ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





“радици€ предсвадебных вечеринок в станицах ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: «удин јнтон »ванович, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

ќдним из наиболее значимых элементов предсвадебного периода кубанской свадебной обр€дности были девичьи вечеринки в доме невесты, которые в ”сть-Ћабинском районе отличались особой €ркостью, содержательностью и продолжительностью по времени.  олоритные описани€ вечеринок, данные в дореволюционных работах ƒ. ¬. Ўахова и ћ. ¬асильковой, дополн€ютс€ аналогичными сведени€ми экспедиционных материалов, что говорит об устойчивости данного элемента в структуре свадебной обр€дности ”сть-Ћабинского района.

—уд€ по всему, первоначальна€ форма проведени€ предсвадебных вечеринок в обследованных населенных пунктах предполагала ежедневные встречи подруг невесты в ее доме от момента завершени€ брачного сговора до самой свадьбы, что занимало по времени от одного до двух мес€цев. ”стойчивость этого обыча€ подтверждаетс€ современными полевыми материалами (¬оронежска€, Ћадожска€, ¬осточна€, Ќекрасовска€, Ќоволабинска€, “енгинска€). —о временем продолжительность этих встреч из-за трудовой зан€тости в колхозе и материальных затратах, с ними св€занных, могла сокращатьс€ до одной недели перед свадьбой. Ќо крайне редко вечеринка ограничивалась только одной встречей накануне свадьбы (например в х. ∆елезном). ¬ станицах ¬осточной и Ћадожской отмечали, что в течение промежутка времени от сватовства до свадьбы девушки собирались у невесты по субботам:† ЂЅыли сиделки.† “ам четверо или п€теро сиделок, сколько там, вот до свадьбы мес€ц или два, каждую субботу делают у невесты вечер. ¬от играет гармошка, приходют друзь€, все кому не лень. ѕл€шут, танцуютї. ¬ некоторых станицах эти встречи лексически маркировались, противопоставл€€сь последнему вечеру перед свадьбой. “ак, в станицах ¬осточной и  ирпильской они имели название сиде?лки, в отличие от последнего вечера, который называлс€ собственно вечери?нки. ¬ станицах Ќоволабинской и “енгинской лексема посиде?лки использовалась нар€ду с лексемой вечеринки. Ёти встречи в отличие от последнего вечера не были регламентированы и не сопровождались какими-то обр€довыми действи€ми. ” невесты дома могли собиратьс€ не только близкие подруги, но и просто знакомые из числа молодежи, как парни, так и девушки. Ќа этих вечеринках девушки помогали готовить невесте приданое (вышивать наволочки, подрубать простыни и т.п.), свадебные принадлежности, шить и вышивать свадебную рубашку жениху. “акже на вечеринках устраивали игры и танцы под гармошку, пели песни. ¬ заключение жених с невестой угощали молодежь ужином: Ђ¬ече?ра как это отдают. » жених вечер€ет, и девчатаї; Ђвече?рю отдаютьї; Ђвече?рю им даютьї. ѕовсеместно отмечаетс€, что ежедневно на ночевку у невесты оставались наиболее близкие ее подруги со своими кавалерами. ћог оставатьс€ на ночь и жених, что не предусматривало никаких ненормативных вольностей. »сключение составл€ли невинные шутки парней над девушками. ¬ темноте они могли налить воды на солому, постеленную девушкам на ночь, зав€зать в узел рукава тулупов, намазать сажей лицо уснувшей девушки.

Ѕольшей событийностью и торжественностью отличалс€ прощальный вечер, который в большинстве населенных пунктов приходилс€ на п€тницу или субботу в зависимости от того, на какой из последующих дней приходилась собственно свадьба (повсеместно праздновать свадьбу в субботу считают поздней традицией, укоренившейс€ в советское врем€), а в станицах ¬осточной и  ирпильской Ц за два дн€ до свадьбы (соответственно в четверг или п€тницу). ¬ его проведении также отмечаютс€ общие и особенные дл€ каждой станичной традиции черты.

