ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





—вадебные хлеба и символические атрибуты в станицах ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: «удин јнтон »ванович, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

Ќа канун свадьбы в станицах ”сть-Ћабинского района приходилось приготовление свадебных хлебов и символических атрибутов. ”ниверсальными символами свадьбы дл€ всех обследованных населенных пунктов ”сть-Ћабинского района €вл€лись обр€довые хлеба - каравай, шишки и лежень, а также свадебное деревце или ги?льце / гильцо? / ги?льза / ветка и две св€занные вместе бутылочки, известные в кубанской традиции как быки / бугаи, но редко упоминаемые под таким названием в ”сть-Ћабинском районе.

√лавным из них €вл€лс€ каравай Ц об€зательный атрибут кубанской свадьбы, воплощающий идеи богатства, изобили€ и счастливой доли.  аравай пекс€, как правило, в домах обоих родов с соблюдением традиционных правил и запретов и выполнением р€да† обр€довых действий. ќн, как и везде на  убани, представл€л собой большой круглый хлеб из сдобного теста, на изготовление которого уходило большое количество €иц, сахара, сметаны и масла. ƒл€ изготовлени€ карава€ и шишек традиционно приглашались только замужние женщины, которые жили в ладу со своими мужь€ми, чтобы их семейное благополучие также передалось и невесте. ѕовсеместно каравай украшалс€ лепными фигурками в виде птичек и шишечек. ¬ ст. “енгинской по центру карава€ помещали двух голубей из теста, развернутых друг к другу: ЂЌа каравай делали две птичечкиЕ Ќа серЄдке две птичечки. ќб€зательно пара голубейЕ √нЄздушко посерЄдке, два €ичкаЕ ќб€зательно пара голубей. Ёто об€зательно посерЄдке делаютьЕ Ќос к носу повЄрнутыеї. ¬ середину карава€ об€зательно запекали мелкие монеты. —читалось, что кому они достанутс€ на свадьбе, тот будет счастливым: если девушке Ц то она выйдет замуж или ее жених будет богатым. ¬ станицах  ирпильской и “енгинской при разрезании карава€ старались, чтобы кусок с монетами досталс€ жениху и невесте.

ѕо-видимому, в старину в станицах ”сть-Ћабинского района широкое бытование имели, так называемые, Ђкаравайныеї песни, которые исполн€лись во врем€ замеса теста дл€ свадебных хлебов и их приготовлени€. ¬ ст. Ћадожской ћ. ¬асильковой (¬асилькова ћ. —вадьба в станице Ћадожской  убанской области // —борник материалов дл€ описани€ местностей и племен  авказа. “ифлис, 1901. ¬ып. 29. ќтд. III. —. 49-86) было записано несколько из них: Ђѕшенична€ опара на припечку сто€лаї (когда ставили опару на тесто), Ђќт недели до недели го?дина, собиралась јннушкина ро?динаї, Ђјннушкин батюшка по улицам ходит, в руках шапку носитї (когда месили тесто), ЂЌаш коровай да и в печку пошел, наш €ровой да себе место нашел (когда сажали каравай в печь). Ѕытование этих песен подтверждалось полевыми запис€ми 1980-х гг. ¬ более поздних материалах Ђкаравайныеї песни фиксировалось уже не везде. ¬ ст. Ќекрасовской при посадке карава€ в печь исполн€лись следующие припевки: Ђ аравайна€ теста, каравайна€ теста нашла себе местаї, Ђќй, печка гагоче. ќй, печка гагоче, каравайчика хочеї. ¬ ст. “енгинской была отмечена только одна: Ђ аравай наш у печку пошел.  аравай себе место нашелї. ¬ ст.  ирпильской были отмечены лишь припевки, которые исполн€ли при приготовлении шишек: ЂЌаши шишки р€сны, всем люд€м прекрасныї, Ђћы шишки лепили, девок дарилиї.

ќтмечались и другие ритуальные действи€. —амым распространенным было гадание на жизнь-смерть жениха и невесты. ¬ каравай перед посадкой в печь вставл€ли две свечи и по тому, кака€ перва€ потухнет, определ€ли, кто из молодых дольше проживет. »ной вариант гадани€ был отмечен только в работе ћ. ¬асильковой по ст. Ћадожской: гадали на жизнь-смерть жениха, невесты, дружка и свашки, вставл€€ в каравай четыре свечи (точнее, одну, разрезанную на четыре части). ¬ ст. “енгинской сажать каравай приглашали мужчину, примерного семь€нина. ѕосле посадки карава€ в печь этого мужчину обмазывали сажей и наливали рюмку водки.

