ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора







Ћ»–»„≈— »≈ ѕ≈—Ќ» —“јЌ»÷џ —“ќ–ќ∆≈¬ќ… «≈Ћ≈Ќ„” — ќ√ќ –ј…ќЌј  ј–ј„ј≈¬ќ-„≈– ≈—— ќ… –≈—ѕ”ЅЋ» »



  1. Ќаименование объекта

ƒуховные стихи в погребальном обр€де станицы ѕопутной ќтрадненского района  раснодарского кра€

  1.  раткое название объекта

ƒуховные стихи станицы ѕопутной ќтрадненского района  раснодарского кра€

  1.  раткое описание объекта

ѕриуроченность духовных стихов к обр€дам похоронно-поминального комплекса достаточно распространенное €вление на  убани.  ак правило, духовные стихи исполн€ютс€ женщинами, приход€щими вместе с читалкой, или самой читалкой. „аще всего они исполн€ютс€ в поминальные дни, реже у тела покойного.  ќднако традици€ исполнени€ духовных стихов в ќтрадннском районе в наши дни почти утрачена. ¬ станице ѕопутной  псальмы исполн€ет св€щенник после завершени€ чина погребени€, переход€ к проповеди.

  1. ‘отографи€ объекта

ѕротоиерей »оанн ∆еботинский во врем€ совершени€ чина погребени€ над усопшим. района  раснодарского кра€.


  1. ќЌ Ќ  атегори€
  2. II.  онфессиональные практики в народной культуре
  3. Ќеканонические богослужебные практики и обр€ды
  4. Ётническа€ принадлежность

–усские

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык

–усский.

  1. –егион

 раснодарский край, ќтрадненский район

  1.  лючевые слова

ќтрадненский район, обр€ды жизненного цикла, похоронна€ обр€дность, духовные стихи, конфессиональные практики.

  1. ѕолное описание

ƒуховные стихи в традиционной культуре восточных слав€н занимают особое положение. „ерпа€ сюжеты из христианской духовной литературы, они св€зывают православную книжную культуру и народную устную традицию. Ќа  убани духовные стихи называют Ђпсальмыї. “радици€ петь псальмы на похоронах и в поминальные дни закрепилась в ’’ веке. ∆енщин, исполн€ющих псальмы зовут Ђпевчимиї.  ак правило, ими руководит читалка Ц женщина, читающа€ ѕсалтырь об усопшем.

ѕо мнению наших собеседников псальмы исполн€ют дл€ того, чтобы дать возможность отдохнуть читалке, а также они создают и поддерживают соответствующий душевный настрой присутствующих. ѕри этом собеседники не редко отмечают, что дл€ покойного важно чтение молитв, поэтому в некоторых станицах над телом покойного духовные стихи не поют. ¬ этом случае в контексте похоронно-поминального обр€да их исполн€ют только на поминках за столом в поминальные дни. »сполн€ть могут любую псальму из имеющихс€ в местном репертуаре по желанию присутствующих. ¬ некоторых станицах может устанавливатьс€ очередность или закрепленность исполнени€ конкретного стиха в зависимости от сюжета. Ќапример, над умершей женщиной будут петь о том, как т€жело потер€ть мать. ≈сть стихи, специально приуроченные к сороковому дню в которых говоритс€ о прохождении душою за сорок дней мытарств и предсто€нии на частном суде перед Ѕогом именно в этот день.

¬ станицах ќтрадненского района традици€ исполнени€ духовных стихов в целом утер€на. ¬ материалах полевых исследований проводившихс€ в ќтрадненском районе в 1996 году сведени€ об исполнении псальмов в контексте похоронно-поминального комплекса обр€да отрывочны. ∆ительница станицы ”добной јнна √еоргиевна Ѕелоузко в ходе интервью рассказал о том, что они, старушки, на похоронах вслед за читалкой поют духовные стихи. ќднако, сама она исполн€ть их отказалась. ƒруга€ собеседница из этой же станицы, ѕрасковь€ √авриловна  отелевска€, рассказыва€, о частный поминках усопшего процитировала строки духовного стиха, не акцентиру€ внимание собирател€ на источнике. Ђѕоминают особенно сорок дней, пол года и год.

—орок дней душа ходила,

¬се заставочки прошла.

√осподь определитї.

¬ера √ордеевна  ушенкина, в ходе запили интервью о похоронно-поминальной обр€дности прочла Ђстишокї, который Ђпоют как тело лежитї:

”ш вы брать€, мои, сестры,

—ожалейтесь на до мной.

¬ы придите, посмотрите,

∆исть кончаетс€ мо€.

∆исть кончаетс€ мо€,

√осподь чудо сотворил,

—летел јнгел Ѕожий с неба,

ƒушу с телом разлучил.

Ћежит тело без дыхань€,

Ќе может говорить.

¬ы придите, брать€, сестры,

ћоЄ тело хоронить.

» тихонько и спокойно,

» с молитвой до могилы донесить.

ƒо могилы донесите,

¬ могилу тихонько, спокойно

с молитвой св€той опустить.

«агорнить св€той землей.

ѕоложите три поклона,

» пролейте слезы.

√де упадут ваши слезы,

“ам вырастет трава.

“ам € буду спочивати,

ƒо всемирного суда.


