переселенцев из разных областей России, Украины, в том числе из черноморских станиц Кубани.

Свадебный обряд и музыкальный фольклор станицы Отважной Лабинского района представляет собой закубанскую традицию, имюющую определенные особенности. Они связаны и с достаточно поздним временем образования традиции и с процессами активного взаимодействия линейной и черноморской свадебной традиции, включая соответствующие  комплексы музыкально-поэтических текстов, при формировании свадебной культуры Закубанья. В станице Отважной процессы интеграции явились причиной создания сложноорганизованной, но достаточно цельного в стилевом отношении комплекса свадебных музыкальных жанров.

Нужно отметить неплохую сохранность свадебного обряда и фольклора в станице Отважной,  во   всяком   случае,  на  момент обследования станицы участниками Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции в 1994 г. Это подтверждает общий объем свадебных музыкально-поэтических текстов (их было записано около тридцати), обширные и подробные интервью об особенностях выполнения обряда. При анализе ритуала обращают на себя внимание вкрапления в линейную основу элементов, в большей степени характерных для черноморских станиц. К ним, нужно, например, отнести развитость каравайного обряда, большое число разновидностей выпекаемого хлеба (каравай, лежень, шишки, треног, гребень, боронa). Другой развитой компонент ­– приглашение на свадьбу, этап, предшествующий акциям по реализации перехода невесты. Он также не особенно развит в линейных населенных пунктах, зато является одним из важнейших этапов свадебного обряда в черноморском субрегионе. Во время приглашения в Отважной звучал представительный комплекс песен.

Показателем степени интегративных процессов в культуре являются и качества диалекта жителей Отважной, которые свидетельствуют о взаимопроникновении различных этнических компонентов, наличии украинских лексем в южнорусской языковой основе. Один из самых убедительных аргументов, подтверждающих факт языковой интеграции, предоставляет анализ проявления диалектных особенностей в текстах свадебных песен. Все они были исполнены в ходе сеансов записи одними и теми же певицами. При сличении образцов очевидны русско-украинские языковые взаимодействия в тирадных поэтических композициях:


Прощальная свадебная песня

(строфическая композиция):

Дразнилки

(тирадная композиция):


Сосна моя, ты сосёнушка,

Сосна моя, ты зилёная.

 

С кориня да макушки,

С кориня, ой,  да макушки,

 

Да зилёнай верхушки. (2)

Буйны ветры замели, (2)

В тихай Дон пастанавили. (2)

Ни таби, дружко, дружкуваты,

Таби свиней пасты

С длыннаю ламакай,

С чёрнаю саба…


Старшай баярин гарбатай,

Да стенки прыпятай,

Гвоздичкам прыбитай,

Штоб ни быв сирди…



Значительные совпадения с черноморской балачкой демонстрируют также и такие поэтические конструкты, как:  Чирвонаю квитачку ни снашу; Дэ ж твое дитятко литало; Свашка – нылипашка; Старшая дружка – сыкушка.

Музыкальное оформление отважненской свадьбы в своей основе опирается на линейный комплекс обрядовых музыкально-поэтических текстов. Их релевантная особенность в контексте кубанской свадебной культуры – достаточно большое количество жанров свадебного пения (прощальные, величальные, поезжанские песни, комментирующие ритуал при приглашении на свадьбу, выкупе, отъезде из дома невесты и др., причитания, а также припевки при выкупе). При этом различным жанровым группам соответствуют музыкально-ритмические структуры, которых тоже довольно много.

Ритмическая организация свадебных напевов Отважной демонстрирует разнообразие форм временной организации напевов, здесь действует пятнадцать ритмических структур (Таблица 1). Большинство ритмических форм, бытующих в Отважной, типичны для линейного свадебного фольклора Кубани. Это ряд цезурированных структур (со стихом 4+3+3; 4+4; 4+4+6; 7+5) и несколько разновидностей сегментированных ритмических периодов, координирущихся с тоническим стихом  2.3.2.

Подобно тому, как это происходит в большинстве линейных станиц, обширный корпус форм делится на группы, объединенные обрядовыми функциями. Логика ритуала моделирует противопоставление структур, выполняющих прощальную функцию (7+5, 7+4, 4+3+3, распевные версии 2.3.2):

7+5

Нидолга жи да й виночен(и)ку да на… кусту(ю) висеть,

да на кусту жи да й висеть.

