Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Этнокультурное общество «Скрыня» станицы Саратовской Горячеключевского района Краснодарского края



Автор: Васильев И.Ю. к. и. н., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Уникальным явлением в деле сохранения традиционной культуры в Горячем Ключе и на Кубани в целом стало этнокультурное общество «Скрыня» (первоначальное название – «Скрыня саратовской казачки», эмблемой было изображение скрыни, из которой исходят лучи восходящего солнца). Общество действовало в станице Саратовской  и его руководитель – Людмила Николаевна Пащенко. Причиной создания общества стало ослабление заботы государства о сохранение исторической памяти, разрыв поколений и трудности в передаче опыта, традиций, обрядов и фольклора от станичников старшего возраста молодёжи. Нашлись и лидеры, могущие объединить часть местных жителей для сохранения исчезающих традиций и исторической памяти.

Жительница ст. Саратовской Меланья Андреевна Морщинина (Зинченко), мать будущего руководителя обществе Л. Н. Пащенко, неформально собирала своих подруг. С начала 1990-х, в течение 12 лет, до середины нулевых, они ухаживали за памятником бойцам Красной армии, погибших  при освобождении станицы Саратовской. В юности Меланья Андреевна помогала хоронить бойцов сразу  после боя за станицу. Когда она умерла, Людмила Николаевна в январе 2002 года собрала на поминки подруг матери, которые вместе с ней приводили в порядок захоронение. Тогда они и решили создать общество «Скрыня», которое должно было заниматься уже и сохранением и передачей фольклора и исторической памяти. Общество никогда не было НКО или другим юридическим лицом.

Родилась Людмила Николаевна Пащенко в 1943 году. Детство её прошло в станице Саратовской. В это время большое влияние на Людмилу Николаевну оказала её прабабушка – потомственная казачка Марфа Михайловна Богуславская (1878 г.р.), от которой она смогла узнать необычайно много о родных традициях, говоре, укладе жизни. В своё время Марфа Михайловна открыто и наотрез отказалась вступать в колхоз несмотря на жесткое давление партийцев.

Потом была успешная многолетняя работа вдали от родины (оператор радиолокационной станции, работа в конструкторском бюро и пр.): Чукотка, Дальний Восток, Литва, другие места на карте СССР. Крепли заложенные в детстве задатки настоящей казачки – организатора и лидера. В разное время в деятельности этнокультурного общества принимали участие Ольга Антоновна Белоножко (1913 г.р.), Ульяна Сергеевна Крапивка,  семья Евтушенко (Николай Матвеевич Евтушенко (играл на бубне), Анна Григорьевна Евтушенко, Наталья Матвеевна Евтушенко),  Варвара Ивановна Долога, Лидия Павловна Касаева, Мария Андреевна Кислова, Евгения Кузьминична Вереса, Мария Петровна Перхун, Мария Дмитриевна Жданова, Василий Александрович Хулапов (играл на баяне). Мужчин в женском коллективе было совсем немного, но они играли особую роль как мастера игры на музыкальных инструментах, люди, выполнявшие мужскую роль в обрядности.

Участницы общества пережили на своём веку многое. Так, казачка Мария Дмитриевна Жданова пережила раскулачивание, репрессии и оккупацию. Её отца арестовали в 1929 г. и выслали, а в 1938 г. – расстреляли. Воспитывала Марию Дмитриевну мать, вдова – казачка, знатная певунья. Их любимая с матерью песня – «А у вэшнэвому саду там соловейко щебетал …». Муж Лидии Павловны Касаевой служил в 9 –ой Пластунской Краснодарской дивизии, брат погиб на войне, но за внесение его имени в списки погибших станичников пришлось побороться. Одна из её любимых песен, популярных в военные годы, «Расцвела зоря алым цветом …». Евгении Кузьминичне Вересе выпало хоронить бойцов Красной Армии, множество которых погибло во время освобождения станицы Саратовской.

В рамках этнокультурного общества «Скрыня» пожилые женщины аккумулировали местный станичный фольклор, обряды, народные знания, устноисторические рассказы, образцы кубанского говора. Был создан минимузей, в котором собирались предметы домашнего обихода (женская шаль, конский хвост, применявшийся для уборки). Минимузей не имел собственного помещения, некоторые предметы хранились у Л.Н. Пащенко, другие участники общества приносили на время в случае надобности.

