ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








ѕоверь€ и ритуальные действи€, св€занные с обеспечением Ђво?даї домашних животных, в традиционной культуре восточнослав€нского населени€  убани



Ќаименование объекта:

ѕоверь€ и ритуальные действи€, св€занные с обеспечением Ђво?даї домашних животных, в традиционной культуре восточнослав€нского населени€  убани

  1.  раткое название объекта:

ѕоверь€ и ритуальные действи€, св€занные с обеспечением Ђво?даї домашних животных.

 раткое описание:

—истема представлений и обр€довых действий, выражаема€ с помощью мифологической категории Ђво?даї, уже была описана в некоторых обобщающих и посв€щенных отдельным регионам работах: ј. ‘. ∆уравлева, ј. ј. ѕлотниковой, “. ё. ¬ласкиной. ¬ главных своих чертах она отражена в кубанских полевых материалах и реализуетс€ в контексте: 1. календарной обр€дности (календарно приуроченные действи€, св€занные с обеспечением Ђводаї домашних животных (гадани€ на масть, ритуальное кормление, окропление скота и т. д.), обр€довые предписани€, приметы, запреты); 2. демонологических представлений (поверь€ о демонологических персонажах, вли€ющих на выбор масти и Ђводї скота; 3. окказиональной обр€дности (ритуальные действи€ в контексте строительной обр€дности, направленные на обеспечение Ђводаї); 4. животноводческой обр€дности (представлени€ о приобретении или утрате Ђводаї в ходе купли-продажи скота); 5. обр€дов жизненного цикла (ритуальные действи€ в контексте родильной, свадебной, похоронной обр€дности, также вли€ющие на Ђводї). ƒанный термин (Ђводї), име€ локальное бытование, сам по себе отсутствует в лексическом составе говоров  убани. „аще всего он выражаетс€ через глагольные формы Ђводитьс€ї, Ђвестисьї или словосочетани€ Ђидти в рукуї, Ђприйтись ко дворуї.

ќЌ Ќ  атегори€:

  1. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы
  2. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

                          2.4. ќбр€ды, св€занные с хоз€йственной де€тельностью

  1. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское население  убани, кубанские казаки

  1.  онфессиональна€ принадлежность:

ѕравославие

  1. язык:

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, –еспублика јдыге€, —тавропольский край,  арачаево-„еркесска€ –еспублика

  1.  лючевые слова:

 убань, животноводство, мифологические персонажи, скот.

  1. ѕолное описание:

ћы рассмотрим представлени€ о Ђводеї в сопоставлении с метропольными или родственными традици€ми; покажем многообразие поверий и ритуальных действий, призванных обеспечить Ђводї; попытаемс€ вы€вить общие черты и локальные (субрегиональные) особенности, обусловленные поликультурным характером кубанской традиции, как зоны позднего формировани€, складывавшейс€ под вли€нием преимущественно восточно-украинских и южнорусских локальных традиций.

  1.  алендарные ритуальные действи€, поверь€ и запреты.
  2. ќтнос€щиес€ к св€точному циклу. ѕожалуй, больша€ часть календарных обр€дов и поверий, св€занных с Ђводомї скота и птицы, относитс€ к этому периоду. ƒанна€ приуроченность не случайна, поскольку св€точна€ обр€дность, сопровождающа€ завершение старого и начало нового годового цикла, была призвана обеспечить благополучие семьи и ее хоз€йства в наступающем году.

Ќа –ождество чаще всего соответствующую мотивировку имели действи€, св€занные с переносом приготовленной кутьи на покуть в св€том угле. ¬ ст. —таролеушковской на –ождество крестик из сена вставл€ли в кутью, Ђшоб квочкы сидалы и чубати булыї. ¬ ст. —торожевой при переносе кутьи в св€той угол квохтали, Ђшоб наши куры неслисьї. ѕохожий обычай был отмечен в дореволюционном источнике о св€тках в ст. ѕавловской: перед тем как поставить кутью на сено, на покуть сажали девочку или мальчика и Ђскубли их за чуба, щоб чубати кури булиї. Ўироко распространен на  убани был обычай, когда перед праздничной трапезой детей заставл€ли лезть  под стол и подражать голосам домашних животных, Ђчтобы всЄ в хоз€йстве водилосьї. ≈ще более известен ритуал приглашени€ (гуканье / кликанье) ћороза, чтобы он не поморозил домашнюю живность, который помимо –ождества мог повтор€тьс€ и во врем€ новогодней трапезы и на  рещение. »з обр€довых предписаний, относ€щихс€ к –ождеству, следует отметить зафиксированный в «акубанье обычай разговени€ во врем€ праздничной трапезы €йцом, Ђшоб €рки были и тел€ткиї.

