ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





C¬јƒ≈ЅЌџ… ‘ќЋ№ Ћќ– —“јЌ»÷џ »—ѕ–ј¬Ќќ… » ’”“ќ–ј Ќќ¬ќ-»—ѕ–ј¬Ќ≈Ќ— »… «≈Ћ≈Ќ„” — ќ√ќ –ј…ќЌј  ј–ј„ј≈¬ќ-„≈– ≈—— ќ… –≈—ѕ”ЅЋ» »



—вадебна€ традици€ данной местности €вл€етс€ типичной дл€ культуры «акубанских территорий.† ќснову свадебного музыкального фольклора составл€ют припевки (короткие тексты-миниатюры распетые на один или несколько напевов), также встречаютс€ прощальные и величальные песни, но в единичных случа€х. ¬ соотношении украинского и южнорусского начал доминирует культура черноморских казаков, либо украинских переселенцев.† “ем не менее, южнорусские элементы фольклорной традиции также очень важны в ее структуре.

  1. ‘отографи€ и обложки объекта
  2. ќЌ Ќ  атегори€

III. Ќародное исполнительство

  1. ¬окальные жанры

2.2. ћузыкально-поэтические жанры обр€дов жизненного цикла

2.2.4 —вадебные песни и причитани€

  1. Ётническа€ принадлежность

 азаки

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык

 убанский говор, южноруское наречие 9.–егион:

 арачаево-„еркесска€ республика, «еленчукский район, »справненское сельское поселение, станица »справна€, хутор Ќово-»справненский

  1.  лючевые слова:  арачаево-„еркесска€ республика, «акубанье, »справна€, свадебный музыкальный фольклор, припевки
  2. ѕолное описание:

Ќаселенные пункты «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики до 20-х годов ’’ века входили в состав  убанской области, таким образом, исследуема€ музыкально-фольклорна€ традици€ €вл€етс€ культурой кубанского казачества. »стори€ »справненского сельского поселени€ св€зана с формированиием станиц Ќовой Ћинии вдоль реки Ћабы, которое начало осуществл€тьс€ в 1841 году. ѕервыми переселенцами были казаки украинского прохождени€, а также семьи старолинейных и донских казаков. —таница »справна€ прот€нулась почти на дес€ть километров вдоль правого берега реки Ѕольшой «еленчук.

¬ 1926 году в двенадцати километрах от станицы »справной начали строить дома молодые семьи, отдел€вшиес€ от отцовского дома на отдельное место жительства. ј так как жители были родом из станицы »справной, то и хутор стал называтьс€ Ќово-»справненским. ¬ св€зи с этим культуру данных населенных пунктов можно считать общей, и в данной работе под общим названием Ђстаница »справна€ї мы подразумеваем и традиционную музыкальную культуру хутора Ќово-»справненского.

¬ данной станице сохранилс€ достаточно развитый традиционный свадебный комплекс. ¬ контексте свадебного обр€да были записаны музыкальные жанры, которые органично вписываютс€ в общую картину ритуала. —вадебный музыкальный фольклор представлен в изучаемой традиции комплексом черноморских свадебных текстов, дл€ которого характерно музыкальное оформление свадьбы множеством припевок, исполненных на один или два политекстовых напева. ¬ поэтических текстах свадебных припевок просматриваетс€ украинска€ €зыкова€ основа, модифицированна€ южнорусским Ђаканьемї. ¬се они несут комментирующую функцию. ќсобенностью этих текстов €вл€етс€ довольно четка€ приуроченность к определенному этапу ритуала. ѕрипевки исполн€ютс€ женским составом (эта норма €вл€етс€ обр€довой).† ¬сего же в станице и в хуторе было зафиксировано более 30 текстов свадебных припевок.

¬ период подготовки и на прот€жении всей свадьбы р€дом с невестой находились еЄ подруги Ч дружки. ѕримерно за две недели до назначенной даты в доме невесты дружки собирались на посиделки, во врем€ которых изготовл€ли цветки из бумаги. ÷ветами затем украшали нар€д невесты, их пришивали гост€м, а также украшали гильцо. ≈го делали из веток дерева,† украшали бумажными цветами, а затем вставл€ли в булку хлеба (обычно круглой формы). ¬о врем€ изготовлени€ гильца исполн€ли припевки соответствующего содержани€:

Ќаше гилэчко р€снэ, Ќаше гилэчко р€снэ, ¬сим люд€м прэкраснэ, —тарому, малому, з€тю маладому.

