ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора

“ехнические партнеры



»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





ѕохоронно-поминальные обр€ды “емрюкского района  раснодарского кра€



 арточка ќЌ Ќ

  1. Ќаименование объекта

ѕохоронно-поминальна€ обр€дность станиц “емрюкского района  раснодарского кра€.

  1.  раткое название объекта

ѕохоронно-поминальна€ обр€дность станиц “емрюкского района.

  1.  раткое описание объекта

Ќесмотр€ на социальные изменени€, произошедшие в ’’ веке и повлекшие за собой трансформацию традиционного уклада жизни, обычаи и обр€ды, св€занные с погребением и поминовением усопшего, €вл€ютс€ одними из наиболее устойчивых компонентов традиционной культуры кубанских станиц. ¬ качестве основных этапов похоронно-поминального комплекса можно выделить: подготовка тела к погребению и изменени€ в доме в св€зи с покойным, молитвенна€ помощь душе усопшего, вынос тела из дома и его погребение, частные поминки, общие календарные поминки.


  1. ‘отографи€ объекта

01  ладбище ст. —таротиторовска€ “емрюкского района  раснодарского кра€.  ‘ЁЁ-2016. ‘ото  узнецовой ». ј. 2017 г.


  1. ќЌ Ќ  атегори€
  2. I. ћифологический представлени€ и веровани€, этнографический комплекс.
  3. ќбр€ды и обр€довые комплексы.

2.2 ќбр€ды жизненного (семейно-бытового) цикла.

2.2.5 ѕохоронно-поминальный.


  1. Ётническа€ принадлежность

–усские.

  1.  онфессиональна€ принадлежность

ѕравославие.

  1. язык

–усский.

  1. –егион

 раснодарский край, “емрюкский район.

  1.  лючевые слова

“емрюкский район, обр€ды жизненного цикла, похоронно-поминальна€ обр€дность.

  1. ѕолное описание

ќ смерти кого-либо в станицах узнают от родственников и через соседей. ¬ наши дни дл€ сообщени€ пользуютс€ телефоном, могут послать с известием кого-либо из детей. ѕосле того как тело усопшего подготов€т к погребению: обмоют, оденут и размест€т в доме, на калитку вешают полотенце. ќно становитс€ знаком дл€ станичников, сообщающим о том, что в доме покойник: Ђѕо полотенцу вид€т, что в доме покойник, так полотенца не может бытьї.  алитка до выноса тела со двора остаетс€ открытой. ѕроститс€ с ушедшим приход€т без приглашени€.

≈сли во врем€ получени€ извести€ о смерти готовились заготовки на зиму, солень€ или м€со, то такую работу прекращают до погребени€ тела. »наче, по представлени€м станичников, все приготовленное испортитс€. ≈сли умерший был родственником, то накладываетс€ запрет и на работы в огороде. ¬ доме, где находитс€ усопший, не включают радио и телевизор, откладываетс€ до дев€ти дней стирка и глаженье вещей. ”поминаютс€ также запреты на мазку и побелку хаты в течении дев€ти дней после смерти там, где был усопший, а также, Ђлусканьеї семечек при покойном. ¬ качестве объ€снени€ этих запретов выступает мотив зрени€ покойников: ЂЌу, говор€т, мазать Ц ты ему глаза забелишь, зал€пашеьЕ Ќельз€ смечки лускать, плеваца Ц ты вроде глаза заплевываешьї. 

√отовить тело к погребению начинают спуст€ два часа после наступлени€ смерти. Ёто отмечали и те респонденты, которые описывали случаи умирани€ в больнице: Ђƒаже при советской власти, если в больнице кончалс€ человек, то его не убирали сразу, его не выносили, а просто накрывали и он лежал. „ерез два часа его забирали Ц в морг везлиї. ¬ наши дни тела усопших увоз€т в морг, обмывание и одевание покойного происходит там. Ќесмотр€ на это, все собеседники сталкивались с практикой подготовки тела к погребению. ќбмывали, как правило, соседки, но могли и женщины семьи усопшего. Ќикто из собеседников не вспомнил случа€ обмывани€ покойника мужчинами, хот€ отмечают, что желательно, чтобы мужчину обмывали мужчины. ¬ ст. јхтанизовской активное участие мужчин в подготовке похорон отмечают у татар. Ќекоторые собеседники считают, что родственникам нельз€ участвовать в подготовке и выносе тела усопшего. ƒл€ других такого запрета нет, обмывание и одевание покойника воспринимаетс€ как последн€€ забота о нем. ѕосле обмывани€ использованные тр€почку / мочалку и мыло закапывали в таком месте, где ни человек, ни скотина не могли бы наступить Ц под забором или под неплодовым деревом. “уда же выливали воду.

