ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








—вадебный музыкальный фольклор станицы ќтважной Ћабинского района  раснодарского кра€



  1. Ќаименование объекта:

—вадебный музыкальный фольклор  станицы ќтважной Ћабинского района  раснодарского кра€

 раснодарского кра€.

  1.  раткое название объекта:

—вадебный музыкальный фольклор  станицы ќтважной

  1.  раткое описание:

—вадебный музыкальный фольклор одной из закубанских станиц отражает процессы взаимодействи€ метропольных традиционных культур (южнорусской и восточноукраинской; линейной и черноморской в кубанском регионе). ¬ станице ќтважной Ћабинского района  раснодарского кра€ свадебна€ музыкальна€ традици€ южнорусска€ в своей основе.  ¬ыдел€етс€ несколько свадебных музыкально-поэтических жанров: свадебные песни прощальной функции, величальные, поезжанские, причитани€, монострофные свадебные припевки. ѕоэтическа€ и музыкальна€ организаци€ припевок сходна с образцами сложени€ данного жанра в черноморских станицах  убани. Ќа это указывает как диалект, отраженный в поэтических текстах свадебных тирад, так и особенности музыкально-ритмической и звуковысотной организации.

  1. ‘отографи€ дл€ обложки объекта
  2. ќЌ Ќ  атегори€:
  3. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы.
  4. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

                          2.2. ќбр€ды жизненного цикла.

2.2.4. —вадебные

  1. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское  население  убани

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык :

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, Ћабинский район, станица ќтважна€

  1.  лючевые слова:

 раснодарский край, кубанские казаки, свадебный обр€д, свадебный музыкальный фольклор.

  1. ѕолное описание:


—таница ќтважна€ входит в зону Ќовой или Ћабинской Ћинии в ее юго-восточной части, в предгорь€х Ѕольшого  авказского хребта. ќтважна€ была заселена в 1859 г. ‘акт ее заселени€, так же, как и станиц ”порна€, Ѕесстрашна€,  ардоникска€, донскими казаками отмечает в 1891 г. газета Ђ убанские областные ведомостиї: Ђ— 1846 года происходили почти ежегодные переселени€ донских казаков на Ћабу и —унжу. ¬ течение 16 лет переселено с ƒона 2811 семействї (1). ƒокумент зафиксировал следующее соотношение первых поселенцев в ќтважной: офицеров Ц 3; линейных казаков Ц 57; донских казаков Ц 50; малороссий­ских казаков Ц 76; нижних чинов регул€рных войск Ц 117. ¬ последующий период в население станицы вливались потоки переселенцев из разных областей –оссии, ”краины, в том числе из черноморских станиц  убани.

—вадебный обр€д и музыкальный фольклор станицы ќтважной Ћабинского района представл€ет собой закубанскую традицию, имюющую определенные особенности. ќни св€заны и с достаточно поздним временем образовани€ традиции и с процессами активного взаимодействи€ линейной и черноморской свадебной традиции, включа€ соответствующие  комплексы музыкально-поэтических текстов, при формировании свадебной культуры «акубань€. ¬ станице ќтважной процессы интеграции €вились причиной создани€ сложноорганизованной, но достаточно цельного в стилевом отношении комплекса свадебных музыкальных жанров.

Ќужно отметить неплохую сохранность свадебного обр€да и фольклора в станице ќтважной,  во   вс€ком   случае,  на  момент обследовани€ станицы участниками  убанской фольклорно-этнографической экспедиции в 1994 г. Ёто подтверждает общий объем свадебных музыкально-поэтических текстов (их было записано около тридцати), обширные и подробные интервью об особенност€х выполнени€ обр€да. ѕри анализе ритуала обращают на себ€ внимание вкраплени€ в линейную основу элементов, в большей степени характерных дл€ черноморских станиц.   ним, нужно, например, отнести развитость каравайного обр€да, большое число разновидностей выпекаемого хлеба (каравай, лежень, шишки, треног, гребень, боронa). ƒругой развитой компонент ­Ц приглашение на свадьбу, этап, предшествующий акци€м по реализации перехода невесты. ќн также не особенно развит в линейных населенных пунктах, зато €вл€етс€ одним из важнейших этапов свадебного обр€да в черноморском субрегионе. ¬о врем€ приглашени€ в ќтважной звучал представительный комплекс песен.