√отовый каравай дополнительно украшалс€ ветками калины с €годами. ¬ р€де станиц каравай €вл€лс€ основой дл€ свадебного деревца (см. ниже) (¬осточна€,  ирпильска€, Ќекрасовска€). ¬ большинстве станиц сверху карава€ укладывали две св€занные лентой ложки, символизировавшие молодую пару. ¬ ст. Ћадожской в миску, в которую укладывалс€ каравай, сыпалс€ хмель как символ богатства, св€занные ложки, зеркало и гребешок дл€ невесты Ц факт, отмеченный как в дореволюционном издании ¬асильковой, так и в полевых материалах разных лет. ¬ довершение убранства карава€ он укутывалс€ в большое вышитое полотенце.

ќбр€довое употребление свадебных караваев чаще всего было приурочено к двум моментам свадьбы: дарам, на которых куски женихова карава€ подносили гост€м в качестве ответного одаривани€, и молодежным посиделкам после свадьбы, на которых караваем невесты одаривали молодежь (¬оронежска€, Ћадожска€, ¬осточна€,  ирпильска€, Ќекрасовска€). ¬ станицах Ќоволабинской и “енгинской каравай разрезалс€ только на дарах дл€ гостей. ¬ ст. ¬оронежской каравай невесты могли раздавать гост€м после выкупа, перед отправлением молодых на венчание, а на дарах раздавали шишки. ќтмечались и другие манипул€ции с караваем. ¬ станицах  ирпильской и Ќекрасовской после выкупа свашки жениха и невесты обменивались карава€ми. ¬ ст. “енгинской перед выкупом они поднимали свои караваи вверх: чей каравай оказывалс€ выше, тот из молодых должен был стать главою в семье. ƒл€ этого шуточного соревновани€ стороны могли выбирать людей высокого роста. ¬ ст. Ћадожской перед благословением невесту просили поголосить над караваем, так как считали, Ђесли девка голосит Ц она у Ѕога счастье проситї. ѕо распространенному поверью, свадебный каравай должен быть полностью съеден, в противном случае жизнь молодых будет несчастливой: Ђ“огда резали этот каравай на свадьбе, и этот каравай должны все съесть, чтоб он не оставалось и кусочка, чтоб не засыхал хлеб этот, не сохли молодые. Ќадо съестьї.

—ходным с караваем по своим обр€довым функци€м и семантическому наполнению €вл€лс€ другой свадебный хлеб Ц ле?жень, отмеченный во всех обследованных населенных пунктах ”сть-Ћабинского района, кроме ст. “енгинской, и €вл€ющийс€ характерным атрибутом линейной разновидности кубанской свадьбы. ќ функциональном и семантическом параллелизме говорит отождествление карава€ и лежн€ в р€де интервью (¬оронежска€,  ирпильска€, Ќекрасовска€, Ќоволабинска€). ќсновные отличи€ этого свадебного хлеба от карава€ могут заключатьс€ в особенност€х его формы, локализации и ритуальном использовании. ¬ тех станицах, где каравай и лежень отождествл€лись между собой, в р€де случаев подчеркивалось, что лежень €вл€лс€ уменьшенной копией карава€ (∆елезный, Ќекрасовска€, Ќоволабинска€), не украшалс€ веткой (свадебным деревцем). ќтличалс€ лежень по форме от карава€ только в станицах Ћадожской и ¬осточной (котора€ €вл€лась отселком от первой). «десь изготавливалс€ лежень выт€нутой формы наподобие батона: ЂЋежень пекли. “акой длинный, полосатый, его этими делали, как батон. ≈го так длинный и полосамиЕї. ¬идимо, в описании свадебного калача, приводимом в работе ћ. ¬асильковой, следует усматривать именно лежень (хлеб из четырех полосок, переплетенных между собой в виде косы и обведенных двум€ полосками теста), так как название калач в контексте свадебной обр€дности в ходе полевых исследований вы€влено не было. ¬ единичном случае лежень выт€нутой формы фиксировалс€ в ст. ¬оронежской.

ѕо своей локализации лежень чаще всего упоминаетс€ как свадебный символ невесты, изготавливаемый в ее доме, в том числе противопоставл€етс€ караваю как свадебному хлебу, изготавливаемому в доме жениха (¬оронежска€, ¬осточна€, Ќекрасовска€, Ќоволабинска€). ќднако фиксировалась и ина€ информаци€. ¬ станицах ¬оронежской и Ћадожской отмечали, что лежень изготавливалс€ и в доме невесты, и в доме жениха. ѕричем в ст. Ћадожской после выкупа невесты дружко оставл€л женихов лежень, а с собой забирал невестин.

