ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





“радиционный костюм кубанских казаков ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: ћатвеев ќ.¬., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

 азачий костюм на территории будущего ”сть-Ћабинского района проделал сложную эволюцию. ѕоселенные на  убани бывшие донские казаки, обосновавшиес€ в том числе, в ст. ”сть-Ћабинской, поначалу Ђносили обмундирование донского покро€, но молодЄжь обзаводилась одеждою и холодным оружием черкесского образца; в этой обмундировке посещала ƒон, плен€ла тамошних девиц и уже парою возвращалась на  убаньї. ¬ схожей ситуации оказались бывшие екатеринославские казаки, осевшие в станицах Ћадожской и ¬оронежской. ќни Ђодевались частью по донскому казачьему образцу, а частью Ц по кабардинскомуї. ѕостепенно в первой четверти XIX в. в ходе военно-культурного взаимодействи€ произошЄл переход на Ђчеркесские образцыї, узаконенный ¬ысочайшим повелением 1828 г. Ѕешметы и верхи шапок в  авказском полку, в котором служили воронежцы и ладожцы, полагались красного цвета, в  убанском, который комплектовали усть-лабинцы Ц белого. ќфициально утверждЄнный мундир одевалс€ казаками дл€ смотров лишь несколько раз в год. ¬сЄ остальное врем€ они носили повседневные черкески, бешметы и папахи разнообразных расцветок и покро€. Ђ¬ерхн€€ одежда Ц чекмень или черкеска Ц представл€ла собой суконный кафтан свободного покро€, длиной до колен или до середины бедра; рукава длинные и (на праздничных черкесках) узкие, иногда с треугольным выступом, прикрывавшую тыльную часть кисти, Ц отмечал ћ.¬. Ќечитайлов. Ц Ќа груди, как правило, был широкий клиновидный вырез, но в начале XIX века встречались черкески с застЄжкой от шеи до талии и воротником стойкой. ѕо обеим сторонам груди нашивались сафь€новые (реже матерчатые) газыри Ц кармашки дл€ зар€дов, числом от семи до 18, обычно 4Ц10. ѕогон или эполет, а также орденов и медалей (исключа€, видимо, «нак отличи€ военного ордена —в. √еорги€) на вседневной черкеске казаки не носили. –асцветку дл€ неЄ, как и дл€ всей походной одежды, подбирали обычно тЄмную (чтобы не выдел€тьс€ на местности) и использовали дл€ шить€ чЄрное, бурое или серое домотканое сукної.

 азаки Ќовой линии, осевшие в Ќекрасовской, “енгинской и Ќоволабинской станицах, комплектовали Ћабинский полк. ¬ приказе по Ћабинскому полку за 1843 г. говорилось: Ђƒл€ приличного обмундировани€ казаки должны приобретать азиатские черкески предпочтительно жЄлтого цвета, впрочем, при недоступности таковых дозвол€ю употребл€ть хорошего издели€ азиатские черкески и других цветов, как-то: коричневого, серого и белого, но чтоб были просторные и удобные и могли надеватьс€ на полушубки и имели на каждой от 10 до 12 хазыров. јрм€нского покро€ черкесок избегать, ибо они бывают тесны в груди, к тому же с рукавами узкими и короткими, неудобные дл€ ношени€ на полушубок и по тесноте своей до того св€зывают, что в оных не способно владеть оружиемї. 2 окт€бр€ 1843 г. Ћабинскому полку был присвоен форменный мундир Ђсиний с оранжевым архалуком и такого же цвета погонами и верхом на шапкеї.

¬ 1838 г. было велено всем казачьим офицерам и нижним чинам волосы на голове коротко постригать, а бороды брить. ћногие казаки стали носить очень короткую стрижку или даже брить голову наголо, но предписанием насчЄт брить€ бород пренебрегали. Ѕорода €вл€лась непременным атрибутом казаков-старообр€дцев, которых было много в полках ѕравого фланга  авказской линии, а кроме того была удобна в холода. ¬ холода и непогоду казаки надевали башлыки, войлочные бурки, полушубки, использовали тЄплые стЄганые бешметы, меховые шубы, овчинные тулупы. ѕеред боем тЄплую одежду сбрасывали, чтобы не стесн€ла движений.

