ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора

“ехнические партнеры



»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





ќЅ–яƒ ѕ–ќ¬ќƒќ¬ Ќј —Ћ”∆Ѕ” ¬ —“јЌ»÷ј’ “≈ћ–ё — ќ√ќ –ј…ќЌј



 арточка ќЌ Ќ

  1. Ќаименование объекта:

ќбр€д проводов на службу в станицах “емрюкского района  раснодарского кра€.

  1.  раткое название объекта:

ќбр€д проводов на службу в станицах “емрюкского района.

  1.  раткое описание:

ќдним из значимых дл€ казачьей культуры обр€дов жизненного цикла €вл€етс€ обр€д проводов на службу.  азачь€ культура, в основе состо€ща€ из двух миров Ц воинского и гражданского, предполагает наличие об€зательного обр€да перехода из одного в другой. ѕроведение данного обр€да дл€ казака Ц этап, подтверждающий его статус, гарантирующий рост в социальной иерархии, и изменение положени€ в социуме. ¬ целом обр€д проводов на службу у населени€ “емрюкского района имел общую структуру, а присутствующа€ вариативность р€да обр€довых элементов незначительна и объ€сн€етс€ историко-культурными особенност€ми. ¬ариативность обр€да так же зависела от семейного положени€ новобранца (женат / холост), материального достатка семьи, социального статуса. Ќаиболее существенные трансформации произошли в советский период. ¬ св€зи с фактическим уничтожением казачьего уклада жизни, и введением дл€ всех лиц мужского пола об€зательной военной службы, структура обр€да претерпела значительные изменени€. ќднако нар€ду с этим, многие элементы сохран€лись и воспроизводились.

  1. ‘отографи€ дл€ обложки объекта
  2. ќЌ Ќ  атегори€:
  3. I. ћифологические представлени€ и веровани€, этнографические комплексы.
  4. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

                          2.2. ќбр€ды жизненного цикла.

2.2.3. –екрутский

  1. Ётническа€ принадлежность:

¬осточнослав€нское  население  убани

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие

  1. язык :

–усский, наречие Ц южнорусское

  1. –егион:

 раснодарский край, “емрюкский  район, станицы —таротитаровска€,  урчанска€, ¬ышестеблиевска€, јхтанизовска€, √олубицка€, «апорожска€

  1.  лючевые слова:

 раснодарский край, кубанские казаки, проводы на службу.

  1. ѕолное описание:

«а некоторое врем€ до ухода на службу, молодой казак освобождалс€ от ежедневной работы по хоз€йству, а был зан€т подготовкой снар€жени€. ¬ воспоминани€х ». ѕриймы приводитс€ арматурный список (55-х) элементов вход€щих в снар€жение казака и необходимых дл€ прохождени€ службы (1). ќтсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родител€м, и все требовани€ к снар€жению беспрекословно выполн€лись в кратчайшие сроки.  ак отмечает ». ѕрийма: ЂЌачальство было заинтересовано в том, чтобы каждый казак имел полное снар€жение и обмундирование. —таничный атаман нес моральную ответственность за исправное снар€жение своих казаковї (1). ¬се материальные затраты по обеспечению казака ложились на его семейство, и в первую очередь на отца как главу, в св€зи с чем бытовала пословица: Ђѕродавцы одевают молодцов, а раздевают их отцовї (1). –еспонденты отмечают: Ђ“рудность была друга€, когда родилс€ мальчик. Ѕрали обычна жарибенка, но богатые они покупали, а бедные выращивали жеребенка, потому что в армию он должен идти с лошадью, со всем обмундированием, полностью, вот как невесте надо было приданное, так казаку надо было это все снар€жение. ќн должен был прийти и стать в строй с лошадью. [Е] Ёто же была гордость, раз казак должен быть с лошадью. ќдеть это ж то же там: черкесска, папаха, бурка, там все это снар€жение полностью, так что выходило в копеечку, шоб казака одеть и собратьї (¬ыш3108); —нар€дить молодого казака в кавалерийский полк было труднее, чем в пластунский батальон. —нар€жение кавалериста удорожалось покупкой кон€, седла, и прочей кавалерийской амуницией. Ћошади, которые использовались в быту, не подходили дл€ службы, поэтому казаки приобретали строевых лошадей на стороне. Ќапример, в ст. —лав€нской, куда черкесы пригон€ли табуны из донских степей.

ќб€зательным событием дл€ всей станицы €вл€лс€ напутственный молебен в храме,  на котором присутствовало все станичное правление, старики, новобранцы и их родители.