Нидолга жи да вой Светачки да в девушках вой сидет(и)

да в девушках да й сидеть.

4+3+3


Ой, на маре, на маре, на заре,

Щекатали ластачки, салавьи.

Ойи, лёли, ойи, лёли, да салавьи.


Там вутица плавала, плавала,

Всё серая ныряла, ныряла.


2.3.2

Ой, глянь, маты жи да й на мой па(о)сад,

Ой, глян(и), маты жи да и на мой па(о)сад,

Й усе да девки да й у каса(я)х сидят,

Й а на маю же да раса(я) да впа…


Реализация величальной и поезжанской функции происходит с помощью песен, лпирающихся на стих 4+4+6, 4+4, нераспетые версии 2.3.24:


4+4+6

За речкаю, за Лабою три агня гарела,

Ой, лёли, лёли лёли, три агня гарела


4+4


Березничек листаватай,

Березничек листаватай,

Ой, лёли, листаватай,

Ой, лёли, листаватай


2.3.2

Да был заюшка, да был заюшка,

Был заюшка-горностаюшка,

Был заюшка-горностаюшка.


Интеграция в единую систему линейного и черноморского комплексов в свадебной традиции станицы Отважной связана с присутствием в данной традиции двух тирадных форм со стихом 69 и 57+34,  которые ритмизуют представительные блоки поэтических композиций и функционируют зонно, то есть заполняют определенный отрезок обрядового времени путём повтора и комбинаторики сюжетов. Первая ситуация – приглашение на свадьбу, где свою политекстовую природу (7 поэтических композиций) проявляет напев со стихом 57+34.:


Ой, попы ж, попы гордие

Ни званить рано в неделю,

Зазванит(и) рано в субботу!

Патиряли дружечки, ой, рабо… (ту).

 

Вторая подобная обрядовая ситуация – выкуп невесты. Здесь вступает в силу действие тирадной структуры со стихом 69.

Братику, ни лякайся, (2)

Братику, постарайся,

Ни продавай сэстру

За руб, за чоты(ри),

Просы золотого

С князя молодо…


Данная картина очень характерна для черноморского комплекса свадебных напевов.

Звуковысотная ор­ганизация свадебных песен станицы Отважной в большей степени, нежели ритмика, унифицирует традицию, но в то же время, единой ее назвать нельзя. В Отважной действует значительное количество напевов, лишь малая часть которых политексто­вая (четыре песенных и один причётный), остальные же представлены в единичных версиях).

Для свадебных напевов Отважной характерна принадлежность двум стилевым группам. Дифференцирующим признаком выступает, прежде всего, степень распевности и в какой-то мере темп пения.

Напевы первой мелодической группы – прощальной функции, исполняющиеся на сепарационных этапах ритуала (посадные, сиротские). Они исполняются преимущественно медленно, звуковысотная ткань организована довольно сложно, мелодические версии детализированы. При развитости как горизонтальных, так и вертикальных ладовых связей, формирование мелодической линии в них определяет соотношение двух верти­кальных комплексов секундового соотношения: 5/3/1 – 6/4/2/II ступеней. При этом особое значе­ние имеет противопоставление 1 и 4 ступеней как наиболее ярких «представителей» этих созвучий (Пример 1).

Звуковысотная организация величальных и поезжанских напевов более проста. Организующий ладовый компонент их также вертикальный, однако, из-за меньшей роли распевов, детализированности мелодического движения фактура их прозрачнее, а звуковысотная «плотность» ниже. Немало способствует этому более подвижный темп пения (Пример 2).

Оппозиция двух групп напевов довольно условна, поскольку затрагивает не все параметры звуковысотной системы, в напевах можно обнаружить и много сходного. Так, сходен тип многоголосия – узкообъемное двухголосие.  Все свадебные напевы Отважной звучат в звуковысотных шкалах диатонического типа. Главной же особенностью звуковысотного строения, в результате которой произошло стилистическое сближение, является развитость вертикально-ладового аспекта, «гармоничность» ладов, обеспеченная квартовым соотношением опорных звуков вертикально-ладовых комплексов в нижней голосовой партии. Сближают напевы также формы мелодического движения, каденционных оборотов, и даже темп пения только относительно разводит напевы. Многие величальные и поезжанские композиции поются в Отважной довольно сдержанно и хотя бы в минимальной степени включают явление внутрислоговой мелизматики (Пример 3).

