ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора

“ехнические партнеры



»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





Ётнокультурное общество Ђ—крын€ї станицы —аратовской √ор€чеключевского района  раснодарского кра€



јвтор: ¬асильев ».ё. к. и. н., старший научный сотрудник Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

”никальным €влением в деле сохранени€ традиционной культуры в √ор€чем  люче и на  убани в целом стало этнокультурное общество Ђ—крын€ї (первоначальное название Ц Ђ—крын€ саратовской казачкиї, эмблемой было изображение скрыни, из которой исход€т лучи восход€щего солнца). ќбщество действовало в станице —аратовской† и его руководитель Ц Ћюдмила Ќиколаевна ѕащенко. ѕричиной создани€ общества стало ослабление заботы государства о сохранение исторической пам€ти, разрыв поколений и трудности в передаче опыта, традиций, обр€дов и фольклора от станичников старшего возраста молодЄжи. Ќашлись и лидеры, могущие объединить часть местных жителей дл€ сохранени€ исчезающих традиций и исторической пам€ти.

∆ительница ст. —аратовской ћелань€ јндреевна ћорщинина («инченко), мать будущего руководител€ обществе Ћ. Ќ. ѕащенко, неформально собирала своих подруг. — начала 1990-х, в течение 12 лет, до середины нулевых, они ухаживали за пам€тником бойцам  расной армии, погибших† при освобождении станицы —аратовской. ¬ юности ћелань€ јндреевна помогала хоронить бойцов сразу† после бо€ за станицу.  огда она умерла, Ћюдмила Ќиколаевна в €нваре 2002 года собрала на поминки подруг матери, которые вместе с ней приводили в пор€док захоронение. “огда они и решили создать общество Ђ—крын€ї, которое должно было заниматьс€ уже и сохранением и передачей фольклора и исторической пам€ти. ќбщество никогда не было Ќ ќ или другим юридическим лицом.

–одилась Ћюдмила Ќиколаевна ѕащенко в 1943 году. ƒетство еЄ прошло в станице —аратовской. ¬ это врем€ большое вли€ние на Ћюдмилу Ќиколаевну оказала еЄ прабабушка Ц потомственна€ казачка ћарфа ћихайловна Ѕогуславска€ (1878 г.р.), от которой она смогла узнать необычайно много о родных традици€х, говоре, укладе жизни. ¬ своЄ врем€ ћарфа ћихайловна открыто и наотрез отказалась вступать в колхоз несмотр€ на жесткое давление партийцев.

ѕотом была успешна€ многолетн€€ работа вдали от родины (оператор радиолокационной станции, работа в конструкторском бюро и пр.): „укотка, ƒальний ¬осток, Ћитва, другие места на карте ———–.  репли заложенные в детстве задатки насто€щей казачки Ц организатора и лидера. ¬ разное врем€ в де€тельности этнокультурного общества принимали участие ќльга јнтоновна Ѕелоножко (1913 г.р.), ”ль€на —ергеевна  рапивка,† семь€ ≈втушенко (Ќиколай ћатвеевич ≈втушенко (играл на бубне), јнна √ригорьевна ≈втушенко, Ќаталь€ ћатвеевна ≈втушенко),† ¬арвара »вановна ƒолога, Ћиди€ ѕавловна  асаева, ћари€ јндреевна  ислова, ≈вгени€  узьминична ¬ереса, ћари€ ѕетровна ѕерхун, ћари€ ƒмитриевна ∆данова, ¬асилий јлександрович ’улапов (играл на ба€не). ћужчин в женском коллективе было совсем немного, но они играли особую роль как мастера игры на музыкальных инструментах, люди, выполн€вшие мужскую роль в обр€дности.

”частницы общества пережили на своЄм веку многое. “ак, казачка ћари€ ƒмитриевна ∆данова пережила раскулачивание, репрессии и оккупацию. ≈Є отца арестовали в 1929 г. и выслали, а в 1938 г. Ц расстрел€ли. ¬оспитывала ћарию ƒмитриевну мать, вдова Ц казачка, знатна€ певунь€. »х любима€ с матерью песн€ Ц Ђј у вэшнэвому саду там соловейко щебетал Еї. ћуж Ћидии ѕавловны  асаевой служил в 9 Цой ѕластунской  раснодарской дивизии, брат погиб на войне, но за внесение его имени в списки погибших станичников пришлось поборотьс€. ќдна из еЄ любимых песен, попул€рных в военные годы, Ђ–асцвела зор€ алым цветом Еї. ≈вгении  узьминичне ¬ересе выпало хоронить бойцов  расной јрмии, множество которых погибло во врем€ освобождени€ станицы —аратовской.

¬ рамках этнокультурного общества Ђ—крын€ї пожилые женщины аккумулировали местный станичный фольклор, обр€ды, народные знани€, устноисторические рассказы, образцы кубанского говора. Ѕыл создан минимузей, в котором собирались предметы домашнего обихода (женска€ шаль, конский хвост, примен€вшийс€ дл€ уборки). ћинимузей не имел собственного помещени€, некоторые предметы хранились у Ћ.Ќ. ѕащенко, другие участники общества приносили на врем€ в случае надобности.

