ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора






ќбр€ды и обычаи, св€занные со сватовством, в станицах ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: «удин јнтон »ванович, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

—ватовство имело в населенных пунктах ”сть-Ћабинского района сложную структуру и прот€женную во времени последовательность встреч сторон жениха и невесты. —уд€ по дореволюционным описани€м, процесс сговора органично перетекал в свадебное торжество, совпада€ по времени с такими событи€ми собственно свадьбы, как девичник и венчание. “ак, согласно описанию свадебных обр€дов ст. ¬оронежской, сделанному ƒ. ¬. Ўаховым, брачный сговор включал в себ€ предварительную встречу сватов и родственников невесты, на котором договаривались о времени собственно сватовства. Ќа назначенном на следующий день Ђсватаньеї, после достижени€ согласи€ сторон устраивали застолье с приглашением на него родителей жениха, договаривались об услови€х проведени€ вечеринок и свадьбы, размере приданого и средств, выдел€емых стороной жениха Ђна столї дл€ родителей невесты. Ђѕропоиї, которые в полевых материалах называютс€ частью сватовства или дополнительной предсвадебной встречей сторон, у Ўахова фигурируют в качестве встречи сторон после последней вечеринки у невесты и за день до венчани€. ¬ них принимают участие как женатые родственники жениха и невесты, так и их друзь€. Ёта Ђгул€нкаї проводитс€ сперва в доме невесты, а потом в доме жениха. ѕохожую последовательность предсвадебных встреч описывает в своей работе о свадьбе в ст. Ћадожской ћ. ¬асилькова: 1. Ђ—ватаньеї - предварительный приход сватов с просьбой о разрешении на сватовство; 2. ѕовторный приход сватов дл€ получени€ согласи€ родителей невесты на Ђсводї; 3. Ђ—водї - посещение дома невесты сватами вместе с женихом и его родител€ми дл€ достижени€ согласи€ невесты на замужество; 4. Ђѕропойкиї, которые назначались в день Ђсводаї или вскоре после него, с приглашением всей родни жениха и невесты. Ќа них договаривались о времени венчани€ и свадебных расходах, выбирали свадебные чины, устраивали молодежные вечеринки, ходили Ђсмотреть стеныї в дом родителей жениха; 5. Ђ—говорї, который также совпадал по времени с проведением последнего вечера в доме невесты. Ќа него также собирались родственники и друзь€ жениха и невесты, во врем€ его проведени€ пекли свадебные хлеба, а всеобщее веселье сопровождалась повторными хождени€ми в дом жениха Ђсмотреть стеныї.

јнализ полевых материалов показал, что данный принцип поэтапного брачного сговора сохран€лс€ и в советское врем€, претерпева€ некоторую трансформацию в сторону его упрощени€.

ѕредварительное посещение сватами дома родителей невесты было распространено в большинстве обследованных нами населенных пунктов. ¬ станицах ¬оронежской и Ћадожской в дореволюционный период оно так и называлось Ц сватанье. ¬ полевых материалах специальное название этого визита было отмечено в ст. Ќоволабинской Ц запытывать: Ђ—перва запытывать приходютьї; и ст. ¬оронежской Ц сговор. “радиционными участниками первоначального визита в дом невесты были собственно сваты, которые назначались из числа женатых родственников или соседей жениха, отличающихс€ находчивостью и красноречием: Ђесть прида?тные на етот разговор людиї. ¬ их число могли входить как мужчины, так и женщины (сват и сваха). ¬ более позднем варианте их заместител€ми могли выступать родители жениха. ¬ ст. Ћадожской, согласно описанию ћ. ¬асильковой, сваты приходили с наступлением сумерек, стучали в ворота палкой, просили впустить в дом обогретьс€. ¬ доме молились на образа, садились на лавки и начинали вести беседы на посторонние темы. —пуст€ врем€ обращались к родител€м невесты с традиционным приговором: Ђ” вас товар, а у нас купецЕї –одители сразу не давали своего согласи€, но исполн€ли просьбу сватов показать невесту: ЂЌа следущий раз придите, мы вам уже точно скажем, согласна ли невеста или нетї. «а согласием на свод сваты приходили еще раз в назначенный день. ¬ ходе этих приговоров сваты ничего с собой не приносили. », наоборот, уход€ с первой встречи, дл€ благополучного исхода старались незаметно украсть веник или полотенце. ¬ станицах ¬оронежской и Ќекрасовской сваты, напротив, приносили с собой хлеб, завернутый в полотенце. ¬ ст. Ќекрасовской его оставл€ли в доме невесты, объ€вл€€, что за согласием придут через неделю. јналогичный пор€док действий был отмечен в ст.  ирпильской, когда сваты оставл€ли у невесты хлеб и ожидали приглашени€ на сватовство, в том случае если невеста или ее родители колебались в своем решении. ¬ ст. ¬оронежской этот обычай уже не фиксировалс€ в полевых материалах, однако он описывалс€ в работе ƒ. ¬. Ўахова: в случае отказа родители невесты не принимали хлеб и водку от сватов, в случае согласи€ Ц на следующий день назначалась встреча со сватами, на которой стороны съедали принесенный хлеб и распивали водку. ¬ станицах  ирпильской, Ќекрасовской и Ќоволабинской, кроме того, отмечали, что во врем€ предварительного визита сваты приносили с собой шапку жениха, по которой родители невесты судили о его материальном состо€нии. — годами обычай предварительного сватань€ претерпел трансформацию, либо совершенно исчезнув, либо в результате временного сокращени€ процесса сватовства до одного дн€, став его эпизодом в качестве предварительного уведомлени€.