—реди специфически новогодних ритуалов необходимо отметить следующие. –аспространенный в черноморских и закубанских станицах с преобладающим украинским населениеми ритуал обведени€ меловой черты или тесьмы вокруг стен дома и хоз€йственных построек в некоторых станицах объ€сн€лс€ стремлением обеспечить хоз€йство скотом, приплодом: Ђдумали или верили, что тем обогата€т себ€ домашними животными, курицамиї (ст. ѕетровска€); Ђ—котына будэ плодытьс€ хорошо и куры, всэї (ст. —аратовска€). ѕродуцирующее значение придавалось действи€м посевальщиков и зерну, которое они использовали. ѕовсеместно посевающих мальчиков или мужчин сажали на пороге или в хате с просьбой Ђпоквохтатьї, чтобы Ђквочки садилисьї, Ђкуры неслисьї, Ђшоб худоба водиласьї, Ђчтобы цыпл€та, гус€та водилисьї, Ђчтобы тел€та хорошо рослиї. «ерно после посевани€ смешивали со своим и сыпали птице, Ђщоб лучче плодилась через сей рикї. ¬ х. ƒуховском такое же значение придавалось некоторым действи€м Ђкозыї: ее просили покататьс€ по полу, Ђчтобы овечки котились, чтобы коровы телились, чтобы раскатывалисьї. ѕовсеместное новогоднее поверье о желательности прихода в дом первым мужчины могло приобретать следующий смысл. “ак, в ст. —уздальской приход первым мужчины предвещал, что коровы в новом году будут приносить телков, а женщины Ч телок.

Ќа  рещение охранительно-продуцирующую функцию выполн€ло ритуальное кормление домашнего скота и птицы кутьей, рождественским хлебом и сеном (Ђшоб худоба водилас€ї, Ђшоб птыц€ водыласьї). ¬ ст. ѕреградной сено из-под кутьи скармливали скотине на третий день после –ождества. –ождественское сено могли также подкладывать в куриные гнезда, Ђшоб неслисьї. “акую же функцию выполн€ло и окропление скота крещенской водой.

¬ черноморских и закубанских станицах с украинским субстратом широко распространено было гадание на масть скота по рождественскому сену, на котором сто€ла куть€. ¬ этом сене искали коровью шерстинку.  акого цвета она оказывалась, такой масти скотину следовало заводить. Ёто действие осуществл€лось в основном на  рещение или на √олодную кутью (день накануне  рещени€) (ст-цы »рклиевска€, —таронижестеблиевска€, —таролеушковска€, «еленчукска€). ¬ ст. Ѕакинской гадали таким образом на третий день после –ождества. ¬ ст. »справной шерстинку высматривали в соре, который выметалс€ из хаты на Ќовый год. –анее похожий обычай фиксировалс€ на ”краине, в частности, ∆итомирской губернии.

Ќасколько благотворным дл€ домашнего хоз€йства должно быть действие св€точных ритуалов, настолько опасно нарушение запретов (трудовых, пищевых, речевых), которое могло привести к разным формам увечь€ домашних животных. ¬ степных станицах кубанской Ћинии был распространен запрет на работу в св€точный период, иначе Ђ€гн€та будут рождатьс€ с зашитыми задамиї. »ногда подобное следствие может св€зыватьс€ с запретом на шитье. ¬ одном дореволюционном источнике отмечено, что нарушение запрета на работу в промежуток между –ождеством и Ќовым годом может привести к тому, Ђчто овцы будут р€быеї. ¬ ст. ѕавловской в конце XIX в. был зафиксирован запрет на употребление голов приготовленной к новогоднему столу птицы, чтобы птенцы не вылупл€лись Ђз развЄрнутими головкамиї. –ечевые ограничени€ должны были уберечь живность от действи€ нечистой силы. Ќапример, поэтому в ст. Ѕесленеевской на √олодную кутью существовал запрет называть скот по кличке.