Ћюдмила Ќиколаевна также помогала собирать станичникам сведени€ о репрессированных родственниках, родственниках Ц геро€х ¬еликой ќтечественной войны. ќбществом предпринимались попытки отлить колокол в пам€ть об основател€х станицы.

¬о врем€ бесед друг с другом носительницы знаний восполн€ли пробелы в пам€ти, сопоставл€ли варианты им известного. –ечь идЄт о комплексном сборе информации по основным блокам традиционной культуры: фольклор, обр€довую культуру (с разыгрывани€ св€точного обр€да Ђвождени€ ћыланкиї и началась де€тельность Ђ—крыни в 2002 г.), народные знани€ (в т.ч. Ц медицинские, например, лечение со€шницы), воспоминани€ о традиционных зан€ти€х† (в т..ч ремЄслах, св€занных с обработкой дерева, пр€дением), традиционную кулинарию (например, Ђпызаї - редка€ мамалыга, густа€ мамалыга - Ђдидї) материальную культуру (одежда, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, предметы конской упр€жи), соционормативную культуру (воспитание детей), детские игры ( ыц€ Ѕаба), этнолингвистические сведени€. ¬сЄ это собиралось и записывалось.

—реди любимых песен членов общества можно отметить Ђ—тоить гора высока Еї, Ђѕоси€ла огирочкы Еї, ЂЅрошу кошик на полыцю Еї, ЂЌысэ √ал€ воду Еї, Ђ“уман €ром Еї, Ђяк пишов € ƒуньку свататьЕї, Ђƒивчина, ћарус€ Еї, Ђѕо-за лугом зэлэнэнькым Еї, Ђ—ерби€ночку Еї (пл€совую), Ђѕровожала маты Еї, Ђ…ихав козак на вийноньку Еї (при проводах казака на службу), Ђ»шлы два геро€ Еї, Ђ„ерэз кого на вулыцю нэ хожуЕї, Ђѕод белой берЄзой головку складуЕї, Ђќй, пры лужке, пры лунеЕї. Ђ«акувала зозул€Еї, Ђ≈дут, едут мазуры Еї, Ђ¬осемнадцать € лет возрастала, а потом хулигана нашла Еї, Ђѕо дорози пыльно Еї, Ђ¬спомним мы, реб€та, крупу и мукуЕї, Ђ¬спомним, братцы, мы, кубанцы, двадцать перво сент€бр€ Еї, Ђ“иче ричка мутна Еї, Ђќй, на тим боци, на толоци Еї, ЂЋюлька мо€ пэнькова€ Еї, Ђ—какав казак через долину Еї, Ђќй, у поли озерэчко Еї, Ђќй, дон€ дон€, нэ будь дурноюЕї, Ђќй, хлопчик† в сопилочку граеЕї и многие другие. ¬ песенном репертуаре представлен характерный дл€  убани† сочетание пластов: песни территорий, откуда насел€лась станица (земли войска „ерноморского,  иевска€ губерни€), кубанские воинские песни, такие как Ђ¬спомним братцы, мы, кубанцы Еї, попул€рные общероссийские песни, такие как Ђѕри лужке Еї, поздн€€ городска€ лирика, например Ђ¬осемнадцать € лет возрастала Еї. ’орошо членам общества были известны и песни, сопровождающий свадебный обр€д, такие как Ђ”† им€рек вориточки впалы Еї, ”.—.  рапивка вспоминала старинный обычай заочного сватовства по головному убору.

—реди устной прозы необходимо выделить предание ЂѕЄтр I и султанї, передававшеес€ в семье «инченко (предков Ќ.Ћ. ѕащенко), легенду о Ђтурэцком кладбищеї в ст. —аратовской. «афиксированы мифологические представлени€ о колдунах, Ђужакеї, домовом, мифологические представлени€ о жабе, утопленниках и дожде. ѕридание об Ђогненной метлеї, по€вившейс€ в небе незадолго до начала ¬еликой ќтечественной войны. ј так же приметы о снах, сельскохоз€йственные приметы (например, ѕетрив день), магические действи€ при граде (выкидывать кочергу) и многое другое.

—реди наиболее заметных и важных дл€ членов общества обр€дов стоит отметить приглашение невестой и женихом гостей на свадьбу, благословение молодых, празднование ѕасхи и ѕровода (посещение умершими родичами и посещение умерших родичей), а так же проводы казака на службу. ”частники общества рассказывали, что перед уходом на службу мать давала казаку откусить пирожка, этот пирожок потом она заворачивала в обр€довое полотенце (хустку) и клала в св€той угол под иконы. ѕо возвращению после службы казак должен был доесть пирожок, который зачастую не портилс€Е »менно об этом обр€де снимала сюжет киногруппа из —анкт- ѕетербурга.

ѕодбор указанных выше обр€дов не случаен. ќни демонстрируют св€зь и единение: между станичниками одного возраста, родител€ми и детьми, наход€щимис€ в станице и отсутствующими, живыми и умершими.

