ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора

“ехнические партнеры



»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





ќЅ–яƒџ ¬“ќ–ќ√ќ » “–≈“№≈√ќ ƒЌя —¬јƒ№Ѕџ ¬ “≈ћ–ё — ќћ –ј…ќЌ≈  –ј—Ќќƒј–— ќ√ќ  –јя



    1. Ќаименование объекта:

    ќбр€ды второго и третьего дн€ свадьбы в “емрюкском районе  раснодарского кра€

    1.  раткое название объекта:

    ќбр€ды второго и третьего дн€ свадьбы в “емрюкском районе

    1.  раткое описание:

    ќдной из характерных особенностей свадебной обр€дности станиц “емрюкского района €вл€етс€ колоритное и насыщенное по содержанию проведение заключительных дней свадьбы, которые включали следующие ритуалы и обр€ды: завтрак дл€ невесты, насаждение сада, обр€довое блюдо из кур€тины, катание и купание родителей молодых и др.   специфическим чертам заключительных дней свадьбы, отмеченных в станицах “емрюкского района, следует отнести переодевание родителей молодых в жениха и невесту на второй день свадьбы, их ритуальное купание и катание в случае, если женили / выдавали замуж последнего ребенка; приготовление обр€дового блюда из кур€тины под названием квасо?к на заключительном этапе свадьбы.

    1. ќЌ Ќ  атегори€:
    2. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы
    3. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

                              2.2. ќбр€ды жизненного цикла.

    2.2.4. —вадебные

    1. Ётническа€ принадлежность:

    ¬осточнослав€нское население  убани, кубанские казаки

    1.  онфессиональна€ принадлежность:

    ѕравославие

    1. язык:

    –усский, наречие Ц южнорусское

    1. –егион:

     раснодарский край, “емрюкский район, станица јхтанизовска€, ¬ышестеблиевска€, √олубицка€, «апорожска€,  урчанска€, —таротитаровска€, “амань.

    1.  лючевые слова:

    “емрюкский район, обр€ды второго и третьего дн€ свадьбы, р€женые, сад, куры, катание и купание родителей.

    1. ѕолное описание:

    «аключительные обр€ды свадьбы в “емрюкском районе характеризуютс€ чрезвычайным богатством и разнообразием, что €вл€етс€ одной из наиболее €рких особенностей местной свадебной традиции. ’ронологи€ Ђтемрюкскойї свадьбы не была стабильна и могла измен€тьс€ под вли€нием различных факторов, в первую очередь экономических возможностей семьи. ѕоэтому в ходе полевых исследований мы сталкивались как с расширенными, Ђидеальнымиї, описани€ми, так и сжатыми вариантами. јнализ полевых материалов показывает, что Ђидеальна€ї схема свадьбы “емрюкского района выгл€дит следующим образом: 1. вэчир / вэчирынка / вэчирок (в Ђтрадиционномї варианте Ц п€тница, в советском Ц суббота); 2. собственно свадьба или вэси?ль€; 3. день, когда невесте приносили завтрак, и происходило совместное застолье в доме ее родителей; 4. ку?ры или родительска€ свадьба Ц день приготовлени€ обр€дового блюда, катани€ и купани€ родителей и р€жени€ гостей; 5. хату выметать / двир заметать / лавы мыть / куски доедать Ц заключительный день пиршества кухарок. ¬ реальности данна€ схема была необ€зательной и, как правило, заключительные обр€ды второго-четвертого дней свадьбы могли осуществл€тьс€ и в течение одного дн€.