  1. ќтнос€щиес€ к празднику —в. √еорги€ (≈гори€). ¬ полевых материалах сведени€ об этом празднике, занимающем видное место в скотоводческой обр€дности во многих слав€нских традици€х, весьма редуцированы. ѕо мнению Ќ. ». Ѕондар€, в отдельных станицах в прошлом он имел развитую обр€довую форму. ѕо нашим наблюдени€м, это в большей степени относитс€ к закубанским станицам позднего основани€, сохранившим больше общих черт с метрополи€ми. ¬ культурной пам€ти здешних жителей лучше сохранились воспоминани€ о водосв€тии и массовом окроплении скота во врем€ молебна в этот праздник, Ђчтобы скот был здоровымї. ќдновременно могло происходить и осв€щение посевов. »ногда празднование дн€ —в. √еорги€ совпадало с первым выгоном скота в стадо. ¬ х.  убанском (Ѕелореченский р-н) в день —в. √еорги€ кропили скот крещенской водой. ¬ ст. «еленчукской в ночь накануне первого выгона на перекрестке, где производилс€ сбор стада, специально сооружали Ђбалаганї, в котором служили молебен —в. ¬ласию, во многих слав€нских традици€х также €вл€ющемус€ покровителем скота: Ђ¬ласий обладае худобойї. ƒанный пример был отмечен нами лишь один раз, хот€ на ”краине подобные молебны —в. ¬ласию совершались нередко. ¬ других случа€х окропление скота могло происходить в день первого выгона без приуроченности к дн€м этих св€тых.

Ќа наш взгл€д, редукци€ Ђегорьевскойї обр€дности на  убани и снижение ее значени€  дл€ традиционного скотоводства была св€зана с изменением природно-климатических условий. ѕервый выгон на  убани осуществл€лс€ чаще всего ранее наступлени€ этого праздника. ј как известно, наиболее развернутые формы приуроченных к дню —в. √еорги€ обр€довых практик св€заны именно с первым выгоном скота.

  1. ќтнос€щиес€ к другим большим праздникам. –итуальные действи€, апотропейные атрибуты и гадани€, имеющие вли€ние на Ђводї домашнего скота, приурочены к таким праздникам, как ¬ербное воскресенье, ѕасха и “роица. ¬ большей части ритуальных действий на ¬ербное воскресенье использовалась вербна€ ветка. ≈ю хлестали скот, затыкали под стриху, в коровьи €сли, выгон€ли первый раз скотину в стадо. ѕомимо апотропейной, этот предмет мог выполн€ть и продуцирующую функцию: Ђчтоб худоба плодиласьї. ѕеречисленные действи€ повсеместны на  убани. “акже повсеместно подобное значение придавалось и троицкой траве. ѕравда, ее продуцирующа€ сила в большей степени имела воздействие на домашнюю птицу: троицкую траву скармливали курам, Ђони ее тогда клевали и тогда €иц полної (ст. “емиргоевска€); подкладывали в куриные гнезда, Ђшоб лучше неслис€ї, Ђшоб цыпл€та вылупл€лисьї. ѕри этом нарушение временных рамок выполнени€ праздничных предписаний могло повлечь противоположные результаты. “ак, в ст. „епигинской существовал запрет вносить траву в хату до наступлени€ “роицы: Ђнэ будэ птыц€ лупытьс€ї. ¬ пасхальной обр€дности ключевое значение отводилось пасхальному куличу (паске). ¬ нескольких станицах (ст-цы јтаманска€, —таронижестеблиевска€, ѕереправна€) фиксировалось гадание, сходное с рождественским, на определение нужной масти скота. Ќа паске, осв€щенной и принесенной из церкви, искали шерстинку.  акого цвета она оказывалась, такой масти скотину и нужно было держать. ¬ ст. ѕереправной шерстинку искали в разломленной первой испеченной паске. ¬ ст. «еленчукской также было прин€то скармливать часть первой паски скотине. ѕодобные манипул€ции с пасхальным куличем дл€ определени€ масти скота дл€ завода были известны у украинцев „ерниговской и ¬оронежской губерний, русских ќрловской губернии.