¬торым этапом брачного сговора €вл€лись уже непосредственно свод / своды / сво?дины, на которых достигалось согласие непосредственно жениха и невесты. Ѕытование этого термина сохранилось не везде (Ћадожска€ и Ќекрасовска€). ¬ полевых материалах в большинстве случаев эта встреча и называетс€ собственно сватовством. “олько в ст. Ќекрасовской сватовство и своды противопоставл€лись друг другу как предварительна€ встреча (сватовство) и встреча, на которой достигалось окончательное согласие невесты и ее родителей и устраивалась пропойка (своды). Ќа своды, помимо сватов, отправл€лись жених вместе с родител€ми и близкими родственниками (д€дь€ми и тетками, женатыми брать€ми и сестрами, крестными родител€ми). — собой несли хлеб, зав€занный в рушнике, и бутылку самогона (водки). ¬ станицах Ќекрасовской, “енгинской,  ирпильской и х. ∆елезном этот хлеб называлс€ пирог. ¬ ст.  ирпильской считали, что делегаци€ в дом невесты должна состо€ть из нечетного числа участников, что должно было символизировать отсутствующую пару, т. е. невесту, и гарантировать благопри€тный исход сватовства. ¬ ст. Ћадожской жениха приводили только тогда, когда сваты и его родители получали согласие родителей невесты на ее замужество. ¬ х. ∆елезном, напротив, родителей жениха приглашали молодые только после достижени€ их обоюдного согласи€.  роме того, в ст.  ирпильской была отмечена интересна€ трансформаци€ старинного обыча€ сватовства по шапке, когда на сватовстве заместителем отсутствующего по причине тюремного заключени€ или службы в армии жениха мог выступать не только его головной убор (фуражка, шапка), но и фотографи€.

ѕриход сватов и родителей также сопровождалс€ обращени€ми в иносказательной форме. ѕовсеместным мотивом этого обращени€ €вл€лись купл€ / поиск телочки или голубки, которые символизировали невесту, дл€ бычка или голуб€, соответственно символизировавших жениха: ЂУ” вас тут телки нету? ” нас пропала телка, и нам телку надо посмотреть, нету у† вас ее?ї - Ђƒа есть телка. ј ваша эта или не ваша?Фї; Ђ«дравствуйте, здравствуйте! ” вас там телушечка есть. ≈Є надо посмотреть там. ћы хочем купить там, погл€детьї; Ђћы слышали у вас голубка есть. ј у нас голубь летает, не найдет себе голубкуї. –еже сваты представл€лись купцами Ђкрасного товараї (Ќекрасовска€) или путниками, прос€щимис€ на ночлег (∆елезный,  ирпильска€). ѕриход сватов мог сопровождатьс€ импровизированными развернутыми сценами и диалогами. “ак, в ст. Ќекрасовской приходили со словами: Ђћы пришли по делу. ” вас есть товар, а у нас купец. Ќо товар надо посмотретьї. –одители невесты впускали сватов, показывали им Ђтоварї, но вместе с тем и требовали показать самого купца. ѕосле чего в дом заводили жениха. ¬ х. ∆елезном сваты просились на ночлег: Ђ¬от мы заблудились в хуторе. √овор€т, что вы пускаете переночеватьї. ћать невесты долго отказывалась, но соглашалась в последний момент, когда сваты уже собирались уходить.

