ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора








ќЅ–яƒџ » ќЅџ„ј», —¬я«јЌЌџ≈ — ƒќћјЎЌ»ћ — ќ“ќћ, ¬ —“јЌ»÷ј’ ќ“–јƒЌ≈Ќ— ќ√ќ –ј…ќЌј  –ј—Ќќƒј–— ќ√ќ  –јя



  1. Ќаименование объекта:

Ќародные медицинские знани€ в культуре населени€ станиц  ореновского района  раснодарского кра€.

  1.  раткое название объекта:

Ќародные медицинские знани€ в станицах  ореновского района.

  1.  раткое описание:

Ќар€ду с обр€довой сферой, в культуре станиц  ореновского района сложилс€ достаточно развитый блок народных медицинских знаний и представлений. ѕри отсутствии медицинских учреждений в станицах, за лечением обращались к бабкам-знахаркам. ќднако некоторый минимум медицинских знаний (как рациональных, так и иррациональных) и способов лечени€ передавалс€ на семейно-бытовом уровне и был достаточно известен широкому кругу.

  1. ‘отографи€ дл€ обложки объекта
  2. ќЌ Ќ  атегори€:
  3. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы.
  4. Ћечебные практики
  5. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское  население  убани

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык :

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край,  ореновский  район, станицы ƒ€дьковска€, —ергиевска€, ѕлатнировска€, ∆уравска€, –аздольна€

  1.  лючевые слова:

 раснодарский край, кубанские казаки, обр€ды лечени€.

  1. ѕолное описание:

—истематизаци€ и описание материала по ритуалам, направленным на восстановление физического или психического здоровь€ человека, сталкиваютс€ с определенной сложностью по нескольким причинам. ¬о-первых, данный блок знаний относилс€ к сфере профессиональной де€тельности народных лекарей или знахарей. —оответственно, существовали определенные запреты на передачу этих знаний не посв€щенному окружению. ƒо насто€щего времени в населенных пунктах  ореновского района занимаютс€ традиционной лечебной практикой несколько знахарок, престарелых женщин, интервьюирование которых показало, что сведени€ по народной медицине сообщались исследовател€м в сознательно неполной форме. Ќаибольший запрет распростран€лс€ на сообщение заговорных формул, поскольку, согласно традиционным представлени€м, в таком случае знахарь мог потер€ть свою силу. ѕомимо профессиональных знахарей, некоторым набором ритуальных медицинских знаний могли обладать и простые сельские жители, преимущественно женщины. √лавным образом, эти знани€ включали в себ€ методы народной педиатрии. ќднако и они фиксировались в неполном виде, как по причине сложности ритуальных действий, усвоение которых в полном виде было возможно чаще посто€нно практикующими лекар€ми, так и по причине редукции в целом традиционных ритуальных практик.

ѕоскольку большинство из отмеченных ритуалов первоначально представл€ли собой Ђполикодовыеї тексты, перечислим основные их компоненты. јнализ акционального кода лечебных ритуалов вы€вил сохранность следующих действий, как-то: переступание через больного, накрывание символическим предметом, выливание, измерение роста больного, заверчивание, умывание, купание, поение, обтирание, натирание, символическа€ продажа, надавливание,  выв€зывание, перев€зывание, закапывание, загрызание, а также более сложные или св€занные с движением действи€. ¬ербальный код включает в себ€ произнесение христианских молитв и заговорных формул. ѕредметный код представлен атрибутами, имеющими апотропейную семантику: св€та€ или непочата€ вода, осв€щенные соль, мак и верба, венчальна€ одежда (платье, фата), черна€ матери€, нитки, воск, спички, кость, атрибуты, св€занные с мертвым (рука, платки с могил, веревки с рук или ног покойного), а также другие предметы, использование которых в большей степени носит рациональный характер и не имеет выраженного мифологического свойства. Ћокативный код предполагает исполнение лечебных ритуалов в семантически маркированных местах.   таковым преимущественно относ€тс€ пограничные локусы (места): порог, Ђодвирокї, окно, глухой угол. ќсобое значение в структуре ритуала придаетс€ временной символике. ÷ентральное место здесь занимает приуроченность к определенным лунным фазам: новолунию, полнолунию, последн€€ четверть и ущерб луны. ќтличный вариант был отмечен в ст. ƒ€дьковской. «десь практикующа€ лекарка, родом из Ѕелоруссии, не лечит после захода солнца. ¬ других случа€х лечение могло быть приурочено к полуночи. —охранились представлени€ о наиболее подход€щих дл€ лечени€ дн€х недели. ƒл€ мужчин таковыми €вл€лись, так называемые, мужские дни: понедельник, вторник, четверг; дл€ женщин Ц женские: среда, п€тница, суббота.  роме того, соблюдалс€ запрет на лечение в воскресенье и дни больших церковных праздников. ’от€ применительно к дет€м этот запрет мог не соблюдатьс€ последовательно. ¬оскресенье могло считатьс€ детским днем благодар€ сопоставлению грамматического рода названи€ дн€ недели и статуса ребенка, который в социальном смысле не €вл€лс€ в полной мере мужчиной или женщиной, т. е. приравнивалс€ к бесполому существу: Ђвоскресенье Ц к детскому дню, оної. ”частником лечебного ритуала, помимо собственно больного, €вл€лс€ лечащий, в качестве которого мог выступать не только Ђпрофессиональныйї, практикующий лекарь-знахарь. Ќеобходимым набором медицинских знаний располагали практически все женщины-матери, которые могли лечить своих детей. ѕомимо собственно лечебных практик сохран€ли актуальность профилактические меры, выражающиес€ в использовании оберегов и соблюдении запретов.