¬ некоторых станицах сохранилось представление об опасности, который представл€ет дл€ Ђводаї скота день —в.  ась€на, приход€щийс€ на високосный год: Ђј на  ась€нј надо нэ выходыть було. Ќы надо ны управл€тьс€, нычого. ’то пэрвый выйдэ, там, курыца или... Ќу, собачка, €к собачка. ј из животного такого, который относытс€ к дому. ’то пэрвый выйдэ, то падеж будэї; Ђј на чаво  ась€н гл€нэ. √л€нэ на человека Ч будеть мор, гл€нэ на худобу Ч значить, будэ худоба помирать. –ано худобу не выпускали, курэй рано, пока сонце взайдэї.

  1. II. ѕоверь€ о демонологических персонажах, вли€ющих на выбор масти и Ђводї скота. Ўироко распространены на  убани веровани€ о вли€нии на Ђводї скота демонологических персонажей и животных, надел€емых демонологическими признаками. ќбраз домового в этих представлени€х более известен в линейных и закубанских станицах с преобладанием великорусского субстрата. Ќа это обращали внимание еще в дореволюционных публикаци€х. ¬ ст. ”спенской верили, что если домовой не взлюбит какую-либо масть лошади или коровы, то животные этой масти будут погибать. ћасть, которую домовой полюбит, будет Ђко дворуї, Ђв рукуї. —охранность подобных представлений отмечалась и в ходе современных исследований (ст-цы ‘астовецка€, “емиргоевска€, ћахошевска€ и др.). ¬ той же ст. ”спенской отмечали, что домовой может предвещать гибель скотины. ¬ ст. Ќиколаевской считалось, что особенно хорошо домовой относитс€ к р€бой (пестрой) скотине. ѕодобное представление было известно среди белорусов ¬итебской губернии. ѕримечательно, что в конце XIX века белорусские кресть€не компактно проживали в ст. Ќиколаевской. ѕредставление о соответствии цвета домового и масти скотины нами было вы€влено лишь однажды, в ст.  убанской. Ћюбопытно, что домовой здесь представл€лс€ в образе змеи. — данными свидетельствами коррелирует представление, зафиксированное в ст. Ќоводмитриевской, согласно которому масть животного надо выбирать по цвету живущего в доме ужа: Ђѕод каждым двором, под каждым домом есть уж. » вот смотри, какой уж, таку масть дэржи. ¬от у мэн€, напрымер, ряба€ масть. ”ж жЄлтенький по спинке, жЄлтенький-жЄлтенький. ј по брюшку беленький. Ќо реб€нький. » хоть поросЄнка, хоть шо. я беру всегда, шоб был с п€тнышкомї.

¬ некоторых черноморских и закубанских станицах чаще покровителем скота выступает ласка (ласточка, земл€на€ ласточка, ласочка): Ђƒомовой хоз€йничает в доме, а покровителем скота и хоз€йственных построек €вл€етс€ ласточка (ласточка или ласка)ї (ст. —таролеушковска€); ЂЋасточка вона нэ врэдна. » к хорошему. ≈сли вона полюбэ хоз€ина, то вона и корову обчеше, и кон€м оцэ позаплетаеї (ст. Ѕатуринска€). ¬ р€де станиц сохранилось представление о том, что масть скота нужно подбирать по цвету ласки, котора€ живет в сарае (ст-цы „елбасска€, —таролеушковска€, јзовска€). ≈сли же цвет масти скота и ласки не совпадал, то скотина не приживалась, у нее пропадало молоко.