Людмила Николаевна также помогала собирать станичникам сведения о репрессированных родственниках, родственниках – героях Великой Отечественной войны. Обществом предпринимались попытки отлить колокол в память об основателях станицы.

Во время бесед друг с другом носительницы знаний восполняли пробелы в памяти, сопоставляли варианты им известного. Речь идёт о комплексном сборе информации по основным блокам традиционной культуры: фольклор, обрядовую культуру (с разыгрывания святочного обряда «вождения Мыланки» и началась деятельность «Скрыни в 2002 г.), народные знания (в т.ч. – медицинские, например, лечение сояшницы), воспоминания о традиционных занятиях  (в т..ч ремёслах, связанных с обработкой дерева, прядением), традиционную кулинарию (например, «пыза» - редкая мамалыга, густая мамалыга - «дид») материальную культуру (одежда, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, предметы конской упряжи), соционормативную культуру (воспитание детей), детские игры (Кыця Баба), этнолингвистические сведения. Всё это собиралось и записывалось.

Среди любимых песен членов общества можно отметить «Стоить гора высока …», «Посияла огирочкы …», «Брошу кошик на полыцю …», «Нысэ Галя воду …», «Туман яром …», «Як пишов я Дуньку сватать…», «Дивчина, Маруся …», «По-за лугом зэлэнэнькым …», «Сербияночку …» (плясовую), «Провожала маты …», «Йихав козак на вийноньку …» (при проводах казака на службу), «Ишлы два героя …», «Черэз кого на вулыцю нэ хожу…», «Под белой берёзой головку складу…», «Ой, пры лужке, пры луне…». «Закувала зозуля…», «Едут, едут мазуры …», «Восемнадцать я лет возрастала, а потом хулигана нашла …», «По дорози пыльно …», «Вспомним мы, ребята, крупу и муку…», «Вспомним, братцы, мы, кубанцы, двадцать перво сентября …», «Тиче ричка мутна …», «Ой, на тим боци, на толоци …», «Люлька моя пэньковая …», «Скакав казак через долину …», «Ой, у поли озерэчко …», «Ой, доня доня, нэ будь дурною…», «Ой, хлопчик  в сопилочку грае…» и многие другие. В песенном репертуаре представлен характерный для Кубани  сочетание пластов: песни территорий, откуда населялась станица (земли войска Черноморского, Киевская губерния), кубанские воинские песни, такие как «Вспомним братцы, мы, кубанцы …», популярные общероссийские песни, такие как «При лужке …», поздняя городская лирика, например «Восемнадцать я лет возрастала …». Хорошо членам общества были известны и песни, сопровождающий свадебный обряд, такие как «У  имярек вориточки впалы …», У.С. Крапивка вспоминала старинный обычай заочного сватовства по головному убору.

Среди устной прозы необходимо выделить предание «Пётр I и султан», передававшееся в семье Зинченко (предков Н.Л. Пащенко), легенду о «турэцком кладбище» в ст. Саратовской. Зафиксированы мифологические представления о колдунах, «ужаке», домовом, мифологические представления о жабе, утопленниках и дожде. Придание об «огненной метле», появившейся в небе незадолго до начала Великой Отечественной войны. А так же приметы о снах, сельскохозяйственные приметы (например, Петрив день), магические действия при граде (выкидывать кочергу) и многое другое.

Среди наиболее заметных и важных для членов общества обрядов стоит отметить приглашение невестой и женихом гостей на свадьбу, благословение молодых, празднование Пасхи и Провода (посещение умершими родичами и посещение умерших родичей), а так же проводы казака на службу. Участники общества рассказывали, что перед уходом на службу мать давала казаку откусить пирожка, этот пирожок потом она заворачивала в обрядовое полотенце (хустку) и клала в святой угол под иконы. По возвращению после службы казак должен был доесть пирожок, который зачастую не портился… Именно об этом обряде снимала сюжет киногруппа из Санкт- Петербурга.

Подбор указанных выше обрядов не случаен. Они демонстрируют связь и единение: между станичниками одного возраста, родителями и детьми, находящимися в станице и отсутствующими, живыми и умершими.