«а несколько дней до свадьбы (обычно в п€тницу) созывали родню и выпекали пироги, шишки, каравай, а также куличи.  уличи изготовл€лись в форме Ђптичекї, зав€зывали тесто в форме голубки. ѕекли их в количестве 5-6 штук, на свадьбе разламывали и раздавали молодым.  аравай пекли в большой жаровне, украшали цветами и птичками из теста, которые крепили на осв€щенные веточки вербы. Ўишки выпекались по количеству гостей на свадьбе.  аждый участник действа знал круг своих об€занностей: кто лепил или украшал, кто отвечал за тесто или сажание в печь. ѕри этом исполн€ли припевки, которые комментировали происход€щие событи€:

ќй, пычишь ты, матинько, калачи, ќй, пычишь ты, родна€, ма мэду, я ж табы дружочок навэду.

Ѕольшую часть припевок исполн€ли во врем€ каких-либо передвижений. Ќевеста вместе с дружками обходила дворы и приглашала людей на свадьбу (Ђќй, пустые переулки, пустыеї, Ђќй, р€дочком дружечкиї, Ђќй крутые бирижочкиї, Ђ“ийше дружочки йдитеї), а также в субботу вечером несла в дом жениха гильцо и в подарок рубаху и носки дл€ жениха (Ђј в нашого гильцаї).

«начительна€ часть припевок исполн€ютс€ в первый день свадьбы. Ќапример, корильные, адресованные старшей дружке и бо€рам (Ђ—тарша дружка-сыкушкаї, Ђ—тарший ба€рын гарбытыйї, Ђјт стала да парогаї). ¬о врем€ выкупа припевки исполн€лись брату невесты (ЂЅратины ны л€кайс€ї, Ђќй, татарын, братику, татарынї). ѕришиванию цветов жениху и невесте тоже были посв€щены специальные тексты. ѕо дороге в церковь на венчание звучала Ђ—хылылас€ вырбаї. (Ђя цвиточек з€тю прышивалаї, Ђя нивесте квитку прышивалаї). ѕо дороге в церковь на венчание звучала:

—хилылас€ жи вырба, —хилылас€ вырба — вырха да корын€. ¬инчалас€ Ћена — утра да палудн€.

¬ структурном отношении свадебные припевки имеют тирадную форму Ц монострофную форму-миниатюру, объедин€ющую от 3 до 7 цезурированных стихов со слоговой формой 69 или 58+3. ¬ звуковысотном отношении обе структуры имеют† мелодическую шкалу в объеме квинты. »сполн€ютс€ в услови€х двухголосной фактуры с терцовым соотношением голосов, в спокойном темпе и единой тембровой окраске.

¬ процессе рассказа о свадебной обр€дности в х.†Ќово-»справненском была исполнена прощальна€ свадебна€ песн€. “акой сюжет часто присутствует в свадебной культуре черноморских станиц, в котором невеста упрекает мать за то, что отдала в чужую семью:

ќй, мамочка-вышн€, чи в тэбэ лышн€, Ўо ты мэнэ отдаешь, дэ € нэпривычна. (2) “ы думаешь, мама, шо € и нэ плачу, «а дрыбнэнькым слЄзонькам дорожки нэ бачу.(2) “ы думаешь, мама, шо € нэ журюс€. ¬ыйду, выйду за ворота, ат витру хылюс€.(2)

явление объединени€ украинских и южнорусских элементов культуры про€вл€ют себ€ в том, что в »справной, с украинским† по происхождению фольклором, бытовали и русские свадебные песни. ¬еличальна€ песн€ Ђƒа на горачке ва навойї исполн€лась непосредственно во врем€ свадебного застоль€. Ёто одна из немногих в данном населенном пункте свадебных песен, развернутых в сюжетном отношении. ќна представл€ет свадебных жанр, характерный дл€ линейного субрегиона  убани и дл€ южной –оссии в целом. ’арактерный признак свадебных величаний Ц ЂалилЄшныйї рефрен поэтического текста Ђда лали-ладуї:

ƒа на горачке ва навой, ва навой ƒа лали-ладу, ва навой, ва навой. ƒа ста€л столик дубавой, дубавой ƒа лали-ладу, дубавой, дубавой. ¬ пам€ти одной из жительниц станицы »справной сохранилс€ фрагмент ещЄ одной песни южнорусской традиции† Ђна разбор гильцаї. »сполн€лась она на второй свадебный день: ¬арот верба кудр€ва€, лЄли-ладу, ¬арот верба кудр€ва€, душель мой.