«а день до проводов происходило приглашение гостей на вэчир. Ќеженатый новобранец самосто€тельно приглашал друзей и подруг, а так же гармониста. √ости старшего поколени€ Ц родственники, кумовь€, соседи, - приглашались родител€ми.

Ќеобходимо отметить два аспекта данного вэчира, характерные дл€ всех станиц района. ѕервый касаетс€ возрастного разделени€ участников. √ости, разделенные на две возрастные группы (молодежь и старшее поколение), отмечали данное событие раздельно, зачастую даже в разных помещени€х: Ђ» накрывали Ц взрослые отдельно садились. » тесно-тесно молодежь садилась. » вот тарелочки, а иногда с одной тарелочки по двое. ¬зрослые отдельно там, родители, крестные, родственники отдельно. ћолодежь отдельної (√ол4). ¬торой аспект касаетс€ продолжительности вэчира. √ул€ние, как правило, проводилось взрослым поколением всю ночь, до утра - времени вывода новобранца из дома.

—воеобразный вариант вэчира, сохранивший довольно архаичные черты, зафиксирован в ст. —таротитаровской, где молодежное гул€ние проводилось до полуночи, а затем молодежь смен€лась старшим поколением. ¬ проведение молодежного гул€ни€ был включен такой персонаж как ватаг, наиболее близкий друг новобранца. Ѕытование термина ватаг в прошлом напр€мую св€зано с мужской субкультурой, как обозначение старшинства в различных мужских группах (военизированных, половозрастных, рыболовецких).

¬ проводах на службу ватаг также брал на себ€ функции распор€дител€, главного, во врем€ молодежного гул€ни€: Ђј друг называлс€ Ц ватагом. ¬атаг. ¬ин вин вэчир до 12 часовї. ¬ качестве атрибута ватага использовалс€ ремень, ударом которого он мог наказывать парней и девушек: Ђ” його той, рэмень хороший солдацкий, и хто ны слухае рэмнем чириз плэчи прот€гнэ прекрасної (—тар4). » этот атрибут находилс€ в руках ватага весь вечер.

ѕришедшие в дом новобранца молодые люди рассаживались по лавочкам в выделенной дл€ этого событи€ комнате: Ђ÷э ж €к начинавс€ вэчир, шо игры там чуть-чуть, а потом значит выводють солдата на сэрэдыну, будущего, и старша систра ридна довжна пырывъ€зать його плотенцемї. ¬торым полотенцем перев€зывала невеста (получалось, что парень был перев€зан полотенцами крест-накрест). ќна же первой прикрепл€ла булавкой к полотенцу на груди парн€ платочек. ѕосле этого все присутствующие прикалывали булавками платочки, а родн€, брать€ и сестры, пов€зывали полотенца: ЂЌивеста ще довжна пидчипыть платочок йому. Ќу а потом вже молодежь, хто там блищий чипл€ет платочкы на його, полотенца. [Е] ƒэ блыще родн€ ти полотенца чипл€ют. ƒэ дивчата прости таки  платочки чипл€ютї.

ѕосле этого начинались танцы, игры, песни. –аспор€дителем очередности был ватаг, он же был и ведущим игр. Ќами было зафиксировано три молодежных игры: в бутылочку, налево-направо и задвэрнык. ¬се эти игры любовного характера и заканчивались поцелу€ми. ¬ случае, если девушка или парень отказывались целоватьс€, то ватаг наказывал ударом ремн€. Ќеобходимо отметить, что в эти же игры молодежь играла и на молодежном вечере в предсвадебный период.

ѕроведение молодежной части вечера обходилось без угощений. ¬ полночь молодые люди расходились, оставались лишь около 10-15 человек Ц ЂприглашЄниї из числа наиболее близких друзей и подруг и об€зательно ватаг. Ѕлиже к полуночи в доме новобранца собирались взрослые, женатые / замужние родственники, соседи, друзь€ родителей, кумовь€, и накрывались столы.

¬ышеописанный вариант проводов на службу сохранилс€ лишь в ст. —таротитаровской. ¬ других же станицах проводы начинались вечером, и в них участвовали как взрослые, так и молодые люди, но в разных комнатах, или за разными столами: Ђстарики отдельно, молодежь отдельно сиделиї ( урч8). ѕерев€зывание полотенцами, прикалывание платочков было распространено во всех станицах. ѕервым полотенцем перев€зывала мать, затем уже крестна€ мать или тетка, старша€ сестра. ¬се пришедшие замужние женщины перев€зывали полотенцами руки новобранца, а девушки прикалывали платочки: Ђ» каждый сразу прикалывает кто платочек, и заход€т за стол. [ћного платочков прикалывали?] - ќн весь, весь! ѕотому што много молодежи приглашает. » по спине, и тут весь, весь в платочках, пр€м шар получаецаї ( урч8). ѕлаточки прикалывались и к головному убору: ЂЌивеста ципл€ла на фуражку два платочка. ƒолжна была ничеста причепыть. » от если у нево фуражка с платочкамы, то у него есть нивестаї ( урч8).