«атем, как правило, брачный торг переносилс€ в дом невесты. ѕри этом чаще всего жених оставалс€ во дворе или на улице, ожида€ приглашени€. Ќевеста пр€талась в другой комнате. ≈сли жених и невеста давно знали друг друга, то во врем€ переговоров они могли находитьс€ вместе в соседней комнате или на улице (Ќекрасовска€, Ќоволабинска€).

¬о времена, когда согласию невесты на замужество не придавалось значени€, оно достигалось совместным решением родителей. ѕоказательно, что в дореволюционных публикаци€х не упоминаетс€ о ритуально оформленном согласии невесты, которое выражалось в разрезании ею хлеба. “ак, согласно ƒ. ¬. Ўахову, в ст. ¬оронежской в случае согласи€ родителей невесты, они через сватов приглашали родителей жениха к себе домой. —огласие закрепл€лось договором о взаимных расходах на проведение вечеринок и свадьбы. ¬ ст. Ћадожской, согласно ћ. ¬асильковой, согласие невесты подтверждалось ее формальным словесным подтверждением: Ђ»з вашей воли не выхожу: как вы, так и €ї. ѕримечательно, что разрезание хлеба невестой в ст. Ћадожской либо не отмечено в запис€х 1980-х гг., выполненных с участием респондентов 1900-1910-х гг. рождени€, либо признавалось ими в качестве Ђсовременного обыча€ї. —ловесное согласие молодых лишь дополн€лось пригублением поднесенной рюмки водки и обоюдным целованием.

ќднако более поздние полевые материалы показывают его повсеместное наличие. ќтсутствие этого ритуала в структуре сватовства более раннего периода €вл€етс€ маловеро€тным, и он не может быть расценен в качестве элемента позднего происхождени€. –итуал разрезани€ хлеба на сватовстве в населенных пунктах ”сть-Ћабинского района был зафиксирован в нескольких вариантах, отличающихс€ степенью акциональной усложненности. Ѕолее проста€ форма сводилась к разрезанию невестой хлеба на две половины (повсеместно). ѕри этом была широко распространена примета, согласно которой по характеру разрезани€ определ€ли благополучие будущей семи. ≈сли невеста разрезала хлеб на две равные половины, то в семье будет мир и пор€док (¬оронежска€, ¬осточна€,  ирпильска€). ¬ ст.  ирпильской главенство в семье определ€ли, дава€ откусить жениху и невесте от двух половинок: кто откусит больший кусок, тот и будет главой семьи. ¬ более сложной форме ритуала невеста лишь надрезала хлеб, после чего он разламывалс€ над головами молодых сватом (дружком) (Ќекрасовска€, ∆елезный). ¬ ст. ¬оронежской при этом хлеб мог надрезатьс€ совместно женихом и невестой. ¬ ст.  ирпильской невеста надрезала, а жених разламывал хлеб. ¬ ст. Ќоволабинской молодых после полученного согласи€ сажали за стол, сват и свашка прислон€ли их головы висками друг другу, после чего сват надрезал хлеб и разламывал его над их головами, приговарива€: Ђ“еперь вас будет две половиныї. –азрезанный пополам хлеб участники сватовства должны были съесть во врем€ застоль€. Ћибо съедалась только одна половина хлеба, а вторую уносили с собой родители жениха.

ѕосле этого невесту спрашивали, как она будет обращатьс€ к родител€м жениха, и она должна была ответить Ђмама и папаї. ¬ х. ∆елезном по достижении согласи€ невесту с женихом отправл€ли за его родител€ми, и, приглаша€ их на застолье, невеста должна была назвать их матерью и отцом. ¬ ст.  ирпильской невеста называла родителей жениха матерью и отцом, поднос€ им по рюмке водки. ¬ ст. “енгинской после разрезани€ хлеба невесту покрывала платком будуща€ свекровь, и невеста называла ее матерью.† ѕосле разрезани€ хлеба с тем же самым вопросом обращались и к жениху.