¬ станицах ”сть-Ћабинского района вы€влены два варианта ритуального использовани€ лежн€: на третий день свадьбы и во врем€ даров первого дн€. ¬ х. ∆елезном и станицах ¬осточной и  ирпильской его употребление было приурочено к третьему дню свадьбы: Ђј его съед€т, когда курей будут йисть, тогда хоть па кусочку каждый возьмЄтї. ¬ ст.  ирпильской уточн€ли, что лежень предназначалс€ только дл€ подруг невесты, которые приходили к ней вечером третьего дн€ (в других интервью упоминаетс€ в данном качестве не лежень, а каравай). ¬ ст. Ќоволабинской употребление лежн€ было приурочено к дарам, где этот хлеб разрезалс€ вместе с караваем и раздавалс€ гост€м. ќднако такое употребление лежн€ фиксировалось и в ст.  ирпильской. ¬ ст. Ќекрасовской лежень отдавали подругам невесты сразу после выкупа.

», наконец, треть€ разновидность свадебных хлебов Ц шишки Ц небольшие булочки в виде хвойных шишек с нечетным, как правило, количеством рожков, которые в обследованных населенных пунктах имели самое широкое применение. ѕримечательно, что типичное дл€  убани в целом использование шишек в качестве атрибута приглашени€ на свадьбу в населенных пунктах ”сть-Ћабинского района не известно. Ўишки раздавали приход€щим на свадьбу гост€м ( ирпильска€, “енгинска€), подружкам невесты после выкупа (¬оронежска€, ∆елезный,  ирпильска€), нар€ду с караваем на дарах (¬оронежска€, ¬осточна€,  ирпильска€, Ќекрасовска€), раздавали на второй день и в конце свадьбы (¬оронежска€, ¬осточна€, Ќекрасовска€, Ќоволабинска€). ¬ некоторых случа€х подчеркивалось, что шишки раздаютс€ в любое врем€ и всем без исключени€, в том числе, не приглашенным на свадьбу станичникам (Ћадожска€, ¬осточна€,  ирпильска€). ¬ ст.  ирпильской при этом одаривание шишками осуществл€ла мать жениха или невесты, раздава€ их из своего фартука. ¬ ст. “енгинской шишки приход€щим гост€м раздавали из сита. ¬ этой же станице две шишки, св€занные красной лентой, €вл€лись атрибутом свадебного стола, символизиру€ молодых.

≈ще одним универсальным символом свадьбы было свадебное деревце Ц главный символ невесты. ¬ лексическом плане бытование терминов дл€ его обозначени€ обнаруживает четкое географическое деление в пределах района. “ак, номинации ги?льце, гильцэ?, гильцо?, ги?льза отмечены только на территории правобережь€  убани (¬оронежска€, Ћадожска€, ∆елезный, ¬осточна€,  ирпильска€). Ќапротив, в  убано-Ћабинском междуречье (Ќекрасовска€, Ќоволабинска€, “енгинска€) свадебное деревце известно только под названием ветка.

ѕо своей внешней форме также выдел€ютс€ две его разновидности, которые не совпадают с различием ее наименований. ¬ первом случае это могла быть ветка дерева с большим количеством отростков, ветка-тройча?тка, рогату?лька (¬оронежска€, Ћадожска€,  ирпильска€, Ќоволабинска€). ¬ ст. Ќоволабинской дл€ этого использовали ветку €сен€ или акации. ¬о втором случае это была дуга из хворостины гибкой породы, основой дл€ которой служил хлеб, лежень или каравай (¬осточна€,  ирпильска€, Ќекрасовска€, “енгинска€). ¬ ст.  ирпильской и Ќекрасовской было отмечено использование дл€ этого вербной ветки. ¬ ст. “енгинской был отмечен нетипичный вариант: здесь могли делать несколько веток из очищенных стеблей конопли, по количеству подруг невесты.  аждую ветку украшали лентой.

ѕовсеместно дл€ украшени€ деревца использовали цветную бумагу, бумажные цветы, ленты и конфеты. –еже деревце обматывали тестом (¬оронежска€, Ћадожска€, ∆елезный, “енгинска€). ¬ своем очерке о свадьбе ст. Ћадожской ћ. ¬асилькова отмечала, что к началу ’’ в. такой способ украшени€ гильца в станице практически вышел из употреблени€, и его заменило украшение бумажными цветами. ”никальный факт был отмечен в ст. Ќекрасовской, где свадебную ветку дополнительно украшали пучком ковыл€ (Ђковыльна€ травочкаї), который может рассматриватьс€ не только как дополнительный элемент декора, но и оберег. ќсновой дл€ деревца могли служить емкость с пшеницей (¬оронежска€), лежень (Ћадожска€,  ирпильска€), каравай (¬осточна€,  ирпильска€, Ќекрасовска€), хлеб (¬осточна€, ∆елезный, “енгинска€) или тыква (Ќоволабинска€).

