ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора






—¬јƒ≈ЅЌџ… ќЅ–яƒ —“јЌ»÷џ —“ј–ќ“»“ј–ќ¬— ќ… “≈ћ–ё — ќ√ќ –ј…ќЌј  –ј—Ќќƒј–— ќ√ќ  –јя



  1.  

    1. Ќаименование объекта:

    —вадебный обр€д станицы —таротитаровской “емрюкского района  раснодарского кра€

    1.  раткое название объекта:

    —вадебный обр€д станицы —таротитаровской  раснодарского кра€

    1.  раткое описание:

    —вадебные обр€довый комплекс и приуроченный к нему фольклор старожильческого населени€ станицы —таротитаровской “емрюкского района  раснодарского кра€ €вл€ет собой пример черноморской разновидности кубанской свадьбы, в основе которой лежат метропольные традиции восточноукраинских губерний. Ќесмотр€ на типологическое единство с другими станицами бывшей „ерномории, свадебный обр€д рассматриваемой станицы обладает р€дом специфических, нетипичных дл€ кубанской традиции черт. Ќекоторые из них были обусловлены природно-географическими услови€ми проживани€ местного населени€ и его хоз€йственной де€тельностью: рыболовным промыслом и виноградарством.   специфическим чертам свадебного обр€да этой станицы, в целом нетипичных дл€  убани, следует отнести отсутствие свадебного карава€; наличие в числе свадебных хлебов особых пал€ны?ць; особое наименование пары бутылей со спиртным, известных на  убани по названием быков / бугаев, - колосо?вка; переодевание родителей молодых в жениха и невесту на второй день свадьбы, их ритуальное купание и катание в случае, если женили / выдавали замуж последнего ребенка; приготовление обр€дового блюда из кур€тины под названием квасо?к на заключительном этапе свадьбы. »з универсальных черт свадебного обр€да станицы —таротитаровской, типичных дл€ территории исторической „ерномории, назовем некоторые. Ёто двухэтапное сватовство, включающее посещение дома невесты сватами / старостами жениха и встречу в доме жениха Ц на могорыч, розгл€дыны; редуцированна€ форма вэ?чира, вэчеры?нок (девичника) с минимальным количеством ритуальных действий; наличие свадебных атрибутов, типичных дл€ черноморской разновидности кубанской свадьбы Ц шишки, ды?вэнь, ги?льцэ?; раздельное проведение свадебного застоль€ семь€ми жениха и невесты с посещением родней жениха дома родителей невесты на второй день свадьбы; обилие свадебных песен и припевок; состав обр€довых действий заключительных этапов свадьбы и их насыщенность: завтрак дл€ невесты, насаждение Ђсадаї, обр€довое блюдо из кур€тины, катание и купание родителей молодых и др.

    1. ќЌ Ќ  атегори€:
    2. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы
    3. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

                              2.2. ќбр€ды жизненного цикла.

    2.2.4. —вадебные

    1. Ётническа€ принадлежность:

    ¬осточнослав€нское население  убани, кубанские казаки

    1.  онфессиональна€ принадлежность:

    ѕравославие

    1. язык:

    –усский, наречие Ц южнорусское

    1. –егион:

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    1.  лючевые слова:

    “емрюкский район, —таротитаровска€, свадебный обр€д, свадебный музыкальный фольклор.

    1. ѕолное описание:

    Ѕрачный возраст и выбор брачного партнера в ст. —таротитаровской “емрюкского района соответствовали нормам, существовавшим на территории  убани, и так же, как и повсеместно, претерпевали трансформации в советский период. ќтмечалось, что в дореволюционный и раннесоветский период брачный возраст дл€ девушек был ниже и определ€лс€ 15-17 года. ѕри том, что возрастна€ разница между женихом и невестой могла быть существенной в св€зи с длительной службой неженатых казаков. ¬ советское врем€ средн€€ норма возрастного разрыва между молодыми сократилась до двух-трех лет, а брачный возраст девушек на выданье вырос до 18-20 лет. Ќапротив, ранние браки стали получать в народной среде негативные оценки, что закрепл€лось в соответствующей лексике: например, выскочка Ц девушка, котора€ вышла замуж до совершеннолети€ (—тар13). ¬ то же врем€ в отношении засидевшихс€ в девках продолжали сохран€ть актуальность традиционные воззрени€, также отразившеес€ на лексическом уровне: например, пэрэста?рок Ц незамужн€€ девушка старше 20 лет (—тар1).

    »мущественные и социальные предпочтени€ в выборе брачного партнера также потер€ли актуальность в услови€х колхозного строительства и социального уравнени€ в станичных обществах. Ѕылые обычаи, отражающие патриархальные устои и прагматические брачные стратегии, сохранились лишь на уровне семейных преданий.   таковым относитс€ широко известное на  убани сватовство по шапке, где данный головной убор буквально выступал на сватовстве заместителем жениха, с которым будуща€ невеста могла быть даже не знакома. ѕо принесенной сватами шапке родители невесты судили о достатке семьи жениха: Ђ≈сли шапка хороша€, значит богатыйї (—тар1). –азрушение больших патриархальных семей и социальные перемены привели к возрастанию роли индивидуального выбора брачного партнера, который с годами стал господствующим. ќб исключительной роли родителей в этом вопросе в прошлом свидетельствуют рассказы о том, что казаки, состо€вшие в дружеских отношени€х, могли давать друг другу зарок, что пожен€т своих будущих детей (—тар13).

    ¬рем€ проведени€ свадеб в ст. —таротитаровской соответствовало общекубанской традиции и определ€лось сельскохоз€йственным и церковным календарем. ƒл€ этого подходило любое врем€, кроме периода четырех православных постов и зимних св€ток. ¬ ст. —таротитаровской промежутки времени от  рещени€ до ћасленицы, от ѕасхи до ѕетровского поста и от ”спени€ до ‘илипповского поста именовались м€сны?ци (—тар13). Ќо практичнее всего было проводить свадьбы осенью, когда заканчивалась пора сельскохоз€йственных работ. ѕо сообщени€м старожилов ст. —таротитаровской, даже в послевоенные годы на осенний период порой приходилось до сорока свадеб в день (—тар13).

    ѕредсвадебный период в ст. —таротитаровской в своих основных чертах соответствовал черноморскому варианту кубанской традиции. ѕервоначальный его этап Ц сватовство Ц включал в себ€ посещение сватов дома невесты с целью получени€ согласи€ на брак и последующую совместную встречу домов жениха и невесты дл€ закреплени€ этого согласи€.

    ¬ качестве сватов, старост по черноморской терминологии, выступали женатые мужчины. ¬ ст. —таротитаровской их об€зательно было двое.  ак правило, в роли старосты могли выступать женатый друг парн€, старший брат, з€ть, д€д€ или сосед, обладающие способностью к красноречию. ∆ених всегда сопровождал их, если не считать оставшегос€ в далеком прошлом обыча€, когда его заместителем на сватовстве выступала шапка, которую старосты брали с собой. јтрибутами старост, с которыми они отправл€лись в дом невесты, были хлеб и соль, завернутые в рушник, а также четверть вина.