—охран€ютс€ представлени€, что эти предметы и вода могут быть использованы дл€ нанесени€ вреда: Ђј водичку цю, шо мыли, грех пид ноги лить. ≈сли людина уступе у те, значит бол€чка кака€-нибудь по телеї. ќдежду, в которой умер человек, сжигают после дев€ти дней. ѕостель, включа€ матрас или перину, на которой умирал человек, об€зательно вынос€т из дома. Ќекоторые собеседники постельные принадлежности также сжигали, другие, постирав, использовали у себ€ в быту. “ем, кто обмывал, за труды дают материю, полотенце или платок, мыло. »ногда выбор предмета зависел от пола усопшего: Ђ«а женщину платок, за мужчину полотенцеї. ќдевают покойного в новую одежду. ≈сли нет возможности купить, то малоношеную или любимую. ≈ще при жизни человек мог дать распор€жение, во что и как его одеть дл€ погребени€: ЂЌапример, хоронила тетю свою, семьдес€т два года. ” нэй все было приготовлено: у нэй рубашичка была шелкова, были таки трусики с кружевом, панталончики розови, чулочки. —казала: УЌадень, резинки мне не надевай, не подв€зывай ничЄгоФ. я надела, у ней было платье такэ кремпишиновэ такэ, кохту надела Ц положено одевать кохту.  расивый платок надеваешь ейї. √олову женщины укрывают платком, но концы его не зав€зывают, а просто кладут перекрещива€. ћужчинам головной убор не надевают, но могут положить в гроб. ќдежда должна максимально закрывать тело усопшего Ц об€зательны длинные рукава. ≈сли приготовленное дл€ женщины платье или блузка с коротким рукавом, то поверх оденут кофту. ћужчину оденут в костюм.   

≈сли умирала девушка, еЄ нар€жали невестой. Ќо, могли так нар€дить и пожилую женщину, зна€, что она сохранила девство: Ђќта бабушка, дев€носто два года у мен€ была. ќна жила одна, у ней детей нима. ” нее была тет€, мамы еи сестра. ќна была калека, у нее горб сзади, она не выходила замуж. ќни тут помэрли, в «апарожской. “ак она казала так: Уя €к умру, шоб мени сробыли цветы и надилы на мэнэ цвиты. я заслужилаФ. ќна замуж не выходила. » вонs ей сробыли кучерки, хоронили невестойї. ”мершему парню как жениху прикрепkzkb цветочек и платочек. 

ѕокойника клали на стол, ногами к двер€м в центре помещени€ или на лавах.  огда в домах были иконы, усопшего клали головой к иконам. –€дом с головой усопшего став€т тумбочку или столик, на котором размещают икону, свечу в стаканчике с пшеницей, воду в стакане, иногда мед. Ќа этот же стол положат хлеб дл€ св€щенника или читалки. ƒл€ читалки также кладут деньги и текстиль в зависимости от пола усопшего (платок / полотенце / отрез материи). ћед и воду оставл€ют в комнате до сорокового дн€. «еркала в комнатах завешивают: ЂЎоб не отражалс€ живому человеку в зеркале, и до сорока дней шоб було закрыто.ї

–уки усопшего складывают на груди, при этом правую руку кладут сверху, объ€сн€€ необходимостью молитьс€. –уки и ноги св€зывают, чтобы они не расходились в стороны. –азв€зывают их уже на кладбище, перед тем как закрыть гроб. ѕод руки покойному кладут крестик, свечу, маленькую икону, проходну - народное название разрешительной молитвы. ¬о врем€ церковного отпевани€, св€щенник читает еЄ и вкладывает в руки усопшего. Ёта молитва €вл€етс€ разрешительной, т. к. ею скончавшийс€ разрешаетс€ от церковного запрещени€ (Ђкл€твыї, или епитимии), если он почему-либо не был разрешен при жизни, а также св€щенник молитс€ о даровании прощени€ за те прегрешени€, в которых человек не раска€лс€ по забывчивости или не успел, застигнутый смертью. ¬ наши дни в православных храмах продаетс€ напечатанными на одном листе текст разрешительной молитвы и Ђвенчикї - отрезна€ полоса с изображением образов —пасител€, Ѕогородицы и »оанна  рестител€. ¬енчик кладетс€ на лоб покойного, и пришедшие попрощатьс€ с успошим прикладываютс€ к этим образам. ¬ карман одежды или в гроб кладут немного денег: ЂЌу, кажуть, там его без денег не примуть, должен он выкупить свое местої. ≈сли бо€тс€, что тело будет раздуватьс€, его обтирают спиртом, под гроб могут положить магнит или известь.