∆ительница станицы ѕопутной Ќадежда ѕавловна „ала€, в прошлом читавша€ ѕсалтырь в пам€ть об усопших, так же вспоминает об исполнении пасльмов, записанных в тетради. “аким образом, несмотр€ на упоминани€ традиции исполнени€ духовных стихов восстановить прежний репертуар и приуроченность текстов в наши дни проблематично. ѕоэтому, исполнение их св€щенником в день погребени€ тела усопшего не могло не привлечь внимани€ во врем€ проведени€ плевых исследований 2018 году.

ѕротоиерей »оан ∆еботинский родилс€ в 1947 году в станице ѕопутной, в православной семье. ¬ юности получил образование техника-пчеловода и работал в качестве заведующего ѕ„“‘ в родной станице.  –укоположен в сан св€щенника в 1991 году. — этого года и до насто€щего времени отец »оанн €вл€етс€ насто€телем храма  онстантина и ≈лены в станице ѕопутной. ¬ ходе экспедиции 2018 года нам удалось присутствовать на отпевании, совершаемом отцом »оанном ∆еботинским. ѕо окончании погребального богослужени€, после три раза пропетого Ђ¬ечный покойї о. »оанн начинает петь духовный стих:

Ѕрать€ - сестры мои,

Ќе забывайте мен€,

Ќа молитве св€той

ѕоминайте мен€.

Ќа молитве св€той

ѕоминайте мен€.


Ѕрать€-сестры мои,

¬ы молите “ворца,

¬ы молите “ворца,

„то б простил он мен€.

¬ы молите “ворца,

„то б простил он мен€.


ј √осподь милостив,

ќн грехи всем простит,

ј за вашу любовь,

ќн мен€ наградит.

ј за вашу любовь,

ќн мен€ наградит.


ј вы ж детки мои,

Ќе забывайте мен€,

¬ы могилку мою,

ѕосещайте всегда.

¬ы могилку мою,

ѕосещайте всегда.


ј могилка мо€,

√лубока и темна,

√лубока и темна,

¬с€ травой заросла.

√лубока и темна,

¬с€ травой заросла.


¬ы ж родные мои,

“ам могилка мо€,

¬ы смотрите за ней,

„то б трава не росла.

¬ы смотрите за ней,

„то б трава не росла.


ј вы ж детки мои,

Ќе забудьте мен€,

Ќа могилке моей

ѕоминайте мен€.

Ќа могилке моей

ѕоминайте всегда. 

           

ƒуховный стих становитс€ своеобразным переходом от богослужени€ к проповеди. ƒалее обраща€сь к собравшимс€ о. »оан цитирует другой достаточно известный другой духовный Ђ∆итейское мореї. ЂЁто все земное, быстро как сон проход€щее, но каждый человек должен думать и о своей душе. »бо никто из нас не знает, что с нами случитс€ завтра.  ак говоритс€, ∆итейское море играет волнами, в нем радость и горе всегда перед нами.

» никто не ручитс€,

никто не узнает,

что завтра случитс€,

что завтра с ним станет.

ѕоэтому каждый из нас, мы не знаем, что с нами случитс€ завтра. ƒень прожили Ц слава Ѕогу. ј нас всегда √осподь призывает, прийдите ко мне все труждающиес€, обремененные. ћы действительно труждающие и обремененные, но мы этого гласа √оспода не слышим. Ќам житейские дела, заботы, на первом планеї.

ќ том, что св€щенник после совершени€ чина погребени€ поет духовный стих знают не только в станице ѕопутной, но и в р€дом расположенных населенных пунктах. ∆ительница села √усаровского Ќаталь€ ¬алентиновна »змайлова: Ђј вот попутнинский батюшка когда отпевает, он поет песню там Ђѕоминайте мен€ї. ќй, тоже за душу так берет. Ћучше не петь. ƒаже если придешь к чужому человеку, будешь рыдать так, как по своему, така€ песн€, очень душевна€ї.

ќтец »оанн так же помнит женщин, которые исполн€ли духовные стихи, однако тогда он не запомнил тексты. ѕсальмы, которые он исполн€ет передала ему женщина из города  урганинска. ѕомимо выше приведенного текста в его репертуаре есть и другие: Ђ∆итейское мореї, Ђ рест т€желыйї. Ќе включенные в ход погребального обр€да, они, тем не менее служат дополнением к проповеди. 


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€

 узнецова »рина јнатольевна, старший научный сотрудник Ќаучно-»сследовательского центра “радиционной культуры  убани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.

  1. √од, собиратели: 1996, ќлейникова √., √оробец ј., –ум€нцева √.¬.,  апышкина —.ё., —амарска€ ј.; 2018,  узнецова ».ј., Ѕагдасар€н Ќ.
  2. ћесто фиксации:  раснодарский край, ќтрадненский район, станицы ”добна€, ѕопутна€, село √усаровское.
  3. ћесто хранени€:

јрхив научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.

  1. »стори€ вы€влени€ и фиксации объекта.

¬ы€вление и фиксаци€ обычаев и обр€дов, св€занных с погребением усопших ќтрадненского района происходили в ходе комплексного исследовани€ станиц  убанской фольклорно-этнографической экспедицией 1996, 2018 годов.

  1. Ѕиблиографи€:

 узнецова ».ј. “ема смерти, посмертного определени€ и —трашного суда в современных духовных стихах, исполн€емых на  убани // ћир слав€н —еверного  авказа. ¬ып.5.,  раснодар 2009. —.259-268.



’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї


Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.