ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





ѕохоронные обычаи и обр€ды √ор€чеключевского района  раснодарского кра€



 арточка ќЌ Ќ

  1. Ќаименование объекта
ѕохоронна€ обр€дность √ор€чеключевского района  раснодарского кра€.
  1.  раткое описание объекта
ќбычаи и обр€ды, св€занные с погребением усопшего, €вл€ютс€ одними из наиболее устойчивых компонентов традиционной культуры  убанских станиц. ќднако, социальные потр€сени€ ’’ века и разрушение общинных отношений повлекли изменени€ в совершении обр€довых действий. ќтказ от православной веры повлек за собой утрату компонентов, св€занных с непосредственным участием св€щенника. ¬ наши дни происходит постепенна€ коммерциализаци€ обр€да. ¬ качестве основных этапов похоронного комплекса можно выделить: подготовку тела усопшего к погребению и изменени€ в доме в св€зи с покойным, молитвенную помощь душе усопшего, вынос тела из дома и его погребение.
  1. ‘отографи€ объекта
04  ладбище ст. „ерноморска€ √ор€чеключевского района  раснодарского кра€.
  1. ќЌ Ќ  атегори€
  2. I. ћифологический представлени€ и веровани€, этнографический комплексы
  3. ќбр€ды и обр€довые комплексы
2.2 ќбр€ды жизненного (—емейно-бытового) цикла 2.2.5 ѕохоронно-поминальный
  1. Ётническа€ принадлежность
–усские
  1.  онфессиональна€ принадлежность
ѕравославие
  1. язык
–усский, балачка.
  1. –егион
 раснодарский край, √ор€чеключевской район
  1.  лючевые слова
√ор€чеключевской район, обр€ды жизненного цикла, похоронна€ обр€дность.
  1. ѕолное описание

ќ наступлении смерти сосед€м и родственникам сообщают близкие родственники, которые находились р€дом с умирающим. ¬ станицах √ор€чеключевского района на калитку вешали полотенце, если усопший мужчина или платок, если умерла женщина.† ѕри этом калитку держали открытой. ѕосле того как стало известно, что в станице покойник, то не делают закрутки на зиму и не крошат капусту до тех пор, пока усопшего не захорон€т.

ѕодготовку похорон по традиции берут на себ€ соседи, друзь€ и дальние родственники. Ѕлизкие родственники до погребени€ наход€тс€ р€дом с телом. —пуст€ два часа после констатации смерти тело усопшего начинают готовить к погребению. ќдежду, в которой умер человек, сжигают. “ак же могут поступить с предметами постельного бель€, на которых он скончалс€, но это не считаетс€ об€зательным. ¬ещи могут постирать и дальше использовать.

¬ станице Ѕакинской помн€т, что прежде тело умершего обмывали в зависимости от пола мужчины мужчину, женщины женщину. —ейчас, как правило, это делают пожилые женщины. ¬ любом случае это не родственники усопшего, чаще всего соседи. ≈сли зовут обмывать, отказывать не прин€то: ЂЁто большой грех отказывать. ќй, стико € покойникив перемыла. ћне мама так завищанье дала: ни в коем случае никада ны отказывай €к буду просыть обмывать покойныкаї. —огласно народным представлени€м вода, которой обмывали усопшего приобретает вредоносные свойства дл€ живых людей, поэтому еЄ выливают в глухой угол там, где не ход€т. «десь же закапывают тр€почку и мыло, которые использовались при обмывании.

“ех, кто обмывал, одаривали платком, полотенцем или куском материи, могли дать брусочек мыла. Ќо это не было об€зательным. ѕо бедности могли ничего не давать и это не воспринималось как обида.

“ело усопшего одевали в приготовленную одежду. ≈сли еЄ не оказывалось, то в хорошую, чистую. ÷вет одежды и обувь завис€т от предпочтений умирающего. ќбувь по просьбе умирающего, могли не одевать: Ђ» видите, казала мэни (мать собеседника.) ще: ЂЌы обувай мэни на той свет обувачку [Е] „улки и носки одинь и всэ. “ы бачишь, шо »сус ’рыстос всю жисть босый ходывї. ”мершей женщине на голову пов€жут платок. ћужчинам головной убор Ц фуражку или шапку - кладут в гроб. ћаленьким дет€м подпо€сывают одежду. Ётому есть по€снение. Ђќт кажуть, оны ж бигають там у Ѕога, бигають по садочку, собырають €блучко и у пазуху, у пазуху собырають. ј у кого ны пидв€зано, кинув, а оно выпада, выпада