√роб в населенных пунктах “емрюкского района называют труна. ≈го изготовление заказывали после извести€ о смерти. «аранее готовили ткань дл€ его обивки. ÷вет подбирали темный. —обеседники вспоминают о том, что прежде гробы не обивали. “руну могли побелить известкой. ѕосле войны гробы обклеивали газетами. Ќа крышке рисовали крест. ѕодушку набивали стружками. ¬ наши дни гробы покупают в “емрюке. ≈сли позвол€ет планировка дома, то гроб внос€т в помещение и перекладывают в него тело усопшего. ≈сли гроб нельз€ занести, то он остаетс€ на улице и покойника вынесут из дома на простын€х перед выносом со двора. ≈сть упоминание о том, что прежде чем положить тело в гроб, его кроп€т св€той водой. ¬ гроб могут положить личные предметы усопшего - очки, зубную щетку, расческу, вставные зубы, зеркальце, часы. —лучаетс€, что после похорон вспоминают, о том, что не положили какую-либо вещь, тогда еЄ передают с другим покойным: ЂЕзабыли фуражку положить или часы, так можно следующим покойным, пусть будет даже не родственник, попросить родственников: Ућожно в ваш гробик положить туда ему, ей передатьФ. Ёто такое делали и делают сейчасї.

ќ традиции чтени€ ѕсалтыри над покойным упоминают все собеседники, однако далеко не все знают, что именно читаетс€. ѕрежде приходили читать с вечера и оставались в доме хоз€ев до погребени€. ¬ наши дни читалка приходит только утром.

— наступлением ночи покойного накрывают покровцем. ¬ тех случа€х, когда гроб с покойным из-за жаркой погоды находитс€ на улице, его накрывают крышкой. “ех, кто сидит около тела покойного, приглашают на ужин. ѕрежде ужин готовили к полуночи, в наши дни могут накрыть столы и раньше. ѕо обычаю в этот вечер готов€т кутью, лапшу домашнюю, пирожки. Ћапшу называли локшина. ¬ дни поста лапшу варили на воде, в остальные на курином бульоне. ќднако в наши дни посты соблюдают редко. ѕосле ужина кто-нибудь остаетс€ сидеть с покойным всю ночь, остальные расход€тс€.

”тром кто-нибудь из ближайших родственниц усопшего раскрывает его и умывает, протира€ лицо платочком или тр€почкой. ѕосле платочек, также как воду и тр€почки, которыми обмывали, закопают в таком месте, где не ход€т. ’орон€т, как правило, на второй день. —обеседники отмечают, что покойник должен переночевать дома.

ћогилу копают в день похорон. —огласно народным представлени€м, пустую могилу на ночь оставл€ть нельз€. ≈сли, исход€ из погодных условий, еЄ начинают готовить за день до погребени€, то до конца не выкапывают и завершают работу в день похорон. ¬ советский период копать могилы посылали рабочих по нар€ду. —ейчас копачей нанимают. ¬ одиннадцать часов дн€ им несут завтрак: м€сное блюдо с гарниром и алкоголь. ¬ станице «апорожской выкопав могилу копачи приход€т в дом усопшего дл€ выноса тела. ¬ других станицах, ждут прибыти€ похоронной процессии на кладбище. ќни же забивают и опускают гроб и засыпают могилу. ¬ целом к копачам относ€тс€ как к люд€м не благополучным, склонным к выпивке, поэтому в последующем после предани€ земле, в поминальном обеде они не участвуют. ќднако, собеседники отмечают, что прежде копачами могли быть хорошие знакомые, за работу им не платили и они присутствовали на поминальной трапезе. 