Напевы тирадной формы в целом очень естественно вошли в общую песенную систему Отважной. При этом они как бы примкнули к напевам двух функциональных групп. Песни со стихом 57+34., связанные с этапом приглашения а свадьбу, в большей степени проявили причастность к прощальным композициям, а тирады-дразнилки со стихом 69 – к величальным и поезжанским. В принципе же, дразнилки выделяются из общего корпуса звуковысотных структур более «легковесной» фактурой, часто полуречевой манерой исполнения, незакрепленностью форм мелодического движения (Примеры 4, 5).

Общую картину звуковысотной организации местных напевов дополняют детали их тембрового решения в напевах разных групп. Особый интерес вызывает практически календарная манера исполнения песен этапа приглашения на свадьбу, открытый тембр их интонирования, использования приёма гукания в конце композиционных единиц.

Обобщая, можно сказать, что стилевые особенности свадебных песен станицы Отважной убедительно иллюстрируют процессы взаимодействия южнорусской и восточноукраинской, линейной и черноморской свадебных музыкальных традиций в кубанском регионе.


Служебная информация

  1. Автор описания:

Жиганова Светлана Александровна, ведущий научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail:  svet1ana2008@mail.ru Тел: 8(918) 43-33-975.

  1. Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

А/к 633, 634. ПМ КФЭЭ-1994. С. Отважная Лабинского р-на Кк. Исп.: Клинков И.А. (1929), Клинкова А.А. (1931), Кунцев С.Г. (1916), Кунцева М.П. (1923), Беднова Е.И. (1929), Штархунова Л,П. (1922),  Лукьянцова Т.М. (1921), Фалеева Н.Г. (1937).

  1. Год, собиратели:

1994 – С.А. Жиганова, Л.В. Бобкова

  1. Место фиксации:

Краснодарский край, Лабинский  район, станица Отважная

  1. Место хранения: Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани
  2. История выявления и фиксация объекта:

1994 – материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции в Лабинский район Краснодарского края

  1. Библиография
  2. Бентковский И. Бывшее Кавказское линейное войско и его наказные атаманы // Кубанские областные ведомости, 1891. №5.
  3. Толстая С. М. О семантическом единстве обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Москва, 1988. С. 146 – 148.Жиганова С. А. Свадебная обрядность и фольклор кубанских казаков (очерк) //  Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.2. – Москва –  Краснодар, 2005. С. 282 – 299.
  4. Жиганова С. А. Приглашение на свадьбу в кубанской фольклорной традиции // Вестник Шlэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Из-во АГУ, 2007. С.344 – 358.
  5. Жиганова С.А. Свадебные песни в обрядовом пространстве (Особенности музыкального кодирования в свадебном обряде станиц Темрюкского района Краснодарского края) // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. Т.IV. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. С. 277–289.
  6. Жиганова С.А. Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего формирования (диссертация на соискание ученой степени
  7. Жиганова С.А. Народная музыкальная традиция Кубани: пространственно-акустические аспекты организации          // Музыка в пространстве медиакультуры: Сборник статей по материалам Пятой Международной научно-практической конференции 17 апреля 2018 года. – Краснодар, издательство КГИК, 2018. С. 21 – 25.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наименование объекта:

Свадебный музыкальный фольклор  станицы Отважной Лабинского района Краснодарского края

Краснодарского края.

  1. Краткое название объекта:

Свадебный музыкальный фольклор  станицы Отважной

  1. Краткое описание:

Свадебный музыкальный фольклор одной из закубанских станиц отражает процессы взаимодействия метропольных традиционных культур (южнорусской и восточноукраинской; линейной и черноморской в кубанском регионе). В станице Отважной Лабинского района Краснодарского края свадебная музыкальная традиция южнорусская в своей основе.  Выделяется несколько свадебных музыкально-поэтических жанров: свадебные песни прощальной функции, величальные, поезжанские, причитания, монострофные свадебные припевки. Поэтическая и музыкальная организация припевок сходна с образцами сложения данного жанра в черноморских станицах Кубани. На это указывает как диалект, отраженный в поэтических текстах свадебных тирад, так и особенности музыкально-ритмической и звуковысотной организации.

  1. Фотография для обложки объекта
  2. ОНКН Категория:
  3. I. Мифологические представления и верования, этнографические комплексы.
  4. Обряды и обрядовые комплексы.

                          2.2. Обряды жизненного цикла.