ћузыкальный фольклор станицы »справной характеризует местную традицию как культуру позднего происхождени€ (второй половины XIX века) †и подтверждает свою типичность дл€ закубанских территорий. ќб этом свидетельствует характерна€ система музыкальных жанров и ее выражение в конкретных песенных сюжетах, характер диалекта, типы музыкальной организации напевов.

  сожалению, на современном этапе при изучении подлинных, корневых форм традиционной народной культуры не приходитс€ рассчитывать на далЄкую перспективу: в живых остаЄтс€ очень мало ее знатоков. ѕолевое обследование станицы »справной и хутора Ќово-»справненского показало, что автор может оперетьс€ на воспоминани€ только четырех коренных жительниц станицы »справной и двух из хутора Ќово-»справненского. Ќа данный момент в данных населенных пунктах не проводитс€ работа по сохранению и развитию традиционной культуры, а фольклорные ансамбли, некогда существовавшие, прекратили свою де€тельность. “ем более ценны воспоминани€ местных жителей и народные песни в их исполнении.

—лужебна€ информаци€:

  1. јвтор описани€:

∆елезн€кова ћари€ ¬икторовна, методист научно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€, лична€ инициатива† автора.

  1. √од собирани€:
1998 - ¬екшина —.ј., Ѕондарь Ќ.». 2016 - ∆елезн€кова ћ.¬. 2017 - ∆елезн€кова ћ.¬. 2018 - ∆елезн€кова ћ.¬.
  1. ћесто фиксации:
 ачачаево-„еркесска€ республика, «еленчукский район, станица »стравна€, хутор Ќово-»справненский, станица —торожева€
  1. ћесто хранени€:
јрхив полевых материалов Ќ»÷ “ , личный архив ∆елезн€ковой ћ.¬.
  1. »стори€ вы€влени€ и фиксации объекта:

1998 году на территории «еленчукского района работала  убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани (научн. рук. профессор Ќ.». Ѕондарь) √осударственного научно-творческого учреждени€ культуры  раснодарского кра€ Ђ убанский казачий хорї. »зучение традиционной культуры проводились в станицах «еленчукской,  ардоникской, —торожевой, »справной. ј в 2016-2018 годах были совершены одновдневные выезды в «еленчукский район дл€ записи отдельных информантов.

  1. Ѕиблиографи€:
  2. »стори€, этнографи€, фольклор  убани. “. 2. √ор€чеключевской р-н (материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции) / ћ-во культуры  раснодар.кра€, Ќаучн-исслед. центр традицион. культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї; научн. ред., сост. Ќ.». Ѕондарь, ј.». «удин. Ц »жевск: ќќќ ѕринт-2, 2016. Ц 368 с.: ил., CD-прил.
  3. ∆иганова —.ј. ќсобенности обр€дового свадебного пени€ станицы —торожевой «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики (проблемы типологии музыкально-певческого кодировани€ свадебных ритуалов восточных слав€н)// »тоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур  убани за 1998 год: ћатериалы региональной научно-практической конференции.  раснодар. 1999 год.с. 196-204.