¬ воспоминани€х ». ѕриймы нет упоминаний о том, что его пов€зывали рушниками и прикалывали платочки, хот€ полевые материалы говор€т о бытовании этой традиции в станице јхтанизовской: Ђј ще нас провожали, гости перев€зывают платками, на рукав [полотенцами]. ѕерва€ перев€зывала любима€, невеста платочком, [Е] руки перев€зывали дивчата хорошие знакомые, и невеста в том числеї (јхт3144). ¬еро€тно, причиной, по которой ».иѕрийма не упом€нул о платочках и полотенцах, было то, что он был женат, а обычай распростран€лс€ только на холостых парней.

«а праздничным столом соблюдались определенные этикетные нормы. Ќовобранец сидел во главе стола, поочередно переход€ из-за стола стариков, за стол молодежи, тем самым удел€€ внимание всем. ¬о врем€ застоль€ происходило одаривание новобранца. Ќаиболее распространЄнным подарком €вл€лись деньги. ¬ ст. √олубицкой родители новобранца с подносом обходили всех присутствующих гостей, которые клали на него подарки. ¬ ст.  урчанской одаривание происходило при первом тосте. ƒл€ этого родител€ми выносилось блюдо, со словами: ЂЌа дорожку!ї, и гости одаривали парн€: ЂЌовобранец, тот ходил, потому что дарили ж обычно, и вот вызывают: "Ќа вот тибе на дарогу". ѕаэтому он был и здесь у стариков и у маладежиї ( урч8). ¬ —таротитаровской ватаг подносил рюмку каждому гостю, он одаривал новобранца (чаще всего деньгами), сопровожда€ дар благопожеланием, и выпивал за произнесенные слова. Ќовобранец при этом должен встать, выслушать и поблагодарить гост€. ¬ описани€х ». ѕриймы есть такое описание: Ђя должен был поднести каждому стакан водки или винаЕ ”гощаемые мною гости высказывали мне свои добрые пожелани€ Ц благополучной дороги, успешной службы и счастливого возвращени€. ƒ€ди давали мне более или менее пространные наставлени€, стара€сь предостеречь мен€ от возможных ошибок и опасностей. ” каждого из них был большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого своего добраї (1).

¬зрослые и старики просиживали за столами до утра, вспомина€ о былых временах и военных победах. Ѕеседы прерывались песн€ми, при этом песенный репертуар был довольно определенным в сюжетном отношении. Ѕольша€ часть текстов сюжетно была св€занна с проводами на службу, т€готами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. “ем не менее, можно выделить блок песен, приуроченных именно к проводам. Ќаиболее широко распространенным текстом €вл€етс€ Ђѕоследний нонешний денечекї:

ѕоследний нынешний дынЄчок, ой дынЄчок,

√ул€ю з вамы € друзь€.

ј завтра рано чуть свиточок, чуть свиточок,

«аплаче вс€ мо€ родн€.

ѕомимо этой песни исполн€лись: Ђѕровожала маты, сына у солдатыї, Ђѕрощай мий край, дэ € родывс€ї и др.

”тром все провожающие собирались в доме новобранца. ѕеред тем как выводить его на двор все присутствующие становились перед —в€тым углом и молились: Ђ“етка Ћуки€, увидев мен€, вошедшего в хату с намерением опрощатьс€, обратилась ко всем гост€м и громко сказала: ЂЌу, давайте ж помолымось Ѕогу, чтоб наш молодой козак добре служыв, та щаслыво до дому вернувс€ї. ѕосле общей молитвы отец и мать благословл€ли казака иконой и хлебом: Ђшоб щаслыви булы, шоб отслужилыї (¬ыш3098). ѕри этом мать одевала ему крестик, или гайтан с зашитой в него молитвой: ЂЁто ж мать провожает. ¬ гайтан зашивае, гайтан называлс€ї («ап3175). ѕомимо зашитых молитв? с собой могли брать иконку, молитвенник, Ѕиблию.