ѕоказателем степени интегративных процессов в культуре €вл€ютс€ и качества диалекта жителей ќтважной, которые свидетельствуют о взаимопроникновении различных этнических компонентов, наличии украинских лексем в южнорусской €зыковой основе. ќдин из самых убедительных аргументов, подтверждающих факт €зыковой интеграции, предоставл€ет анализ про€влени€ диалектных особенностей в текстах свадебных песен. ¬се они были исполнены в ходе сеансов записи одними и теми же певицами. ѕри сличении образцов очевидны русско-украинские €зыковые взаимодействи€ в тирадных поэтических композици€х:


ѕрощальна€ свадебна€ песн€

(строфическа€ композици€):

ƒразнилки

(тирадна€ композици€):


—осна мо€, ты сосЄнушка,

—осна мо€, ты зилЄна€.

 

— корин€ да макушки,

— корин€, ой,  да макушки,

 

ƒа зилЄнай верхушки. (2)

Ѕуйны ветры замели, (2)

¬ тихай ƒон пастанавили. (2)

Ќи таби, дружко, дружкуваты,

“аби свиней пасты

длыннаю ламакай,

— чЄрнаю сабаЕ


—таршай ба€рин гарбатай,

ƒа стенки прып€тай,

√воздичкам прыбитай,

Ўтоб ни быв сирдиЕ



«начительные совпадени€ с черноморской балачкой демонстрируют также и такие поэтические конструкты, как:  „ирвонаю квитачку ни снашу; ƒэ ж твое дит€тко литало; —вашка Ц нылипашка; —тарша€ дружка Ц сыкушка.

ћузыкальное оформление отважненской свадьбы в своей основе опираетс€ на линейный комплекс обр€довых музыкально-поэтических текстов. »х релевантна€ особенность в контексте кубанской свадебной культуры Ц достаточно большое количество жанров свадебного пени€ (прощальные, величальные, поезжанские песни, комментирующие ритуал при приглашении на свадьбу, выкупе, отъезде из дома невесты и др., причитани€, а также припевки при выкупе). ѕри этом различным жанровым группам соответствуют музыкально-ритмические структуры, которых тоже довольно много.

–итмическа€ организаци€ свадебных напевов ќтважной демонстрирует разнообразие форм временной организации напевов, здесь действует п€тнадцать ритмических структур (“аблица 1). Ѕольшинство ритмических форм, бытующих в ќтважной, типичны дл€ линейного свадебного фольклора  убани. Ёто р€д цезурированных структур (со стихом 4+3+3; 4+4; 4+4+6; 7+5) и несколько разновидностей сегментированных ритмических периодов, координирущихс€ с тоническим стихом  2.3.2.

ѕодобно тому, как это происходит в большинстве линейных станиц, обширный корпус форм делитс€ на группы, объединенные обр€довыми функци€ми. Ћогика ритуала моделирует противопоставление структур, выполн€ющих прощальную функцию (7+5, 7+4, 4+3+3, распевные версии 2.3.2):

7+5

Ќидолга жи да й виночен(и)ку да наЕ кусту(ю) висеть,

да на кусту жи да й висеть.

Ќидолга жи да вой —ветачки да в девушках вой сидет(и)

да в девушках да й сидеть.

4+3+3


ќй, на маре, на маре, на заре,

ўекатали ластачки, салавьи.

ќйи, лЄли, ойи, лЄли, да салавьи.


“ам вутица плавала, плавала,

¬сЄ сера€ ныр€ла, ныр€ла.