—реди устноисторических рассказов стоит отметить воспоминани€ потомков о последнем станичном атамане станицы —аратовской, лихом рубаке, вернувшимс€ в станицу после раскулачивани€ и ссылки, несмотр€ на то, что другие казаки подбивали его бежать за границу. ќ богатом приписном казаке-овцеводе родом из ћолдавии, деде мужа ¬.». ƒологи, который очень развил овцеводство в станице —аратовской, много помогал станичникам и сделал своих лучших работников успешными предпринимател€ми. ќт раскулачивани€ и ареста его позже спас сын Ц красноармеец (свЄкор ¬арвары »вановны), попросивший заступитьс€ за отца  .≈. ¬орошилова. ќ. ј. ƒолога† вспоминает, как красные и белые по очереди наступали и отступали Ђа мы булы ны за тых, ны за тыхїЕ† ћуж ќ.ј ƒологи попал в плен и сбежал. ≈го спас один из украинцев, живших по соседству с лагерем. » умер поле несчастного случае после войны. ќльга јнтоновна рассказала о запустевших садах и фундаментах брошенных домов: Ђ“урэцкы (и)хї (черкесских) и уже слав€нских, казачьихЕ

ћ.ј.  ислова рассказала о выживании с семьЄй в голод посредством коровьего молока, выменивани€ еды на одежду.

ј также запоминаютс€ пересказы ”.—.  рапивки об участии мужа в† обороне ћалгобека во врем€ ¬еликой ќтечественной войны, когда в бою полегла почти вс€ часть, и некому было есть приготовленную поваром кашу Е.

ќбщество Ђ—крын€ї помогло сохранить и зафиксировать фольклористам р€д уникальных элементов традиционной культуры казачьего «акубань€, которые передавались участникам  убанской фольклорно-этнографической экспедиции, киногруппой из —анкт- ѕетербурга, два диска с выступлени€ми участников Ђ—крыниї сн€ло телевидение г. √ор€чий  люч. Ћюдимила Ќиколаевна была и внештатным корреспондентом газеты Ђ√ор€чий  лючї. ”сили€ Ћюдмилы Ќиколаевны не остались без внимани€. ѕомощь Ђ—крынеї в виде предоставлени€ транспорта оказывалась администрацией города √ор€чий  люч, станицы —аратовской, она в числе заслуженных казачек приглашалась на приЄм к атаману   ¬. Ћюдмила Ќиколаевна - лауреат почЄтных наград атамана   ¬,  убанского казачьего хора. јтаман   ¬ ¬.ѕ. √ромов, известный писатель ¬.». Ћихоносов, классик кубанской журналистики были на п€тилетнем юбилее Ђ—крыниї 18 €нвар€ 2007 года. Ѕабушки из Ђ—крыниї принимали участие в открытии пам€тнику кубанскому казачеству 7 апрел€ 2005 года, когда 92-летн€€ ќльга јнтоновна Ѕелоножко танцевала перед гост€ми праздникаЕ ¬ыступали они и перед спецназовцами на полигоне Ђћолькиної. Ћюдмила Ќиколаевна участвовала в меропри€ти€х библиотеки им. Ќ.ј. Ќекрасова в г.  раснодаре. ѕод вли€нием де€тельности Ђ—крыниї подобное общество Ц Ђ—эмэдилухаї, было создано и в соседней станице Ѕакинской.

Ётнокультурное общество Ђ—крын€ї - уникальный образец комплексного, всестороннего возрождени€ аутентичными носител€ми местного вариант традиционной народной культуры станицы —аратовской.

ѕримечани€
  1. ѕолна скрынюшка добра //†http://crazybelka.2x2tv.tv( дата обращени€ Ц 07. 10. 2015).
  2. –укописный фонд Ћ.Ќ. ѕащенко (далее Ц ‘. 1). ќп. 2. ƒ. 2-4. јрхив полевых материалов Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.
  3. ѕоцебнева ѕ. –оковое утро 38-го //  убанский казачий вестник. 2008. є43 . 1 но€бр€ —. 3.
  4. Ѕондарь Ќ.». ¬оронин ¬.¬. “€гостные наблюдени€ по итогам кубанской фольклорно Ц этнографической экспедиции 2010 года //  убанский сборник. 2019. “. IV. (25). —. 433.
  5. Ћарева √.; –еп€х √. »тожим прожитое // √ор€чий  люч. 2006. є157. 30 декабр€. —. 9.
  6. √ерсимова ». ѕодруги, матери, соратницы //  убанский казачий вестник. 2008. 15 марта.
  7. “радиционна€ культура и говор  убанского казачества //†http://www.neklib.kubannet.ru(дата обращени€ Ц 01. 12. 2015).
  8. ѕавловска€ “. —ундук добра // –оссийска€ газета Ц  убань. 2007. є13. 24 €нвар€. —. 11.
  9. Ћарева √. –одные корни // √ор€чий  люч. 2007. є8. 23 €нвар€. —. 1.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2008 г. ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.