ћолодых людей умерших вне брака одевают как новобрачных. ƒевушку как невесту украс€т цветами и оденут фату. ёноше прикреп€т цветы как жениху и в зависимости от традиции станицы прив€жут ленту через плечо либо платок на руку. «десь же отметим, что в станице Ѕакинской описыва€ похороны юноши собеседница сообщила, что несмотр€ на то, что у него не было невесты, была выбрана девушка, на которую одели как невесту цветы. –уки покойного складывали на груди: правую руку клали сверху на левую. ѕод руки клали крест и икону. »кона выбиралась в зависимости от пола усопшего: мужчине клали образ —пасител€, женщине - Ѕогородицы. –уки и ноги покойного св€зывали, что бы они не расходились, пока тело не застынет. ѕосле, тр€почки или веревочки, которыми св€зывали руки и ноги покойного клали в гроб или использовали дл€ лечени€. Ђ–асходитс€ рука там, пухнуть. Ётой тр€почкой прив€жешь на два и всЄ, проходитї. ≈сли у покойного глаза оставались открытыми, их закрывали, на веки клали монеты. ќткрытые глаза усопшего служили приметой того, что кто-то в ближайшее врем€ умрет.

 огда тело подготовлено к погребению его размещали на лавке, застеленной простыней, головою в —в€той угол, ногами к выходу из комнаты. ¬ тех случа€х, когда в доме не было св€того угла, сохран€лась ориентаци€ тела ногами к двер€м.

√орб имел и другое название: домовина. —ейчас гробы покупают, прежде их сбивали в тот день, когда приходило известие о смерти. ƒл€ того что бы не ошибитьс€ с размером гроба, тело усопшего мерили шнуриком. ѕосле эту веревочку клали в гроб. Ќаволочку дл€ подушки в гроб шили руками после того, как человек умер. ≈Є набивали сеном.† ƒно гроба засыпали стружкой и застилали белой тканью. —наружи оббивали красным или черным. ¬ одних описани€х выбор цвета св€зывают с полом усопшего: женщине Ц красный, мужчине черный. ¬ других красный цвет обивки соотносили с принадлежностью усопшего коммунистической партии или его молодостью. ≈сли после обивани€ гроба оставалась матери€ еЄ клали в гроб. Ќа крышку гроба могли нашить изображение православного креста.

«еркала и телевизор в доме закрывали. ≈сли где-либо в доме был портрет усопшего, могли закрыть и его: Ђѕотому что уходит, как говоритс€, что бы отражени€ не было, потому что как говор€т, всел€етс€ душа его (в изображение Ц  . ».). ј потом нелады получаетс€ Ц ну это поверие было такое. Ётот портрет который осталс€, св€ченой водой (кропили Ц  . ».),† Уќтче нашФ (читали Ц».ј.) и св€ченной водой† три раза на перекрестї. –€дом с телом покойного ставили свечу, хлеб с солью и стакан с водою. —читалось, что душа усопшего приходит пить воду. ≈сли у покойного были наградные медали, то готовили подушечку, к которой их прикалывали. ≈е так же располагали р€дом с усопшим. ѕосле похорон, она сохран€етс€ в доме на почетном месте в пам€ть об ушедшем. ¬ течении ’’ века, после того как тело подготовлено, приглашали читать ѕсалтырь над усопшим. —ейчас эта традици€ сохран€етс€ преимущественно среди верующих, там, где есть умеющие читать. ƒл€ читающего псалтырь на стол клали хлеб и платок, который впоследствии забиралс€ за труды. ѕомимо чтени€ псалтыри пришедшими исполн€лись духовные стихи Ц псальмы. ѕопрощатьс€ с покойным приход€т без приглашени€. ѕришедшие принос€т с собой деньги, остаютс€ слушать чтение ѕсалтыри. —обеседники старшего возраста помн€т, что раньше около покойного сидели днем и ночью. ¬ полночь, те кто наход€тс€ в доме усопшего, сад€тс€ ужинать. ѕо традиции на такой ужин готов€т лапшу с курицей, если в дни похорон нет поста или с жаренным луком, если в этот день пост. ¬ ст. Ѕакинской такую лапшу называют локшина.

Ћицо покойного в полночь закрывают и оставл€ют укрытым до утра. ”тром открывают и умывают Ц протирают тр€почкой. ѕохороны назначают на второй или третий день после смерти в зависимости от погоды и ожидани€ приезда родственников. Ќа похороны приход€т без приглашени€. — собою принос€т деньги, конфеты и печенье. ƒеньги трат€тс€ родственниками усопшего на проведение похорон, последующий помин, оформление могилы.  онфеты и печение раздаютс€ после поминального обеда. ∆енщины, приход€щие проститс€, одевают черные платки. ≈сть упоминание о том, что прежде на похоронах голосили.