–ассмотрим наиболее устойчивые и сохранившиес€ ритуальные практики, используемые в народной медицине.

Ќекоторые из них в виду слабой развитости народной диагностики были направлены на устранение причины заболевани€, которую усматривали в действии различных форм вредоносной магии. Ётот вред мог быть причинен как сознательно (порча, приворот), так  и бессознательно: путем взгл€да, похвалы, завистливых мыслей (сглаз).  роме того, оказывать магическое вредоносное воздействие, особенно на детей, могли животные, вызыва€ испуг.

  1. —глаз. —глазу были подвержены взрослые и дети, домашние животные, птица и растени€. ¬иновниками сглаза €вл€лись, так называемые, глазливые люди, взгл€да или похвалы которых было достаточно, чтобы вызвать заболевание. Ўироко распространено поверье, что Ђособенної глазливым человеком становилс€ тот, кого в младенчестве мать оп€ть допускала к груди вскоре после отн€ти€. ¬ ст. ƒ€дьковской сообщали, что сглазить мог любой человек, все зависело от неблагопри€тного времени: Ђ¬се мы глазливые. ¬от така€ минута, такое слово, подходить под этот сглазї. ѕризнаками сглаза считались беспокойство ребенка, посто€нный плач, корчи, бессонница; у взрослого Ч общее недомогание, сонливость, апати€. —глаз считалс€ причиной некоторых заболеваний, в том числе младенческого. ќн мог привести даже к летальному исходу, если это был Ђумэрущийї сглаз, с которым не могли справитьс€ даже лечащие бабушки. »звестны профилактические меры от сглаза. ¬ качестве оберега использовалась булавка, котора€ пристегивалась к одежде вверх острием: Ђтико ховать нада, шоб ны выдно булої (ƒ€дьковска€). ¬ цел€х профилактики ребенка умывали из Ђпомы?й(в)ныциї (помойного ведра) и вытирали вывернутым на изнанку подолом (Ђпэлэно?юї). Ётот же способ примен€ли и при его лечении. ѕри этом вытирали ребенка тыльной стороной ладони правой руки крестообразным движением (Ђнавпэрэхрэстї). ”беречь ребенка от сглаза также должны были запреты показывать его посторонним люд€м до сорокового дн€ после рождени€ и оставл€ть ребенка раздетым.