¬ тех же черноморских станицах и части закубанских  с украинским населением выбор масти скота св€зывалс€ с ласточкой-птицей. ¬ своем отношении к скоту ласточка-птица и ласточка-животное (ласка), как показал ј. ¬. √ура, обнаруживают сходство, обусловленное общностью р€да внешних признаков и общей этимологией названи€. Ќаиболее распространенный способ узнать масть будущей скотины был св€зан с первым прилетом ласточки. ≈сли увидишь ее первый раз в году, необходимо повернутьс€ трижды на правой п€тке и вз€ть из-под нее пригоршню земли. ѕо цвету найденной в ней шерсти надо было заводить скот в своем хоз€йстве (ст-цы Ќоводжерелиевска€, Ќовобейсугска€, —тароджерелиевска€, јзовска€): ЂЅабушка було у мэнэ казала: вот пэрву ласточку побачишь и крутнысь на п€ткэ тры разј. » пид п€ткою там шукай, €ка будэ шерстына. яку шерстыну найдэшь, таку масть корову нам и надо дэржатьЕ я: Ђќй, бабушка, ласточкы прылетилы! —илы на проводах ласточкы!ї ј бабушка кажет: Ђѕокрутысь тры раза на п€тке и на правой ног», и тоди пид п€ткою пошукай хорошенько €ку-нэбудь шерстыну. яку найдэшь, таку, значить, нам надо масть коровы дэржатьї. ј так воно було, нэ так, нэ знаю. Ќайшла чЄрно-билуюї. ¬ ст. —таронижестеблиевской масть определ€ли по первому волосу, который приносила ласточка на гнездо: Ђќпрэдэл€ешь так. —лухайтэ. ѕрылетает ласточка и €кый вона на гнэздо пэрвый волосок прынэсэ у твий двор, та масть тоби и идэ. Ќапрымэр, нам рыжу прыносыла Ч рыжа у нас «орька була. ј в другый раз прынэсла така аж билувата, а була у нас красно-р€ба. ¬сЄ Ч нэ прыжылась, паука зъила, доризалыї. ’от€ способ выбора масти с помощью ласточки был известен как в восточной ”краине (’арьковска€ губ., украинцы ¬оронежской губ.), так и в южнорусских област€х (ќрловска€ губ., ƒон).

III. –итуальные действи€ в контексте окказиональной обр€дности (строительна€ обр€дность). ƒовольно распространенным приемом на  убани, имеющим выраженную продуцирующую семантику, была закладка при строительстве дома шерсти и перьев домашней живности (коров, овец, кур) в св€том углу. „аще всего это осуществл€лось в комбинаци€х с другими предметами (зерном, деньгами, дерев€нным крестиком, цветами), олицетвор€ющими плодородие, богатство, защиту от нечистой силы, процветание.

ќсновным локусом, где производилась закладка Ђстроительной жертвыї, был св€той угол: в основании дома (фундаменте) (ст-цы ƒ€дьковска€, »рклиевска€, ¬асюринска€, „ернореченска€, јхметовска€, х. Ќовокрасный) или под матицей (маткой, сволоком) («еленчукска€,  ардоникска€, “билисска€, ѕлатнировска€, “ерновска€, х.  исловодский). ¬ единичных случа€х существовало отступление от этого правила. ¬ х. –едант шерсть и перь€ клали в один из четырех углов, нар€ду с другими символическими предметами. »нтересный прием был зафиксирован в ст. Ѕжедуховской. ѕосле того как укладывали центральную балку (матку), хоз€ин дома долотом выдалбливал в центре матки Ђгнездої,  куда закладывались деньги, зерно, овечь€ и коровь€ шерсть двух мастей, после чего Ђгнездої замазывалось. »спользование в ритуале шерсти выбранной масти должно было обеспечить благополучие в разведении соответствующей масти скота. ¬ ст. ѕреградной вместо шерсти могли использовать коровий киз€к, который клали в св€той угол под первый венец бревен, Ђчтобы всЄ водилосьї. Ѕолее сложный ритуал закладки Ђстроительной жертвыї был зафиксирован в ст. ѕлатнировской. ЂЌу, цэ живность покупать, если корову покупать, надо знать, €ку в двэрь масть вэсты. ј масти-то, знаетэ. ” нас бабушка була, и бабушка мэни рассказывала так. јга.  аже: вот тэбэ придЄтьс€ в жизни когда строитьс€, если сволока будуть т€нуть, ты пиди в горо?дку, в глухый край и стань на тр€пку, повэрныс€ скико раз и подывыс€, €ка шерсть тэбэ будэ, там шерстына попадэт, €кого цвета. ≈сли красного, значить красна€ тэбэ будэ скотына идты. ≈сли р€ба, воно значить еще кака-нэбудь будэ. » куры €ки будуть, вобщем усэ. » ото, и тоди, колы мы строилысь, € ж цэ всэ зробыла, это ж в сумочку и всэ пособырала ж, и пирь€ цэ, всэ и пид сволок положила. » у цэ помню € ту бабушку. Ѕабушка казала, €ку масть в род вэсты. - ј на €кой ноге повэртатьс€, на левой, чи на правой? - Ќа правой.  - “ри раза? - ƒа, тры раза, бабушка казала, крутысь на п€тке. » подывысь, шо у тэбэ там под п€ткой. яка у тэбэ там будэ шерсть, бабушка казала. » уто ж мы тодиЕ як строитьс€ будэшь, об€затэльно поший мэшочки и положи мэшочки под сволока, шоб и грощи, и шерсть там, всЄ чистої.