ѕосле окончани€ ритуальной части сватовства-сводов в доме невесты устраивалось застолье, получившее в населенных пунктах ”сть-Ћабинского района название пропо?й / пропо?и / пропо?йки(а) / пропивать невесту / запивать согласие. ѕо времени это торжественное застолье могло совпадать с другим этапом брачного сговора, св€занным с посещением стороной невесты дома жениха и его родителей. ¬ местных станичных традици€х этот переход участников сватовства называлс€ смотреть стены, печку смотреть, загнетку смотреть, смотреть хоз€йство, двора? смотреть, разгл€?дины, погл€?дины, смотри?ны и др. Ќо так же, как и Ђпропойї, он мог быть и приуроченным к другому дню, после сватовства-сводов. ѕо своей содержательной наполненности эти встречи могли не отличатьс€, но могли и содержать специфически присущие именно ей черты. “ак, обсуждение сроков проведени€ свадьбы и взаимных расходов на нее могло происходить как на пропое (в доме невесты), так и на разгл€динах (в доме жениха). —пецифически присущие Ђпропоюї черты были отмечены далеко не везде. ¬ станицах ¬оронежской, Ћадожской и х. ∆елезном к пропою было приурочено исполнение специальной песни Ђѕь€ница да пропоицаї, котора€ была отмечена еще в работе ћ. ¬асильковой. ¬ х. ∆елезном эта песн€ исполн€лась во врем€ приглашени€ родителей жениха в дом невесты по дороге туда и обратно. ѕо ее исполнению хутор€не узнавали о состо€вшемс€ сватовстве. ¬ некоторых случа€х на пропое дополнительно маркировалось заключенное согласие на брак. ¬ ст. Ќоволабинской всех присутствующих на пропое перев€зывали Ђтребу?шным полотенцемї, домотканым и вышитым. ¬ ст. Ќекрасовской жениху и невесте св€зывали руки платком.

—мысл посещени€ родней невесты дома жениха со временем утратил свое первоначальное экономическое значение, суть которого состо€ла в ознакомлении с хоз€йством и достатком семьи, куда переходила будуща€ невестка. „аще всего этот визит рассматривалс€ как увеселительное меропри€тие с застольем либо условно делова€ встреча по поводу расходов на свадебное торжество. ¬ ст.  ирпильской, например, на разгл€динах, помимо организационных вопросов о количестве гостей, размере выкупа за невесту, выборе свадебных чинов, разыгрывались шуточные сцены. “ак, невесту просили растопить печь. ≈сли печь дымила, это расценивалось как повод дл€ шуток в адрес жениха и его семьи. –одители жениха старались, чтобы к моменту прихода родни невесты печь была помазана, а дл€ задабривани€ гостей на случай нареканий в нее могли поставить бутылку водки.

ѕредсвадебные встречи не ограничивались только пропоем и разгл€динами, и могли продолжатьс€ вплоть до самой свадьбы: Ђѕока свадьбу сыграют, раза четыре-п€ть встрет€тс€ї. »ногда только на этих дополнительных встречах и обсуждались вопросы об организации свадьбы и расходах на ее проведение. ¬ некоторых случа€х они носили специальные названи€: договор (¬оронежска€, Ћадожска€, Ќоволабинска€), сговор (Ћадожска€), советы (Ћадожска€). ¬ станицах Ќекрасовской и “енгинской эта встреча устраивалась в доме невесты, и будуща€ свекровь приносила ей обед и подарки в виде предметов одежды или материи. ѕоэтому эта встреча здесь называлась смотрины. Ќа этой встрече могли провер€ть невесту, насколько она хоз€йственна и чистоплотна.