¬ большинстве обследованных населенных пунктов проведению последнего вечера предшествовало приглашение невестой наиболее близких подруг (от дес€ти и более человек), когда она в сопровождении старшей дружки обходила станицу. ѕриход€ в дом подруги, невеста обращалась к ее родител€м с просьбой отпустить на вечеринку (¬оронежска€, ¬осточна€, ∆елезный,  ирпильска€, Ќоволабинска€). ¬ х. ∆елезном каждую из приглашенных подруг обыгрывали припевкой Ђ—пасибо за дружку, за ее послушкуї. «десь же и в ст. ¬оронежской по дороге компани€ девушек исполн€ла песню Ђƒа й былка(€)-чернобылка(€)ї. ¬ ст. Ќоволабинской - Ђ„то не травкоюї, Ђя сегодн€ всю неделю не брала в руки куделюЕї (на мотив пл€совой Ђ¬ы каза?чки, казачки?Еї). ¬ ст. Ћадожской такой формы приглашени€ подруг невестой отмечено не было. ¬ дом к невесте молодежь сходилась без приглашени€, где проводила врем€ до прихода жениха, после чего на вечере, который здесь называлс€ сго?вор / сгово?рины / сгово?рье, оставались только самые близкие друзь€ жениха и невесты: Ђ¬от завтра свадьба, а нонче сгово?рье. ∆ених несЄть до невесты водкиЕ ƒа говорить: УѕриглашЄннии останьтесь, а не приглашЄннии выйдитеФ. » выход€ть Е помолились и на стол всю закуску становили, что естьї. ћ. ¬асилькова отмечала, что приходу подруг к невесте предшествовало посещение ими дома жениха, где их угощали ужином, после чего подруги шли к невесте и ожидали прихода жениха с его компанией. —уществование такого обыча€ было отмечено в прошлом и в ст. Ќекрасовской.

“аким образом, прощальный вечер начиналс€ с раздельного сбора молодежи в домах жениха и невесты. ƒальнейший его сценарий имел свои локальные особенности. ¬ станицах ¬оронежской, ¬осточной,  ирпильской и х. ∆елезном после сбора у невесты подруги относили жениху свадебную рубаху. ¬ ст. ¬оронежской невеста шла вместе с ними. –убаху вместе с мылом, нательным крестиком, платком и кисетом дл€ жениха несла старша€ дружка. ѕо дороге в дом жениха исполн€ли песню: Ђ„ерез садик да дороженька лежалаї. ѕрид€ в дом жениха, подруги требовали выкуп за рубашку. ƒрузь€ жениха в шуточной форме сперва браковали рубашку. «атем подруги невесты начинали вызывать жениха: Ђƒайте нам купца, добра молодца!ї —перва вместо жениха по очереди выходили его друзь€, но подруги не признавали в них молодого. Ќаконец по€вл€лс€ жених и выкупал за угощение рубашку у подруг. ¬о врем€ нар€жени€ жениха в рубаху подруги невесты исполн€ли песню: ЂЌаша рубаха р€сна€, всем люд€м прекрасна€ї. ѕосле этого к жениху подводили невесту, лицо которой было накрыто фатой, и жених должен был ее узнать. ѕосле завершени€ данного игрового действа компани€ жениха и невесты объедин€лась и переходила в дом невесты дл€ совместного праздновани€ прощального вечера. ¬ более позднее врем€ за рубашкой к невесте могла приходить и компани€ жениха, и тогда игровое действие происходило в доме невесты. јналогичный обычай существовал и в х. ∆елезном. ќднако здесь было записано большее количество песенных текстов, приуроченных к приносу рубашки: Ђ оло хаты вышн€, коло хаты вышн€, штоб маменька вышлаї (дл€ свекрови, когда подходили к дому жениха), Ђћы рубашку шили, мы рубашку шили, горилочку пилиї, ЂЌаш ¬аничка кролик, под ним вороной коникї (когда надевали рубашку на жениха). ¬ ст.  ирпильской рубашку жениху относили только подруги невесты, а она оставалась дома.  огда подруги возвращались назад, невеста Ђобголашивалаї каждую из подруг, Ђголосит как по покойникуї, что, очевидно, символизировало прощание с девичьей вольностью.

ѕосле соединени€ в одну компанию стороны жениха и невесты проводили врем€ так же, как и на предшествующих встречах, т.е. танцевали, пели под гармошку и играли. ќднако в некоторых станицах (Ќекрасовска€, Ќоволабинска€) эти увеселени€ сопровождались р€дом действий обр€дового характера. ¬ ст. Ќекрасовской незадолго до завершени€ прощального вечера молодежь начинала обыгрыватьс€.  аждый из присутствующих на вечеринке парней выбирал себе пару из присутствующих девушек, после чего их сажали наподобие жениха и невесты в св€той угол, пели свадебную песню (Ђј в колодезе студЄна€ вода./ “ам  оличка поил ворона кон€ї, Ђј в нас нонче да ћишучка ночевалї), держа перед ними блюда со стопками водки. ѕосле обыгрывани€ пара выпивала по стаканчику и целовалась. ѕо некоторым сведени€м, первыми обыгрывались жених с невестой, за ними вс€ остальна€ молодежь. ¬ заключение Ђобыгрывалс€ї д€дька (друг жениха), который за обыгрывание и поднесенную рюмку водки бросал деньги на поднос под исполнение припевки: Ђј ты, ¬ан€, одари, одари. “ри червонца положи, положиї. ¬ некоторых интервью говорилось, что выкуп за обыгрывание требовали и с жениха. “аким образом, он Ђвыкупал поцелуйї невесты. ¬ ст. Ќоволабинской данный обр€д был зафиксирован в более редуцированном виде. «десь обыгрывали только жениха с невестой (Ђј в нас нонче белый деньї, Ђј в колодезе студЄна€ водаї), за что жених также должен был дать выкуп. ѕо сведени€м ћ. ¬асильковой, данный обр€д существовал и в ст. Ћадожской, однако упоминаний о нем в полевых материалах по ст. Ћадожской уже не было зафиксировано. «десь подруги невесты обыгрывали друзей жениха, получа€ за это в дар деньги.