—ами способы лечени€ могли быть идентичны тем, которые использовались при лечении других заболеваний, например, младенческого, бессонницы (крикс). ¬ этом нельз€ усматривать путаницы, учитыва€, что сглаз мог €вл€тьс€ причиной этих болезней. ѕервый способ лечени€ заключалс€ в использование наговоренной, непочатой (набранной из колодца или из-под крана, которой еще не пользовались) или св€той воды. Ёто могло быть простое умывание, купание или добавление воды в пищу. —огласно другому варианту сначала трижды по три раза произносилась молитва Ђќтче нашї: при земных поклонах, над спичками и над водой. «атем дев€ть спичек по одной поджигались и при чтении заговора Ђћатерь Ѕожи€, спаси помоги, / раба твоего (надо по имени называть), / от сглазу, от мужского глазу , от женского глаза, от реб€чьего глаза, от девчачьего глазаї опускались в воду. ѕосле этого больного взбрызгивали этой водой, а ее остатки выливались в глухой угол входной двери. “ретий способ заключалс€ в том, что больного ребенка клали на порог, а мать троекратно переступала через него, каждый раз произнос€ заговор: Ђ—ама € тэбэ родыла, сама и отходылаї. ƒанный прием использовалс€ также в случае младенческого или бессонницы. ¬ четевертом случае прибегали к символической продаже ребенка: Ђириз викно подають, шоб хто вз€в. –аза тры. ћаты подае. «анос€ть у двэри, мать снова подаеї. »ногда лечение ограничивалось чтением молитвы и заговора: Ђ÷э надо Ђќтче нашї прочитать, а тодиЕ Ќу ладно. Ђ√лаз глазлывый, дивочий, парубочий, ветр€ный, вод€ный. “ы и подуманный, ты и погаданный, ты на води...ї Ќадо за одним разом, а € уже не выговорю. - ј сколько раз ее надо прочитать? - ƒэв€ть раз. Ђ...ты на води спытаный, на хлибови зъидыный, тут тоби ны сто€ты, червонной крови ны пыты. Ќарождено, благословенно, раба Ѕожией ћарфы...ї - Ќа одном дыхании надо? - Ќа водно'м дыхании. - “ак дев€ть раз. » перед каждым разом надо Ђќтче нашї  читать? - Ќет. ќдын разї; либо наговором воды с последующим умыванием больного (текст заговора: Ђ—охрани, √осподи, защити, √осподи, укрой, √осподи, раба Ѕожьего јнгелину от черного, от желтого, от карого, от серого, от белого, от мужского, от женского, от девичьего, от реб€чьего, от глазу, от думок, от передумок, от заговќров, от переговоров, от злых людей. Ќе € выговариваю, выговаривает ѕресв€та€ Ѕогородица, своими устами, своими перстами, своим —в€тым ƒухом. ѕоставь, √осподи, крестовых ангелов наперЄд раба Ѕожи€ јнгелине. ћо€ слова отныне до веку. јминьї).

  1. »спуг Ч болезненное состо€ние типа психического расстройства, €вл€ющеес€ следствием испуга ребенка. ¬ течение заболевани€ ребенок мог долго не разговаривать, испытывать посто€нное бепокойство, недомогание. “акже как и сглаз, испуг мог €вл€тс€ причиной таких заболеваний, как младенческий. Ћечение испуга имело ритуализированную форму. ¬ ст. ƒ€дьковской, например, его осуществл€ли в три этапа. ѕервый раз процедура лечени€ проводилась на новолуние, второй Ч на полнолуние и третий - Ђна ущерби, последн€€ четвертьї.  аждый раз трижды осуществл€лось Ђвыливаниеї растопленного воска в кружку с водой. ¬ процессе каждого Ђвыливани€ї читалась однократно молитва Ђќтче нашї и Ђ∆ивыи в помощиї, затем трижды заговор следующего содержани€: Ђ»спуг вод€ный, витр€ный, млыновџй, громовый, подуманый, погаданый, мужычий, жыночий, дивочий, парубочий, вступлыный, собачий, тут тоби ны бувать, паруса ны пускать, чирвоной крови ны сушить, щирого серц€ ны томыть. »ды на очэрэта, на болота, на тэмни лиса, дэ горы высоки, дэ долыны глыбокы, на быстри ричкы. »ды, ны зацыпыс€, ны за брыдыну, ны за скотыну, ны за людыну. »ды, сгынь, пропады! ƒэ цэрквы ны звон€ть, дэ витры ны виють, дэ люды ны ход€ть, сгынь, проппады! Ќа тэмны леса, сыни мор€, дэ козак топором ны рубае, дивка косу ны заплитае. Ќы сама € помогаю, ны сама € испуг удал€ю, (если просто тико испуг, а если заикание, вызываицца там), а сам »сус рыстос прыступае (или ѕантелеймон »сцелитель), испуг удал€е, там, мочовый пузырь закрыпл€е, речи, сон у норму восстановл€е, нервну систему, сон у норму восстановл€еї. ¬ ст. ѕлатнировской после прочтени€ Ђќтче нашї и Ђ∆ивые в помощиї произносилась молитва: Ђќт Ѕогородицыной молитвы, от »суса ’риста, от св€тых мощей, от моего слова отойди дух нечистый, бес прокл€тыйї, а затем следовал заговор: Ђ«ори-зорьницы, вечерн€€, полуночна€, св€тые сестрицы, сымите испуг с раба Ѕожьего јнгелины, ее белого тела, алой крови, желтой кости, семидес€ти семи жил, суставов, живота, кишечника, рук, ног. »дите на диких зверей, на лохматых зверей, на того, кто прыслал. Ќы выливаю. ¬ыливает ѕресв€та€ Ѕогородица. ѕоставь, √осподи, кристовых ангелов наперЄд рабе Ѕожей јнгелине. ћое слово отныне до веку. јминьї. ¬ процессе чтени€ заговора и выливани€ лекарь производил закрещивание посуды с водой и воском ножом.