2.3.2

ќй, гл€нь, маты жи да й на мой па(о)сад,

ќй, гл€н(и), маты жи да и на мой па(о)сад,

… усе да девки да й у каса(€)х сид€т,

… а на маю же да раса(€) да впаЕ


–еализаци€ величальной и поезжанской функции происходит с помощью песен, лпирающихс€ на стих 4+4+6, 4+4, нераспетые версии 2.3.24:


4+4+6

«а речкаю, за Ћабою три агн€ гарела,

ќй, лЄли, лЄли лЄли, три агн€ гарела


4+4


Ѕерезничек листаватай,

Ѕерезничек листаватай,

ќй, лЄли, листаватай,

ќй, лЄли, листаватай


2.3.2

ƒа был заюшка, да был заюшка,

Ѕыл заюшка-горностаюшка,

Ѕыл заюшка-горностаюшка.


»нтеграци€ в единую систему линейного и черноморского комплексов в свадебной традиции станицы ќтважной св€зана с присутствием в данной традиции двух тирадных форм со стихом 69 и 57+34,  которые ритмизуют представительные блоки поэтических композиций и функционируют зонно, то есть заполн€ют определенный отрезок обр€дового времени путЄм повтора и комбинаторики сюжетов. ѕерва€ ситуаци€ Ц приглашение на свадьбу, где свою политекстовую природу (7 поэтических композиций) про€вл€ет напев со стихом 57+34.:


ќй, попы ж, попы гордие

Ќи званить рано в неделю,

«азванит(и) рано в субботу!

ѕатир€ли дружечки, ой, рабоЕ (ту).

 

¬тора€ подобна€ обр€дова€ ситуаци€ Ц выкуп невесты. «десь вступает в силу действие тирадной структуры со стихом 69.

Ѕратику, ни л€кайс€, (2)

Ѕратику, постарайс€,

Ќи продавай сэстру

«а руб, за чоты(ри),

ѕросы золотого

— кн€з€ молодоЕ


ƒанна€ картина очень характерна дл€ черноморского комплекса свадебных напевов.

«вуковысотна€ ор­ганизаци€ свадебных песен станицы ќтважной в большей степени, нежели ритмика, унифицирует традицию, но в то же врем€, единой ее назвать нельз€. ¬ ќтважной действует значительное количество напевов, лишь мала€ часть которых политексто­ва€ (четыре песенных и один причЄтный), остальные же представлены в единичных верси€х).

ƒл€ свадебных напевов ќтважной характерна принадлежность двум стилевым группам. ƒифференцирующим признаком выступает, прежде всего, степень распевности и в какой-то мере темп пени€.

Ќапевы первой мелодической группы Ц прощальной функции, исполн€ющиес€ на сепарационных этапах ритуала (посадные, сиротские). ќни исполн€ютс€ преимущественно медленно, звуковысотна€ ткань организована довольно сложно, мелодические версии детализированы. ѕри развитости как горизонтальных, так и вертикальных ладовых св€зей, формирование мелодической линии в них определ€ет соотношение двух верти­кальных комплексов секундового соотношени€: 5/3/1 Ц 6/4/2/II ступеней. ѕри этом особое значе­ние имеет противопоставление 1 и 4 ступеней как наиболее €рких Ђпредставителейї этих созвучий (ѕример 1).

«вуковысотна€ организаци€ величальных и поезжанских напевов более проста. ќрганизующий ладовый компонент их также вертикальный, однако, из-за меньшей роли распевов, детализированности мелодического движени€ фактура их прозрачнее, а звуковысотна€ Ђплотностьї ниже. Ќемало способствует этому более подвижный темп пени€ (ѕример 2).

ќппозици€ двух групп напевов довольно условна, поскольку затрагивает не все параметры звуковысотной системы, в напевах можно обнаружить и много сходного. “ак, сходен тип многоголоси€ Ц узкообъемное двухголосие.  ¬се свадебные напевы ќтважной звучат в звуковысотных шкалах диатонического типа. √лавной же особенностью звуковысотного строени€, в результате которой произошло стилистическое сближение, €вл€етс€ развитость вертикально-ладового аспекта, Ђгармоничностьї ладов, обеспеченна€ квартовым соотношением опорных звуков вертикально-ладовых комплексов в нижней голосовой партии. —ближают напевы также формы мелодического движени€, каденционных оборотов, и даже темп пени€ только относительно разводит напевы. ћногие величальные и поезжанские композиции поютс€ в ќтважной довольно сдержанно и хот€ бы в минимальной степени включают €вление внутрислоговой мелизматики (ѕример 3).