    ѕосле проведени€ свадебного пиршества первого дн€, ближе к полуночи молодых отводили спать, как правило, в соседский дом. ¬ ст. —таротитаровской шахвер отправл€лс€ в дом родителей невесты и сообщал им о том, после чего его перев€зывали рушником и угощали [1]. ¬ станицах “емрюкского района весьма устойчивыми €вл€лись различные формы ночных бдений, имевшие ритуальное значение и в прошлом универсальные дл€ всей территории  убани. ќдин из таких обычаев имеет архаическую природу и в нем наиболее €рко прослеживаетс€ роль сельской общины в создании новой семьи и ее контроль за нравственными качествами невесты. Ёто обычай Ђкараулить молодыхї. Ђ араулить молодыхї могла свашка, котора€ забиралась на ночь под кровать молодых, не подозревающих об этом (јхт3136, √ол6, “ам46). ¬ ст.  урчанской свашка, дружка и шахвер ночевали в соседней комнате ( урч2). ƒругие родственники и гости в это врем€ могли подслушивать под окнами (¬ыш3101) и даже позвол€ть себе шуточные действи€, например, кукарекать (√ол6), стучать в окна (¬ыш3112). ¬ большинстве станиц района был известен также обычай садовыть сад, наиболее характерный дл€ территории „ерномории. Ёто сад Ђнасаживалс€ї здесь именно во врем€ брачной ночи. ¬ ст. јхтанизовской он представл€л из себ€ аллею из воткнутых в землю веток, котора€ вела из дома, где ночевали молодые, к шалашу, в котором укладывали спать родителей жениха. »ногда над этой аллеей делали навес из камыша. ѕо этой аллее утром молодым несли завтрак. Ќочевка в шалаше родителей была шуточным отражением брачной ночи молодых: родителей заваливали вс€кой рухл€дью, на дверце шалаша вешали замок и р€дом приставл€ли охрану (јхт3136). ¬ других станицах объ€сн€ли, что насаждали этот сад дл€ гостей, которые утром должны были пройти через него во двор. ¬ ст. ¬ышестеблиевской такой сад могли сажать из цветов (¬ыш3104), в ст. «апорожской Ц из веток дуба, которые обвешивали овощами, фруктами и цветами («ап3170, 3171, 3177). ¬ ст.  урчанской в такой аллее устанавливали стол с закусками дл€ гостей ( урч2). ¬ ст. —таротитаровской на калитке или воротах делали кури?нь из камыша или соломы, в него сажали соломенное чучело и сторожа, который утром взымал плату с гостей, проходивших через сад мину€ куринь во двор (—тар3, 13). –€дом с куринем могли Ђпосадить огородї из кабаков и капусты [1].

    –азнообразными были свадебные бесчинства, также приходившиес€ на период брачной ночи. ≈сли кто-то из гостей уходил со свадьбы рано, то ему могли забелить окна, разрисовать ворота, ободрать побелку на хате или увести корову, за которую на следующей день требовали выкуп. ќднако если такого вора ловили, то его св€зывали и на следующий день требовали у родственников выкуп, в качестве которого чаще выступало вино («ап3170). ќбъектом бесчинств также выступали гости, уснувшие на свадьбе. “аких намазывали сажей или перцем («ап3170,  урч2). ¬ ст. ¬ышестеблиевской пострадать мог Ђсторожї, охран€вший всю ночь свадебную колосовку. Ќа него могли напасть, св€зать, а потом требовать выкуп за освобождение и украденную колосовку (¬ыш3112). ѕодобные шутки над гост€ми могли продолжатьс€ и на следующий день. Ќапример, если гость без спроса выходил из-за стола, его могли намазать сажей и запереть в хлеву (—тар3). Ћюбопытно, что в ст. —таротитаровской ночные бесчинства сосредоточивались вокруг дома, где ночевали молодые. «десь разыгрывалась цела€ осада, от которой отбивалась охрана жениха и невесты. ќсаждавша€ сторона пыталась заткнуть трубу, сн€ть с петель калитку, крала хоз€йственную утварь, птицу, скот и даже людей. ≈сли оборон€юща€с€ сторона захватывала в плен кого-то из осаждавших, то его могли раздеть, нар€дить в лохмоть€, измазать сажей или запереть в погребе и освободить его только за выкуп [1].

    ќсобенностью свадебного обр€да “емрюкского района следует считать отсутствие перерыва между завершающими событи€ми первого дн€ и открывающими второй день свадьбы. Ќе дожида€сь окончани€ ночных бдений и бесчинств, еще до рассвета невесте приносили завтрак и узнавали о ее целомудрии. ѕоследний эпизод утратил свою актуальность в советское врем€, однако отдельные обр€довые элементы чествовани€ целомудренной невесты еще долго сохран€ли устойчивость.