     ак правило, временем, когда старосты отправл€лись сватать невесту, был вечер субботы. ѕодойд€ к воротам невестиного дома, старосты вызывали на разговор родителей, производили шум, стучали посохом по калитке и громко нахваливали чистоту и богатство двора, стара€сь тем самым привлечь внимание соседей.  огда выходили родители невесты, между сторонами зав€зывалс€ разговор: Ђ” вас так гарно у двори, всэ прыбрано, пидмэтэно, выдно, шо хороша дивчина у вас, помощныца, а мы ось прыйшлы €к раз на неи подывыц€. ѕустить нас у хату! ƒэ вона там, бо мы богато чулы за неи, €ка вона умныц€ та гарна дивчина и хочимо сватать вашу дочку за нашого парубка. ћатэ та батько клан€юц€ вам хлибом та силью и послалы нас, шоб мы засваталы вашу Ћюбашу за нашого  ол€шуї [1]. «ачастую старосты использовали иносказательную лексику, представл€€сь покупател€ми / купцами красного товара, телочки или курочки, которые есть в этом дворе. ¬о врем€ переговоров старост с родител€ми невесты, жених ожидал во дворе, а невеста пр€талась в одной из комнат. ѕосле получени€ согласи€ от родителей старосты заводили в дом жениха и вызывали невесту, котора€ должна была подтвердить свое и родительское согласие на брак. Ќад старостами могли подшутить, вызвав вместо невесты ее младшую сестру или другую родственницу. ∆ених должен был распознать эту подмену [1].

    ќсновным символическим выражением согласи€ невесты на брак было разрезание ею принесенного сватами хлеба. ќтрезать от хлеба кусок могла мать невесты с приговором: Ђќдризана скыба от хлибаї (—тар13). ƒанный приговор был широко известен не только в станицах “емрюкского района, но и на всей  убани.

    —ледующим ритуальным действием, сопровождающим согласие на брак, было перев€зывание старост рушниками. ¬торым рушником сватов перев€зывали уже на самой свадьбе (—тар1).

    ¬тора€ встреча в структуре сватовства проходила между родственниками жениха и невесты. ќна могла проходить в тот же день, когда жених с невестой по достижении согласи€ отправл€лись к родител€м и крестным жениха с приглашением прийти к родител€м невесты; на следующий воскресный день или через неделю. —уществовало такое ее название, как пить магарыч / могорыч, идти на магарыч / могорыч. ≈сли встреча проходила в доме родителей жениха, то она могла называтьс€ розгл€?дыны (т.е. осмотром хоз€йства семьи жениха). ¬о врем€ этой встречи, собственно, достигалась договоренность о сроках проведени€ свадьбы и взаимных расходах на нее.

    —имволически маркировалс€ и отказ сватам. Ќаиболее распространенным лексическим обозначением отказа, как и повсеместно на  убани, был иносказательный оборот Ђкабак (невеста Ц авт.) почипылаї, Ђпот€глы (сваты Ц авт.) кабак за собойї. ќднако достаточно часто эта метафора получала буквальное выражение. “ак, старост не впускали во двор и выносили им кабак, который также могли разбить у их ног (—тар13). Ѕолее деликатной формой отказа был возврат старостам хлеба и вина на следующий день, если родители невесты принимали эти обр€довые атрибуты, не реша€сь сразу озвучить старостам отрицательный ответ.

    «авершающими событи€ми предсвадебь€, как и везде на  убани, были приглашение на свадьбу гостей и девичьи вечеринки в доме невесты, которые приходились, как правило, на канун свадебного торжества - традиционно субботу или, согласно утвердившемус€ в советское врем€ обычаю, п€тницу.

    ќбщий пор€док приглашени€ на свадьбу в ст. —таротитаровской был следующим. Ќевеста, убранна€ в свадебную фату, с несколькими подружками на запр€женной кон€ми и украшенной цветами линейке объезжала станицу и приглашала гостей на свадьбу и подружек на предсто€щую последнюю вечеринку. ќбычай объезжать приглашаемых гостей сохранилс€ до наших дней, однако на смену конной линейке пришел легковой автомобиль. «аход€ во дворы, невеста клан€лась, вручала шишку и произносила пригласительные слова: Ђѕапаша и мамаша приглаша вас на свадьбуї, снова клан€лась и целовала приглашенных. —огласно работе ќ. Ќ. ”парь, в станице существовал обычай приглашать родителей своего избранника (-ицы) ћолодые порознь приезжали к ним в первую очередь, а затем объезжали своих родственников [1]. “акже было прин€то отвозить шишки на кладбище дл€ умерших близких родственников, родителей, бабушки или дедушки: Ђќна €к приглашае, €к приглашае, и тоди ото умерший йийи, з моей стороны там, дедушка и бабушка. я даю шишкы?, и она вэзэ на кладбыще и им клан€етс€ и кладэ на гробкы? шишкыї (—тар1).

    ѕриглашение женихом своих родственников и знакомых проходило по такому же сценарию, в компании друзей, на линейке и с произнесением соответствующих пригласительных формул, однако без приуроченных свадебных песнопений, которыми компани€ невесты открывала цикл исполнени€ свадебных песен.

    Ѕыло отмечено исполнение приуроченных к приглашению песен. “акие песни получили название подорожнии высильни или улышни, поскольку исполн€лись во врем€ передвижени€ невестиной свиты по станице. ¬ числе таких песен были названы и исполнены следующие: Ђѕо дорози, по дорози пыль стовбомї, Ђќй, казала нам Ћюбаша, замиж нэ пидуї, Ђ–осступитьс€, розийдитьс€, ворогыї, Ђ—виты, Ѕоже, з нэбаї (—тар13). Ёти песни звучали также и непосредственно в день свадьбы во врем€ движени€ свадебного поезда.

    ѕрощальный вечер Ц вэчир, вэчирынка, вэчирок Ц как и везде на территории „ерномории в советское врем€ имел уже исключительно увеселительный характер и не сопровождалс€ специальными обр€довыми действи€ми. ¬ этих молодежных посиделках принимали участи€ как незамужние девушки, так и неженатые парни, как приглашенные в качестве друзей и подружек, так и любой из пожелавших прийти. —одержание вечеринки включало в себ€ исполнение песен, танцы и всевозможные молодежные игры - в бутылку, в платочек, в по€са, в жмурки, в лопа€?, в задвэ?рныка.  роме того, вечеринки выполн€ли важную социальную функцию Ц зачастую на них происходило знакомство девушек и хлопцев, а их сближению способствовал характер игр, направленный на вы€вление симпатий.