  сожалению, магические приемы при строительстве помещений дл€ скота, оказывающие воздействие на Ђводї, нами пока вы€влены не были.

  1. IV. ѕредставлени€ о приобретении или утрате Ђводаї в ходе купли-продажи скота.  ак показал в своей работе ј. ‘. ∆уравлев, помимо прагматической, коммерческой составл€ющей, действи€, св€занные с куплей-продажей скота, сопровождались, €вно или скрыто, магическим планом, предполагающим в том числе возможность приобретени€ или потери Ђводаї. ќднако анализ современных материалов, относ€щихс€ к территории бывшей  убанской области, показывает, что подобна€ обща€ мотивировка в целом оказалась утраченной. ¬ основном магические действи€ были направлены на обеспечение успешности покупки конкретного животного, сохранение его удойности, приручение к новому хоз€йству, защиту от дурного глаза или порчи, поскольку период от заключени€ сделки до привода животного в новый дом считалс€ крайне опасным. —оответственно, и сам ритуал купли-продажи мог представл€ть собой весьма сложный, многосоставной и имеющий множество вариантов комплекс.

¬ нашем распор€жении есть единичные свидетельства о том, что, покупа€ корову, ее новый хоз€ин приобретает и Ђводї. Ќапример, рассказ, записанный в ст. Ќовоминской от  етбаева Ќ. ј., семь€ которого долго испытывала неудачу в заведении рогатого скота: Ђя корову брал за ричкой, воны кажуть: на тоби соль и корову посыпь солью. я говорю: а дл€ чого? ¬она каже: Ђя нэ знаю, каже. я у людэй так брала корову, и воны посыпали солью, шоб вона двирь свою знала, хоз€ина зналаї. ј в мэнэ було €к. “о сдохнэ корова, то сдам. — того врэмэни Ч тьфу! тьфу!ї. „аще всего поверь€ о приобретении-утрате Ђводаї были св€заны с первоначальным этапом, с выбором места и условий покупки скота или птицы. ¬ р€де закубанских и черноморских станиц место покупки определ€лось направлением течени€ реки. ќднако ориентаци€ могла быть разной. ¬ ст-цах «еленчукской и  ардоникской скот и домашнюю птицу следовало покупать у хоз€ина, живущего выше по течению реки, Ђс верхаї, Ђшоб водилось хорошої; Ђ–аз купили гусэй внизу, так они раз ушли, второй. ј тогда порубали их, пришлось порубать. ј потом наверху купили индоуток, так они, как с воды пошли. —разу сорок п€ть ут€т вывелисьї. ¬ то же врем€ в некоторых станицах было прин€то покупать скот ниже по течению: Ђнадо брать сюды, нижеї (ст. ѕреградна€);  Ђ- Ќадо корову купить там, чтоб напротив речки вести ее домой, против течени€ надо корову вести. - ј почему? - Ќу, такое примечание. ¬роде то, что лучше она идЄт в рукуї (ст. јзовска€). Ќа наш взгл€д, первый вариант €вл€етс€ более точным и соответствует семантике речного потока, который Ђмагически соотноситс€ с поступательным движением, быстрым ростом, развитием, успехом, прибыльюї.

 роме того, предпочитали брать скотину у хоз€ев с хорошей репутацией и по возможности избегать покупки на базаре. ¬ ст. јзовской опасным дл€ Ђводаї кур считалась продажа квочки: Ђ≈сли отдашь люд€м квочку, значит тагда уже не жди, чтоб в тебе скоро завелась квочка. Ёто € тоже на себе испыталаї.

