Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Песенная традиция станицы Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края



Автор: Жиганова Светлана Александровна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; Васильев Игорь Юрьевич, кандидат исторический наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Аутентичный фольклорный народный хор «Кубанцы-воронцы». Худрук - Танконогова Елена Ивановна (третья слева).2016 г

Особенности музыкального фольклора старейшей правобережной станицы Усть-Лабинского района Воронежской (1802 г.) вносят существенный вклад в формирование представлений о традиционной музыкальной культуре линейного казачества Кубани. Песни этого населенного пункта имеют наибольшие текстовые и стилистические пересечения с фольклором иных станиц старой Линии. Не удивительно поэтому, что в 70-80-е годы ХХ века исследователи и руководители культуры Краснодарского края прикладывали много усилий в плане поддержки аутентичных фольклорных ансамблей, сохранения традиционного казачьего репертуара станиц.

Музыкальный фольклор станицы Воронежской не получил, подобно Ладожской, отражений в дореволюционной этнографической литературе. Однако в Воронежской записан самый большой объем современных фольклорно-этнографических материалов, что дает возможность описать состав и стилистику данной фольклорной традиции.  Многократные полевые исследования, проводимые в этом населенном пункте, и наличие фольклорного коллектива стабильного состава позволили записать образцы протяжных и плясовых песен кубанской Линии, календарных и свадебных музыкально-поэтических композиций, песен иных жанров.

Основной культурной метрополией линейного протяжного пения являются фольклорные традиции некоторых регионов южной России. Характерная особенность, позволяющая говорить о культуре протяжного пения на Кубани, в частности, в Воронежской, – наличие в традиции песен с вторичной ритмической композицией. Главным признаком песен протяжного сложения является интенсивность мелодического развития, провоцирующая множество несмыслонесущих вставок-междометий в поэтических текстах (ой, жи, ей-вой и др.), повторы слов, словообрывы:

Толька оставаицца, ой, да жи адин май… аленикий лужок, ой, вой, Туда сабиралися, ой, да в(ы)се жи да й каза…аченики ва кружок. Туда сабиралися, ой, да в(ы)се жи да й казай…аченики ва кружок, ой, вой, Ой, да где ни взыл(ы)ся жи да донец, ой, да разудай…алаи маладец.

Наиболее ранние записи протяжного пения в станице Воронежской были сделаны в середине 70-х годов ХХ века Н.И. Бондарем, В.Г. Захарченко. В 1997 году в Воронежской над написанием дипломного исследования «Лирические протяжные песни станицы Воронежской Усть-Лабинского района Краснодарского края» работала М.А. Голубева. В работу было включено десять протяжных музыкально-поэтических композиций, среди них «Пазаливала жи да вода все жи да зилёнаи луга», «По-над лесом, ой, да шлях-дорожунька», «Не с моря туман подымаецца», «Полно, полно нам, братцы, журиться». Несколько протяжных песен удалось записать участникам Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции в 2008 году.

Таким образом, в отличие от станицы Ладожской, современные записи протяжного пения в которой немногочисленны, фольклорная коллекция станицы Воронежской включает определенный объем материалов, обладающих ценностью в контексте изучения кубанского протяжного пения.

Как и в Ладожской, в традиционном репертуаре Воронежской имеются песни плясового жанра, представленные в нотном приложении песней «Ой, пашу, пашу, пашу, на все стороны гляжу».

Обрядовый музыкальный фольклор Воронежской, как и других населенных пунктов района, получил в данном томе отражение в тематических очерках, посвященных календарной и свадебной обрядности. Отметим наличие в репертуаре современного фольклорного ансамбля целого ряда музыкально-поэтических текстов, полноценно оформляющих цикл зимнесвяточных праздников: колядки, щедровки (детские и взрослые). В материалах экспедиций имеются сведения о вождении Козы на Рождество, но отсутствует полноценная запись музыкально-поэтического текста. Обращают на себя внимание диалектные особенности колядок и щедровок: при наличии и русских, и украинских лексем, стилистический облик данных фольклорных текстов определяет довольно интенсивно выраженное южнорусское «аканье»:

Каляд, каляд, калядныца,
Добра з маком паляныца,
А без мака ни така!
Дай, дядька, пятака!
А не дашь пятака –
Визьму быка за рога,
Поведу его у кабак
И пропью его за пятак!;
Щидровачка щидравала,
До виконца припадала:
Что ты, тётя, напекла?
Ниси нам да акна!
Пака тётя данисла,
Усе руки апекла!
Щедрый вечир!
Добрый вечир!
Добрым людям
На здаровья!.
Беседа с руководителем фольклорного коллектива ст. Воронежской Танконоговой Еленой Ивановной

Колядки и щедровки позднестадиального пласта народной культуры, столь характерные для Кубани во всем региональном охвате, записаны также в станице Воронежской в нескольких фольклорно-этнографических экспедицях. В ранних записях представлены колядки «Королевский сын был учёный, от Христа отлучённый» и «Ой, во городе Иерусалиме, да жиды Христа уловили». В материалах 2016 года наряду с одной из них:

Ой, у городи Русалиме
Ой, жиды Хрыста улавили.
Да й улавили, умертвили,
Да й на крест его распинали,
Да й ручки-ножки гваздём прибивали…
,

записан еще один музыкально-поэтический текст:

  Потайное нарожденне, святое Ражжество,
Спарадила Дева Мария Исуса Христа.
Спарадивши, не явивши, хатела втаить.
Тёмнай ночкай при звездочки спатаньки клала…

Поздравление с Новым годом сопровождалось исполнением вечером 13 января щедровки «А й у Русалиме рано зазванили», также имеющей широкое распространение на Кубани. Специфичен в сравнении с версиями, бытующими в черноморских станицах, только диалект, отсылающий к культуре южной России:

Да как сел(ы) Христос да й вичеряти.
Щедрай вечер, добрай вечер!
Добрым людям на здаровыя!

Современные фольклорные материалы 2016 года содержат свидетельства об обходе дворов с Миланкой в станице Воронежской. При этом пели т.н. малую Миланку – один из предназначенных для данного обхода музыкально-поэтических текстов, отличающийся краткостью и простотой музыкально-поэтической организации:

Миланка ходила,
Васильку просила,
Василько, мий батько,
Пусти миня в хатку!
Я жита ни жала,
Честной крест держала,
Святую кадильницу
.

Троицкий музыкальный фольклор в Воронежской представлен двумя лирическими песнями, приуроченными к троицким ритуалам из-за соответствий им поэтического содержания:

Ой, падружичка, мая душичка,
Ой, чиво ходишь нивисёлая?
Аттаво я хажу нивисёлая,
А я с милым дружком разлученная. (2)
А я с горя с таски пайду в тёмны лиски, (2)
Как пайду в лисок да сарву цвиток. (2)
Да сарву цвиток, да савью винок…
;   Ой, нынча у нас праздник васкресения,
Да й девки в кружок ани сабралися,
Виночки ани плели, ой, ой,
Каждая дев(ы)ка сама для себя.
 
Ой, ани плели, ой, да васплетали,
Да й у Кубань-речку взяли, пабрасали,
Чей виночек васплывёт, ой, вёт,
Знать милай хара… харашо живёт…

Необходимо упомянуть также исполнение свадебных песен в троицкую неделю в станице Воронежской, поскольку традиционным развлечением в этой станице была организация молодежью игровых «свадеб»: «Иссл.: - А вот вы говорили, что на Троицу наряжали жениха и невесту, водили и пели свадебные песни? Инф.: - Да. Иссл.: - Какие, например, могли петь? Инф.: - «В варот верба». Называется «венки завивать». Собираемся мы, квас, кисель. Делаем такие хаты в саду. Ну, наряжают невесту, жениха, и… Старым подражали. Иссл.: - Типа вот шалаша? Инф.: - Да, шалаша, шалаша. Где-нибудь под деревом вычистим хорошо там, столы поставим, вроде как хата. Играли. Хлебный квас был, со сладкого сделано. С тютины или вышни, только сладкий-сладкий. Раньше на Троицу были большинство свадьбы. Вот Троица – это обязательно свадьбы на Троицу. Поэтому мы и подражали. Троица – значит, должна быть свадьба, гулянка. А старые не грали на Троицу свадьбишные:

Да в ворот вер(ы)ба да кудревая да, лёли, лада,
В варот верба кудревая, душе ль моя.
 