     олоритное описание такой вечеринки было дано в одном из интервью: Ђ—ход€тс€, на вечеринку. ” доме убираетс€ всЄ, у комнате. “ада ж не было таких домов больших. ¬ыноситс€ вс€ мебель. яка тада мебель была Ц кровать одна та, може, сундук. —тавл€тс€ от таки лавочкы, €к ото вы сидите, в круг. » вс€ молодЄжь, котора прыходэ на вечер, на вечеринкуЕ ’лопцы, девчата.  огда напрыглашалы, кто дэсь сам услышал. У” кого свайба?Ф У“ам, отам, отам, отам выходэ замуж или там женыц€Ф. ќбычно у невесты вечерынка была, не у женыха. ∆ених прыходэ, реб€та. ƒевчата, все сад€тс€ от так на лавочкы, играют. Ѕутылку крут€ть. Ќа ко?го горлышком повэрнулась, значить надо целувац€. Ќа парн€ Ц значить девушка тика?: целувать хлопца ж стыдно. “ика? в коридор туды.  авалер бэжить за нэи, надавлюе йийи там. “ам бабы загл€дают, сто€ть, на нывесту ж дывл€ца, вечерынка идэ. Ќадавыв, поцелувал. »дэ невеста, крутэ бутылку. “ико накрутыла на €кось парн€ Ц невеста тикае. «нае, шо будэ целувать. Ќу, стий, хай целуе! Ќе, надо бежать.  удась туды в закопэ?лок, шоб ныхто ны бачив, шо будэ парень йий целовать. “о в лопа€?. ћузыка грае, идэ от так по головах. »дэ от так: от на його головку руку положила. √армонистови хто понравыц€, кого вин счита нужным, как заиграе Ц всЄ, на той голове остановка. «начить, парень схвачуеть, начина девушку целувать.  и?мчае еЄ так, вона вырываец€, нэ хоче, нэ даец€. Ќу, всЄ равно как-нибудь поцелуе. » ото така була дурна гульн€ €кась. ѕотом в задвэ?рныка гул€лы. ” задвэрныка ж тоже. ¬ыход€ть хлопцы. ¬ыходэ туда, вызываеть невесту €ку там. Ќадо туды. “ам йийи должен целувать в коридоре. Ўо за дурна була така игра €кась! ¬ задвэрныка называлы. Ќу, вс€ки булы тамЕ “анцевали, грали до двенадцати часов ночи. ¬ двенадцать часов ночи грают марш, все выход€т, расход€тс€ по домам, а приглашЄнные остаютс€. “ам дружкы, невестыниЕ ј потом уже, када в двенадцать часов марш заграють, родители внос€ть стол, накрывають закуску, накрывають там винца, туда-сюда. » вот ти шахвари?, шо мы бо€ры их называем, дружкы?, и у девчат дружкы? называлыс€, а хлопцив - бо€ры. Ўо их называлы так? ј сычас подружкы, дружкы. –еб€та дружкамы звуц€. ¬от все сад€тс€ за стол, поужиналы вместе. ќстаютс€ ночью хлопци ночувать и девчата-дружкы остаюц€Е ∆ених уезжает домой. ј мы, молодЄжь, котора приглашЄна, гул€ем. ’лопци ж €ки? ¬ыпьють, той на лавке заснул, той простылылы шось Ц нэ заснул. ј мы ж девчата надо ж им шкоду сделать. “ому воды в галощи налылы, чи в ботинкы, тому шось зашилы.  ынувс€ одевать Ц то рукав зашитый, тоЕ Ќу, дл€ смеху всЄЕ ”тром, уже хлопци пойихалы домой, а мы начинаем невесту оп€ть одевать, шоб була ж красива, бо будэ свадьбаї (—тар13).

    ѕо наблюдени€м ќ. Ќ. ”парь, традици€ свадебных молодежных вечеринок в ст. —таротитаровской исчезает с конца 1970-х годов, а нежената€ молодежь постепенно становитс€ полноправным участником свадебных торжеств, нар€ду со взрослыми, что прежде считалось недопустимым [1].

    «а несколько дней до свадьбы приходилось изготовление свадебных хлебов и атрибутов. “радици€ ст. —таротитаровской отличаетс€ в этом аспекте наличием, как универсальных дл€ „ерномории, так и нетипичных и даже оригинальных символов и лексем, их обозначающих.

    “ак, примечательно отсутствие в структуре свадебной обр€дности такого универсального дл€ большей части территории  убани свадебного атрибута, как каравай, по крайней мере, на уровне лексического обозначени€. «ато в ст. —таротитаровской мы встречаем не характерный дл€  убани свадебный атрибут Ц пал€ны?цю или пал€ныцю с голубц€?мы, чаще употребл€емую во множественном числе. ѕал€ныц€ представл€ла собой небольшой хлеб из трех булочек, опо€санных ободком из теста и украшенна€ сверху слепленными из теста птичками-голуб€ми, количество которых варьировалось от трех до дес€ти.  оличество пал€ныць не было нормированным. ¬ ст. —таротитаровской отмечали, что их клали на каждый угол свадебных столов в доме невесты (—тар3, 13). »спользование пал€ныць было приурочено к проводам невесты в дом жениха. ѕал€ныци забирали с собой подружки невесты, когда прощались с ней (—тар3, 13).

    ќбр€довую функцию карава€ в ст. —таротитаровской выполн€л ды?вэнь Ц повсеместный в черноморских станицах свадебный атрибут. “акой дывэнь представл€л собой небольшой хлеб, на который устанавливали три соединенные шалашиком обструганные и пр€мые веточки плодовых деревьев, которые обвивали тестом. Ётот Ђшалашї дополн€лс€ навершием в виде птичек из теста и мог украшатьс€ калиной. ¬нутрь него или р€дом клали две ложки, св€занные красной лентой. ѕоздней модификацией такого дывн€ следует считать его изготовление из топлЄного сахара, который в данном случае замен€л тесто. ƒывэнь €вл€лс€ атрибутом невесты, олицетвор€л ее девственную чистоту и, соответственно, изготавливалс€ в ее доме и сопровождал ее в ходе всей свадьбы. ѕоэтому символичным было его использование Ц на заключительных этапах свадьбы его ломали и раздавали гост€м. ¬ ст. —таротитаровской деление дывн€ между гост€ми было приурочено к последнему дню свадьбы, когда Ђели курейї. ¬ данном ритуале отчетливо прослеживаетс€ св€зь с наделением счастливой долей, часть которой символически переходила от невесты ко всем участникам свадьбы.