Ќесмотр€ на годы атеистической идеологии, среди станичников сохранилось представление о необходимости православного отпевани€ усопшего: Ђ¬роде отслужить Ц лЄгше буде тому человеку, шо вин умер. ¬ин буде спокойней на том свете, дорога ему открыта, так думаю, так оно и естьї; ЂЁто же говор€т на том свете никто не принимает (если усопшего не отпеть - ».ј.). ќни брод€тї; Ђя понимаю так, шо ты его уже церквой от дому отделила, он уже тамї. ¬ советское врем€, в св€зи с отсутствием приходов, совершать заупокойный чин ездили в “емрюк после погребени€ усопшего. ¬ намеченный день брали землю с могилы усопшего и с ней ехали на отпевание. ѕосле, не заход€ домой, отправл€лись на кладбище и рассыпали эту землю крестообразно на могиле новопреставленного. — открытием приходов, дл€ совершени€ отпевани€, св€щенников приглашают домой в день похорон.

¬о двор тело усопшего вынос€т к полудню. ѕеред этим все присутствующие в доме выход€т, вслед за ними вынос€т покойного и дом закрывают.  —о двора вынос€т около двух часов дн€. ≈сли кого-то ждут, то вынос тела задерживают, но на столько, чтобы успеть похоронить и покинуть кладбище до захода солнца. ¬оврем€ и после захода солнца хоронить нельз€. ѕосле того как все покинули двор, в котором находилс€ усопший, калитку / ворота зав€зывают полотенцем. “е, кто останутс€ накрывать поминальный обед, подождав, пока похоронна€ процесси€ отойдет, возвращаютс€ в дом.

¬переди процессии несут крест, на котором пов€зано полотенце, если умерший мужчина или платок, если умерла женщина. ќднако есть упоминани€, что полотенце прив€зываетс€ вне зависимости от пола усопшего, потому что крест несет мужчина, он же забирает полотенце. «а крестом идут люди, несущие венки, за ними несут крышку гроба, на которой лежит булка хлеба. «десь же могут положить узелок с конфетами и печеньем. —ледом на носилках или на полотенцах несут гроб. ќднако в насто€щее врем€ гроб с усопшим чаще воз€т. ¬ этом случае зеркала машины, так же, как и зеркала в доме, закрывают тканью. Ќа перекрестках похоронна€ процесси€ останавливаетс€ и, немного посто€в, продолжает движение. ¬ советский период во врем€ движени€ похоронной процессии играл духовой оркестр.

¬о врем€ движени€ похоронной процессии сохран€етс€ р€д запретов. Ќельз€ переходить дорогу перед похоронной процессией. ѕо мнению собеседников, на теле нарушившего заперт вырастет наростень - шишка. Ќельз€ смотреть на похоронную процессию в окно: ЂЅабушка говорила: УЌе дывиц€ в викна, шоб у себ€ не было покойника скороФї. ≈сли мимо двора несут тело усопшего, и кто-либо находитс€ во дворе, то лучше выйти на улицу, проводить, а калитку при этом необходимо закрыть. Ѕеременной на кладбище ходить запрещают. Ќекоторые отмечают, что беременной не надо приходить и на похороны, даже если это похороны родственника: ЂЎоб дытына не умерлаї. ≈сли у женщины умер первый ребенок, то ей идти провожать его на кладбище не следует, потому что: Ђ¬си (другие еЄ дети Ц ».ј.) туды пидут, шось такэ кажутьї.  огда кто-то движетс€ по дороге навстречу похоронной процессии - останавливаетс€. ќбгон€ть похоронную процессию нельз€. Ќекоторые собеседники считают, что родственникам усопшего нельз€ нести его тело.

ѕеред входом на кладбище похоронна€ процесси€ останавливаетс€. Ћюди, несущие венки, выстраиваютс€ вдоль пути и приподнимают венки. —охран€етс€ поверье о том, что душа последнего захороненного на кладбище ждет у ворот следующего покойного. ƒуша того, кого принесли, сменит его. ќколо могилы в последний раз прощаютс€ с усопшим. ѕрежде чем закрыть гроб, руки и ноги усопшего разв€зывают. ¬еревочки, которыми св€зывали тело усопшего, кидают в €му или кладут в гроб. Ѕытует представление о том, то с их помощью можно нанести вред. ≈сли гроб опускали на полотенцах, то их разрыва€ раздают копачам. ѕосле того, как захорон€т, раздают хлеб, конфеты и печенье, которые несли на крышке гроба. Ќекоторые собеседники отмечают, то прежде на кладбище во врем€ похорон носили кутью и ей поминали, но со временем перестали. ¬сех присутствующих во врем€ погребени€ приглашают на поминальный обед.