    ЂЅудитьї молодых отправл€лись как представители стороны невесты, так и жениха.  ак правило, это были свашки. ÷елью визита свашек жениха €вл€лось в первую очередь вы€снение целомудри€ невесты. ƒл€ этого они Ђпровер€ли рубашку / простынюї или спрашивали жениха. ¬ случае если невеста была Ђчестнойї, использовали различные формы манифестации. ¬ прошлом это была демонстраци€ рубашки невесты и простыни, на которой молодые ночевали. —о временем этот обычай, как и везде на  убани, трансформировалс€ в символические формы: вывешивание красного флага на дымаре? или гори?ще дома, прив€зывание красных лент гост€м. ¬ станицах ¬ышестеблиевской, «апорожской и “амань о Ђчестностиї невесты сразу же оповещали ее мать, принос€ ей в дар две шишки, св€занные красной лентой (¬ыш3112, «ап3170). ¬ станицах √олубицкой и  урчанской также на второй день невесту нар€жали в платье красного цвета, символизирующий девственность (√ол6,  урч2-3). ¬ культурной пам€ти старожильческого населени€ района также сохранились сведени€ о формах общественного порицани€ Ђнечестнойї невесты, существовавшие в доколхозное врем€. “ак, в ст. «апорожской выставл€ли на всеобщее обозрение чистую простынь, надевали хомут на свата (в ст. “амань Ц на невесту (“ам46)), родител€м невесты приносили порванное сито или шл€пу и надевали на голову отцу, обсыпали их перь€ми («ап3170, 3171, 3177).

    ќдновременно с проверкой Ђчестностиї невесты свашки с ее стороны приносили завтрак. ¬ него об€зательно входили варена€ или зажаренна€ курица и мед. ¬ ст. «апорожской жених должен был разломить эту курицу на кусочки. ѕо тому, как он это делал, определ€ли, как прошла брачна€ ночь. ј действи€ жениха сопровождались шуточными комментари€ми: Ђ«автрик нэсуть такый. ќт прыносють курыцу отварыну. ƒолжен жених разломать так, €к вин обращавс€ з невестой. як вин йийи раздивав, €к вин йийи улаживав спать, вот так вин долженЕ ¬ин должен разломать каждэ крылэшко, каждэ л€шечка, каждэ той. јкуратнэнько поломать и сложыть йийиЕ «ложыв, вона вродэ тада цэла лыжить, от, значить вин обращавс€ з невестою па-чесному. ј другэ так - швырь-пырь, прыдэ: У“а шо цэ вы мэни прынэслы!Ф. ѕорвав, пошмакав йийи на шмотт€, о цэ така була вс€ ничь, гон€лы одын одного па коридору. ќтакэї («ап3170). јналогичный ритуал был отмечен и в ст. —таротитаровской, однако здесь жених ломал курицу и угощал ею гостей, когда приходил с невестой в дом ее родителей (—тар3).

    —вои особенности поднесение завтрака невесте имело в ст. ¬ышестеблиевской. «десь завтрак невесте приносили с песней эротического содержани€: Ђѕродрав котык стэлю, тай впавжаль на постэлюї (¬ыш3112). ѕриуроченные песни аналогичные по содержанию фиксировались также в ст. “амань: Ђ„и ны батько идэ, чи ны гроши нэсэї, Ђ¬арэнои горилочки хочуї, Ђƒайтэ нам колача з мэдом, бо € була тай пид парубкомї, Ђѕродрав котык стэлю, упав на постэлюї (“ам57). ѕосле завтрака молодых приводили в дом жениха, где разламывали гильца и дывэнь на мелкие кусочки, чтобы одарить всех присутствующих гостей. ÷веточки с гильца цепл€ли гост€м на грудь или головной убор. ¬ это врем€ мать жениха подносила каждому гостю стакан вина, в которое перед этим насыпали перцу.  огда заканчивалось это вино, разливали вино из колосовки. ¬о врем€ обнесени€ вином гостей несколько раз исполн€ли дл€ матери песню Ђќй, дэ ж наша вэсильна€ маты, обещала варэнои датыї. ¬ заключение свашки, которые приносили завтрак, перев€зывались рушниками, а они в свою очередь приглашали родню жениха в дом родителей невесты, куда забирали с собой часть гильца и дывн€ дл€ невестиных гостей (¬ыш3112).

    ¬ это же врем€ в обоих домах начиналс€ сбор гостей, приход которых также сопровождалс€ обр€дово-игровыми действи€ми. ¬ ст. —таротитаровской еще на заре гостей созывали, удар€€ в кусок железа или рельсы, которые называли колокол или бы?то [1]. √остей встречали на калитке и наказывали за то, что разошлись на ночь по домам или за опоздание. ¬ наказание с гост€ взымалс€ штраф в виде денег. “акже гост€ катали на Ђкачел€хї, в качестве которых могли выступать корзина, корыто или оде€ло. ѕосле этого гостю наливали стакан вина и пропускали во двор. Ќа собранные с гостей деньги могли купить бочку пива, осетровых балыков и сушеной рыбы дл€ дальнейшего застоль€.