Ќапевы тирадной формы в целом очень естественно вошли в общую песенную систему ќтважной. ѕри этом они как бы примкнули к напевам двух функциональных групп. ѕесни со стихом 57+34., св€занные с этапом приглашени€ а свадьбу, в большей степени про€вили причастность к прощальным композици€м, а тирады-дразнилки со стихом 69 Ц к величальным и поезжанским. ¬ принципе же, дразнилки выдел€ютс€ из общего корпуса звуковысотных структур более Ђлегковеснойї фактурой, часто полуречевой манерой исполнени€, незакрепленностью форм мелодического движени€ (ѕримеры 4, 5).

ќбщую картину звуковысотной организации местных напевов дополн€ют детали их тембрового решени€ в напевах разных групп. ќсобый интерес вызывает практически календарна€ манера исполнени€ песен этапа приглашени€ на свадьбу, открытый тембр их интонировани€, использовани€ приЄма гукани€ в конце композиционных единиц.

ќбобща€, можно сказать, что стилевые особенности свадебных песен станицы ќтважной убедительно иллюстрируют процессы взаимодействи€ южнорусской и восточноукраинской, линейной и черноморской свадебных музыкальных традиций в кубанском регионе.


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

∆иганова —ветлана јлександровна, ведущий научный сотрудник √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail:  svet1ana2008@mail.ru “ел: 8(918) 43-33-975.

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

ј/к 633, 634. ѕћ  ‘ЁЁ-1994. —. ќтважна€ Ћабинского р-на  к. »сп.:  линков ».ј. (1929),  линкова ј.ј. (1931),  унцев —.√. (1916),  унцева ћ.ѕ. (1923), Ѕеднова ≈.». (1929), Ўтархунова Ћ,ѕ. (1922),  Ћукь€нцова “.ћ. (1921), ‘алеева Ќ.√. (1937).

  1. √од, собиратели:

1994 Ц —.ј. ∆иганова, Ћ.¬. Ѕобкова

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, Ћабинский  район, станица ќтважна€

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

1994 Ц материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции в Ћабинский район  раснодарского кра€

  1. Ѕиблиографи€
  2. Ѕентковский ». Ѕывшее  авказское линейное войско и его наказные атаманы //  убанские областные ведомости, 1891. є5.
  3. “олста€ —. ћ. ќ семантическом единстве обр€да // ‘ольклор: проблемы сохранени€, изучени€, пропаганды. ћосква, 1988. —. 146 Ц 148.∆иганова —. ј. —вадебна€ обр€дность и фольклор кубанских казаков (очерк) //  ќчерки традиционной культуры казачеств –оссии. “.2. Ц ћосква Ц   раснодар, 2005. —. 282 Ц 299.
  4. ∆иганова —. ј. ѕриглашение на свадьбу в кубанской фольклорной традиции // ¬естник Ўlэныгъэгъуаз јдыгейского государственного университета. Ц ћайкоп: »з-во ј√”, 2007. —.344 Ц 358.
  5. ∆иганова —.ј. —вадебные песни в обр€довом пространстве (ќсобенности музыкального кодировани€ в свадебном обр€де станиц “емрюкского района  раснодарского кра€) // ѕервый ¬сероссийский конгресс фольклористов: —борник докладов. “.IV. ћ.: √осударственный республиканский центр русского фольклора, 2007. —. 277Ц289.
  6. ∆иганова —.ј.  убанска€ свадьба как музыкально-этнографическа€ традици€ позднего формировани€ (диссертаци€ на соискание ученой степени
  7. ∆иганова —.ј. Ќародна€ музыкальна€ традици€  убани: пространственно-акустические аспекты организации          // ћузыка в пространстве медиакультуры: —борник статей по материалам ѕ€той ћеждународной научно-практической конференции 17 апрел€ 2018 года. Ц  раснодар, издательство  √» , 2018. —. 21 Ц 25.