јудио 01 Ќаше гилэчко р€снэ Ц свадебные припеки ст. »справной «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики. »сполнители: ѕоспелова Ќ.¬., 1940 г.р., ѕономарева Ќ. ., 1939 г.р., ѕопова –.».,1938 г.р. 2016 Ч ∆елезн€кова ћ.¬. а) ќй, татарын-братику, татарын Ц свадебна€ припевка на выкуп. —м. є01.
б)ј в нашого гильца - свадебна€ припевка. —м. є01.
в) ††“ыйше дружочки йдите - свадебна€ припевка. —м. є01.
г) ††ќй, мамачка ма€ - свадебна€ припевка. —м. є01.
д)†† –асты сасна в гору - свадебна€ припевка. —м. є01.
е)—кланылас€ вырба - свадебна€ припевка. —м. є01.
ж)†† “опы, маты, баню - свадебна€ припевка. —м. є01.
з)†† “опы, маты, грубу - свадебна€ припевка. —м. є01.
и)†† “оби, маты, нэ журытыс€ - свадебна€ припевка. —м. є01.
02 “аби, маты, ны журытыс€ Ц свадебные припевки хут. Ќово-»справненский. «апись производилась в ст.—торожевой «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики. »сполнители: √оробенко –.ј., 1940 г.р., Ѕел€кова ≈.ј., 1931 г.р.
2017 Ч ∆елезн€кова ћ.¬.
а) «агребай,† матэ, жар, жар - свадебна€ припевка. —м. є02.

б) –асты сасна в гору - свадебна€ припевка. —м. є02.
в) —тарша дружка-сыкушка - свадебна€ припевка. —м. є02.
г) јт стала да парога - свадебна€ припевка. —м. є02.
д) —тарший ба€рын гарбатый - свадебна€ припевка. —м. є02.
е) Ѕратику нэ л€кайс€ - свадебна€ припевка. —м. є02.
ж) ќй, татарын-братику, татарын - свадебна€ припевка. —м. є02.
 
03 ћы думалы, шо свати багати Ц свадебные припеки ст. »справной «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики. »сполнители: ћихайлова ћ.»., 1934 г.р.,  ол€да Ќ.≈., 1928 г.р.
1998 Ч ¬екшина —.ј. а) ќй, жаль , жаль нам Ћеначко - свадебна€ припевка. —м. є03.
б) Ќы вгадала маты - свадебна€ припевка, поют когда невесту утром убирают —м. є03.
в) ќй, узкие переулки, узкие - свадебна€ припевка, поют когда несут гильцо. —м. є03.
г) —вашка-ныл€пашка - свадебна€ припевка. —м. є03.
д) ќй, крутые бирижочки, вада падмыла - свадебна€ припевка. —м. є03.
е) —хилылас€ вырба с вырха да корын€ - свадебна€ припевка, когда везут к венцу. —м. є03.
ж) ќй, выдишь ты матинько против нас - свадебна€ припевка. —м. є03.
з) Ѕр€знулы чашки-тарелки - свадебна€ припевка, поют перед началом застоль€. —м. є03.
и) ј € з€тю квытку пришивала - свадебна€ припевка, когда пришивают †. —м. є03.
к) Ќы наступай лытво - свадебна€ припевка, когда ведут жениха к невесте.—м. є03.
л) ¬ы дружечки, вы пал€начки - свадебна€ припевка, когда ведут жениха к невесте. —м. є03.
м) “ийше дружочки йдите - свадебна€ припевка, когда несут †—м. є03.
н) ј в нас сундук повын - свадебна€ припевка. —м. є03.
о) ќй, чисала русу косу грибинцом - свадебна€ припевка, когда мен€ют прическу невесте —м. є03.
04 ќй, мамочка-вышн€, чи € тэбэ лышн€ Ц свадебна€ прощальна€ пес툆 х.Ќово-»справненский. «апись производилась в ст.—торожевой «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики. »сполнители: √оробенко –.ј., 1940 г.р., Ѕел€кова ≈.ј., 1931 г.р.
2017 Ч ∆елезн€кова ћ.¬. 05 ƒа на горачке ва навой Ц свадебна€ величальна€ пес툆 (записана в ст. »справной «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики). »сполнители: ѕоспелова Ќ.¬., 1940 г.р., ѕономарева Ќ. ., 1939 г.р., ѕопова –.».,1938 г.р.
2016 Ч ∆елезн€кова ћ.¬. 06 ¬арот верба кудр€ва€ Ч свадебна€ песн€, исполн€ли когда разбирали гильцо (записана в ст. »справной «еленчукского района  арачаево-„еркесской республики). »сполнители: ћихайлова ћ.»., 1934 г.р.,  ол€да Ќ.≈., 1928 г.р.
1998 Ч ¬екшина —.ј.
’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.