2.2.4. Свадебные

  1. Этническая принадлежность:

Восточнославянское  население Кубани

  1. Конфессиональная принадлежность

Православие

  1. Язык :

Русский, наречие – южнорусское

  1. Регион:

Краснодарский край, Лабинский район, станица Отважная

  1. Ключевые слова:

Краснодарский край, кубанские казаки, свадебный обряд, свадебный музыкальный фольклор.

  1. Полное описание:


Станица Отважная входит в зону Новой или Лабинской Линии в ее юго-восточной части, в предгорьях Большого Кавказского хребта. Отважная была заселена в 1859 г. Факт ее заселения, так же, как и станиц Упорная, Бесстрашная, Кардоникская, донскими казаками отмечает в 1891 г. газета «Кубанские областные ведомости»: «С 1846 года происходили почти ежегодные переселения донских казаков на Лабу и Сунжу. В течение 16 лет переселено с Дона 2811 семейств» (1). Документ зафиксировал следующее соотношение первых поселенцев в Отважной: офицеров – 3; линейных казаков – 57; донских казаков – 50; малороссий­ских казаков – 76; нижних чинов регулярных войск – 117. В последующий период в население станицы вливались потоки переселенцев из разных областей России, Украины, в том числе из черноморских станиц Кубани.

Свадебный обряд и музыкальный фольклор станицы Отважной Лабинского района представляет собой закубанскую традицию, имюющую определенные особенности. Они связаны и с достаточно поздним временем образования традиции и с процессами активного взаимодействия линейной и черноморской свадебной традиции, включая соответствующие  комплексы музыкально-поэтических текстов, при формировании свадебной культуры Закубанья. В станице Отважной процессы интеграции явились причиной создания сложноорганизованной, но достаточно цельного в стилевом отношении комплекса свадебных музыкальных жанров.

Нужно отметить неплохую сохранность свадебного обряда и фольклора в станице Отважной,  во   всяком   случае,  на  момент обследования станицы участниками Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции в 1994 г. Это подтверждает общий объем свадебных музыкально-поэтических текстов (их было записано около тридцати), обширные и подробные интервью об особенностях выполнения обряда. При анализе ритуала обращают на себя внимание вкрапления в линейную основу элементов, в большей степени характерных для черноморских станиц. К ним, нужно, например, отнести развитость каравайного обряда, большое число разновидностей выпекаемого хлеба (каравай, лежень, шишки, треног, гребень, боронa). Другой развитой компонент ­– приглашение на свадьбу, этап, предшествующий акциям по реализации перехода невесты. Он также не особенно развит в линейных населенных пунктах, зато является одним из важнейших этапов свадебного обряда в черноморском субрегионе. Во время приглашения в Отважной звучал представительный комплекс песен.

Показателем степени интегративных процессов в культуре являются и качества диалекта жителей Отважной, которые свидетельствуют о взаимопроникновении различных этнических компонентов, наличии украинских лексем в южнорусской языковой основе. Один из самых убедительных аргументов, подтверждающих факт языковой интеграции, предоставляет анализ проявления диалектных особенностей в текстах свадебных песен. Все они были исполнены в ходе сеансов записи одними и теми же певицами. При сличении образцов очевидны русско-украинские языковые взаимодействия в тирадных поэтических композициях:


Прощальная свадебная песня

(строфическая композиция):

Дразнилки

(тирадная композиция):


Сосна моя, ты сосёнушка,

Сосна моя, ты зилёная.

 

С кориня да макушки,

С кориня, ой,  да макушки,

 

Да зилёнай верхушки. (2)

Буйны ветры замели, (2)

В тихай Дон пастанавили. (2)

Ни таби, дружко, дружкуваты,

Таби свиней пасты

С длыннаю ламакай,

С чёрнаю саба…


Старшай баярин гарбатай,

Да стенки прыпятай,

Гвоздичкам прыбитай,

Штоб ни быв сирди…



Значительные совпадения с черноморской балачкой демонстрируют также и такие поэтические конструкты, как:  Чирвонаю квитачку ни снашу; Дэ ж твое дитятко литало; Свашка – нылипашка; Старшая дружка – сыкушка.

Музыкальное оформление отважненской свадьбы в своей основе опирается на линейный комплекс обрядовых музыкально-поэтических текстов. Их релевантная особенность в контексте кубанской свадебной культуры – достаточно большое количество жанров свадебного пения (прощальные, величальные, поезжанские песни, комментирующие ритуал при приглашении на свадьбу, выкупе, отъезде из дома невесты и др., причитания, а также припевки при выкупе). При этом различным жанровым группам соответствуют музыкально-ритмические структуры, которых тоже довольно много.