—огласно сведени€м дореволюционных авторов ƒ. ¬. Ўахова и ћ. ¬асильковой, брачный сговор в прошлом €вл€лс€ во временном отношении частью собственно свадьбы, поскольку между этими этапами могло не существовать временных промежутков. “ак, в ст. ¬оронежской пропои с участием родственников жениха и невесты происходили накануне венчани€, совпада€ в темпоральном (в одно врем€) и локативном (в одном жилом помещении) плане с проведением последнего вечера у невесты. јналогична€ ситуаци€ была отмечена и в ст. Ћадожской, где сговор в доме невесты с последующим переходом в дом жениха смотреть стены также приходилс€ на канун венчани€. ѕодтверждение этому мы встречаем в полевых материалах 1980-х гг. по ст. Ћадожской, где Ђпропивали невестуї в одном врем€ с проведением последнего вечера.

»мели свои особенности в ”сть-Ћабинском районе и формы отказа сватам. Ќапример, известный в кубанской традиции мотив Ђприв€занного чайникаї† или Ђвыставленного кабакаї отмечалс€ здесь не повсеместно. ƒанный мотив использовалс€ в иносказательных формах отказа: Ђ√оршок ему поцепилиї; Ђ„айник повесили ему. ѕошЄл Ц чайник тарахтитьї; Ђ√арбуз прив€зывалиї. »ногда данный отказ выражалс€ в буквальном действии: Ђ“ыквач больше. ѕринесла, поклала на стол и всЄї. ¬ р€де станиц отказ выражалс€ чаще всего в иной форме. “ак в ст. ¬оронежской и Ќекрасовской родители невесты возвращали хлеб (пирог), принесенный сватами и оставленный ими до визита за согласием. »ногда, чтобы избежать непри€тных объ€снений, хлеб возвращалс€ через третьих лиц. ‘орма такого отказа могла называтьс€ Ђвернули пирог с кабакомї. ќтмечались случаи, когда жених, передумав женитьс€, сам забирал хлеб. ¬ ст. ¬оронежской отказ мог выражатьс€ в нежелании невесты разрезать принесенный хлеб. ¬ таком случае посрамленных сватов и жениха сопровождали до самого дома, удар€€ в тазы или другую металлическую посуду, чтобы станичники узнали о расстроившемс€ сватовстве.

ѕричиной отказа, помимо имущественных, социальных и личностных несоответствий, могло служить и нарушение традиционной нормы очередности замужества дочерей. ≈сли младша€ дочь все-таки выходила замуж раньше старшей, использовали метафорические высказывани€: Ђј! ћеньша€ под корыто старшую посадила!ї. ¬ ст. Ќекрасовской сообщали, что нарушением нормы также €вл€лась женитьба младшего брата раньше старшего.

ѕосле завершени€ брачного сговора молодые считались женихом и невестой, что накладывало опечаток на характер их поведени€ вплоть до самой свадьбы. ¬ станицах Ћадожской и ¬осточной измен€лс€ внешний облик невесты. Ќаиболее подробно он был описан в работе ћ. ¬асильковой и полевых материалах 1980-х гг. в ст. Ћадожской. «десь после сватовства невеста, если выходила на улицу, то в нар€дном платье и венке из бумажных цветов или шелковом платке. »змен€лась и прическа, котора€ имела особое название Ц в расплЄт. Ёто название обозначало распущенные волосы с тонкой косой посередине, в которую вплетались разноцветные ленты, достававшие до земли. ¬ большинстве населенных пунктов после сватовства жених мог оставатьс€ у невесты ночевать, кроме последнего вечера перед свадьбой. ѕри этом отношени€ молодых носили целомудренный характер: ЂЌи разу он мине не обн€л, ни разу не поцеловал. ќн стесн€лс€, и € стесн€лас€ї. ¬ некоторых станицах отмечалось взаимное одаривание молодыми друг друга. ¬ основном это касалось свадебной одежды: родн€ жениха покупала свадебное платье, фату, обувь невесте, а невестина родн€ Ц костюм жениху. ћог происходить и обмен кольцами.

ѕримечани€
  1. Ўахов ƒ. ¬. ¬оронежска€ станица (статистико-этнографическое описание) //  убанский сборник. ≈катеринодар, 1883. “. 1.
  2. ¬асилькова ћ. —вадьба в станице Ћадожской  убанской области // —борник материалов дл€ описани€ местностей и племен  авказа. “ифлис, 1901. ¬ып. 29. ќтд. III. —. 49-86.
  3. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).

ѕри составлении справки использовались полевые материалы I »нтернациональной  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г.,  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг. ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.