ƒанный символический атрибут €вл€лс€ неизменной принадлежностью невесты и мог сопровождать ее в ходе всей свадьбы. ќднако по некоторым сведени€м свадебное деревце могло изготавливатьс€ и в доме жениха в качестве украшени€ женихова карава€. ¬ ст. Ќекрасовской свашки со стороны жениха и невесты даже устраивали соревнование, чь€ ветка лучше, когда свадебный поезд приезжал за невестой. ¬ р€де случаев свадебное деревце фигурировало в структуре обр€да только на определенных его этапах. “ак, в ст. Ќоволабинской ветку убирали девчата за неделю до свадьбы, и она была об€зательным атрибутом девичьих вечеринок. ¬ день свадьбы цветы с ветки цепл€лись приглашенным гост€м на грудь, а лентой с нее невеста перев€зывала приехавшего жениха, после чего ветку убирали совсем. »спользование цветов с гильца дл€ раздачи гост€м отмечено и в х. ∆елезном, однако здесь ветка присутствовала в ходе всего свадебного торжества. ¬ ст. “енгинской ветки с лентами раздавали подругам невесты после ее выкупа. ¬ ст. ¬осточной цветы с гильца разбирали подруги невесты после свадьбы. ј в ст. ¬оронежской на второй день его разламывали и раздавали дет€м.

ѕоследний универсальный символический атрибут Ц это две св€занные вместе бутылки, символизирующие брачную пару. ¬ лексическом и функциональном плане он также обладал р€дом специфических особенностей. “ак, широко известное их название в культурном пространстве  убани бугаи / быки оказалось незнакомым в большинстве обследованных населенных пунктов ”сть-Ћабинского района. »сключение составл€ют ст. ¬оронежска€ и х. ∆елезный, где дл€ данного символа отмечались две лексические номинации Ц бугаи? и бычки?. ¬ других обследованных населенных пунктах специального названи€ у этих бутылочек не было.  ак правило, это были перев€занные красной лентой 100-200-граммовые бутылочки, одну из которых наполн€ли самогоном (водкой), другую Ц водой. ¬ х. ∆елезном в бутылочку с водой добавл€ли соль и перец. ¬ этом же хуторе, а также в станицах ¬осточной и  ирпильской жидкость в обеих бутылочках закрашивали соком калины. ј в ст. ¬оронежской к каждой из них прив€зывали веточки калины с €годами.

»спользование в обр€де этого символа в населенных пунктах ”сть-Ћабинского района обладало своими особенност€ми. ¬ станицах  убано-Ћабинского междуречь€ вообще не было зафиксировано каких-либо манипул€ций с ними. «десь они просто €вл€лись атрибутом свадебного стола и сто€ли возле жениха с невестой. ¬ ст. Ќекрасовской отмечали, что их распивали только на годовщину свадьбы. Ќапротив, в станицах правобережь€  убани их использование отличалось большим разнообразием. ¬ ст. ¬оронежской бутылочку с водкой распивали на второй день свадьбы, когда узнавали о честности невесты. «атем бутылочки устанавливали на трубе дома и сбивали из ружь€. ¬ станицах ¬осточной и  ирпильской эти бутылочки €вл€лись предметом сост€зани€ между старшей подружкой невесты и шафером жениха после выкупа невесты: кому доставалась бутылка с водкой, тот распивал ее со своей стороной. ¬ х. ∆елезном бутылочки могли красть и возвращать за выкуп.

ѕримечани€
  1. ѕолевые материалы I  убанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. ƒинамика традиционной свадебной обр€дности станицы Ћадожской ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€ (1883-1987) / науч. ред. Ќ.». Ѕондарь, материалы к публикации подгот. ≈.¬. —аввой (ћор€хиной). -  раснодар, 1990. —. 12.
  2. ¬асилькова ћ. —вадьба в станице Ћадожской  убанской области // —борник материалов дл€ описани€ местностей и племен  авказа. “ифлис, 1901. ¬ып. 29. ќтд. III. —. 49-86.
  3. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).

ѕри составлении справки использовались полевые материалы I »нтернациональной  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г.,  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг. ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.