Ритмическая организация свадебных напевов Отважной демонстрирует разнообразие форм временной организации напевов, здесь действует пятнадцать ритмических структур (Таблица 1). Большинство ритмических форм, бытующих в Отважной, типичны для линейного свадебного фольклора Кубани. Это ряд цезурированных структур (со стихом 4+3+3; 4+4; 4+4+6; 7+5) и несколько разновидностей сегментированных ритмических периодов, координирущихся с тоническим стихом  2.3.2.

Подобно тому, как это происходит в большинстве линейных станиц, обширный корпус форм делится на группы, объединенные обрядовыми функциями. Логика ритуала моделирует противопоставление структур, выполняющих прощальную функцию (7+5, 7+4, 4+3+3, распевные версии 2.3.2):

7+5

Нидолга жи да й виночен(и)ку да на… кусту(ю) висеть,

да на кусту жи да й висеть.

Нидолга жи да вой Светачки да в девушках вой сидет(и)

да в девушках да й сидеть.

4+3+3


Ой, на маре, на маре, на заре,

Щекатали ластачки, салавьи.

Ойи, лёли, ойи, лёли, да салавьи.


Там вутица плавала, плавала,

Всё серая ныряла, ныряла.


2.3.2

Ой, глянь, маты жи да й на мой па(о)сад,

Ой, глян(и), маты жи да и на мой па(о)сад,

Й усе да девки да й у каса(я)х сидят,

Й а на маю же да раса(я) да впа…


Реализация величальной и поезжанской функции происходит с помощью песен, лпирающихся на стих 4+4+6, 4+4, нераспетые версии 2.3.24:


4+4+6

За речкаю, за Лабою три агня гарела,

Ой, лёли, лёли лёли, три агня гарела


4+4


Березничек листаватай,

Березничек листаватай,

Ой, лёли, листаватай,

Ой, лёли, листаватай


2.3.2

Да был заюшка, да был заюшка,

Был заюшка-горностаюшка,

Был заюшка-горностаюшка.


Интеграция в единую систему линейного и черноморского комплексов в свадебной традиции станицы Отважной связана с присутствием в данной традиции двух тирадных форм со стихом 69 и 57+34,  которые ритмизуют представительные блоки поэтических композиций и функционируют зонно, то есть заполняют определенный отрезок обрядового времени путём повтора и комбинаторики сюжетов. Первая ситуация – приглашение на свадьбу, где свою политекстовую природу (7 поэтических композиций) проявляет напев со стихом 57+34.:


Ой, попы ж, попы гордие

Ни званить рано в неделю,

Зазванит(и) рано в субботу!

Патиряли дружечки, ой, рабо… (ту).

 

Вторая подобная обрядовая ситуация – выкуп невесты. Здесь вступает в силу действие тирадной структуры со стихом 69.

Братику, ни лякайся, (2)

Братику, постарайся,

Ни продавай сэстру

За руб, за чоты(ри),

Просы золотого

С князя молодо…


Данная картина очень характерна для черноморского комплекса свадебных напевов.

Звуковысотная ор­ганизация свадебных песен станицы Отважной в большей степени, нежели ритмика, унифицирует традицию, но в то же время, единой ее назвать нельзя. В Отважной действует значительное количество напевов, лишь малая часть которых политексто­вая (четыре песенных и один причётный), остальные же представлены в единичных версиях).

Для свадебных напевов Отважной характерна принадлежность двум стилевым группам. Дифференцирующим признаком выступает, прежде всего, степень распевности и в какой-то мере темп пения.

Напевы первой мелодической группы – прощальной функции, исполняющиеся на сепарационных этапах ритуала (посадные, сиротские). Они исполняются преимущественно медленно, звуковысотная ткань организована довольно сложно, мелодические версии детализированы. При развитости как горизонтальных, так и вертикальных ладовых связей, формирование мелодической линии в них определяет соотношение двух верти­кальных комплексов секундового соотношения: 5/3/1 – 6/4/2/II ступеней. При этом особое значе­ние имеет противопоставление 1 и 4 ступеней как наиболее ярких «представителей» этих созвучий (Пример 1).