    ƒругой свадебный атрибут, нар€ду с дывнем символизировавший невесту и изготовл€вшийс€ в ее доме, - свадебное деревце, известное во всей „ерномории под названием ги?льцэ или гильцэ?. ¬ ст. —таротитаровской гильцэ представл€ло собой дерев€нный каркас трапециевидной формы, богато украшенный восковыми цветами и лентами (—тар13). √ильцэ украшали подружки невесты, и данный символ сопровождал ее до конца свадьбы. ¬ ст. —таротитаровской гильцэ €вл€лось предметом шуточного торга после выкупа невесты между шахвером и старшей дружкой. ѕосле первой брачной ночи гильцэ делили между сторонами жениха и невесты, а цветы с него раздавали гост€м.

    ≈ще один свадебный символ, универсальный дл€ всей территории  убани и “емрюкского района, - шишки. ≈сли изготовление пал€ныць или дывн€ было прерогативой замужних женщин, то шишки могли лепить и подружки невесты во врем€ репетиции свадебных песен (—тар13). Ўишка имела классическую форму булочки с п€тью рожками и обвитую ободком из теста. ќбр€довое использование шишек на свадьбе в ст. —таротитаровской отличалось большим разнообразием. — шишкой приглашали на свадьбу, шишку вручали гост€м при одаривании ими молодых. Ўишка выступает в качестве универсального атрибута дарени€ в течение всей свадьбы и ее получателем мог быть любой человек, случайно или в качестве зрител€ попавший орбиту свадебного торжества.

    », наконец, последний свадебный символ Ц две св€занные вместе бутылки. ”ниверсальный дл€ всей территории  убани, он, однако, имел свои специфические выражени€ в ст. —таротитаровской. ќдна из них Ц это использование дл€ его изготовлени€ вина, что отражает хоз€йственную специализацию данного района. ¬ ст. —таротитаровской он имел название колосовка и представл€л собой пару св€занных красной лентой бутылок, причем в одну из бутылок наливали обычное или подслащенное вино, а в другую бутылку с вином добавл€ли горчицу или перец. ¬ этой св€зи параллельно актуализировалось другое название символа горькэ и сладкэ.  олосовка €вл€лась предметом ритуально-игрового соревновани€ между старшим шахвером и старшей дружкой и последующего распити€ сторонами жениха и невесты на выкупе

    Ћюбому свадебному торжеству предшествовал выбор свадебных чинов, за каждым из которых закрепл€лс€ определенный перечень функций в проведении свадебного обр€да. √лавным распор€дителем на свадебном торжестве со стороны жениха выступал староста, женатый мужчина средних лет, за которым в советское врем€ закрепилось также название тамады. Ќа свадьбе невесты аналогичную функцию выполн€ли свашки Ц замужние женщины, родственницы (сестры, невестки) невесты. Ќесколько свашек также выступали помощницами старосты у жениха. ¬нешне староста и свашки маркировались особенной перев€зью. ¬ отличие от прочих гостей их перев€зывали рушником-полотенцем дважды, крест-накрест, в доме жениха и доме невесты.

    Ѕлижайшим спутник жениха на свадьбе выбиралс€ из его неженатых друзей. ¬ полевых запис€х чаще всего он фигурирует под названием шафер / ша?хварь / ша?хвэ(е)р или старший шахварь, что следует рассматривать как вли€ние городской культуры. —имметричную функцию у невесты выполн€ли дру?жки Ц группа незамужних подруг невесты, из которых выбиралась старша дружка, наиболее близка€ подруга. ¬ функции дружек входили предсвадебна€ подготовка невесты к замужеству и ее сопровождение в течение первого дн€ свадьбы. ¬ ст. —таротитаровской даже в послевоенное врем€ существовали полупрофессиональные сообщества дружек. √лавным критерием вступлени€ в это сообщество €вл€лось знание свадебных песен. ¬ осенний период, на который приходилось наибольшее количество свадеб, такое сообщество могло одновременно принимать участие в нескольких свадебных торжествах (—тар13).

    —реди других свадебных чинов, известных в других станичных традици€х „ерномории и в “емрюкском районе, упоминалась свиты?лка Ц младша€ родственница невесты, котора€ участвовала в ритуале продажи / выкупа невесты.

    ѕервые обр€довые действи€, приходившиес€ на день собственно свадьбы, происходили в доме невесты и были св€заны с ее обр€жением. Ѕольшинство описаний свадебного нар€да невесты относитс€ к послевоенному времени. ¬ это врем€ нар€д невесты мало чем отличалс€ от своих аналогов в других районах  убани. ќн состо€л из длинного однотонного плать€, белого, розового, голубого или кремового оттенка. ѕоскольку свадьба чаще всего приходилась на холодное врем€, то в первое послевоенное дес€тилетие в качестве верхней одежды в моду вошли приталенные пиджаки, которые надевались поверх свадебного плать€. Ќаиболее €рким атрибутом свадебного нар€да невесты €вл€лс€ головной убор Ц бела€ фата, украшенна€ трехр€дным венком из восковых цветов. Ќаиболее нар€дный вариант свадебной фаты украшалс€ дополнительными восковыми Ђсосулькамиї, которые ниспадали на плечи наподобие гирл€нд. ѕрическа невесты, напротив, отличалась вариативностью и, видимо, в полевых материалах отразилась ее эволюци€ Ц от длинной косы с вплетенной красной лентой до закрученной в пучок гу?ли. ќ. Ќ. ”парь отмечала также, что волосы невесты могли полностью расплетатьс€, что не находит подтверждени€ в наших полевых материалах [1]. ќб€зательным элементом прически невесты €вл€лась завита€ челка, дл€ чего использовали разогретую в€зальную спицу или гвоздь, которые обмакивали в растопленный воск.

    Ќар€д жениха также претерпел эволюцию от форменного казачьего костюма до современного городского. ѕричем некоторые его традиционные детали могли сохран€тьс€ и в первые советские дес€тилети€, например, шапка-кубанка. ј собственно казачь€ форма стала устойчивым элементом обр€дового р€жени€ отца жениха или невесты на третий день свадьбы. ƒополнительно костюм жениха маркировалс€ белым цветком, который прикалывалс€ к пиджаку на грудь. ѕравую руку жениха также перев€зывали шарфом.

    ќбр€жение невесты сопровождалось исполнением приуроченных песен и ритуальных действий. Ётим занимались либо специально приглашенные женщины, знающие свадебный обр€д, либо подружки невесты. ѕосле обр€жени€ невесту усаживали в св€той угол на вывернутый кожу?х / кужу?х (тулуп). –€дом с невестой с левой стороны усаживалась старша€ дружка, с правой, на месте жениха Ц свиты?лка, девочка из родственников невесты. Ќа этом месте невеста оставалась до самого приезда жениха. ¬ это врем€ женщины и подружки обыгрывали ее свадебной песней Ђƒэ ж ты, доню, собэраис€ї (—тар13).