    Ѕлиже к обеду молодые с родней жениха отправл€лись в гости к родител€м невесты. Ќаиболее колоритно и ритуально насыщенно данный визит представлен в запис€х по ст. јхтанизовской. ѕо дороге молодым исполн€ли песню Ђ“эрэн, тэрэн, тай по далыниї. ѕрид€ в гости, матери невесты подносили на блюде вареную курицу с двум€ €йцами. ¬ шутку это подношение могли дополнить огурцом или морковкой. «атем отец ломал эту курицу и вместе с матерью одел€л ею гостей, при этом называ€ их своими детьми. ¬се это происходило на фоне звучани€ припевки Ђ» матэри курка, и батькови куркаї. ѕосле этого невестиной матери обмазывали сажей ступни, а новоиспеченный з€ть должен был вымыть ей ноги и надеть на них новые чулки и тапочки. Ёто действие также сопровождалось исполнением припевки с шуточным скабрезным текстом Ђјх наши чоботы, шо з€ть давї (јхт3136, 3142). ¬ ст. «апорожской родител€м невесты также приносили завтрак вместе с подслащенным вином (ва?рэнэ) и двум€ шишками, св€занными красной лентой. Ёто вино и шишки делились между всеми присутствующими гост€ми («ап3177). ¬ станицах ¬ышестеблиевской и —таротитаровской родител€м невесты приносили часть гильцэ и дывн€, и цветы с гильцэ раздавались гост€м (¬ыш3112) [1].

    “ретий день свадьбы повсеместно имел название куры, иногда второе название Ц родительска€ свадьба, и ключевыми его событи€ми были приготовление обр€дового блюда из кур€тины, обр€довое р€жение, катание и купание родителей. ¬ станицах позднего основани€ («апорожска€,  урчанска€) также отмечалс€ ритуал забивани€ кола, в случае если женилс€ последний в семье ребенок.

    √лавными персонажами третьего дн€ свадьбы были цыгане Ц собирательное наименование р€женых участников свадьбы. ’от€, помимо цыган, нар€жатьс€ могли в кого угодно, облик р€женых не регламентировалс€. ¬ полевых материалах отмечались и такие персонажи, как милиционер, матрос, пионер, врач, медведь. јктивно присутствовало травести Ц переодевание мужчины в женщину и женщины в мужчину, использование масок. √руппа р€женых могла состо€ть из 10-15 человек.  ак отмечали в ст. “амань, нар€жались те гости, которые не хотели приносить с собой курицу дл€ приготовлени€ обр€дового блюда (“ам46). “. е., прочие гости, приход€ с утра на свадьбу, приносили с собой по курице. ¬ ст. ¬ышестеблиевской, помимо курицы, каждый гость должен был принести бутылку вина и булку хлеба (¬ыш3112). ¬ советское врем€ гости приносили кур и шли на работу, так как куры традиционно приходились уже на будний день, и только вечером собирались на обед. ≈сли приготовление кур переносилось на второй день свадьбы, т. е. воскресенье, цыгане отправл€лись за ними к тем из гостей, кто не пришел на второй день или не принес с собой птицу. —обрав кур, цыгане обвешивали ими себ€. ¬ таком виде приставали к каждому встречному, гадали, угощали вином и шишками. ¬ ст. јхтанизовской цыгане подносили родител€м курицу, которую нар€жали (јхт3149). ¬ ст. —таротитаровской собранным курам цыгане перев€зывали крыло красной лентой [1]. ¬ старейших станицах района јхтанизовской, ¬ышестеблиевской и —таротитаровской из кур варили вечером квасо?к Ц специфическое местное блюдо, известное здесь и в качестве повседневной еды.  васок здесь был также основным блюдом, приуроченным к забою свиньи. ќн представл€л собой гор€чий суп с большим количеством м€са, картошки и зелени, заправленный томатом и чесноком. ¬ станицах позднего основани€, таких как «апорожска€ и  урчанска€, из кур варили лапшу, универсальное дл€  убани обр€довое блюдо заключительного дн€ свадьбы.