”тром в день похорон копали могилу. ѕрежде это делали знакомые или в исключительных случа€х дальние родственники. »м приносили завтрак, а после погребени€ одаривали полотенцами. ¬ наши дни копачей нанимают за плату.

’оронить начинают после полудн€ - тело усопшего вынос€т на двор. ≈сли не было возможности занести гроб в хату, то тело усопшего выносили на простын€х на двор и уже на открытом воздухе укладывали в гроб. ¬ горб с покойным кладут монетки: Ђ“о, кажуть, €к вин идэ, так мисто выкупл€еї. ѕред тем как выносить тело из дома все выходили. ¬о врем€ выноса перед покойным сыпали пшеницу: Ђ ажуть, шоб вин ны выртавс€, и больше шоб ныхто нэ вмэр.ї. —разу после выноса закрывали дверь в доме.

≈сли кого-то ждут, то вынос тела со двора на кладбище могли задержать до трех-четырех часов дн€. ћужчины, которые понесут гроб, выбирались зависимости от возраста покойного: юноши несли молодого человека, мужчины старшей возрастной категории понесут пожилого. √роб могли нести до кладбища, а могли везти на подводе. —ейчас воз€т на машинах, при этом зеркала заднего вида закрывают. ¬ тех случа€х, когда гроб несли, дл€ удобства переноса использовали полотенца. “ем, кто понесет гроб, могли перев€зать правую руку платком, но этот обычай не всегда соблюдаетс€.

ѕри выносе гроба с телом со двора, все присутствующие выходили за ворота. ¬орота закрывались, калитка зав€зывалась полотенцем (или платком), которое висло с момента наступлени€ смерти. ѕосле того как покойного понесли на кладбище, во двор возвращались те, кто готов€т поминальный обед и накрывают столы. ѕосле выноса покойного со двора в доме подметают и моют полы.

—тарожилы помн€т, о том, что после выноса покойного со двора его заносили в церковь, где служилось панихида. Ќа кладбище впереди похоронной процессии шли св€щенник и певчие. ѕровожающие несли запрестольный крест и хоругви. ¬о врем€ движени€ похоронной процессии до кладбища звучал колокольный звон. ¬о врем€ остановок на перекрестках св€щенник читал молитвы.  огда не стало церкви, впереди похоронной процессии несли тот крест, который постав€т над могилой, за ним крышку гроба, следом гроб с усопшим. Ќа него вешали полотенце, которое потом забирал на кладбище тот, кто нес крест. “е, кто по убеждени€м крест не несли, впереди покойного несли венки. Ќесмотр€ на то, что во врем€ советского периода св€щенник не участвовал в похоронной процессии, остановки на перекрестках совершались. ¬о второй половине ’’ века под ноги похоронной процессии кидали цветы, но сейчас эта традици€ не сохран€етс€.

¬ наши дни в св€зи с похоронной процессией сохран€етс€ р€д запретов и предписаний. Ќельз€ переходить дорогу похоронной процессии. ≈сли это произошло, то на теле нарушившего запрет по€витс€ наростень Ц шишка. Ќельз€ беременной женщине идти на кладбище.  алитки тех дворов, мимо которых несут покойного, должны быть закрыты. —мотреть в окно на похоронную процессию нельз€. ¬ качестве особенностей станиц √ор€чеключевского района можно отметить редко встречающиес€ представлени€, св€занные с переносом покойного через реку. —огласно бытующим представлени€м после переноса усопшего по мосту могла наступить засуха. ѕеред кладбищем похоронна€ процесси€ останавливалась. —охран€етс€ представление, что душа последнего захороненного стоит у кладбищенских ворот, ждет следующего покойника. ƒуша того кого привезли сменит его, и будет ждать следующего: Ђ—тоить, дыжурить, пока ны прынысуть покойныка другова. “ада вже вин идэї. Ќа кладбище в последний раз прощались с усопшим. √роб опускали на полотенцах или на веревке. ѕокойник располагалс€ ногами на восток. ¬ ногах ставили крест. ѕрежде присутствующие на кладбище кидали землю в могилу. —о временем отношение изменилось Ђ” нас щас кажуть: зло маешь - так кыдаешь.ї “ем, кто возвращалс€ с кладбища, дл€ мыть€ рук на улице ставили ведро с водой, мыло, вешали полотенце. ƒл€ того, чтобы не бо€тс€ покойного, загл€дывали в печь.