ѕо форме вылитого воска определ€ли, чего испугалс€ ребенок. »ногда его показывали ребенку, и он отвечал, что изображено (собака, свинь€, жаба и т. п.). ѕо окончании последней процедуры Ђвыливани€ї измер€ли суровой ниткой рост ребенка. «атем на пороге отмер€ли этой ниткой рассто€ние от пола по длинне дверной рамы, со стороны Ђзависивї, проверчивали буравком отверстие, закладывали эту нитку и залепливали отверстие последним восковым Ђвылывкомї. —огласно другому варианту больного ребенка ставили на порог и на уровне его роста просверливали отверстие, в которое закладывали выстреженные с его макушки волосы. –ебенок считалс€ вылечившимс€ от испуга с перерастанием этого уровн€.

¬ той же ст. ƒ€дьковской был отмечен еще один вариант лечени€ испуга, так называемое, Ђзарубаниеї. ѕосле ритуала Ђвыливани€ї ребенка выносили во двор, Ђ€к молодык народывс€ї, клали на землю, Ђ€к ’рыста распынаютї, и Ђзарубовали испугї: над головой и напротив каждой конечности закапывали веточки осв€щенной вербы.

ѕрибегали к ритуальным приемам и при ликвидации последствий деструктивной (вредоносной) магии, такой как порча или приворот, осуществл€емой преимущественно контактным путем.

  1. ѕорча. ѕо мнению многих респондентов порча получила широкое распространение в наши дни вследствие падени€ духовно-нравственного уровн€ населени€ и увлечени€ черной магией. »звестны некоторые способы наведени€ порчи: с помощью подбрасывани€ кладбищенской земли под ноги, запутанного клубка с иголками и т. п. –езультатом этих вредоносных действий были Ђусыханиеї человека, сумасшествие, раздоры в семье. –азвернутого ритуала лечени€ порчи нами не было зафиксировано. »звестно, что дл€ этого обращались к лечащим бабушкам, которые осуществл€ли наговор на воду, личные предметы больного. ¬ качестве оберега от порчи широко использовались такие атрибуты, как осв€щенна€ вода, соль и мак.
    1. ѕриворот. ƒанное вредоносное действие в отношении мужчин осуществл€лось с помощью подмешивани€ менструальной крови (Ђкрасокї) в питье. »нтересный способ сн€ти€ приворота был отмечен в ст. ƒ€дьковской. ƒл€ этого брали петуха, прокалывали первый зубец на его гребне и извлекали п€ть капель крови, которую размешивали в стакане воды. ќдним из условий эффективности этого приема €вл€лс€ запрет давать что-либо из дому в течение дн€, до полуночи.

Ѕыли зафиксированы редуцированные формы ритуального лечени€ некоторых конкретных заболеваний.