  1. V. –итуальные действи€ в контексте обр€дов жизненного цикла. ѕожалуй, наименее исследованным аспектом рассматриваемой темы €вл€етс€ св€зь животноводческой продуцирующей магии с обр€дами жизненного круга. ¬ первую очередь это касаетс€ вли€ни€ обр€довых действий на благополучие домашних животных, поверий, св€занных с ними, а также вторичного использовани€ обр€довых символов в продуцирующей магии. Ќа данном этапе вы€влено недостаточно много подобных св€зей в кубанском материале. Ќо в то же врем€ установлено достаточно широкое бытование некоторых ритуальных действий, имеющих продуцирующую направленность. ¬ частности, это касаетс€ использовани€ монет, которыми обсыпали жениха и невесту: Ђј на свайби, €к обсыпають из сыта, собыраем хмэль, копийкы, то пид курыцю класты, пид квочку, шоб харашо уродылась, Ц так €к на свайби людэй було... Ўоб стико було цыпл€т, €к на свайби людэйї. ¬ ст. —тароджерелиевской был зафиксирован следующий факт. ≈сли в хоз€йстве не велись коровы, то во врем€ приготовлени€ пирогов в первый пирог закладывалась монета со свадьбы.  акому члену семьи попадалась эта монета, тот символически становилс€ хоз€ином животного. Ёто должно было способствовать нормализации Ђводаї. Ђ-ѕока мама была жива, у нас коровы шли, вона что-то знала. ј €к € стала сама, то ны одну корову обмэн€ла. ” мэн€ ны€к ны йшли коровы. - » как вы с этим справились? ¬ы что-нибудь делали? -я вам скажу, шо € делала. я и сама знала это давно, но забула. ¬ детстве воно ж мен€ не касалос€. ѕотом мэни сказали: ну, ты продай корову, раз тоби нэ идэ. «начить бэрэшь €к. ¬от когда на свадьбе бросають деньги, посыпають молодых. ¬от их ловышь, и эти деньгы... я, значить, пэчу пырогы. » одну дэнюжку лэплю у пэрвий. —обыраю всю свою сэмью. ” кого эта, хто хоз€ин коровы Ч внучок. Ќы внучки, ны сын, ны нывистки, ны хоз€ин, ныкому ны досталос€. ¬нучок. » вин: Ђќ! ” мен€ дэнюжкаї. » так вин бул у мэнэ хоз€ин корови. -“о есть, вы как бы продаете? -ƒа... “ам чи корову продала, чи шо: ЂЌа внучок, цэ ж тво€ короваї. „и телка продала Ч цэ тво€ корова. ј сейчас у мэнэ нэ получаетс€, понимаетэ... як мама пэрэпысала хоз€йство, нэ йшлы коровы. ѕо две, по три коровы на год мэн€лаї. ƒанный обычай соотноситс€ с символической продажей животного, к которой прибегали в р€де черноморских станиц, если скотина не шла в руку (ст-цы „епигинска€, —тародерев€нковска€).

≈диничные факты обнаружены на примере похоронной и родильной обр€дности. ¬ ст. ћартанской считали, что если после выноса со двора покойника, которому при жизни все шло в руку, сразу не зав€зать полотенцем или платком калитку, то в этом дворе ничего вестись не будет: Ђпосле его смерти всЄ пропадЄть во дворе, ничЄ ты уже держать не будешь, если ему в руку шлої. “о есть, со смертью удачливого хоз€ина с ним уходило из дома благополучие, в том числе в разведении домашних животных.

ќ св€зи представлений о Ђводеї скота с родильно-крестильной обр€дностью нам известно лишь по одному дореволюционному источнику.   сожалению, его беллетристический характер и отсутствие указани€ на место, где был зафиксирован данный факт, требуют проверки данного свидетельства. ¬ этой статье, опубликованной в Ђ убанских областных ведомост€хї, лаконично сообщалось, что при крещении незаконнорожденного младенца в церковь брали Ђот каждой породы домашних животных по клочку шерсти и от птиц по перу. „тобы водились во двореї. ¬ целом это свидетельство вполне коррелирует с традиционным представлением о сироте, как посреднике между миром людей и миром иным, а усыновление незаконнорожденного могло принести удачу в хоз€йственных делах. —р. о вли€нии сироты на Ђводї скота в болгарской традиции: Ђв день св. Ћазар€ во врем€ ритуального обхода девушками-лазарками прос€т девочку-сироту покружитьс€ с куклой Ћазарем, чтобы велись пчелы, €гн€та, тел€таї.

