ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора







¬ќ»Ќ— »…  јЌ“ Ђ  –”∆№ё, ƒ–”«№я, »ƒ»“≈!ї —“јЌ»÷џ Ѕ≈——“–јЎЌќ… ќ“–јƒЌ≈Ќ— ќ√ќ –ј…ќЌј  –ј—Ќќƒј–— ќ√ќ  –јя

  1. Ќаименование объекта:

¬оинский прославл€ющий кант Ђ  ружью, друзь€, идите!ї станицы Ѕесстрашной ќтрадненского района  раснодарского кра€

  1.  раткое название объекта:

ѕрославл€ющий кант Ђ  ружью, друзь€, идите!ї станицы Ѕесстрашной 3.  раткое описание:

Ѕольшое значение в воинской певческой культуре имеют строевые песни, музыкально-поэтические тексты с исторической тематикой, воинские лирические песни, инструментальные марши, а также здравицы и прославл€ющие канты, т.е. гимнические песнопени€ хорового склада в адрес государей, военачальников, полковых командиров. ќдин из образцов этого редкого жанра был записан в станице Ѕесстрашной  в последнее  дес€тилетие ’’ века. Ёто панегирический (прославл€ющий) кант Ђ  ружью, друзь€, идите!ї, посв€щенный ј.¬. —уворову.  ант имеет определенные структурные и исполнительские особенности.

  1. ‘отографи€ дл€ обложки объекта
  2. ќЌ Ќ  атегори€:

 III. Ќародное исполнительство 

  1. ¬окальные жанры

              2.5. Ќеприуроченные жанры

                                                            

  1. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское  население  убани

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык:

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, ќтрадненский  район, станица Ѕесстрашна€

  1.  лючевые слова:

 раснодарский край, кубанские казаки, воинские песенные жанры, панегирические канты

  1. ѕолное описание:

¬ контексте современного интереса к истории и культуры казачеств в современном обществе развит интерес к жанрам музыкального фольклора, часто определ€емым как воинские.   ним нужно отнести строевые песни, музыкально-поэтические тексты с исторической тематикой, воинские лирические песни, инструментальные марши, а также здравицы и прославл€ющие канты, т.е. гимнические песнопени€ хорового склада в адрес государей, военачальников, полковых командиров.

ѕод кантом (от лат. cantus Ц пение, песн€) в музыкознании (4) понимают род бытовой многоголосной песни, распространенной в –оссии, Ѕелоруссии, на ”краине в XVII-XVIII вв. ѕо€вление канта в –оссии св€зано с развитием профессиональной силлабической поэзии; значительную роль в формировании жанра сыграла поэзи€ ћ. ¬. Ћомоносова, ј. ѕ. —умарокова, ¬.  . “редиаковского.   анту как музыкальному жанру свойственно трЄхголосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. ¬ области ритмики дл€ канта характерна подчиненна€ квадратности музыкальна€ строфа. ¬ строгом смысле название Ђкантыї относитс€ к Ђприветственнымї или Ђпанегирическимї кантам, возникшим в период царствовани€ ѕетра I. ќсновна€ их разновидность Ц виватные канты Ц была посв€щены прославлению побед русского воинства (Ђ¬иват, виват!ї, Ђ–адуйс€, росско земле!ї и др.) ƒл€ них характерны инструментальна€, фанфарного склада мелодика, рулады, имитационные переклички голосов. ¬иватные канты исполн€лись во врем€ приЄмов и праздненств хором, иногда сопровождаемым духовым оркестром; определенные тексты использовались в быту в качестве здравиц. »сследователи отмечают также существование кантов бытового, любовно-лирического содержани€, обычно именовавшимис€ песн€ми среди средних слоев городского населени€ (3).

 убанска€ казачь€ песн€ формировалась из множественных и даже разнородных компонентов, разнообразие форм сохран€лась и в процессе культурных преобразований (1).  ¬ результате можно говорить о различных этнических слагаемых казачьего фольклора, стилистических различи€х песен воинской службы и кресть€нского обихода, наличии в казачьей песне как древнейших диатонических, так и более поздних гармонических ладов, пришедших из профессиональной музыки, и т.д.

 анты вошли в жанровую систему казачьей песни нар€ду с лирическими, в т.ч. воинскими, строевыми, различными обр€довыми, пл€совыми песн€ми и другими жанрами. «начительно выдел€€сь в этом контексте своими стилевыми качествами, канты претерпели и некоторые видоизменени€, оказав, в свою очередь, вли€ние на структуры и стили традиционного музыкального искусства (2).