    √лавным объектом ритуальных действий третьего дн€ свадьбы выступали родители жениха и невесты.  оличество этих действий настолько разнообразно, а содержание симметрично обр€дам первого дн€ свадьбы, что вполне закономерно во многих интервью этот день фигурирует под названием родительска€ свадьба. ѕодчеркнуто гротескный характер родительской свадьбы соответствует традиционному дл€ слав€нской свадебного обр€да противопоставлению собственно свадьбы ее концу, который оформл€лс€ ФсимметричнымиФ обр€дами и ритуальными действи€ми, но в то же врем€ €вл€лс€ шуточной пародией на нее: обр€жение родителей женихом и невестой, организаци€ шутовского Ђсвадебного поездаї, Ђбрачна€ ночьї родителей, Ђблагословениеї и Ђобсыпаниеї Ђмолодыхї и т. п.

    ѕрактически во всех обследованных станицах родителей на третий день нар€жали в жениха и невесту. ¬ качестве нар€да жениха-отца выступала казачь€ форма, а невесту-мать облачали в белое платье, зачастую сшитое на скорую руку из подручных материалов (например, тюлевой занавески). ”ниверсальным дл€  убани обычаем заключительного дн€ свадьбы €вл€етс€ обр€довое катание и купание родителей. ќднако в “емрюкском районе он имел свои особенности.  атание родителей здесь имело подчеркнутое сходство со свадебным поездом. Ќесколько тачек или ваганов (металлических корыт дл€ кормлени€ и поени€ скота) украшали цветами и лентами. Ќа одну из тачек усаживали родителей, а в другие садились цыгане. ќни же выступали в роли Ђконейї, но могли тачку с родител€ми прив€зать к машине или даже к трактору или же запр€чь в тачку насто€щую лошадь («ап3170). ¬ ст. јхтанизовской одну из тачек могли украсить в виде цыганской кибитки и усадить в нее гармониста (јхт3142). ¬ ст. ¬ышестеблиевской Ђсвадебный поездї сопровождала процесси€ с факелами (¬ыш3115, 3120). ¬ ст.  урчанской отца надел€ли кнутом, которым он подгон€л Ђлошадейї, а мать вином и угощени€ми, которым она их потчевала ( урч2). ¬ таком виде родителей катали по станице, везли на базар, где покупали им обновку на деньги, собранные с гостей на второй день.

    ѕовсеместным на  убани обычаем €вл€етс€ купание родителей в луже или водоеме, которым, как правило, завершалось ритуальное катание. ќднако в станицах “емрюкского района еще в недавнем прошлом было прин€то купать только тех родителей, которые женили или выдавали замуж последнего ребенка. ≈сли врем€ было теплое, их везли на лиман, в прибрежных станицах Ц на море и сбрасывали в воду. «атем их привозили домой, где вторично обмывали в теплой воде и нар€жали в купленную обновку. ѕри этом дл€ смеха в воду могли накидать гр€зи и колючек, а вместо мочалки использовать бурь€н (—тар13). ѕо приезде домой родителей встречали так же, как жениха и невесту. Ђ∆енихї переносил Ђневестуї через костер, и их обсыпали из сита (¬ыш3115) [1]. ¬ станицах ¬ышестеблиевской и  урчанской Ђмолодыхї благословл€ли Ђиконойї, в качестве которой выступала выпачканна€ в саже сковорода. ѕри этом Ђмолодыеї поочередно ее целовали (¬ыш3115,  урч3). «атем Ђмолодыхї одаривали, преподнос€ им замотанную в тр€пье куклу и соску (¬ыш3112, —тар3), и кричали Ђ√орько!ї ¬ станицах —таротитаровской и ¬ышестеблиевской гост€м на этих Ђдарахї преподносили по шишке, кусочку дывн€ и рюмке вина из колосовки (¬ыш3104) [1]. “акже в ст. ¬ышестеблиевской Ђневестаї могла изображать беременную, вызыва€ шуточное порицание со стороны гостей: Ђјй, невеста проблудн€, до свадьбы нагул€ла!ї (¬ыш3115). «десь же в роли Ђродителейї выступали собственно жених с невестой, которые называли переодетых родителей Ђдиточкамыї и после Ђдаровї уводили их спать (¬ыш3104). ¬ ст. јхтанизовской дл€ Ђновобрачныхї готовили постель: подкладывали под простыни камни, колючие ветки и даже живых пчел, Ђшоб м€гко було спатьї (јхт3141, 3147). ѕосле Ђпробуждени€ї Ђмолодымї преподносили на Ђзавтракї вареную курицу со вставленной в нее морковкой и двум€ €йцами, с которой р€женый жених производил те же манипул€ции, что и жених насто€щий, т.е. разламывал ее на части (јхт3136).