ѕо наблюдени€м ћ. ¬асильковой и ƒ. ¬. Ўахова, помимо молодежи, участниками прощального вечера в ст. ¬оронежской и Ћадожской были взрослые родственники жениха и невесты, дл€ которых это меропри€тие совпадало с заключительным этапом брачного сговора. ¬ полевых материалах такой сценарий встречаетс€ и в ст. Ќекрасовской.

«авершалс€ прощальный вечер ужином. Ќа ночь у невесты оставались ее подружки со своими кавалерами. ќднако в отличие от предшествующих вечеров жених отправл€лс€ домой. ¬ ст. Ћадожской отмечали, что жених мог оставатьс€ на ночь, однако возвращалс€ домой перед рассветом. ѕричем будуща€ теща кормила его завтраком.

Ќесмотр€ на €ркость и хорошую сохранность традиции праздновани€ последнего вечера, в полевых материалах он предстает не в полном виде. ќб этом, по крайне мере, можно судить по целому блоку Ђдевишнинскихї песен, которые упоминаютс€ в опубликованных и рукописных источниках, но были утрачены носител€ми традиции ко времени работы фольклорно-этнографических экспедиций. “ак, не были зафиксированы в живом исполнении песни прощального вечера ст. Ћадожской, приводимые в работе ћ. ¬асильковой: Ђя в высоком тереме сижу, € далеко в путь зарею слышуї, Ђ ак у нас было диво, дивованьице большоеї, Ђ—ид€т ѕетреюшка с ƒомнушкой и целуютс€, и милуютс€ї, Ђ ак по погребу боченочек катаетс€, ¬асильюшка над женою величаетс€ї, Ђ—то€ла сосенушка на горе против солнышкаї, Ђ»з-под камушка из-под белаго спротекала вода, вода чиста€ї, Ђѕо терему ћарьюшка гул€ла, с кармана орешки щелкалаї, Ђ»ванушка выезжал, выезжал, јннушку выкликал, выкликалї, Ђ ак во нашем во садочке, как во нашем во зеленомї. ”трачены песни прощального вечера ст.  ирпильской, приведенные в машинописном песеннике, составленном руководителем местного фольклорного коллектива јнной —тепановной ћасловой (1909-1977) в 1970 г.: Ђќй, €блонь мо€ садова€, шкора золота€ї, Ђ“ы кудр€вчик, кудр€вчик мой, кудреватый добрый молодецї, ЂЅерЄзничек листоватый, лЄли листоватыйї, Ђ¬ огороде капустушка, белый качоночекї.

¬ ст. ¬осточной и  ирпильской непосредственно свадьбе предшествовал еще один день, который по сути был продолжением прощального вечера и называлс€ караулить невесту. ѕо содержанию он €вл€лс€ игровой инсценировкой архаического обыча€ умыкани€ невесты. ¬ течение этого дн€ парни со стороны жениха предпринимали попытку выкрасть невесту, а задача ее подруг состо€ла в том, чтобы оборон€ть ее от этих пос€гательств. ≈сли парн€м удавалось украсть невесту, то ее возвращали за выкуп-магарыч, после чего устраивали застолье.

ѕримечани€
  1. Ўахов ƒ. ¬. ¬оронежска€ станица (статистико-этнографическое описание) //  убанский сборник. ≈катеринодар, 1883. “. 1. —. 643-690.
  2. ¬асилькова ћ. —вадьба в станице Ћадожской  убанской области // —борник материалов дл€ описани€ местностей и племен  авказа. “ифлис, 1901. ¬ып. 29. ќтд. III. —. 49-86.
  3. ѕолевые материалы I  убанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. ƒинамика традиционной культуры станицы ¬оронежской ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€ (1883-1987) / науч. ред. Ќ.». Ѕондарь, материалы к публикации подгот. ≈.¬. —аввой (ћор€хиной). -  раснодар, 1990.
  4. ѕолевые материалы I  убанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. ƒинамика традиционной свадебной обр€дности станицы Ћадожской ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€ (1883-1987) / науч. ред. Ќ.». Ѕондарь, материалы к публикации подгот. ≈.¬. —аввой (ћор€хиной). -  раснодар, 1990.
  5.  рай любимый.  н. 3. Ќародные казачьи песни ст.  ирпильской / записала, обработала и систематизировала ј. —. ћаслова.  ирпильска€, 1970 (рукопись).

ѕри составлении справки использовались полевые материалы I »нтернациональной  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г.,  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг. ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.