    ¬о врем€ последних приготовлений у невесты в доме жениха проходила организаци€ так называемого свадебного поезда, в составе которого жених со старостой, свашками, бо€рами и несколькими близкими родственниками отправл€лс€ за невестой. —вадебный поезд мог быть конным или пешим, в зависимости от достатка семьи или дальности рассто€ни€ между домами жениха и невесты.  онный поезд представл€л собой несколько легких повозок. «апр€женных в них коней украшали лентами и цветами. ѕо свидетельству старожилов ст. —таротитаровской последний конный поезд был организован в станице в 1982 г., после чего в свадьбах использовалс€ исключительно автотранспорт.

    Ѕлиже к полудню свадебный поезд прибывал к дому невесты. Ќа воротах разыгрывалась игрова€ сценка выкупа, повсеместно известна€ на  убани. —торона невесты зав€зывала ворота полотенцем и начинала вести торг со старостой и старшим шафером. ¬ качестве магарыча сторона жениха предлагала вино, шишки и мелкие деньги. ¬о врем€ торга стороны исполн€ли шуточные припевки, в которых высмеивали друг друга: Ђ„ого, сваты, та й найихалыї (—тар40—‘). ¬заимные перепалки могли продолжатьс€ долго и в некоторых случа€х даже заканчивались дракой. ѕо достижении согласи€ о размере магарыча жениха с его свитой пропускали во двор. «атем похожий торг проходил у входа в дом, после чего следовал выкуп невесты и места дл€ жениха.

    ƒанный обр€довый эпизод также происходил в ритуально-игровой форме, имел сложный сценарий и сопровождалс€ исполнением приуроченных песен. ”частниками ритуального выкупа с одной стороны выступали староста и жених со старшим шахвером  (бо€ре и прочие участники свадебного поезда во врем€ торга находились на дворе, реже тоже принимали участие), с другой Ц подружки невесты, свитылка или младшие брать€ невесты. »м в руки давали острые предметы (ножи, вилки, ветки репь€ха), которыми они угрожали жениху и старосте, если те не дадут достойного выкупа за невесту. —тароста сначала пыталс€ выкупить невесту за шишки и прочие сладости, но потом выкладывал на тарелочку мелкие деньги. ¬о врем€ торга подружки невесты исполн€ли шуточные припевки, в которых высмеивалс€ жених и староста: ЂЌы стий, з€тю, за плэчима, нэ лупай очимаї (—тар13), Ђ“оби, дружко, ны дружкуваты, тоби, дружко, свынэй пастыї (—тар40—‘). ¬ случае если торг велс€ с младшим братом невесты, подружки невесты подбадривали его припевкой ЂЅратику, ны л€кайс€, братику, постарайс€!ї (—тар40—‘). ѕосле выкупа подружки невесты исполн€ли в его адрес корильную припевку: ЂЅратику ты татарын, отдав ты свою сэстру даромї (—тар13). ѕосле выкупа невесты жениха усаживали р€дом с невестой, а в дом приглашали бо€р, ожидавших во дворе.

    ƒальнейший сценарий включал в себ€ р€д ритуально-игровых действий. —реди них прикалывание цветка жениху и бо€рам, обыгрывание бо€р, старосты и невесты, соревнование старшего шахвера и старшей дружки за обладание бутылкой с Ђсладкимї вином и ги?льцэм.

     ак правило первым действием после выкупа было маркирование жениха и его стороны. ∆ениху и бо€рам к груди прикалывали или пришивали восковые цветки. Ёто могла сделать сама невеста, причем жениху также перев€зывала правую руку шалью. ѕосле этого бо€р рассаживали за столом.

    ¬ это же врем€ проходили соревновани€ между шахвером и старшей дружкой за обладание гильцэм и бутылкой со Ђсладкимї вином (сладкэ). —уть его заключалась в том, кто угадает, в какой из двух св€занных бутылок (колосовка) содержитс€ Ђсладкоеї вино, и схватит его. ¬ этом случае угадавша€ сторона угощалась этим вином. ј проигравша€ потчевалась Ђгорькимї вином, в котором были подмешаны перец и горчица.  роме того, проходило соревнование за обладанием гильцэм. Ўахвер или старша€ дружка должны были накрыть его платком.  то первым успевал это сделать, тот и становилс€ его обладателем. ќднако данное соревнование было условным. ƒанный атрибут находилс€ р€дом с невестой, и старша дружка, как правило, успевала его накрыть платком раньше шахвера. ѕоскольку гильцэ €вл€лось основным символом невесты, то шахвер об€зан был выкупить его у подружек и в дальнейшем нести его в дом жениха. ¬ыкуп происходил также в игровой форме (—тар13). “аким образом, данный обр€д символически дублировал обр€д выкупа невесты.

    ƒальнейшее застолье проходило с участием молодежи. ƒанный отрезок свадебного обр€да повсеместно характеризовалс€ обыгрыванием старосты. ƒл€ того, чтобы выйти из-за стола пл€сать, подружки невесты должны были вс€кий раз спрашивать разрешени€ у старосты, дл€ чего пели ему песню Ђќй, староста, ты старэсэнькый, голуб ты сырэсэнькый, пустить, пустить погул€тыї. ¬ заключение застоль€ подружки невесты исполн€ли дл€ нее прощальную песню Ђяк извыла Ћюбаша веночокї [1]. «авершалось застолье незадолго до наступлени€ вечера, после чего из дому выпроваживали неженатую молодежь. «а стол усаживали женатых гостей с ее стороны.

    ¬о врем€ выкупа невесты или сразу после него свашки со стороны жениха обычно выкупали и приданое у свашек невесты, которое было выставлено во дворе. ¬ыкуп приданого также проходил в игровой форме, а в качестве платы выступали шишки и вино.  ак правило, в приданое невесты входили предметы мебели и постельное белье (комод, кровать, стол, стуль€, подушки, оде€ла, перина), но в целом его состав определ€лс€ состо€тельностью семьи. ѕеревозилось приданое в дом жениха, как правило, в составе свадебного поезда.

    ѕеред отъездом молодых в дом жениха также могло происходить одаривание молодых родственниками невесты и их гост€ми. ќдаривание молодых, или, как называли в народе этот свадебный эпизод, дары, происходило сначала в доме жениха, а вечером ехали к родител€м невесты, и там одаривали молодых гости с ее стороны (—тар13).