  1. ћладенческий (младенский, младенческа€, младэнчиска, младэнська, младенец) (мед. спазмофили€, тетани€) - судорожное состо€ние, которое может привести к инвалидности или смерти ребенка. ѕричиной его могли считать сглаз или испуг, поэтому лечебный ритуал мог быть направлен на преодоление причины болезни. ќднако прибегали и к самосто€тельному способу лечени€. ќн представл€л из себ€ более простой прием.  огда у ребенка случалс€ приступ младенческого, то его накрывали черной материей (ƒ€дьковска€, ∆уравска€, –аздольна€) или венчальным платьем или фатой (–аздольна€). √лавным условием поведени€ во врем€ приступа €вл€лс€ запрет беспокоить ребенка, брать его на руки. јналогичным обрзом предотвращали припадок эпилепсии (Ђпрыпадокї, Ђпрыпадочнаї, ЂчЄрна болизньї) у взрослых. —охранились лишь упоминани€ о специальной молитве от этой болезни, без знани€ которой вышеназванные манипул€ции могли быть бесполезными: Ђесли знаешь и накроешь черным, то не поможет, надо знать и молытву читатьї.
  2. ƒетска€ бессонница (криксы). ѕричиной детской бессонницы, сопровождавшейс€ непрерывным плачем, также могли считать сглаз или испуг, прибега€ и к самосто€тельным приемам лечени€. Ўироко известным было, так называемое, ношение ребенка Ђпод куре(э)йї с произнесением специального заговора: Ђ» под курей носили. Ќочью кричать, плачуть. Ќе дают поко€. ¬озьмЄшь, замотаешь и под курей в курник понесЄшь. √оворить надо: Ђ уры, курицы, возьмите крик!ї. » перестають. –аза три надо было сказать. “ри ночи носилиї. ѕо мнению некоторых информаторов такой способ оказывалс€ малоэффективным, если причиной плача ребенка оказывалс€ сглаз. ≈ще одним способом успокоени€ €вл€лось умывание ребенка водой из криницы (копанки), после чего мать вытирала его вывернутым наизнанку подолом.
  3. Ђ¬олосї. Ётим названием в восточнослав€нской традиции обозначались два различных заболевани€: а) подкожный волос у младенца, иначе Ђщетикаї, причин€ющий ему боль, причину которого усматривали в нарушении запрета дл€ беременной пинать собак или кошек; б) Ђволосї-нарыв, образующийс€ в основном на пальце. Ђўетинкуї Ђвыкатывалиї с помощью теста. ƒл€ этого раскатывали блин по длине спины ребенка, разрезали его вдоль на три части, а затем каждой из них Ђвыкатывли щетинкуї. ѕосле этой процедуры тесто скармливали собаке. ѕо другому варианту вместо теста использовали м€киш специально испеченной дл€ этого пышки. ѕри лечении Ђволосаї-нарыва брали дев€ть пшеничных колосьев, лили на них непочатую воду, произнос€ при этом заговор: Ђ¬олос, волос, выйди на колос, с дев€ти считают, с дев€ти на восемь, с восьми на семь, с семи на шесть, с шести на п€ть, с п€ти на четыре, с четырех на три, с трЄх на два, с двух на одинї. ƒанна€ процедура осуществл€лось трижды.
  4. ЂЎишкаї, наростень, наросты. ѕричины и способы лечени€ данных наружных образований, преимущественно на руках, оказываютс€ в устойчивой мифологической св€зи с представлени€ми о покойнике. ¬ частности, в ст. ƒ€дьковской был отмечен запрет переходить дорогу похоронной процессии: Ђ≈сли покойныка нысуть то ны в коем случае ны пэрэходы дорогу. ≈си пэрэшов, то дэ ты вз€всь, то росты будэ шишкаї. ќтмечено несколько вариантов лечени€ с помощью манипул€ций с самим покойником либо с использованием похоронных атрибутов. ¬ одном случае нужно было в полночь, чтобы никто Ђны бачивї, посетить дом с покойником и его правой рукой подавить больное место. ¬ другом случае использовали воду, которой покойника обмывали, дл€ примочек Ђшишекї. ¬ ст. –аздольной Ђшишкуї давили косточкой мертвеца, которую искали на кладбище: Ђ осточкой той крест накрест давить дев€ть разї. —огласно еще одному варианту, давить больное место могли костью животного, при этом кость должна быть с суставом: ЂЌада найти маслак на дорози, пэрвый, шоб (он) с суставом (был) и подавы ным. “ой наростынь пройдэї. ѕосле этой процедуры кость надо было бросить через левое плечо и через него же плюнуть.