Среди устноисторических рассказов стоит отметить воспоминания потомков о последнем станичном атамане станицы Саратовской, лихом рубаке, вернувшимся в станицу после раскулачивания и ссылки, несмотря на то, что другие казаки подбивали его бежать за границу. О богатом приписном казаке-овцеводе родом из Молдавии, деде мужа В.И. Дологи, который очень развил овцеводство в станице Саратовской, много помогал станичникам и сделал своих лучших работников успешными предпринимателями. От раскулачивания и ареста его позже спас сын – красноармеец (свёкор Варвары Ивановны), попросивший заступиться за отца К.Е. Ворошилова. О. А. Долога  вспоминает, как красные и белые по очереди наступали и отступали «а мы булы ны за тых, ны за тых»…  Муж О.А Дологи попал в плен и сбежал. Его спас один из украинцев, живших по соседству с лагерем. И умер поле несчастного случае после войны. Ольга Антоновна рассказала о запустевших садах и фундаментах брошенных домов: «Турэцкы (и)х» (черкесских) и уже славянских, казачьих…

М.А. Кислова рассказала о выживании с семьёй в голод посредством коровьего молока, выменивания еды на одежду.

А также запоминаются пересказы У.С. Крапивки об участии мужа в  обороне Малгобека во время Великой Отечественной войны, когда в бою полегла почти вся часть, и некому было есть приготовленную поваром кашу ….

Общество «Скрыня» помогло сохранить и зафиксировать фольклористам ряд уникальных элементов традиционной культуры казачьего Закубанья, которые передавались участникам Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции, киногруппой из Санкт- Петербурга, два диска с выступлениями участников «Скрыни» сняло телевидение г. Горячий Ключ. Людимила Николаевна была и внештатным корреспондентом газеты «Горячий Ключ». Усилия Людмилы Николаевны не остались без внимания. Помощь «Скрыне» в виде предоставления транспорта оказывалась администрацией города Горячий Ключ, станицы Саратовской, она в числе заслуженных казачек приглашалась на приём к атаману ККВ. Людмила Николаевна - лауреат почётных наград атамана ККВ, Кубанского казачьего хора. Атаман ККВ В.П. Громов, известный писатель В.И. Лихоносов, классик кубанской журналистики были на пятилетнем юбилее «Скрыни» 18 января 2007 года. Бабушки из «Скрыни» принимали участие в открытии памятнику кубанскому казачеству 7 апреля 2005 года, когда 92-летняя Ольга Антоновна Белоножко танцевала перед гостями праздника… Выступали они и перед спецназовцами на полигоне «Молькино». Людмила Николаевна участвовала в мероприятиях библиотеки им. Н.А. Некрасова в г. Краснодаре. Под влиянием деятельности «Скрыни» подобное общество – «Сэмэдилуха», было создано и в соседней станице Бакинской.

Этнокультурное общество «Скрыня» - уникальный образец комплексного, всестороннего возрождения аутентичными носителями местного вариант традиционной народной культуры станицы Саратовской.

Примечания
  1. Полна скрынюшка добра // http://crazybelka.2x2tv.tv( дата обращения – 07. 10. 2015).
  2. Рукописный фонд Л.Н. Пащенко (далее – Ф. 1). Оп. 2. Д. 2-4. Архив полевых материалов Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».
  3. Поцебнева П. Роковое утро 38-го // Кубанский казачий вестник. 2008. №43 . 1 ноября С. 3.
  4. Бондарь Н.И. Воронин В.В. Тягостные наблюдения по итогам кубанской фольклорно – этнографической экспедиции 2010 года // Кубанский сборник. 2019. Т. IV. (25). С. 433.
  5. Ларева Г.; Репях Г. Итожим прожитое // Горячий Ключ. 2006. №157. 30 декабря. С. 9.
  6. Герсимова И. Подруги, матери, соратницы // Кубанский казачий вестник. 2008. 15 марта.
  7. Традиционная культура и говор Кубанского казачества // http://www.neklib.kubannet.ru(дата обращения – 01. 12. 2015).
  8. Павловская Т. Сундук добра // Российская газета – Кубань. 2007. №13. 24 января. С. 11.
  9. Ларева Г. Родные корни // Горячий Ключ. 2007. №8. 23 января. С. 1.

При составлении справки использовались полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2008 г. Материалы хранятся в Архиве полевых материалов НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»


Кубанский казачий ансамбль «Кумовья»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.