Зозулин(ы)ка да лугавая, лёли, лада,
Зозулин(ы)ка да лугавая, душе ль моя.
 
Иде была да прабывала, лёли, лада,
Иде была да прабывала, душе ль моя.
 
Ой, де в луги да салетала, лёли, лада,
Ой, де в луги да салетала, душе ль моя.
 
А в тем луге не бывала, лёли, лада,
А в тем луге не бывала, душе ль моя
.

В станице Воронежской записано довольно большое число музыкально-поэтических текстов свадебного обряда различного поэтического объема: здесь имеются и развернутые в сюжетном отношении песни, и миниатюры: припевки, музыкальные реплики, каждая из которых закреплена за соответствующим содержанию поэтического текста моментом ритуала.

В прощальной функции выступают песни «Пропойница», «Мела, мела сени» и «Ой, ты рика(я), мая да речушка», «Говорила Олечка: замуж не пойду», «А в нас ныня рано, рано да синия моря грало» и др.  Тексты прощальных песен насыщены обрядовой символикой (море, река, камень, веник, мести пол), их исполнение связано с довенечной частью свадьбы, прощальной по содержанию:

Ой, Манина маменька, ой Манина маменька,
Мила, мила сени, мила, мила сени.
Патиряла веник(ы), патиряла веник(ы).
Залатую ручку, залатую ручку.
Шёлкаваю связку, шёлкаваю связку.
Манину падвязку, Манину падвязку
.

Одним из свадебных ритуалов, устойчиво связанных с культурой кубанской Линии, было ношение девушками рубахи жениху утром в канун венчального дня.  Эта традиция сохранилась в памяти участников фольклорного коллектива станицы Воронежской. Несение рубашки сопровождалось припевками «Мы рубашку шили», «Наша рубашка рясна»:

Наша рубашка рясна,
Наша рубашка рясна,
Всем людям прекрасна:
Старому, малому,
Князю маладому
. Постановка выкупа невесты участниками народного хора «Кубанцы-воронцы». 1987 г.

Рельефно реализована в свадебной культуре района поезжанская функция свадебных песен: многие свадебные песни описываются как сопровождающие переходы, переезды, перевоз приданого. В станице Воронежской это песни «Да в ворот вер(ы)ба да кудревая» и «За гарою каминою» с характерными для этой функциональной разновидности свадебных песен припевами «Ладу, ладу, душиль моя», исполняемыми на политекстовый напев. Песня той же структуры «А в нас кони вараныя» записана и на хуторе Болгов. Функциональная предназначенность песни отмечена в концептах и мотивах поэтического текста:

А в нас кони вараныя, лёли ладо, А в нас кони вараныя, душель моя.

Помимо песен обозначенных жанровых подгрупп, в  местной свадебной традиции действует много припевок и песен-миниатюр комментирующего характера. Констатация потери дочери родной матерью и приобретение матерью жениха производится исполнением двух песен «А Марьина маменька» и «А Лёшина маменька» соответственно в домах невесты и жениха.

На сегодняшний день носителем песенной традиции станицы Воронежской выступает аутентичный фольклорный народный хор «Кубанцы-воронцы». Первая репетиция хора  состоялась Доме культуры им. Жданова 10 мая 1980 г. Первым руководителем хора стал Валентин Прокофьевич Ковганов, имевший специальное музыкальное образование.

Первоначально коллектив репетировал в небольшой по площади комнате или на сцене ДК. Магнитофона и фонотеки в распоряжении Валентина Прокофьевича  не было. Но он старался развить коллектив, узнавать новое и полезное. Например, принимал участие во всех семинарах и творческих лабораториях, если своевременно получал вызов.