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ќаименование объекта:

—вадебный музыкальный фольклор  станицы ќтважной Ћабинского района  раснодарского кра€

 раснодарского кра€.

  1.  раткое название объекта:

—вадебный музыкальный фольклор  станицы ќтважной

  1.  раткое описание:

—вадебный музыкальный фольклор одной из закубанских станиц отражает процессы взаимодействи€ метропольных традиционных культур (южнорусской и восточноукраинской; линейной и черноморской в кубанском регионе). ¬ станице ќтважной Ћабинского района  раснодарского кра€ свадебна€ музыкальна€ традици€ южнорусска€ в своей основе.  ¬ыдел€етс€ несколько свадебных музыкально-поэтических жанров: свадебные песни прощальной функции, величальные, поезжанские, причитани€, монострофные свадебные припевки. ѕоэтическа€ и музыкальна€ организаци€ припевок сходна с образцами сложени€ данного жанра в черноморских станицах  убани. Ќа это указывает как диалект, отраженный в поэтических текстах свадебных тирад, так и особенности музыкально-ритмической и звуковысотной организации.

  1. ‘отографи€ дл€ обложки объекта
  2. ќЌ Ќ  атегори€:
  3. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы.
  4. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

                          2.2. ќбр€ды жизненного цикла.

2.2.4. —вадебные

  1. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское  население  убани

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык :

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, Ћабинский район, станица ќтважна€

  1.  лючевые слова:

 раснодарский край, кубанские казаки, свадебный обр€д, свадебный музыкальный фольклор.

  1. ѕолное описание:


—таница ќтважна€ входит в зону Ќовой или Ћабинской Ћинии в ее юго-восточной части, в предгорь€х Ѕольшого  авказского хребта. ќтважна€ была заселена в 1859 г. ‘акт ее заселени€, так же, как и станиц ”порна€, Ѕесстрашна€,  ардоникска€, донскими казаками отмечает в 1891 г. газета Ђ убанские областные ведомостиї: Ђ— 1846 года происходили почти ежегодные переселени€ донских казаков на Ћабу и —унжу. ¬ течение 16 лет переселено с ƒона 2811 семействї (1). ƒокумент зафиксировал следующее соотношение первых поселенцев в ќтважной: офицеров Ц 3; линейных казаков Ц 57; донских казаков Ц 50; малороссий­ских казаков Ц 76; нижних чинов регул€рных войск Ц 117. ¬ последующий период в население станицы вливались потоки переселенцев из разных областей –оссии, ”краины, в том числе из черноморских станиц  убани.

—вадебный обр€д и музыкальный фольклор станицы ќтважной Ћабинского района представл€ет собой закубанскую традицию, имюющую определенные особенности. ќни св€заны и с достаточно поздним временем образовани€ традиции и с процессами активного взаимодействи€ линейной и черноморской свадебной традиции, включа€ соответствующие  комплексы музыкально-поэтических текстов, при формировании свадебной культуры «акубань€. ¬ станице ќтважной процессы интеграции €вились причиной создани€ сложноорганизованной, но достаточно цельного в стилевом отношении комплекса свадебных музыкальных жанров.

Ќужно отметить неплохую сохранность свадебного обр€да и фольклора в станице ќтважной,  во   вс€ком   случае,  на  момент обследовани€ станицы участниками  убанской фольклорно-этнографической экспедиции в 1994 г. Ёто подтверждает общий объем свадебных музыкально-поэтических текстов (их было записано около тридцати), обширные и подробные интервью об особенност€х выполнени€ обр€да. ѕри анализе ритуала обращают на себ€ внимание вкраплени€ в линейную основу элементов, в большей степени характерных дл€ черноморских станиц.   ним, нужно, например, отнести развитость каравайного обр€да, большое число разновидностей выпекаемого хлеба (каравай, лежень, шишки, треног, гребень, боронa). ƒругой развитой компонент ­Ц приглашение на свадьбу, этап, предшествующий акци€м по реализации перехода невесты. ќн также не особенно развит в линейных населенных пунктах, зато €вл€етс€ одним из важнейших этапов свадебного обр€да в черноморском субрегионе. ¬о врем€ приглашени€ в ќтважной звучал представительный комплекс песен.