ѕроизведени€ этого жанра зафиксированы лишь в некоторых населенных пунктах  убани, как правило, станицах раннего заселени€; они составл€ют довольно небольшой процент от общего количества композиций, исполн€емых участниками фольклорных коллективов Ц 2-3 текста.  анты довольно €рко выдел€ютс€ в традиционном репертуаре. Ёто выделение не подкрепл€етс€ певцами терминологически, по отношению к ним примен€ютс€ общие пон€ти€ Ц Ђпесн€ї, Ђказачь€ песн€ї. ќдин из панегирических кантов неоднократно записан в 80 Ц 90-х годах ’’ века в станице Ѕесстрашной ќтрадненского района  раснодарского кра€. –ассмотрим его жанрово-стилевые особенности, привод€ примеры еще  нескольких образцов жанра, бытующих на  убани. 

—одержание канта Ђ  ружью, друзь€, идите!ї представл€ет собой панегирик генералу-фельдмаршалу, генералиссимусу јлександру ¬асильевичу —уворову:


  ружью, друзь€, идит€,

¬ руках удар несит€!

–оссийскае сыны с победой рождены!

јтечества праславим, вождю венок совьЄм!

¬рага дрожать заставим, в ѕариж потечЄм!

Ђ—уворов, мы с тобою!ї 

Ц  спол(ы)ночный крик народа.

√рудью, душою, с тобой идЄм вперЄд,

”ра, ура, ура!


Ќи счезнут горцы с нами

¬ российскаей державы.

ј лидер процветЄт, вот —уворов к нам идЄт!

ѕобедою владеет, не дасть умирать.

¬рагов карать умеет, умеет и спасать.

Ђ—уворов, мы с тобою!ї -

—пол(ы)ночный крик народа.

√рудью, душою, с тобой идем вперЄд,

”ра, ура, ура!


 ак чЄрный сизый ворон

Ћетает над водою.

¬рагам не даст пощады им силу набирать.

—уворовцы умеют врагов побеждать!

Ђ—уворов, мы с тобою!ї -

—пол(ы)ночный крик народа.

√рудью, душою, с тобой идем вперЄд,

”ра, ура, ура!


ƒл€ канта Ђ  ружьюї характерен панегирический, т.е. прославл€ющий характер поэзии, и это €вл€етс€ характерной чертой большинства записанных на  убани кантов. »х содержание св€зано с иде€ми государственности, служени€ ќтечеству, конкретными историческими победами и фигурами военачальников. ќбъектом прославлени€ в кантах €вл€ютс€ также пон€ти€ и качества, составл€ющие основу традиционной системы ценностей: ѕравославна€ ¬ера, ÷арь и ќтечество, воинска€ доблесть, бесстрашие, про€вленные в служении им: Ђјтечества праславим, вождю венок савьЄмЕ/ЕЌи счезнут горцы с нами, в –оссийскаей державыї.

»сследуемый кант практически лишен сюжетного развертывани€, и это также типично: поэзи€ кантов Ц это поэзи€ состо€ни€ наивысшего эмоционального подъема, причем, в отличие от лирики, массы людей Ц полка, общины, народа. ќтсюда коллективный герой кантовой поэзии, действующее в большинстве текстов Ђмыї: Ђ—уворов! ћы с тобою / ЕЌи счезнуть горцы в нами /ЕЌа коней садимс€Е /Е Ќа врага несутс€Е/ Ећы врага разбилиЕ/ Еќни Ц кавказские героиЕ / –оссийские сыны с победой рожденыЕ/ —уворовцы умеют врагов побеждать!ї

—татичность сюжета в кантовой поэзии Ц определенный художественный прием, направленный на утверждение вечности, неизменности прославл€емых качеств. языковым средством, направленным на создание ощущени€ статичности и посто€нства утверждаемого, €вл€етс€ предпочтение глаголов насто€щего, будущего времени и императивных форм глаголов. ѕрошедшее же врем€, наоборот, избегаетс€: Ђ  ружью, друзь€, идитеЕ/ ѕобедою владеетЕ/ Ќи счезнут горцыЕ / Е¬рагов карать умеетЕ/ЕЌа коней садимс€Е/ »дЄт казак у бой кровавыйЕ/Е’оть сейчас готовы двинутьЕ/ Ене даст пощадыЕ / подойдЄм всегда к немуї.