  5. Ѕородавки (гу?зки). Ќаиболее распрстраненным способом лечени€ бородавок было Ђвыв€зываниеї узелков по их количеству на суровой нитке. ≈сли бородавок было много, то количество узелков должно быть нечетным. Ёта процедура совершалась Ђна ущербеї мес€ца. ѕри этом читалс€ заговор: Ђћис€ць ущирбл€иц(ц)€, порожденному, крэщенному раба божому (им€) гузкы одгапл€юц(ц)€. јминьї. «атем нитку с узелками относили в сырое место и там закапывали. —читалось, что бородавки исчезнут, как только эта нитка сгниет. √лавным условием успешного излечени€ считалс€ запрет наблюдать за исчезновением бородавок. јльтернативным способом могло быть натирание бородавок картофелем либо €блоком.  артофель разрезалс€ на четыре части, каждой из которых натирались бородавки. «атем этот картофель закапывали на воротах в глухом углу, Ђшоб она пырыгныла картошкаї. ¬место картофел€ могли использовать €блоко, которое разрезалось на две половины. ќдной из них производили натирание, а другую съедали. »спользованную часть €блока также закапывали в глухом углу ворот.
  6. —учье вым€. “ак называлс€ нарыв подмышками. ƒл€ его лечени€ Ђнаговаривалс€ї хлеб с помощью следующего заговора: Ђѕрыйшов, та воно нэ вылыкэ. „иЄ им€ носышь. ¬эрнысь к той скотыне, чьЄ им€ носишь, а раба Ѕожию (там, Ћидию) на веки бросишь. јминьї. ѕосле чего хлеб разрезалс€ на дев€ть кусочков и скармливалс€ собаке. ƒругой способ, имеющий более рационалистический характер, состо€л в том, что больное место намазывалось сметаной, которую давали слизывать щенку: Ђ—уч(ч)е вым€ уходэ, пропадаеї.
  7. –ожа / бышиха Ч воспаление кожи у человека и некоторых животных (свиней), характеризующеес€ сильным покраснением. ¬ некоторых случа€х эти наименовани€ выступают в качестве синонимов дл€ обозначени€ одной болезни (ƒ€дьковска€). ¬ других Ч обозначают различные, но близкие заболевани€ (–аздольна€). ќдин из способов лечени€ заключалс€ в чтении заговоров: Ђ–ожа витр€нј, млыновј, громовј, подумана, погадана, мужыча, жиноча, дивоча, парубоча, быховј (!) тут тоби ны бувать, паруса ны пускать, чирвоной кров» ны сушыть, щирого сэрдц€ ны тулыть (?). »ды на очерэта, на болота, на тэмни лиса, на быстри ричкџ. “ам тэбэ [оставатьс€] од раба Ѕожей или раба Ѕожого (им€) тело не измущитс€. Ќы сама € помогаю, ны сама € бышыху-рожу удал€ю. ј сама ¬ладычица Ѕогородыца своимы устамы, своимы пэрстимы, двинадц€тью анголамы, арханголамы прыступае, раба Ѕожому или раба Ѕожей бышыху-рожу з йии тела удал€е. јминь, аминь, аминьї или Ђ»шла ’рыстова мать. ¬стрила тры браты й сталы пытыты: Ђ ƒэ ты идэшь, ’рыстова мать?ї Ђ»ду на помощь раба Ѕожому бышыху-рожу удал€ть. Ќы сама € помогаю. Ќы сама € бышыху-рожу удал€ю, сам »сус ’рыстос прыступае, раба  Ѕожому бышыху-рожу удал€еї. ‘иксировались и специальные заговоры от рожи и от бышихи: Ђ–ожа, чи ты ветр€на, [Е], чи подумана, чи погадана, чи наслана. — √осподом € ж тебе вышептую, выкликаю, вызываю из [Е], из семидес€ти сустав. “ут тебе не быть, крещеного, рожденного, молитвенного »вана не сушить. »ди себе на зла (?), на болотј. “ут тебе не бывать с сегодн€шнего дн€. јминьї; УЅышиха, бышиха, ты вод€на, ты ветр€на, уйди за мор€, за океаны, за высокие горы. ƒай рабу Ѕожьему Ѕорису здоровьеї. «аговоры читались от трех до дев€ти раз в течение трех процедур. ѕеред его произнесением читались православные молитвы Ђќтче нашї, Ђ∆ивыи в помощиї, ЂЅогородицаї или Ђƒа воскреснет Ѕогї.

