ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





ќбр€д кол€довани€ в станицах ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: Ѕондарь Ќиколай »ванович, профессор, кандидат исторических наук, заведующий Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

ќбр€д кол€довани€ €вл€етс€ одним из обр€дов рождественского блока, зафиксированный во всех обследованных населенных пунктах района. —тепень его выраженности, развитости в разных станицах неодинакова. — формальной точки зрени€ обр€д прост. ќн включает в себ€ ритуальные обходы подворий участниками и исполнение специальных обр€довых текстов, кол€док.

 ол€дование Ц составна€ часть женской субкультуры. ѕоэтому вполне закономерно, что наиболее активными участниками действа €вл€лись девушки и женщины. Ќар€ду с ними, но отдельными группами или чаще в одиночку, в обр€де принимали участие дети, девочки и мальчики. Ќередко в их состав включались парни в качестве защитников от пос€гательств других парней, которые могли напасть на компанию и отобрать накол€дованные подарки (съестное, сладости). »ногда парни выступали и как исполнители кол€док. ¬ этом случае им приходилось маскироватьс€, переодева€сь в женскую одежду, использу€ маски и т. п., так как открытое участие парней или мужчин противоречило традиции.

»нтересен вопрос, когда все это происходило и непосредственно ли на –ождество. ¬ станицах Ќоволабинской,  ирпильской и Ќекрасовской, по свидетельству информантов, на –ождество Ђутром христославили, а вечером кол€довалиї. ¬ станицах Ћадожской, “енгинской и ¬оронежской, со слов старожилов 1905-1914 годов рождени€, кол€довали под –ождество, т.е. вечером 6 €нвар€. ’от€ следует отметить, что в одной и той же станице (Ћадожской, ¬оронежской) могли встречатьс€ оба этих варианта, но это уже вопрос дл€ исследователей.

‘онд кол€док ”сть-Ћабинского района достаточно внушителен и разнообразен. ¬о-первых, в каждом населенном пункте в прошлом бытовали сложные по содержанию и музыке так называемые Ђвзрослые кол€дкиї. »х исполн€ли девушки и женщины. ќни и €вл€лись носител€ми кол€дной традиции населенного пункта. Ќа межстаничном уровне сюжеты кол€док, как правило, повтор€ютс€, но не дублируютс€, т. е. кажда€ станична€ традици€ была представлена оригинальным дл€ района текстом. ¬ кол€дках этой группы по преимуществу представлены две темы, но в виде разнообразных сюжетных линий: приход трех праздников (–ождества, св€того ¬асили€ и »вана  рестител€) и тема рождени€ и жизни »исуса ’риста.

¬ ст. Ћадожской участниками  ‘ЁЁ записаны два таких базовых текста. Ёто Ђ»шла  алида с нова городаї, котора€ побуждает ковалей ковать топоры, рубить сосны, строить мосты, по которым придут праздники; и Ђѕо горам √осподь ходил и сады он насадилї, который скорее всего €вл€етс€ духовным стихом, исполн€вшимс€ в качестве кол€дки.

¬ ст. Ќоволабинской записана только одна кол€дка этой группы: Ђ—олнце-мес€ц народилс€, »сус ’ристос возвеселилс€ї. ¬ сюжетном плане она посв€щена чудесному рождению ’риста и страст€м √осподним: Ђёду (»уду) подкупили, »суса ’риста уловилиЕ, ручки, ножки гвоздем прибивалиЕї.

¬ ст. ¬оронежской записаны два текста: Ђ оролевский сын был учЄный, от ’риста отлучЄнныйї и Ђќй, во городе »ерусалиме, да жиды ’риста уловилиї (о страст€х √осподних). «ачин второй кол€дки мог выгл€деть несколько иначе: Ђ¬ городе »ерусалиме жиды ’риста уловилиї.

ќригинальный в масштабах района, да и кубанской традиции в целом, кол€дный репертуар характерен дл€ ст. Ќекрасовской. “ри кол€дки, записанные здесь, посв€щены разным сюжетам темы »исуса ’риста.  ол€дка Ђƒева ћари€, сама едина, сына родилаї повествует о чудесном рождении ’риста Ђв горах вертепаї, его первоначальном нахождении Ђв €селькахї, о по€влении трех ангелов, становлении ÷еркви от их —лова и о крещении »исуса ’риста »ваном  рестителем в реке »ордан. Ѕлизка€, но ина€ сюжетна€ лини€ этой темы развиваетс€ в кол€дке Ђ ак на ричке тихо вода сто€ла, Ѕожи€ маты сына купалаї. ¬ ней показаны главные моменты самого начала земной жизни ’риста: купание, пеленание, укладывание / Ђхованьеї в €сельки и, один из ключевых моментов, по€вление трех ÷арей с востока. ќни даруют ’ристу им€, зажжЄнные свечи, веточку, котора€ €вл€етс€ символом Ђприсв€того –ождестваї: Ђ“о не веточка Ц присв€тое –ождество, нам радости принеслої. —южет третьей кол€дки Ц Ђ ак на мори, на ки€не, как на острове-кургане, там сто€ла школа жидовска€ї - св€зан с заключительным этапом земной жизни »исуса ’риста, с его страдани€ми, пытками, расп€тием и необычными, чудесными событи€ми, предвещающими его близкое воскресение: Ђсобор-церкваї сама растворилась, восковые свечи Ђсами разгорелисьї, ладан Ђсам воскурилс€ї и все св€тые преклонились.