    » в доме жениха, и в доме невесты дары проходили по одному сценарию. ћолодые, староста и свашка выходили на центр комнаты. —вашка держала в руках поднос, на которой староста клал две шишки и наливал два стаканчика вина. —тароста объ€вл€л начало даров и вызывал дарителей в пор€дке близости родства: Ђƒэсь був молодои д€дько, там √рыцько чи там јндрий!  лан€йс€ молодый и молода хлибом-солью, шишкою!ї (—тар13). ѕри этом об€зательно соблюдалс€ принцип парности Ц дарить должны были муж с женой. —начала подарки дарили родители, после них крестные, женатые брать€ и сестры, д€ди и тети. ≈ще в первые послевоенные дес€тилети€ на свадьбу не прин€то было дарить деньги. ѕодарки преимущественно имели хоз€йственное значение: родители дарили скот и предметы мебели, родственники Ц постельное белье, одежду, домашнюю птицу, предметы бытового назначени€. ƒругие гости часто обходились мелкими подарками, подношение которых сопровождалось шуточными приговорами-благопожелани€ми: Ђќцэ дарю подушку, шобы ц€ подушка вас мырыла. як ты нэ будэшь, может, там посэрдылыс€, но л€гайтэ на одну подушку. ¬ас подушка помырэ всегдаї (—тар3). ¬ некоторых случа€х дары преподносились на словах, в виде обещани€. ¬ этом случае после свадьбы молодые отправл€лись на бричке собирать эти подарки (—тар13).  аждому из дарителей староста подносил по стаканчику вина и шишке, а молодые в ответ клан€лись. ¬о времена развитого социализма на смену материальным подношени€м, направленным на укрепление хоз€йства молодой семьи, пришел обычай дарить деньги. ƒл€ их сбора староста и свашка стали обходить гостей с трехлитровым баллоном. Ќа следующий день жених и невеста объ€вл€ли, кому больше подарили.

    Ѕлиже к вечеру, после даров молодых провожали в дом жениха. Ётот момент также был насыщен обр€дово значимыми действи€ми. ѕеред этим родители невесты уводили молодых в отдельную комнату, благословл€ли, отец хлебом и солью, а мать иконой, и давали последнее напутствие. ѕосле этого св€зывали молодым руки платком или рушником, и мать невесты выводила их из дома во двор, а со двора на улицу. Ёто действо сопровождалось исполнением приуроченных песен, которые могли повтор€тьс€ в других эпизодах свадьбы: Ђ¬ысокою тай дэрэвь€ похылылос€ї; Ђ„и€ ж тоби, мо€ нэнька, докучилаї; Ђ“а вода ж, мо€ водыченька лугова€ї; Ђяк извыла Ћюбаша веночокї (—тар13). Ќа улице молодые клан€лись на четыре стороны. «атем мать вручала жениху хлеб, которым их благословл€ли, а невесте - икону, и отправл€ла в путь. Ўахверу вручали гильцэ, а старшей дружке - дывэнь.

    ¬ позднесоветском и современном варианте станичной свадьбы укрепилс€ обычай после выкупа невесты первым делом отправл€тьс€ на церемонию торжественного бракосочетани€. ¬ последние годы это происходит в городе “емрюке. ќб€зательным ритуалом после регистрации стало возложение цветов к пам€тнику погибших в годы ¬еликой ќтечественной войны [1]. ќднако в прошлом приуроченность церковного венчани€ и гражданской регистрации брака неоднократно трансформировалась. ¬о времена, когда венчание неотъемлемо входило в структуру свадебного обр€да, оно, суд€ по воспоминани€м старожилов, предшествовало приезду жениха за невестой. ѕри этом молодые прибывали в церковь порознь, после венчани€ отправл€лись к себе домой, и только после этого свадебный поезд с женихом отправл€лс€ за невестой (—тар13). ¬ советское врем€ венчание происходило только тайно и приходилось на период до или после свадьбы. јналогично и гражданска€ регистраци€ брака в первые советские дес€тилети€, а также послевоенные годы выносилась за рамки свадебного обр€да.

    “аким образом, в годы молодости наших информаторов путь свадебного поезда из дома невесты пр€миком следовал в дом жениха. ƒвижение свадебного поезда сопровождалось исполнением подорожних высильних или улышних песен, которые уже перечисл€лись в разделе о приглашении на свадьбу. ќднако в данном случае их репертуар был шире и включал в себ€ дополнительно песни, в которых содержательно манифестировалс€ факт заключени€ брака: Ђƒывл€ц€ сыл€ны, шо идуть город€ныї (—таротитаровска€) [1]. ћолодые по пути клан€лись каждому встречному, а те в свою очередь желали им Ђ¬ добрый путь!ї или Ђ¬ добрый час!ї. ¬ то же врем€ существовал категорический запрет переходить свадебной процессии дорогу, чтобы не испортить молодым счастливую супружескую жизнь. ј невесте запрещалось оборачиватьс€ назад, чтобы ее брак не разрушилс€, и она не вернулась домой к родител€м [1]. ѕо пути следовани€ свадебного поезда станичники старались перегородить ему дорогу с целью получени€ магарыча. ƒорогу могли перет€нуть веревкой, лили под ноги коней воду, выставл€ли на середине дороги столик с хлебом и солью. —вадебный поезд всегда останавливалс€, а староста наливал станичникам по стакану вина и давал на закуску по шишке. ѕоскольку свадьбы в станицах в основном проводились в определенные годовые отрезки (как правило, осень), и зачастую в один день могли проходить несколько свадеб, нередки были встречи двух свадебных поездов. ¬ этом случаи процессии останавливались, невесты целовали и поздравл€ли друг друга, а участники угощали друг друга выпивкой, пели песни и танцевали.

    ¬стреча молодых в доме жениха включала в себ€ р€д универсальных дл€  убани обр€довых действий, в том числе исполнение приуроченных свадебных песен. —реди них переведение невесты через костер, обсыпание молодых и их благословение родител€ми жениха.

    —начала происходило переведение молодых через символический костер, разводившийс€ на воротах из соломы или камыша. ¬о дворе родители жениха встречали молодых с иконой, хлебом и солью и благословл€ли их. «атем родители разв€зывали молодым руки, принимали у них хлеб и икону, с которыми молодых провожали из дома невесты. ѕосле благословени€ матери жениха давали в руки сито с конфетами, орехами, хмелем, пшеницей и мелкими деньгами, и она обсыпала молодых. ѕри этом первым делом сыпала жениху за шиворот, Ђшоб булы воны богатиї. ¬ конце обсыпала всех гостей. ѕосле свадьбы сметенную пшеницу отдавали курам, а монеты клали на икону или подкладывали в гнезда квочкам, чтобы те лучше выводили цыпл€т. ѕосле этого мать за платок или рушник, которым были св€заны руки молодых, заводила их в дом и усаживала с св€том углу на вывернутый мехом вверх кожу?х, который €вл€лс€ символом богатства. ƒанный эпизод свадьбы также был насыщен исполнением свадебных песен. ѕо приезде молодых сторона жениха исполн€ла Ђќй, докы мы тут сто€тымым, сыру зэмлю тай топтатымымї (—тар1, 13). ќтдельно обыгрывалась мать жениха: Ђќй, мати?нко-утко, прэбэрайс€ пруткої (—тар13). ”же в доме подружками обыгрывалась сама невеста: Ђќй, там горы же кам€ныстиї [1]. «аканчивалс€ данный эпизод свадьбы проводами подруг невесты, которые сопровождали ее в свадебном поезде и €вл€лись главными исполнительницами свадебных песен. ƒл€ них в этот момент звучала песн€ Ђћы у матыньки булы, горилочку пылыї [1].