ѕоказателем степени интегративных процессов в культуре €вл€ютс€ и качества диалекта жителей ќтважной, которые свидетельствуют о взаимопроникновении различных этнических компонентов, наличии украинских лексем в южнорусской €зыковой основе. ќдин из самых убедительных аргументов, подтверждающих факт €зыковой интеграции, предоставл€ет анализ про€влени€ диалектных особенностей в текстах свадебных песен. ¬се они были исполнены в ходе сеансов записи одними и теми же певицами. ѕри сличении образцов очевидны русско-украинские €зыковые взаимодействи€ в тирадных поэтических композици€х:


ѕрощальна€ свадебна€ песн€

(строфическа€ композици€):

ƒразнилки

(тирадна€ композици€):


—осна мо€, ты сосЄнушка,

—осна мо€, ты зилЄна€.

 

— корин€ да макушки,

— корин€, ой,  да макушки,

 

ƒа зилЄнай верхушки. (2)

Ѕуйны ветры замели, (2)

¬ тихай ƒон пастанавили. (2)

Ќи таби, дружко, дружкуваты,

“аби свиней пасты

длыннаю ламакай,

— чЄрнаю сабаЕ


—таршай ба€рин гарбатай,

ƒа стенки прып€тай,

√воздичкам прыбитай,

Ўтоб ни быв сирдиЕ



«начительные совпадени€ с черноморской балачкой демонстрируют также и такие поэтические конструкты, как:  „ирвонаю квитачку ни снашу; ƒэ ж твое дит€тко литало; —вашка Ц нылипашка; —тарша€ дружка Ц сыкушка.

ћузыкальное оформление отважненской свадьбы в своей основе опираетс€ на линейный комплекс обр€довых музыкально-поэтических текстов. »х релевантна€ особенность в контексте кубанской свадебной культуры Ц достаточно большое количество жанров свадебного пени€ (прощальные, величальные, поезжанские песни, комментирующие ритуал при приглашении на свадьбу, выкупе, отъезде из дома невесты и др., причитани€, а также припевки при выкупе). ѕри этом различным жанровым группам соответствуют музыкально-ритмические структуры, которых тоже довольно много.

–итмическа€ организаци€ свадебных напевов ќтважной демонстрирует разнообразие форм временной организации напевов, здесь действует п€тнадцать ритмических структур (“аблица 1). Ѕольшинство ритмических форм, бытующих в ќтважной, типичны дл€ линейного свадебного фольклора  убани. Ёто р€д цезурированных структур (со стихом 4+3+3; 4+4; 4+4+6; 7+5) и несколько разновидностей сегментированных ритмических периодов, координирущихс€ с тоническим стихом  2.3.2.

ѕодобно тому, как это происходит в большинстве линейных станиц, обширный корпус форм делитс€ на группы, объединенные обр€довыми функци€ми. Ћогика ритуала моделирует противопоставление структур, выполн€ющих прощальную функцию (7+5, 7+4, 4+3+3, распевные версии 2.3.2):

7+5

Ќидолга жи да й виночен(и)ку да наЕ кусту(ю) висеть,

да на кусту жи да й висеть.

Ќидолга жи да вой —ветачки да в девушках вой сидет(и)

да в девушках да й сидеть.

4+3+3


ќй, на маре, на маре, на заре,

ўекатали ластачки, салавьи.

ќйи, лЄли, ойи, лЄли, да салавьи.


“ам вутица плавала, плавала,

¬сЄ сера€ ныр€ла, ныр€ла.