“аким образом, представлени€ о Ђводеї скота, несмотр€ на фрагментарную фиксацию на местных уровн€х, обусловленную редукцией традиционной культуры в целом, в масштабах историко-культурной зоны  убани образуют систему, реализованную в р€де обр€дово-мифологических комплексов. ѕодобна€ реализаци€ универсальна дл€ восточнослав€нской традиции. –егиональна€ и субрегиональна€ специфика представлений о Ђводеї скота на  убани также отражает их генетическую св€зь с восточно-украинскими и южнорусскими губерни€ми. Ќа уровне отдельных элементов системы очевидно вли€ние иных, нежели в метропольных зонах, природно-климатических условий.

—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

«удин јнтон »ванович, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail: antzudin@gmail.com “ел: 8(961)51-15-508.

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

√од, собиратели:

1978 Ч 2012 - Ѕондарь Ќ. »., Ѕогатырь Ќ. ¬., ¬оронин ¬. ¬., –ум€нцева √. ¬., ќлейникова √. ѕ., „убова ≈. »., «удин ј. ».

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, –еспублика јдыге€, —тавропольский край,  арачаево-„еркесска€ –еспублика

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

ѕоверь€ и ритуальные действи€, св€занные с обеспечением вода домашних животных, никогда не €вл€лись объектом специального исследовани€ в ходе фольклорно-этнографических экспедиций на  убани. «апись велась преимущественно в контексте интервью по более крупным обр€довым комплексам, таким как Ђ алендарна€ обр€дностьї и ЂЌародные знани€ї.

  1. Ѕиблиографи€
  2. «удин, ј. ». ∆ивотноводческий обр€довый комплекс в традиционной культуре восточнослав€нского населени€  убани: опыт субрегионального исследовани€ // Ётнокультурное прстранство юга –оссии (XVIII Ц XXI вв.): материалы ¬сероссийской научно-практической конференции / ћ-во культуры  раснодар. кра€, Ќауч-исслед. центр традицион. культуры,  убанский казачий хор; науч. ред., сост. Ќ. ». Ѕондарь, ј. ». «удин. Ц  раснодар: “радици€, 2013. —. 362 Ч 381.
  3. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 1-2. 1981-1984 гг. (рукопись).
  4. —урин  . ј. —ельскохоз€йственное и экономическое обозрение станицы ѕере€славской, ≈йского отдела,  убанской области // —борник материалов дл€ описани€ местностей и племен  авказа (—ћќћѕ ). “ифлис, 1893. ¬ып. 16. ќтд. I. —. 147.
  5. »ванов ƒ. —таница ќтрадна€,  убанской области, Ѕаталпашинского уезда // —ћќћѕ . “ифлис, 1888. ¬ып. 6. —. 23.
  6. ћиронов ». ‘. —таница —еверска€ ≈катеринодарского отдела  убанской области. 1864 Ч 1914 гг. ≈катеринодар, 1914. —. 52.
  7. Ѕондарь Ќ. ».  алендарные праздники и обр€ды кубанского казачества.  раснодар: »здательство Ђ убанькиної, 2003.
  8.  рамаренко ћ. –iздв€нi св€ткы в станицi ѕавлiвськiй, ≈йського оддiлу на „орноморii // ≈тнографiчний збiрник. Ћьвов, 1895. “. 1.
  9. ’арламов ћ. ј. —уевери€, поверь€, приметы и заговоры, собранные в г. ћайкопе // —ћќћѕ . “ифлис, 1904. ¬ып. 34. ќтд. III. —. 19.
  10.  реминска€ ¬. ё. ∆ива€ старина станицы Ѕесленеевской //  убанский краевед: ≈жегодник.  раснодар, 1990. ¬ып. 2.
  11. ¬асильков ¬. ¬. Ќародные обычаи казаков станицы Ѕекешевской // —ћќћѕ . “ифлис, 1906. ¬ып. 36. ќтд. II.
  12. јрканников ‘. ¬. Ќиколаевска€ станица (—татистико-этнографическое описание) //  убанский сборник. ≈катеринодар, 1883. “. 1.

 

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї



јнсамбль  умовь€ї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.