Коллектив хора много раз выступал в райцентре, ст. Некрасовской, Ладожской и пр., выступал по краевому телевидению  12 августа 1981 с сорокапятиминутной программой. Статьи о «Кубанцах - воронцах» неоднократно публиковались в местной газете «Сельская новь». Коллектив награждался грамотами отдела культуры, парткома колхоза, небольшими премиями. В 1980 г. коллектив 41 выступление, в 1981 — 25. Но в первые годы своего существования в краевых мероприятиях не участвовал и не выезжал за пределы региона. Уже позднее хор побывал на фестивалях в Москве (1988) и Ленинграде (1993).

В репертуар хора с самого начала входили лирические, плясовые и свадебные песни. Воинские традиции казаков нашли отражение в походных и исторических песнях.

Список участников хора «Кубанцы — воронцы», 1982 г.

  1. Ширяева Нина Поликарповна Род. В 1922 г. в ст. Воронежской. Пенсионерка.
  2. Буракова Любовь Сергеевна. 1930 г. х Свободный. Работает в детсаде
  3. Павлова Ольга Савельевна. 1905 г. ст. Воронежская. Пенсионерка.
  4. Дьяконова Ольга Яковлевна. 1911 г. Воронежская. Пенсионерка.
  5. Шкарупа Нина Николаевна. 1926 г. ст. Воронежская. Пенсионерка.
  6. Квитченко Надежда Филипповна. 1913 г. ст. Воронежская. Пенсионерка
  7. Поповичева Зинаида Фёдоровна. 1923 г.р. Воронежская. Пенсионерка.
  8. Перетятько Наталья Андреевна, 1921 г.р. Воронежская. Пенсионерка.
  9. Гриппа Анна Васильевна. 1913 г. Воронежская. Пенсионерка.
  10. Бугаева Анна Фёдоровна. 1918 г. Воронежская. Пенсионерка.
  11. Махинова Мария Николаевна. 1923 г. Ставропольский край. Пенсионерка.
  12. Попович Татьяна Михайловна. 1414. г.р. Воронежская. Пенсионерка.
  13. Писаренко Надежда Яковлевна. 1910 г. Воронежская. Пенсионерка.
  14. Воротникова Надежда Сергеевна, 1908 г.р. Воронежская. Пенсионерка.
  15. Евсюкова Раиса Константиновна. 1919 г. Воронежская. Пенсионерка.
  16. Левченко Мария Фоминична. 1909. Воронежская. Пенсионерка.
  17. Ширяев Сергей Егорович. 1923 г. Воронежская. Пенсионер
  18. Пелихов Иван Семёнович. 1910 г. Воронежсккая. Пенсионер
  19. Моисеенко Василий Фёдорович. 1910 г. Воронежская. Пенсионер
  20. Рекало Григорий Леонтьевич. 1923 г. Воронежская. Пенсионер.

По национальности все русские

Репертуар хора «Кубанцы — воронцы».

Походные песни.

  1. Ой да вспомним , братцы ( в современном варианте)
  2. Скакал казак через долину
  3. Заночуй, милочек.
  4. Ишла Дуня через брод
  5. За лесом солнце воссияло
  6. Ой, при лужку, при лужку

Протяжные песни.

  1. Ой, да вы, туманы
  2. Не пыль, не курай с моря
  3. Как поехал Александра ( историческая песня)
  4. Полно, полно, нам, братцы журиться
  5. Ой ты, шорох- тарахтёр

Лирические песни

  1. Ой, ночь моя тёмная
  2. Туман яром

3 . Потеряла я колечко

  1. Ой, да вы, туманы

Свадебные песни

  1. Да прилетела голубушка
  2. Ой, да как пойду я вдоль по улице
  3. Ой. Темно- темно на двре
  4. Ой, в ворот — в ворот желтый цвет
  5. Ой, да шуг — шуг да два голубя
  6. Ой, Манина маменька. Мела сени
  7. Ой, на хате зелье, а в хате веселье

Шуточные песни

  1. Да, заря моя, зоренька
  2. Поехал муж по дрова
  3. Как у нас в Киселёвке
  4. Посидите, гости, побеседуйте
  5. Бабы вольные, все раздольные

Плясовые песни

  1. Ой, ты хмель — хмелёнушка
  2. Ой, ты поленько — полянка
  3. Пил я водочку, не брагу
  4. Ой, Ванька шёл, Ванька шёл
  5. Ой, пашу, пашу, пашу и другие песни.