Звуковысотная организация величальных и поезжанских напевов более проста. Организующий ладовый компонент их также вертикальный, однако, из-за меньшей роли распевов, детализированности мелодического движения фактура их прозрачнее, а звуковысотная «плотность» ниже. Немало способствует этому более подвижный темп пения (Пример 2).

Оппозиция двух групп напевов довольно условна, поскольку затрагивает не все параметры звуковысотной системы, в напевах можно обнаружить и много сходного. Так, сходен тип многоголосия – узкообъемное двухголосие.  Все свадебные напевы Отважной звучат в звуковысотных шкалах диатонического типа. Главной же особенностью звуковысотного строения, в результате которой произошло стилистическое сближение, является развитость вертикально-ладового аспекта, «гармоничность» ладов, обеспеченная квартовым соотношением опорных звуков вертикально-ладовых комплексов в нижней голосовой партии. Сближают напевы также формы мелодического движения, каденционных оборотов, и даже темп пения только относительно разводит напевы. Многие величальные и поезжанские композиции поются в Отважной довольно сдержанно и хотя бы в минимальной степени включают явление внутрислоговой мелизматики (Пример 3).

Напевы тирадной формы в целом очень естественно вошли в общую песенную систему Отважной. При этом они как бы примкнули к напевам двух функциональных групп. Песни со стихом 57+34., связанные с этапом приглашения а свадьбу, в большей степени проявили причастность к прощальным композициям, а тирады-дразнилки со стихом 69 – к величальным и поезжанским. В принципе же, дразнилки выделяются из общего корпуса звуковысотных структур более «легковесной» фактурой, часто полуречевой манерой исполнения, незакрепленностью форм мелодического движения (Примеры 4, 5).

Общую картину звуковысотной организации местных напевов дополняют детали их тембрового решения в напевах разных групп. Особый интерес вызывает практически календарная манера исполнения песен этапа приглашения на свадьбу, открытый тембр их интонирования, использования приёма гукания в конце композиционных единиц.

Обобщая, можно сказать, что стилевые особенности свадебных песен станицы Отважной убедительно иллюстрируют процессы взаимодействия южнорусской и восточноукраинской, линейной и черноморской свадебных музыкальных традиций в кубанском регионе.


Служебная информация

  1. Автор описания:

Жиганова Светлана Александровна, ведущий научный сотрудник ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». Е-mail:  svet1ana2008@mail.ru Тел: 8(918) 43-33-975.

  1. Экспедиция:

Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры Кубани

А/к 633, 634. ПМ КФЭЭ-1994. С. Отважная Лабинского р-на Кк. Исп.: Клинков И.А. (1929), Клинкова А.А. (1931), Кунцев С.Г. (1916), Кунцева М.П. (1923), Беднова Е.И. (1929), Штархунова Л,П. (1922),  Лукьянцова Т.М. (1921), Фалеева Н.Г. (1937).

  1. Год, собиратели:

1994 – С.А. Жиганова, Л.В. Бобкова

  1. Место фиксации:

Краснодарский край, Лабинский  район, станица Отважная

  1. Место хранения: Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани
  2. История выявления и фиксация объекта:

1994 – материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции в Лабинский район Краснодарского края

  1. Библиография
  2. Бентковский И. Бывшее Кавказское линейное войско и его наказные атаманы // Кубанские областные ведомости, 1891. №5.
  3. Толстая С. М. О семантическом единстве обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Москва, 1988. С. 146 – 148.Жиганова С. А. Свадебная обрядность и фольклор кубанских казаков (очерк) //  Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.2. – Москва –  Краснодар, 2005. С. 282 – 299.
  4. Жиганова С. А. Приглашение на свадьбу в кубанской фольклорной традиции // Вестник Шlэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. – Майкоп: Из-во АГУ, 2007. С.344 – 358.
  5. Жиганова С.А. Свадебные песни в обрядовом пространстве (Особенности музыкального кодирования в свадебном обряде станиц Темрюкского района Краснодарского края) // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. Т.IV. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. С. 277–289.
  6. Жиганова С.А. Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего формирования (диссертация на соискание ученой степени
  7. Жиганова С.А. Народная музыкальная традиция Кубани: пространственно-акустические аспекты организации          // Музыка в пространстве медиакультуры: Сборник статей по материалам Пятой Международной научно-практической конференции 17 апреля 2018 года. – Краснодар, издательство КГИК, 2018. С. 21 – 25.

 

На сайт