¬ажнейшими этапами в проводах на службу считались переходы границ Ц Ђсвоегої пространства и Ђчужогої: выход с дома, выход со двора, выход за границы станицы. ѕри этом р€д ритуалов были целенаправленны на об€зательное благополучное возвращение новобранца домой. ¬ ст.—таротиторовской вышедшего новобранца возвращали обратно: Ђƒа, да, вэрталы. Ўоб вэрнулос€. Ќу, €к любого: "¬ан€тка, ну ка вэрныс€, ты шось там забув!". ¬эрнувс€, трошки пройшов, и обратної (—тар4). Ќо если в обычной жизни, возвращение рассматриваетс€ как неблагопри€тное дл€ будущих дел €вление, то в данном случае считалось, что это поспособствует его благопри€тному возвращению со службы. Ѕытовал вариант, когда из дома новобранца выводили спиной: Ђя провожала двоих сыновей. Ќадо вот выходить, мать ведет за платочек, она спиной и он спиной идет. » в калиткуї (√ол4).

¬се провожающие вели новобранца в центр станицы: Ђ» вэдуть пешки туда, и скико вэдуть, аж у центр и подходыть и молодежь, и спивають всю дорогу. » хто, €ка компани€ лучше спивае, €ка компани€ кто кого пэрэспивае, пэрэт€нцюеї (—тар4). ¬о врем€ движени€ к месту сбора бытовал запрет: Ђј было вот место сбора и кого-то вз€ли на руки, и сказали Ц не берите на руки, пусть идет своими ногами. Ќельз€ было качать. Ќельз€ нестиї (√ол4). “ам же проходило прощание с родными, новобранцам давали последние пожелани€. «десь же новобранцы снимали с себ€ платки, полотенца и отдавали родител€м. ѕризывники могли несколько платочков во врем€ движени€ выкидывать в окна автобуса, который вез их в районный военкомат. ’от€ чаще всего, новобранец снимал и отдавал платочки и рушники матери, котора€ сохран€ла их до свадьбы новобранца: Ђ…ихав вин до самого поезда, а уже в поезд сидать, вин тоди начав розв€зывать и мини отдавать, € собрала вси, и €к ожэнывс€, уже после армии жинывс€ [...] и отдала всиї (¬ыш3098).

¬ дореволюционный период казаков провожали до кра€ станицы, где повтор€лась процедура прощани€, с трем€ об€зательными тостами: Ђј мой спутник выпил раздельно за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращениеї. Ќа этой же границе Ђсвоего / чужогої, по воспоминани€м ».ѕриймы, казак должен был сделать следующее: Ђ огда выедешь за станицу, слезь с кон€ и возьми немножко земли, так с наперсток, и положи ту землю себе за воротник. [Е] –одна€ земл€ сохранит теб€ от погибели и приведет живым назад туда, откуда она вз€та. “ак нас наши деды и батькы научали, а мы вас научаемї (1).

¬ целом, собранный материал позвол€ет говорить о том, что обр€д проводов на службу, в традиционной культуре населени€ “емрюкского района в прошлом играл значимую роль, не только дл€ отдельного человека, но и всего социума в целом. ћногие элементы обр€да, имеют параллели с другими обр€довыми комплексами жизненного цикла: родильным, свадебным, погребальным. ќднако в насто€щее врем€ сильна€ трансформаци€ народной традиции приводит к печальному результату Ц воспроизведение обр€да проводов на службу как на семейно-бытовом, так и на общественном уровне утрачивает свое значение.

 

—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€:

¬оронин ¬асилий ¬ладимирович, старший научный сотрудник √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї. ≈-mail:  vninorov@yandex.ru. “ел: 8(861) 224-12-43

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€. √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї, Ќаучно-исследовательский центр традиционной культуры  убани

  1. √од, собиратели:

2004 Ц Ќ.». Ѕондарь, ».ј. узнецова

2017 Ц ¬.¬. ¬оронин

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, “емрюкский  район, станицы —таротитаровска€,  урчанска€, ¬ышестеблиевска€, јхтанизовска€, √олубицка€, «апорожска€

  1. ћесто хранени€: јрхив Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры  убани
  2. »стори€ вы€влени€ и фиксаци€ объекта:

«аписи проводились во врем€ экспедиции

2008 г. (собиратели: Ќ.». Ѕондарь; ».ј. узнецова)

2017 г. (собиратели: ¬.¬.¬оронин)

  1. Ѕиблиографи€
  2. ѕрийма ». ћои воспоминани€ // –одна€  убань. 1999. є1. —.66-97.

»ллюстративные материалы

‘ото

01 ѕроводы в армию. –епродукци€ фотографии, советский период. —т. √олубицка€ “емрюкского района  раснодарского кра€. –епродукци€  узнецовой ».ј. 2017г.

Ќ»÷ “ ,  убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ 2017.

‘отоархив Ќаучно-исследовательского центра “радиционной культуры  убани.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.