ƒл€ тех, кто возвращалс€ с кладбища, около калитки двора покойного ставили ведро с водой, мыло и вешали полотенце дл€ мыть€ рук.

ѕеред началом поминальной трапезы ближайший родственник усопшего приглашает пом€нуть покойного. ≈сли в семье верующие, то перед поминальным обедом читают молитву Ђќтче нашї. ¬ том случае, когда на поминальном обеде присутствует читалка, она может прочитать поминальные молитвы. Ќачинают трапезу с кутьи, которую на поминках могут называть кануном. 

ѕо традиции во врем€ поминальной трапезы ед€т ложками, использовать вилки запрещено. ƒл€ усопшего кладут ложку, став€т стакан с водкой или вином, кусочек хлеба или пирожок. ƒл€ поминального обеда готов€т кутью, борщ, на второе картошку с м€сом или рыбой, кисель или компот, отваривают €йца, пекут пирожки. яйца в станицах “емрюкского района выдел€ют как об€зательное блюдо на поминальном обеде, их ед€т после кутьи. ¬ ст. «апарожской в качестве об€зательного блюда ставитс€ лапша, которую ед€т после второго, перед тем как пить компот. ¬ последние годы количество блюд на поминальном обеде увеличиваетс€, на столы став€тс€ разного рода салаты и нарезки. —обеседники старшей возрастной категории воспринимают это отрицательно. ќбильный стол ассоциируетс€ со свадьбой.

Ќа следующий день после похорон утром родственники умершего идут на кладбище, несут завтрак. »з продуктов с собой берут кутью, €йца, м€со или рыбу, пирожки и завтракают у могилы новопреставленного. ≈сли на кладбище есть кто-то из посторонних, его приглашают к столу. ќставшиес€ продукты стараютс€ раздать на обратном пути, домой их приносить нельз€. “акже запрещаетс€ остаткипоминальной трапезы отдавать кошкам или собакам.

¬ течении сорока дней в доме усопшего не включают телевизор, не поют. –одственники не ход€т на гул€нь€, женщины нос€т черные платки. —читаетс€, что до сорока дней душа умершего приходит домой. ќднако сильно плакать и тосковать об ушедшем тоже нельз€: Ђ ажуть, €к приплачешь, буде и ночью и днем тебе вожатьс€ (видетьс€ Ц ».ј.)ї. ѕосле дев€ти дней раздают вещи усопшего.

ѕосле похорон поминки по усопшему справл€ют на дев€тый и сороковой дни, через полгода и год. ¬ эти дни утром идут на кладбище, после устраивают поминальный обед, на который приглашают родственников, друзей и соседей усопшего.


—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€

 узнецова »рина јнатольевна, старший научный сотрудник Ќаучно-»сследовательского центра “радиционной культуры  убани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com

  1. Ёкспедици€:

 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.

  1. √од, собиратели:

2004, 2017.  узнецова ». ј., ’олостина ≈.¬., ѕашенко ¬.ѕ., ∆иганова —.ј.

  1. ћесто фиксации:

 раснодарский край, “емрюкский район, станицы јхтанизовска€, ¬ышестеблиевска€, «апорожска€, —таротиторовска€.

  1. ћесто хранени€:

јрхив научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.

  1. »стори€ вы€влени€ и фиксации объекта.

¬ы€вление и фиксаци€ обычаев и обр€дов, св€занных с погребением и поминовением усопших происходило в ходе комплексного исследовани€ станиц “емрюкского района  убанской фольклорно-этнографической экспедиций 2004 и 2017 годов.


»ллюстративные материалы

01  ладбище ст. —таротиторовска€ “емрюкского района  раснодарского кра€.  ‘ЁЁ-2016. ‘ото  узнецовой ». ј. 2017 г.

Ќ»÷ “ ,  убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ 2017.

‘отоархив Ќаучно-исследовательского центра “радиционной культуры  убани

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.