Ќекоторые некрасовские кол€дки из-за необычности сюжетно-образной линии, нарушени€ формульности, присущей обр€довым текстам, вызывают много вопросов. Ќапример, Ђ¬асьева мати пришла кол€довать./ ¬з€ла ’риста на руки,/ ћолитес€ люди,/ —толы накрывайте,/ —ундучки открывайте,/ Ќам копеечки дайтеї. ќно производит впечатление или фрагмента какого-то более развернутого произведени€, или компил€тивного текста, возникшего в ходе воспоминани€. ƒруга€ кол€дка, Ђѕо груши ходилаї, интересна в сюжетном отношении. ¬ ней женщина отправл€етс€ в лес по груши, сообщает —пасу, что во врем€ этого похода она потер€ла мешок, —пас находит его, женщина обращаетс€ к —пасу с просьбой вернуть мешок и обещает ему никогда больше не ходить в его лесок: ЂЌе пойду больше в лесок твийї.  акова св€зь этого сюжета с –ождеством и обр€дом кол€довани€ Ц это не простой вопрос, на который поможет ответить только специальный текстологический анализ.

¬тора€ группа кол€док, Ђдетскихї, на межстаничном уровне демонстрирует гораздо больше схождений. ¬ тематическом отношении, за исключением нескольких текстов, они однородны и подразумевают получение вознаграждени€ с помощью разных словесно-психологических средств Ц угроз, жалоб, лести.

¬ станицах Ќоволабинсой и Ќекрасовской неоднократно записан текст Ђћаленький мальчик встал на стаканчик. ј стаканчик на бочок, дай, баба (тЄт€) п€тачокї. ¬ некрасовских вариантах мальчик может залезть Ђу стаканчикї, Ђпод стаканчикї, может Ђсесть на стаканчикї. ј стаканчик может не только завалитьс€ Ђна бочокї, а разбитьс€, что можно рассматривать как не€вную, скрытую угрозу: Ђј стаканчик хруп, дай, баба, рубї. ¬ кол€дках Ђ ол€да, кол€да, € у бабушки однаї или Ђ ол€д, кол€д, кол€дин, € у бабушки одинї, записанных в станицах ¬оронежской и Ќекрасовской, способ получени€ вознаграждени€ иной. “акие тексты по сути дела представл€ют собой ритуальную жалобу, очевидно сироты, на судьбу и просьбу о вознаграждении, а по сути пода€нии:

Ђ ол€д, кол€д, кол€дин, я у бабушки один, ј у бабушки карие глазки, ѕодайте колбаскиї.

’от€ в кол€дках этого типа (это единичные, по сути уникальные варианты) мы можем встретить применение и двух факторов: психологического воздействи€ (жалоба, просьба) и открытой ритуальной угрозы:

Ђ ол€да, кол€да, я у бабушки одна. ј бабушка ласка ƒаст мне колбаску. ј ты, дед, гривну, ј то окно выбьюї.

“ребование-угроза, как способ получени€ вознаграждени€, примен€етс€ в кол€дках группы Ђ ол€д, кол€д, кол€дница, добра с маком пал€ницаї. ”частниками экспедиций они фиксировались в станицах  ирпильской, Ќекрасовской и “енгинской. ќдин из некрасовских вариантов выгл€дит так: Ђ ол€д, кол€д, кол€дница,/ ƒобра с маком пал€ница,/ ј без мака не така,/ ƒай, тЄтка, п€така./ ј не дашь п€така,/ ¬озьму быка за рога,/ ј кобылу за чубрину,/ ѕоведу у могилу,/ ј с могилы у кабак,/ ѕропью за п€такї. ¬ кирпильской версии есть свои особенности, но они не принципиальны.  ол€довщик требует не п€так, а пирог и концовка выгл€дит более завершено и полно: ЂЕѕоведу в кабак, пропью за п€так, а ты, тЄтка, сиди такї.

Ќекоторые из Ђдетскихї кол€док сложно отнести к какой-либо группе. ¬ сюжетном и стилистическом отношении они радикально отличаютс€ от кол€дных текстов.  ол€дка Ђ ол€д, кол€д, кол€да, дед на бабу погл€даї, записанна€ в ст.  ирпильской, предварительно идентифицируетс€ как шуточна€. ƒругие кол€дки Ц Ђ ол€ду, кол€ду, сидит баба на ледуї, Ђ ол€ду, кол€ду,/ ѕошла ћаша по леду,/ –астер€ла башмачки./ ѕойди, ћаша, подбери./ Ќе подберЄшь башмачка,/ Ќе дам тебе п€тачкаї - больше похожи на детские потешки, а не кол€дки.

ѕримечани€
  1. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  2. ‘ольклор и этнографи€  убани. ћатериалы I  убанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. јвгуст 1987 г. “. V (рукопись).
  3. Ѕондарь Ќ. ».  алендарные праздники и обр€ды кубанского казачества. 2-е изд., испр.  раснодар: “радици€, 2011.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы I »нтернациональной  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г.  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг.† ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.