ћузыкально-ритмическа€ композици€ суворовского канта и типична дл€ данного жанра, и оригинальна. ќна основана на  сопоставлении разделов, включающих нарушени€ равномерности сегментов (аугментацию слоговых времен и пауз, смену масштаба сегмента) и разделов, организованных принципиально равномерно в ритмическом отношении. ќписанный контраст здесь разворачиваетс€ дважды в пределах строфы необычной тирадной формы. ќна распадаетс€ на запевный и припевный сегменты, каждый из которых представл€ет собой тираду стихов. ¬ смыслонесущем разделе их п€ть, в рефрене три, плюс финальный виватный оборот Ђ”ра, ура, ура!ї.

       

 «апев:

ѕрипев:         


A1  A2   B1  B2  B3      

R1  R2    R3  Ura,  Ura, Ura!

медл.      быстр.

медл.      быстр.           медл.



 онтраст сегментов формируетс€ также и темпом исполнени€. ѕервый и третий (ј1A2 и R!R2) исполн€ютс€ более сдержанно, насыщены аугментаци€ми, способствующими созданию эффекта рубато; во втором и четвертом разделе (¬1-3 и R3) темп сдвинут, принципиальна равномерность сегментации. »сполнители €рко подчеркивают акцентные доли, благодар€ чему в этих разделах строфы моделируютс€ маршевые черты. “аким образом, музыкально-ритмические особенности и темповый контраст формируют дополнительные сегменты, аугментаци€ заключительного Ђ”ра!ї придает строфе арочную форму.

—воеобразие музыкально-ритмической организации Ђ  ружью, друзь€, идите!ї, как и иных кубанских воинских кантов, объ€сн€етс€, на наш взгл€д, двум€ различными факторами. — одной стороны, метрическа€ основа жанрового первоисточника Ц кантов петровских времен Ц не была еще стабильной; метрика как принцип ритмического развертывани€ на рубеже XVII Ц XVIII вв. находилась лишь в стадии формировани€ (2).  — другой стороны, на ритмику кантов наверн€ка оказала вли€ние ритмическа€ квантитативность народной песни, котора€ €вл€етс€ и непреложной чертой мышлени€ носителей фольклора. ќтсюда значительное количество аугметированных, расширенных звуков, усиление роли ритмических цезур, финалисов отдельных фраз, периодов, строф.

∆анрово-стилевые особенности кантов про€вл€ютс€ и на уровне звуковысотной организации Ђ  ружьюї. —войственный ему гармонический лад (мажор), реализующис€ в услови€х трЄхголосной фактуры, характерной дл€ кантового пени€, по самой природе отличен от диатонических ладов, характерных дл€ большинства жанров народной песни. ¬о вс€ком случае, диатоническое ладовое сложение характерно дл€ большинства напевов ќтрадненского района и других населенных пунктов Ћинии и восточного «акубань€, поэтому фактурный и ладовый контраст канта и других жанров народной песни здесь особенно про€вл€ет себ€.   звуковысотным €влени€м, сближающим канты с мелодикой фольклорных жанров, следует отнести формы параллельного движени€ не только двух верхних голосов, но и баса, переменность положени€ ступеней лада.

„ерты стилистики панегирического канта, отмеченные в данной работе, есть воплощение в музыке народно-музыкальных представлений о торжественности, гимничности, особой значимости прославл€ющих кантов по причине ценностных качеств поэтического содержани€, св€тости и заповедности сообщаемого. »менно поэтому так велика ответственность за сохранение и изучении этого жанра, который обладает огромными возможност€ми в достойном воспитании воина, казака, гражданина –оссии.


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

∆иганова —ветлана јлександровна, ведущий научный сотрудник √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail:  svet1ana2008@mail.ru “ел: 8(918 43-33-975.

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

  1. √од, собиратели:

1989 - —.ј. ∆иганова, ћ.¬. —еменцов

1994 Ц ¬.ј.  апаев

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, ќтрадненский  район, станица Ѕесстрашна€.

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

«аписи проводились во врем€ экспедиции

1989 - —.ј. ∆иганова, ћ.¬. —еменцов

1994 Ц ¬.ј.  апаев

  1. Ѕиблиографи€
  2. Ѕондарь Ќ.». ќсновные тенденции развити€ кубанского казачества в XIX веке (этносоциальный аспект) // ¬опросы общественно-политических отношений на —еверо-«ападном  авказе в XIX в. ћайкоп, 1987.
  3. ∆иганова —.ј. ¬оинские панегирические канты в фольклоре кубанских казаков // ќсвоение  убани казачеством: вопросы истории и культуры.  раснодар, 2002. —. 343Ц365.
  4.  елдыш ё.¬. »стори€ русской музыки в 10 тт., т.1. ћ., 1983.
  5. ћузыкальный энциклопедический словарь, ћ., 1990. —.233.


’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї



ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї


Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.