    — уходом подружек невесты в доме жениха начиналс€ свадебный пир, в котором принимали участие уже исключительно женатые родственники и гости. »з молодежи оставались лишь старша дружка и шахвер. ¬ доме невесты в это врем€ свадебное застолье также шло полным ходом. » там, и там его пор€док не был строго регламентирован и сопровождалс€ песн€ми, пл€сками и застольными здравицами.

    Ѕлиже к полуночи молодых отводили спать, как правило, в соседский дом. ѕосле этого шахвер отправл€лс€ в дом родителей невесты и сообщал им о том, после чего его перев€зывали рушником и угощали [1]. ¬ ст. —таротитаровской весьма устойчивыми €вл€лись различные формы ночных бдений, имевшие ритуальное значение и в прошлом универсальные дл€ всей территории  убани. ќдин из таких обычаев - садовыть сад, характерный дл€ всей территории „ерномории. Ёто сад Ђнасаживалс€ї во врем€ брачной ночи и представл€л из себ€ аллею из воткнутых в землю веток. –еспонденты объ€сн€ли, что насаждали этот сад дл€ гостей, которые утром должны были пройти через него во двор. ¬ конце аллеи, на калитке или воротах делали кури?нь из камыша или соломы, в него сажали соломенное чучело и сторожа, который утром взымал плату с гостей, проходивших через сад мину€ куринь во двор (—тар3, 13). –€дом с куринем могли Ђпосадить огородї из кабаков и капусты [1].

    –азнообразными были свадебные бесчинства, также приходившиес€ на период брачной ночи. ≈сли кто-то из гостей уходил со свадьбы рано, то ему могли забелить окна, разрисовать ворота, ободрать побелку на хате или увести корову, за которую на следующей день требовали выкуп. ѕодобные шутки над гост€ми могли продолжатьс€ и на следующий день. Ќапример, если гость без спроса выходил из-за стола, его могли намазать сажей и запереть в хлеву (—тар3). Ћюбопытно, что в ст. —таротитаровской ночные бесчинства сосредоточивались вокруг дома, где ночевали молодые. «десь разыгрывалась цела€ осада, от которой отбивалась охрана жениха и невесты. ќсаждавша€ сторона пыталась заткнуть трубу, сн€ть с петель калитку, крала хоз€йственную утварь, птицу, скот и даже людей. ≈сли оборон€юща€с€ сторона захватывала в плен кого-то из осаждавших, то его могли раздеть, нар€дить в лохмоть€, измазать сажей или запереть в погребе и освободить его только за выкуп [1].

    ќсобенностью свадебного обр€да ст. —таротитаровской следует считать отсутствие перерыва между завершающими событи€ми первого дн€ и открывающими второй день свадьбы. Ќе дожида€сь окончани€ ночных бдений и бесчинств, еще до рассвета невесте приносили завтрак и узнавали о ее целомудрии. ѕоследний эпизод утратил свою актуальность в советское врем€, однако отдельные обр€довые элементы чествовани€ целомудренной невесты еще долго сохран€ли устойчивость.

    ЂЅудитьї молодых отправл€лись как представители стороны невесты, так и жениха.  ак правило, это были свашки. ÷елью визита свашек жениха €вл€лось в первую очередь вы€снение целомудри€ невесты. ƒл€ этого они Ђпровер€ли рубашку / простынюї или спрашивали жениха. ¬ случае если невеста была Ђчестнойї, использовали различные формы манифестации. ¬ прошлом это была демонстраци€ рубашки невесты и простыни, на которой молодые ночевали. —о временем этот обычай, как и везде на  убани, трансформировалс€ в символические формы: вывешивание красного флага на дымаре? или гори?ще дома, прив€зывание красных лент гост€м.

    ќдновременно с проверкой Ђчестностиї невесты свашки с ее стороны приносили завтрак. ¬ него об€зательно входили варена€ или зажаренна€ курица и мед. ∆ених ломал курицу и угощал ею гостей, когда приходил с невестой в дом ее родителей (—тар3).

    ¬ это врем€ в обоих домах начиналс€ сбор гостей, приход которых также сопровождалс€ обр€дово-игровыми действи€ми. ¬ ст. —таротитаровской еще на заре гостей созывали, удар€€ в кусок железа или рельсы, которые называли колокол или бы?то [1]. √остей встречали на калитке и наказывали за то, что разошлись на ночь по домам или за опоздание. ¬ наказание с гост€ взымалс€ штраф в виде денег. “акже гост€ катали на Ђкачел€хї, в качестве которых могли выступать корзина, корыто или оде€ло. ѕосле этого гостю наливали стакан вина и пропускали во двор. Ќа собранные с гостей деньги могли купить бочку пива, осетровых балыков и сушеной рыбы дл€ дальнейшего застоль€.

    Ѕлиже к обеду молодые с родней жениха отправл€лись в гости к родител€м невесты и приносили им часть гильцэ и дывн€, цветы с гильцэ раздавались гост€м [1].

    “аковы были основные обр€ды второго дн€ свадьбы. «десь, однако, необходимо сделать небольшое отступление, по€сн€ющее структуру и пор€док проведени€ свадьбы в ст. —таротитаровской. Ёто св€зано с тем, что хронологи€ свадьбы не была стабильна и могла измен€тьс€ под вли€нием различных факторов, в первую очередь экономических возможностей семьи. ѕоэтому в ходе полевых исследований мы сталкивались как с расширенными, Ђидеальнымиї, описани€ми, так и сжатыми вариантами. јнализ полевых материалов показывает, что Ђидеальна€ї схема свадьбы ст. —таротитаровской выгл€дит следующим образом: 1. вэчир / вэчирынка / вэчирок (в Ђтрадиционномї варианте Ц п€тница, в советском Ц суббота); 2. собственно свадьба или вэси?ль€; 3. день, когда невесте приносили завтрак, и происходило совместное застолье в доме ее родителей; 4. ку?ры или родительска€ свадьба Ц день приготовлени€ обр€дового блюда, катани€ и купани€ родителей и р€жени€ гостей; 5. хату выметать / двир заметать / лавы мыть / куски доедать Ц заключительный день пиршества кухарок. ¬ реальности данна€ схема была необ€зательной и, как правило, заключительные обр€ды второго-четвертого дней свадьбы могли осуществл€тьс€ и в течение одного дн€. “акже важно отметить, что заключительные обр€ды в районе характеризуютс€ чрезвычайным богатством и разнообразием, что €вл€етс€ одной из наиболее €рких особенностей местной свадебной традиции.