¬ приказе по Ћабинскому полку за 1843 г. отмечалось: Ђ¬ шапках делать тульи вышиною шесть вершков, слегка к верху закруглЄнные, но отнюдь не острые. —укно же на оное предпочитать чЄрное или ази€тское, из желта, вышина околыша в 2? вершка, курпей на оный старатьс€ пришивать по возможности чЄрный и не слишком короткошЄрстный. Ѕелые курпеи не воспрещаютс€, но € нахожу их слишком маркими и потому невыгодными дл€ казаков. Ѕелый курпей необходимо чистить отруб€ми или спарыва€ с шапки вымывать его водою с мыломї. ќбратил внимание командир полка и на обувь лабинцев: Ђ¬вести в общее употребление чив€ки из сыром€тины, употребл€€ дл€ того шерстью наружу кожи диких домашних коз, конские жереб€чьи и тел€чьи, длинную шерсть подстрига€. ѕо дешевизне, прочности своей оне более выгодны, чем сапоги и более привычны линейным казакам, к тому же и не пропускают сырости.  роме того, каждому казаку иметь по одной или по две пары красных сафь€новых или чЄрных козловых чив€к; на случай парадов и смотров, на пешую же службу чив€к сафь€новых и козловых не употребл€ть дл€ сбережени€ расходов на оныеї.

¬  убанском казачьем войске с 1 €нвар€ 1861 г. вводилс€ мундир из тЄмносинего сукна с напатронниками. ѕриборный цвет дл€ всего войска вводилс€ красный. 20 апрел€ 1870 г. приказом по  убанскому казачьему войску є 66 ввод€тс€ чЄрные черкески, красные бешметы и красные верха погон и папах дл€ конных полков. Ќо если у казаков конных полков длина черкески была 7 вершков (31, 115 см) от земли, то пластунам полагалась коротка€ черкеска до колен и чЄрные бешмет и верх папахи. јртиллеристам полагалс€ мундир по образцу конных полков, но с чЄрным бешметом. ¬ станице форменна€ черкеска надевалась в праздничные дни. ƒ. ¬. Ўахов описывал в 1883 г. костюм казаков станицы ¬оронежской: Ђ¬ праздники казаки надеваютЕ черкески и польта.  ак предметы щегольства, казаки при этом нос€т серебр€ную тесьму чрез плечо, по€с с серебр€ными или медными пуговицами и кинжал, часто отделанный под сереброї. ¬ станицах носили черкески различных расцветок. ≈вдоки€ ѕетровна ƒерипаскина (ст. ¬оронежска€) рассказывала: Ђ азак мог иметь несколько черкесок. ” отца были чЄрна€, вишнЄва€, зелЄна€, сера€ї.

ѕо словам информатора из ст. “енгинской, Ђраньше шили совсем другое Ц бешметы.  азачье все шили. „еркеска, бешмет Ц это мама шила. ѕотом-то короткое как-то называли, и то длинное, по колено бешмет. ј енто черкеска. ј вот короткое вот так, и тут у него пуговки Ц как нар€женныйї. ѕо словам старожилов ст. ¬оронежской, Ђказаки носили чекмень с оборкой. „Єрные штаны с красным кантом. „еркески тЄмно-синие и чЄрные. ѕод черкеску надевали жилетку из кашемира или недорогой шерстиї. ¬ цветовом диапазоне доминировали ахроматические тона: чЄрный, тЄмно- и светло-серый.

—уд€ по фотографи€м начала ’’ в. казаки нередко надевали бешметы без черкесок. Ўирокое хождение в повседневной жизни имели тЄплые ватные бешметы. ¬атный бешмет (балахон) имел свободный покрой, длину ниже колен. —амый распространЄнный материал, из которого они шились Ц ситец. Ќар€дные бешметы изготовл€лись из дорогой шЄлковой или иной ткани и оформл€лись серебр€ным галуном. ” казаков ст. Ќоволабинской начала ’’ в. мы видим белый и серый цвета бешметов, у казака ст. Ќекрасовской Ц стеганый коричневый, светлый и серый с геометрическими узорами, у кирпильцев Ц защитный, светло- и тЄмно-серые.