«атем поверх больного места накладывалась пов€зка, сначала красной материи, затем черной. Ёти пов€зки предварительно наговаривались накануне (Ђдо схид сонц€ї) праздника св. »льи (»лько). —пециальна€ Ђмолитваї »лье не сохранилась. ƒруга€ лекарка из ст. ƒ€дьковской дл€ лечени€ рожи наговаривала воду, которой обмывалось воспаленное место.

  1. «убна€ боль. Ѕыло отмечено несколько вариантов заговоров от зубной боли: Ђћис€ц, мес€ц молодой / ¬ теб€ рог золотой /, “оби вэсь вик свитыть, / ћоим зубам ныколы ны болить. јминьї; Ђћес€ц на небе, камень у море, мЄртвый в гробе.  огда эти три брата сойдутс€, будуть пить-говорить, у крещеного, причащеного јнтона зубы не бол€ть, а бол€ть у волка, у собаки, у кошкиї; У«убы твои зубы, не бол€т у мертвых зубы, не бол€т не щемл€т. Ўоб не болели, не щемлели у раба Ѕожи€ Ц там по имени Ц до самой смерти. ћатерь Ѕожи€, спаси помоги рабу Ѕожьему такому-то, ага, выгнать бол€чку из зубовї; Ђћес€ц ¬ладимир, ты летаешь высоко, ты видишь далеко. ” мертвых зубы не бол€т? Ќе бол€т. “а и у рабы Ѕожьей, им€, зубы не бол€т и болеть не будутї; Ђћес€ц в небе, лебедь в небе, за€ц в поле, рыба в море.  огда они вместе сойдутс€, тогда у рабы Ѕожьей зубы забол€тї. ѕроизнесению заговоров могло предшествовать прочтение молитвы Ђќтче нашї (ƒ€дьковска€, –аздольна€). ѕо временной приуроченности лечение могло осуществл€тьс€ как на молодой мес€ц (ƒ€дьковска€, –аздольна€), так и в любое врем€ (ƒ€дьковска€, ѕлатнировска€).  ¬ количественном плане произнесение заговора осуществл€лось трижды (ƒ€дьковска€, –аздольна€), три раза по три (ƒ€дьковска€, ѕлатнировска€); заговор Ђћес€ц в небе...ї по свидетельству информатра следовало читать сорок раз. јкциональный план включал в себ€ трехкратное плевание через левое плечо (ƒ€дьковска€). ѕредметный план мог включать использование ножа, острием которого во врем€ произнесени€ заговора дотрагивались до больного зуба (ƒ€дьковска€).  роме того, действенным средством от зубной боли считали зерна, оставшиес€ после св€точного посевани€, которыми окуривали больное место. ¬ ст. ѕлатнировской необходимым условием успешного лечени€ считалс€ запрет в этот день мыть голову.
  2. јнгина (за?лизы, за?лозни, горло, глотка, шипакы?). ¬ народных представлени€х устойчивым €вл€етс€ поверье о том, что лечение ангины было возможно не только профессиональным лекарем, но и человеком, предварительно выполнившим ритуальное убийство зверька, имеющего следующие номинации: слепець (ѕлатнировска€), зиньское щин€, зиньскэ щин€ (ƒ€дьковска€), зиньски щин€ (–аздольна€), жинский щен€тка (х. ¬ерхний), жинский щин€ (х. Ћевченко). –ечь идет о представителе семйства грызунов слепыше южнорусском, или слепыше обыкновенном. –итуальное удушение осуществл€лось с помощью указательного и большого (ƒ€дьковска€, ѕлатнировска€), указательного, большого и среднего пальцев (Ђшо хрэстысс€ї) (–аздольна€, х. ¬ерхний) или большого пальца и мизинца (х. Ћевченко) правой руки. ѕосле этого совершивший ритуал человек становилс€ обладателем дара лечени€ ангины. —охранились поверь€, что этим даром мог обладать только первый или последний по счету ребенок в семье. —амо лечение осуществл€лось путем легких надавливаний пальцами воспаленного горла с чтением молитвы Ђќтче нашї (от трех до дев€ти раз). ¬ ст. ѕлатнировской был зафиксирован текст приговора от ангины, который читалс€ трижды после прочтени€ Ђќтче нашї: Ђƒуба Ц дуба. я тоби зьим! я тоби из листев, из кореннив. √ам-гам, гам Ц гам, тьфу Ц тьфу, тьфу-тьфуї.
  3. √рыжа. –азличались две разновидности грыжи: пахова€ и пупова€, различи€ в лечении которых были существенны. ѕаховую грыжу могли лечить лишь с помощью наговоренной воды. Ћечение пуповой грыжи представл€ло из себ€ более сложный ритуал, который включал действие загрызани€ / прикусывани€ и чтение заговорной диалоговой формулы. ¬ полночь лекарка осуществл€ла имитацию загрызани€ в области больного места через тр€почку. ≈сли больным был ребенок, то в это врем€ его мать обходила дом и спрашивала через окно лечащую бабушку: ЂЅабка, бабка, шо ты делаешь?ї Ђ√рыжу грызуї. Ђ√рызи, грызи, пока отрыжка будетьї. Ётот диалог происходил троекратно.
  4. –евматизм, головна€ боль. ¬торичное ритуальное использование предметов погребального обр€да было характерно не только при лечение Ђшишекї-наростов. ¬ случае заболевани€ суставов конечностей, их перев€зывали веревочкой, сн€той с рук или ног покойника. ѕри головных бол€х помогал платок, сн€тый с могильного креста. Ётот платок нужно было носить в течение сорока дней, не снима€ его. «атем платок сжигалс€. »нформанты отмечали, что одно из условий действенности этого способа заключалось в том, чтобы больной лично сн€л платок с креста: Ђ“ико шоб ны хаз€ин давав, а самому нада сн€тьї. ¬ ст. ∆уравской кроме того считали, что головные боли пройдут, если пр€дь волос заткнуть в коровий навоз.
  5. «аноза, засорение глаза. Ѕыл отмечен заговор, читавшийс€ троекратно после молитвы Ђќтче нашї: ЂЎапа мо€ шапица, не € теб€ шапила, шапила Ѕожь€ ћатерь. ћать вынимать из красной крови, из белой кости, шоб не горело, не болело, на век онемелої.