    ¬ полевых материалах по свадебной обр€дности “емрюкского района не всегда можно обнаружить какой-то акцентированно выделенный ритуал, символизирующий окончание свадьбы. Ћишь в некоторых запис€х, выполненных в станицах позднего основани€, в качестве такового фиксировалс€ ритуал забивани€ кола / чопа, широко известный во многих локальных традици€х  убани, но нетипичный дл€ Ђцентральной культурной зоныї “емрюкского района. ¬ станицах «апорожской и  урчанской кол забивали на пороге дома, если женили или выдавали замуж последнего ребенка ( урч2-3). ¬ ст. «апорожской отмечали, что во врем€ забивани€ дл€ облегчени€ процесса подливали воду, а в самом ритуале принимали участие все гости, забива€ кол по очереди («ап3170). ¬ этой же станице отмечали, что ритуалом, сигнализирующим о завершении свадьбы, было сожжение в огороде куриных перьев («ап3177).

    „аще в интервью в качестве заключительного эпизода свадьбы акцентированно выдел€етс€ наименование последнего дн€. ¬ “емрюкском районе он известен под словосочетани€ми хату выметать (¬ышестеблиевска€), двир заметать (јхтанизовска€, ¬ышестеблиевска€, —таротитаровска€), лавы мыть ( урчанска€), куски доедать (√олубицка€). Ёти наименовани€ могли €вл€тьс€ просто символическим обозначением финального застоль€, на которое приглашались кухарки и близкие родственники. ќднако чаще эти названи€ коррелировали с конкретными действи€ми. ¬ ст. ¬ышестеблиевской кухарки и пожилые женщины приходили со своими вениками, подметали во дворе и доме, мыли посуду, убирали столы. » эта уборка завершалась застольем. ѕри этом участников этой уборки могли еще раз перев€зывать рушниками (¬ыш3104). —обственно, на этом свадьба и заканчивалась.

    —лужебна€ информаци€

    1. јвтор описани€:

    «удин јнтон »ванович, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail: antzudin@gmail.com “ел: 8(961)51-15-508.

    1. Ёкспедици€:

     убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

    1. √од, собиратели:

    1993 Ц ј. Ќ. ћануйлов, ћ. ¬. —еменцов

    2004 Ц Ќ. ». Ѕондарь, ¬. ¬. ¬оронин, —. ј. ∆иганова, ». ј.  узнецова, ћ. ј. Ћ€щенко

    2017 Ц ¬. ¬., ¬оронин, —. Ќ. √етманска€, ј. ». «удин, ј. ¬. –акачЄва

    1. ћесто фиксации:

     раснодарский край, “емрюкский  район, станицы јхтанизовска€, ¬ышестеблиевска€, √олубицка€, «апорожска€,  урчанска€, —таротитаровска€, “амань.

    1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
    2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

    ѕервые записи по заключительным свадебным обр€дам “емрюкского района были выполнены в 1993 г. в ст. “амань исследовател€ми ј. Ќ. ћануйловым и ћ. ¬. —еменцовым. ¬ 2004 г. материал фиксировалс€ участниками  убанской фольклорно-этнографической экспедиции, проводившейс€ в станицах јхтанизовской, ¬ышестеблиевской и «апорожской “емрюкского района. ¬ 2017 г. информаци€ о заключительных свадебных обр€дах фиксировалась участниками  убанской фольклорно-этнографической экспедиции, проводившейс€ в станицах √олубицкой,  урчанской и —таротитаровской.

    1. Ѕиблиографи€
    2. ”парь ќ. Ќ. ќбр€довый фольклор  убани. —вадебный фольклорный обр€д станицы —таротитаровской “емрюкского района  раснодарского кра€. “емрюк, 2007 (рукопись).

    »ллюстративные материалы

    ‘ото

    01  атание родителей в ст.  урчанской “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1990-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица  урчанска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст.  урчанской.

    02 –одительска€ свадьба. ЂЅлагословениеї. —т.  урчанска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1990-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица  урчанска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст.  урчанской.

    03 –одительска€ свадьба в ст. √олубицкой “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1970-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица √олубицка€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. √олубицкой.

    04 –€женые в ст. √олубицкой “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1960-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица √олубицка€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. √олубицкой.

    05 –€женые в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1980-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. —таротитаровской.

    06 –€женые в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1980-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. —таротитаровской.

     


     

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.