≈сли погода позвол€ла, то столы дл€ поминального обеда накрывали во дворе. ≈сли нет Ц в доме. ƒл€ покойного на стол кладут ложку, став€т стакан или рюмку со вином, водкой или неалкогольным напитком, сверху кладут кусочек хлеба. ќб€зательным блюдом на поминальном обеде будет куть€.  утью в станицах √ор€чеключевского района могли назвать канун. ѕо традиции на поминальный обед готов€т борщ, м€со с гарниром или рыбу, пирожки, компот или кисель. ¬ зависимости от соблюдени€ родственниками и поминающими постов готов€т постное. »з столовых приборов за поминальным обедом используют только ложки. ѕервыми за столы сад€тс€ те, кому после похорон предстоит дальн€€ дорога, последними - родственники усопшего. ≈сли в похоронах участвовал св€щенник, то он благословив, стол участвовал в трапезе. ≈сли св€щенника не было, то кто-нибудь из близких родственников предлагал начать обед: Ђ–одственник каже, (або €, або брат, або систра, або сын): Уѕожалуйста, поминайте маво деда, бабуЕФ. ѕерекрестилс€, кутю перекрестил.ї ѕрежде поминальный обед начиналс€ и заканчивалс€ молитвами, в которых поминалс€ новопреставленный. Ќа следующий день после похорон родственники усопшего идут на кладбище - несут завтрак.  ак правило, это выпечка Ц пирожки, оладьи, орешки. Ќа могиле могут зажечь свечу.  утью в прежние годы носили, сейчас не нос€т. –аздав принесенные продукты, возвращаютс€ домой и поминают новопреставленного за столом.

ќтношение к церковному чину погребени€ в начале XXI века разное. ¬ерующие в загробную жизнь души не сомневаютс€ в необходимости совершени€ обр€да. Ђј не запечатает, душа его ходит неприкаенна€. ќб€зательно надо печатать. ќн тада находитс€ в царстве мЄртвых. ј если не запечатают, то не в живых, и не в мЄртвых. ќна летает тут, она неприкаенна, душаї. Ћюди, выросшие в услови€х атеизма, считают нужным предупредить родственников о своем нежелании церковного отпевани€.

—лужебна€ информаци€

  1. јвтор описани€
 узнецова »рина јнатольевна, старший научный сотрудник Ќаучно-»сследовательского центра “радиционной культуры  убани. E-mail: I.A.Kuznetsova@gmail.com
  1. Ёкспедици€:
 убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.
  1. √од, собиратели:
1992, 2008, 201 Ѕондарь Ќ.»., ¬оронин ¬.¬.,  узнецова ».ј.,  уртаметова ‘.Ќ.,  утова  .Ќ., –аевска€ »., –ыбко —.Ќ., —еменцов ћ.¬., “олстолеуцкий ј., Ўептун —.¬., ўербатюк –.—.
  1. ћесто фиксации:
 раснодарский край, √ор€чеключевской район, станицы Ѕакинска€, »меретинска€,  утаисска€, ћартанска€, ѕ€тигорска€, —аратовска€, —уздальска€, „ерноморска€, село ‘аногорийское.
  1. ћесто хранени€:
јрхив научно-исследовательского центра традиционной культуры  убани.
  1. »стори€ вы€влени€ и фиксации объекта.
¬ы€вление и фиксаци€ обычаев и обр€дов, св€занных с погребением усопших √ор€чеключевского района происходило в ходе комплексного исследовани€ станиц  убанской фольклорно-этнографической экспедиций 1992, 2008, 2015 годов.
  1. Ѕиблиографи€:
 узнецова ».ј. ѕохоронно-поминальные обычаи, обр€ды и фольклор. // »стори€, этнографи€, фольклор  убани: район. »жевск: ќќќ Ђѕринт-2ї. 2016. —.187-195

»ллюстративные материалы

01 Ќаграды усопшего, хран€щиес€ в семье в пам€ть о нем. —т. ѕ€тигорска€ √ор€чеключевского района  раснодарского кра€. ‘ото  узнецовой ».ј. 2015г. Ќ»÷ “ ,  убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ 2015.
‘отоархив Ќаучно-исследовательского центра “радиционной культуры  убани

02 Ќосилки дл€ переноски гроба во врем€ похорон. —т.  утаисска€ √ор€чеключевского района  раснодарского кра€. ‘ото  узнецовой ».ј. 2015г. Ќ»÷ “ ,  убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ 2015.
‘отоархив Ќаучно-исследовательского центра “радиционной культуры  убани

03  ладбище ст.  утаисска€ √ор€чеключевского района  раснодарского кра€. ‘ото  узнецовой ».ј. 2015г. Ќ»÷ “ ,  убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ 2015.
‘отоархив Ќаучно-исследовательского центра “радиционной культуры  убани

04  ладбище ст. „ерноморска€ √ор€чеключевского района  раснодарского кра€. ‘ото  узнецовой ».ј. 2015г. 2015 г.
Ќ»÷ “ ,  убанска€ фольклорно-этнографическа€ экспедици€ 2015.
‘отоархив Ќаучно-исследовательского центра “радиционной культуры  убани.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.