¬ остальных случа€х прибегали к рациональным методам лечени€ с помощью средств животного, растительного и минерального происхождени€. –итуальные приемы лечени€ некоторых болезней, широко известные в других районах  убани, оказались не вы€вленными или утраченными, о чем свидетельствуют упоминани€ лишь некоторых элементов (лечение €чмен€ кукишем, Ђсо€шныциї - с помощью кувшина, пр€дива и закручивани€, сухот - с использованием ножа и специального заговора; манипул€ци€ с топором на пороге при недержании мочи у ребенка и др.). ¬ то же врем€ в некоторых рациональных приемах можно усмотреть магический смысл: например, в вытирании плисн€вок (детской молочницы) материнским волосом, намазывании €звочек огника испариной с окон, росой, употреблении перетертой скорлупы пасхальных €иц дл€ укреплени€ костей и т. п.

Ѕольшинство из отмеченных ритуалов (окказиональных обр€дов) в момент их фиксации не имело живого бытовани€, остава€сь принадлежностью культурной пам€ти старшего поколени€ местных жителей  ореновского района. »сключением €вл€етс€, пожалуй, медицинска€ ритуальна€ практика, что объ€сн€етс€ усилением социальной значимости народных лекарей, пользующихс€ большой попул€рностью у населени€, что в свою очередь €вл€етс€ свидетельством кризиса профессиональной медицины, деградации системы оказани€ медицинской помощи населению в провинции. ƒанна€ актуализаци€ народной медицины не делает ее доступной дл€ фиксации исследователей-этнографов в силу действи€ определенных табу в этой сфере. Ќе случайно, что наиболее многочисленные сведени€ относились к народной педиатрии, что говорит о массовом владении в прошлом необходимыми лечебными навыками женщинами-матер€ми.


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

«удин јнтон »ванович, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail: antzudin@gmail.com “ел: 8(961)51-15-508.

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

√од, собиратели:

2007, 2010, 2013 - Ѕондарь Ќ. »., ¬оронин ¬. ¬., «удин ј. ».

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край,  ореновский район, станицы ƒ€дьковска€, —ергиевска€, ѕлатнировска€, ∆уравска€, –аздольна€

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

Ќародные медицинские знани€ в станицах  ореновского района записывались в ходе фольклорно-этнографических экспедиций в  ореновском районе в 2007, 2010, 2013.

  1. Ѕиблиографи€
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї



јнсамбль  умовь€ї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.