Из числа участников награждены к 1982 г. было награждено боевыми наградами 3 человека, трудовыми - 5 человек.

Хор располагает двумя комплектами костюмов:

  1. У женщин: однотонные юбки тёмно — синего, коричневого, тёмно-зелёного цветов и светло-розовые кофты.

У мужчин: Черкески тёмно-бордового цвета, рубашка красная башлык, кинжал.

  1. У женщин: синие юбки «в цветочек», светло- розовые кофты «в цветочек».

Репетиции проводятся каждый понедельник и четверг с 15 часов.

Руководитель хора Ковганов 18. 10. 1982» (1).

Хор продолжает оставаться одним из лучших фольклорных коллективов Усть- Лабинского района и в начале XXI в, теперь уже под руководством Елены Ивановны Танконоговой. Она переехала на Кубань в 1968 г. из Кабардино- Балкарии. Елена Ивановна по крупицам собирала образцы кубанских обрядов и песен, записывая их со слов старожилов станицы. Сегодня блокноты и тетрадки хормейстера хранят в себе около 900 песен, исполняемых еще нашими прабабушками, порядка 500 из них традиционно исполняются воронежцами. Большою помощь хормейстеру оказали коренные жительницы Мария Деревянко и Мария Шлыкова (2).

Народный фольклорный хор «Кубанцы-воронцы» каждый четверг хор выступает у здания Дома культуры с часовым вечерним концертом (3).

Паспорт Аутентичного народного фольклорного хора "Кубанцы - воронцы"

ФИО руководителя: Елена Ивановна Танконогова. "Заслуженный работник культуры Кубани", ветеран народного творчества
ФИО хормейстера(ов): Елена Ивановна Танконогова. "Заслуженный работник культуры Кубани", ветеран народного творчества Университет Искусств г. Москва
Местонахождение: Воронежский
Количество участников: 15
Год создания: 1980
Тип коллектива хор
Тип хора хор ветеранов
Учредитель: МКУК КДЦ "Воронежский"
Уровень профессионализма любительский
Состав смешанный
Адрес 352330 Краснодарский край Усть-Лабинский район, Воронежская, Ленина, 60
Биография хора Коллектив существует давно и побывал на различных фестивалях: 1988 год- г. Ленинград, 1993 год г. Москва, г. Гулькевичи "Дружба народов", г. Краснодар "Дружба народов" Этническая деревня Ата

Аутентичный фольклорный хор «Кубанцы-воронцы» представляет огромную ценность, как один из немногих коллективов, которые продолжает исполнять репертуар, традиционный для этого населенного пункта.

Примечания

  1. Паспорт фольклорного коллектива «Кубанцы- воронцы» // Поступил в КНМЦ 26. 10. 1982. //Рукописный фонд архива Научно- Исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК Кубанский казачий хор (далее- НИЦ ТК). Составитель — Игорь Васильев. Оп. 1. Д. 5.
  2. Воронежские жемчужины // http://ustlabinsk.bezformata.ru ( дата обращения — 08. 12. 2017).
  3. Танцуют все // http://www.sn-news.ru (дата обращения — 08. 12. 2017).
  4. Аутентичный народный фольклорный хор "Кубанцы — Воронцы" // http://music-festivals.ru (дата обращения — 08. 12. 2017).

При составлении справки использовались полевые материалы I Интернациональной Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г., Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг. Материалы хранятся в Архиве полевых материалов НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.