2.3.2

ќй, гл€нь, маты жи да й на мой па(о)сад,

ќй, гл€н(и), маты жи да и на мой па(о)сад,

… усе да девки да й у каса(€)х сид€т,

… а на маю же да раса(€) да впаЕ


–еализаци€ величальной и поезжанской функции происходит с помощью песен, лпирающихс€ на стих 4+4+6, 4+4, нераспетые версии 2.3.24:


4+4+6

«а речкаю, за Ћабою три агн€ гарела,

ќй, лЄли, лЄли лЄли, три агн€ гарела


4+4


Ѕерезничек листаватай,

Ѕерезничек листаватай,

ќй, лЄли, листаватай,

ќй, лЄли, листаватай


2.3.2

ƒа был заюшка, да был заюшка,

Ѕыл заюшка-горностаюшка,

Ѕыл заюшка-горностаюшка.


»нтеграци€ в единую систему линейного и черноморского комплексов в свадебной традиции станицы ќтважной св€зана с присутствием в данной традиции двух тирадных форм со стихом 69 и 57+34,  которые ритмизуют представительные блоки поэтических композиций и функционируют зонно, то есть заполн€ют определенный отрезок обр€дового времени путЄм повтора и комбинаторики сюжетов. ѕерва€ ситуаци€ Ц приглашение на свадьбу, где свою политекстовую природу (7 поэтических композиций) про€вл€ет напев со стихом 57+34.:


ќй, попы ж, попы гордие

Ќи званить рано в неделю,

«азванит(и) рано в субботу!

ѕатир€ли дружечки, ой, рабоЕ (ту).

 

¬тора€ подобна€ обр€дова€ ситуаци€ Ц выкуп невесты. «десь вступает в силу действие тирадной структуры со стихом 69.

Ѕратику, ни л€кайс€, (2)

Ѕратику, постарайс€,

Ќи продавай сэстру

«а руб, за чоты(ри),

ѕросы золотого

— кн€з€ молодоЕ


ƒанна€ картина очень характерна дл€ черноморского комплекса свадебных напевов.

«вуковысотна€ ор­ганизаци€ свадебных песен станицы ќтважной в большей степени, нежели ритмика, унифицирует традицию, но в то же врем€, единой ее назвать нельз€. ¬ ќтважной действует значительное количество напевов, лишь мала€ часть которых политексто­ва€ (четыре песенных и один причЄтный), остальные же представлены в единичных верси€х).

ƒл€ свадебных напевов ќтважной характерна принадлежность двум стилевым группам. ƒифференцирующим признаком выступает, прежде всего, степень распевности и в какой-то мере темп пени€.

Ќапевы первой мелодической группы Ц прощальной функции, исполн€ющиес€ на сепарационных этапах ритуала (посадные, сиротские). ќни исполн€ютс€ преимущественно медленно, звуковысотна€ ткань организована довольно сложно, мелодические версии детализированы. ѕри развитости как горизонтальных, так и вертикальных ладовых св€зей, формирование мелодической линии в них определ€ет соотношение двух верти­кальных комплексов секундового соотношени€: 5/3/1 Ц 6/4/2/II ступеней. ѕри этом особое значе­ние имеет противопоставление 1 и 4 ступеней как наиболее €рких Ђпредставителейї этих созвучий (ѕример 1).

«вуковысотна€ организаци€ величальных и поезжанских напевов более проста. ќрганизующий ладовый компонент их также вертикальный, однако, из-за меньшей роли распевов, детализированности мелодического движени€ фактура их прозрачнее, а звуковысотна€ Ђплотностьї ниже. Ќемало способствует этому более подвижный темп пени€ (ѕример 2).

ќппозици€ двух групп напевов довольно условна, поскольку затрагивает не все параметры звуковысотной системы, в напевах можно обнаружить и много сходного. “ак, сходен тип многоголоси€ Ц узкообъемное двухголосие.  ¬се свадебные напевы ќтважной звучат в звуковысотных шкалах диатонического типа. √лавной же особенностью звуковысотного строени€, в результате которой произошло стилистическое сближение, €вл€етс€ развитость вертикально-ладового аспекта, Ђгармоничностьї ладов, обеспеченна€ квартовым соотношением опорных звуков вертикально-ладовых комплексов в нижней голосовой партии. —ближают напевы также формы мелодического движени€, каденционных оборотов, и даже темп пени€ только относительно разводит напевы. ћногие величальные и поезжанские композиции поютс€ в ќтважной довольно сдержанно и хот€ бы в минимальной степени включают €вление внутрислоговой мелизматики (ѕример 3).