    “ретий день свадьбы имел название куры, иногда второе название Ц родительска€ свадьба, и ключевыми его событи€ми были приготовление обр€дового блюда из кур€тины, обр€довое р€жение, катание и купание родителей.

    √лавными персонажами третьего дн€ свадьбы были цыгане Ц собирательное наименование р€женых участников свадьбы. ’от€, помимо цыган, нар€жатьс€ могли в кого угодно, облик р€женых не регламентировалс€. ¬ полевых материалах отмечались и такие персонажи, как милиционер, матрос, пионер, врач, медведь. јктивно присутствовало травести Ц переодевание мужчины в женщину и женщины в мужчину, использование масок. √руппа р€женых могла состо€ть из 10-15 человек. ¬ советское врем€ гости с утра приносили кур и шли на работу, так как куры традиционно приходились уже на будний день, и только вечером собирались на обед. ≈сли приготовление кур переносилось на второй день свадьбы, т. е. воскресенье, цыгане отправл€лись за ними к тем из гостей, кто не пришел на второй день или не принес с собой птицу. —обрав кур, цыгане обвешивали ими себ€ и перев€зывали курам крыль€ красной лентой [1]. ¬ таком виде приставали к каждому встречному, гадали, угощали вином и шишками. »з кур варили вечером квасо?к Ц специфическое местное блюдо, известное здесь и в качестве повседневной еды.  васок здесь был также основным блюдом, приуроченным к забою свиньи. ќн представл€л собой гор€чий суп с большим количеством м€са, картошки и зелени, заправленный томатом и чесноком.

    √лавным объектом ритуальных действий третьего дн€ свадьбы выступали родители жениха и невесты.  оличество этих действий настолько разнообразно, а содержание симметрично обр€дам первого дн€ свадьбы, что вполне закономерно во многих интервью этот день фигурирует под названием родительска€ свадьба. ѕоэтому родителей на третий день нар€жали в жениха и невесту. ¬ качестве нар€да жениха-отца выступала казачь€ форма, а невесту-мать облачали в белое платье, зачастую сшитое на скорую руку из подручных материалов (например, тюлевой занавески). ”ниверсальным дл€  убани обычаем заключительного дн€ свадьбы €вл€етс€ обр€довое катание и купание родителей. ќднако в ст. —таротитаровской он имел свои особенности.  атание родителей здесь имело подчеркнутое сходство со свадебным поездом. Ќесколько тачек или ваганов (металлических корыт дл€ кормлени€ и поени€ скота) украшали цветами и лентами. Ќа одну из тачек усаживали родителей, а в другие садились цыгане. ќни же выступали в роли Ђконейї, но могли тачку с родител€ми прив€зать к машине или даже к трактору или же запр€чь в тачку насто€щую лошадь. ¬ таком виде родителей катали по станице, везли на базар, где покупали им обновку на деньги, собранные с гостей на второй день.

    ѕовсеместным на  убани обычаем €вл€етс€ купание родителей в луже или водоеме, которым, как правило, завершалось ритуальное катание. ќднако в ст. —таротитаровской еще в недавнем прошлом было прин€то купать только тех родителей, которые женили или выдавали замуж последнего ребенка. ≈сли врем€ было теплое, их везли на лиман и сбрасывали в воду. «атем их привозили домой, где вторично обмывали в теплой воде и нар€жали в купленную обновку. ѕри этом дл€ смеха в воду могли накидать гр€зи и колючек, а вместо мочалки использовать бурь€н (—тар13). ѕо приезде домой родителей встречали так же, как жениха и невесту. Ђ∆енихї переносил Ђневестуї через костер, и их обсыпали из сита [1]. «атем Ђмолодыхї одаривали, преподнос€ им замотанную в тр€пье куклу и соску, и кричали Ђ√орько!ї √ост€м на этих Ђдарахї преподносили по шишке, кусочку дывн€ и рюмке вина из колосовки [1].

    „аще в интервью в качестве заключительного эпизода свадьбы акцентированно выдел€етс€ наименование последнего дн€. ¬ ст. —таротитаровской он известен под словосочетанием двир заметать. Ёто наименование могло €вл€тьс€ просто символическим обозначением финального застоль€, на которое приглашались кухарки и близкие родственники. —обственно, на этом свадьба и заканчивалась.

    —лужебна€ информаци€

    1. јвтор описани€:

    «удин јнтон »ванович, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail: antzudin@gmail.com “ел: 8(961)51-15-508.

    1. Ёкспедици€:

     убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

    1. √од, собиратели:

    1978 Ц ». Ќ. Ѕойко, Ќ. ». Ѕондарь

    2017 Ц ј. ». «удин, ј. ¬. –акачЄва

    1. ћесто фиксации:

     раснодарский край, “емрюкский  район, станицы —таротитаровска€

    1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
    2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

    ѕервые записи свадебной обр€дности ст. —таротитаровской относ€тс€ к 1978 г. “огда в составе  убанской фольклорно-этнографической экспедиции ее осуществл€ли известные ученые Ц фольклорист »ван Ќиколаевич Ѕойко и этнограф Ќиколай »ванович Ѕондарь. ¬ то врем€ акцент делалс€ в большей степени на записи песенного фольклора. ѕоэтому в материалах этого года представлен в большей степени свадебный песенный фольклор. —ледующий этап изучени€ свадебного обр€да св€зан с работой местного жител€ и краеведа ќльги Ќиколаевны ”парь, котора€ на основе интервью местных старожилов написала рукописный труд уже непосредственно о местном свадебном обр€довом комплексе.

    1. Ѕиблиографи€
    2. ”парь ќ. Ќ. ќбр€довый фольклор  убани. —вадебный фольклорный обр€д станицы —таротитаровской “емрюкского района  раснодарского кра€. “емрюк, 2007 (рукопись).

    »ллюстративные материалы

    ‘ото

    01 ∆ених и невеста в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1930 г.

    2017 Ц репродукци€ ј. ¬. –акачевой, ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    —вадьба —ергиенко ћ. я. » ќвечей ј. —.

    02 ∆ених и невеста в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото начала ’’ в.

    2017 Ц репродукци€ ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. —таротитаровской.

    03 –одительска€ свадьба в сопровождении р€женых в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1980-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ј. ¬. –акачевой, ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. —таротитаровской.

    04 –одительска€ свадьба в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1980-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ј. ¬. –акачевой, ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. —таротитаровской.

    05 —вадебный поезд в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1958 г.

    2017 Ц репродукци€ ј. ¬. –акачевой, ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. —таротитаровской.

    06 —вадьба в ст. —таротитаровска€ “емрюкского р-на  раснодарского кр. ‘ото 1960-х гг.

    2017 Ц репродукци€ ј. ¬. –акачевой, ». ј.  узнецовой.

     раснодарский край, “емрюкский район, станица —таротитаровска€.

    јрхив Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

    ∆ители ст. —таротитаровской.

     

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.