Ќапевы тирадной формы в целом очень естественно вошли в общую песенную систему ќтважной. ѕри этом они как бы примкнули к напевам двух функциональных групп. ѕесни со стихом 57+34., св€занные с этапом приглашени€ а свадьбу, в большей степени про€вили причастность к прощальным композици€м, а тирады-дразнилки со стихом 69 Ц к величальным и поезжанским. ¬ принципе же, дразнилки выдел€ютс€ из общего корпуса звуковысотных структур более Ђлегковеснойї фактурой, часто полуречевой манерой исполнени€, незакрепленностью форм мелодического движени€ (ѕримеры 4, 5).

ќбщую картину звуковысотной организации местных напевов дополн€ют детали их тембрового решени€ в напевах разных групп. ќсобый интерес вызывает практически календарна€ манера исполнени€ песен этапа приглашени€ на свадьбу, открытый тембр их интонировани€, использовани€ приЄма гукани€ в конце композиционных единиц.

ќбобща€, можно сказать, что стилевые особенности свадебных песен станицы ќтважной убедительно иллюстрируют процессы взаимодействи€ южнорусской и восточноукраинской, линейной и черноморской свадебных музыкальных традиций в кубанском регионе.


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

∆иганова —ветлана јлександровна, ведущий научный сотрудник √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail:  svet1ana2008@mail.ru “ел: 8(918) 43-33-975.

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

ј/к 633, 634. ѕћ  ‘ЁЁ-1994. —. ќтважна€ Ћабинского р-на  к. »сп.:  линков ».ј. (1929),  линкова ј.ј. (1931),  унцев —.√. (1916),  унцева ћ.ѕ. (1923), Ѕеднова ≈.». (1929), Ўтархунова Ћ,ѕ. (1922),  Ћукь€нцова “.ћ. (1921), ‘алеева Ќ.√. (1937).

  1. √од, собиратели:

1994 Ц —.ј. ∆иганова, Ћ.¬. Ѕобкова

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, Ћабинский  район, станица ќтважна€

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

1994 Ц материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции в Ћабинский район  раснодарского кра€

  1. Ѕиблиографи€
  2. Ѕентковский ». Ѕывшее  авказское линейное войско и его наказные атаманы //  убанские областные ведомости, 1891. є5.
  3. “олста€ —. ћ. ќ семантическом единстве обр€да // ‘ольклор: проблемы сохранени€, изучени€, пропаганды. ћосква, 1988. —. 146 Ц 148.∆иганова —. ј. —вадебна€ обр€дность и фольклор кубанских казаков (очерк) //  ќчерки традиционной культуры казачеств –оссии. “.2. Ц ћосква Ц   раснодар, 2005. —. 282 Ц 299.
  4. ∆иганова —. ј. ѕриглашение на свадьбу в кубанской фольклорной традиции // ¬естник Ўlэныгъэгъуаз јдыгейского государственного университета. Ц ћайкоп: »з-во ј√”, 2007. —.344 Ц 358.
  5. ∆иганова —.ј. —вадебные песни в обр€довом пространстве (ќсобенности музыкального кодировани€ в свадебном обр€де станиц “емрюкского района  раснодарского кра€) // ѕервый ¬сероссийский конгресс фольклористов: —борник докладов. “.IV. ћ.: √осударственный республиканский центр русского фольклора, 2007. —. 277Ц289.
  6. ∆иганова —.ј.  убанска€ свадьба как музыкально-этнографическа€ традици€ позднего формировани€ (диссертаци€ на соискание ученой степени
  7. ∆иганова —.ј. Ќародна€ музыкальна€ традици€  убани: пространственно-акустические аспекты организации          // ћузыка в пространстве медиакультуры: —борник статей по материалам ѕ€той ћеждународной научно-практической конференции 17 апрел€ 2018 года. Ц  раснодар, издательство  √» , 2018. —. 21 Ц 25.

 

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї



јнсамбль  умовь€ї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.