„еркеска или бешмет (если он надевалс€ без черкески) носились с узким кавказским по€сом с чеканным медными или серебр€ным наконечником, пр€жкой и набором.   по€су привешивалс€ кинжал. ѕо€с и кинжал выполн€ли роль маркера, подчЄркивающего казачий статус. ” молодых казаков вплоть до 1930-х гг. непременным атрибутом костюма была железна€ трость: Ђѕарни на вулицу ходили. » железные костыли. ¬от тонкий и так согнутый. »дуть с железными костыл€миЕ ћода така€ была. –еб€та идут с железными костыл€миЕї

–убаху, по словам ƒ.¬. Ўахова, воронежцы носили в рабочую пору холщовую, Ђвне рабочей поры более достаточные нос€т рубаху серпинковую, ситцевую и кумачовую, с разными вышивками, смотр€ по состо€ниюї. —огласно полевым материалам I-й »нтернациональной  убанской фольклорно-этнографической экспедиции, рубахи носили Ђсерые, полотн€ные со сто€чим воротником рубашки. –убашки не вышивали. «астЄжка пр€ма€, ластовиц на рубашках не делалиї. ¬зрослые казаки носили рубахи Ђв напускї. ѕо свидетельству старожилов, Ђбыла проста€ рубашка навыпуск, и по€с казачий, заклепкиї. ¬ 1920-еЦ1930-е гг. у молодых людей были попул€рны рубашки с вышитыми кубиками. ¬стречаетс€ на фотографи€х и упоминаетс€ в полевых материалах и Ђрубаха-косовортка из ситцаї.

Ўаровары на учкуре начинали носить с 10 лет. Ћетом в рабочую пору носили холщовые штаны, Ђв холодное врем€ к ним прибавл€ют и подштаникиї; в будничные и праздничные дни Ђштаны парусиновые или суконные разных цветовї. ѕод черкеску одевали тЄмные или даже чЄрные штаны с красным кантом. ¬ 1920-еЦ1930-е гг. Ђштаны шили широкие, типа галифеї, Ђштаны были, кантик красный был, галифе носилиї. ƒетский костюм копировали со взрослых образцов. ¬. √. Ѕондаренко из ст.  ирпильской вспоминал: Ђя в сорок седьмом пошЄл в первый класс, у мен€ были перешитые брючата. ќтец купил зелЄный материал. “Єт€ √ал€ китель мне сшила. “ак у мен€ были, как говор€т, все козы в золоте. ¬ата под плечиками и сто€чий воротничокї. ÷ветова€ гамма с возрастом приобретала однотонный тЄмный характер: Ђ” стариков серое, тЄмное, защитный цветї.

Ќа фотографи€х начала ’’ в. казаки Ц в папахах. ¬ полевых материалах упоминаютс€ Ђшапки высокие, с красным навершием, из каракул€ї. ¬ годы √ражданской войны и вплоть до 1950-х гг. в качестве головных уборов были попул€рны кубанки: Ђ¬се ценней были кубанки, любили больше кубанки, а почему?† ћоже что  убань. Ѕыли кубанки такие, что круг наверху и были кубанки закрытаиЕ — барашки с молоденького, молоденький ребенок. –ежут его, выделывают его.† » она красива€, мелка€ шапкаї. “акие кубанки мы видим на фотографии семьи  очеровых из ст. ¬осточной.

¬ холодное врем€ казаки носили бурки. ƒ. ¬. Ўахов сообщал, что Ђкак верхн€€ одежда употребл€ютс€ бурки, башлыки, зимою шубы и полушубки, в дождливую пору зипуныї. ЂЎубы шили из овчиныЕ чЄрного или коричневого цветаї. ¬ советское врем€ были в ходу короткие шубы с пуговицами, а также Ђадыгейкаї Ц коротка€ тужурка с пуговицами из сукна. ¬ ст. Ћадожской, Ђте, кто поприходил с войны, они в шинел€х ходили. »ли из этого сукна шили (перешивали из шинельного сукна. Ц ќ.ћ.) что-то, там какой-то пиджак, жакет какой-то. Ќосили тулупы, многие ж тогда держали овецЕ Ќоски в€зали мужчинам, обыкновенные носкиї.

¬ыходной обувью служили сапоги: Ђ’ромовые сапоги мужчины носили. ¬сегда хромовые. » венчалис€ Ц хромовые сапогиЕ ѕо праздникам. ¬енчалис€ в сапогах. » вот это как казаки сейчас Ц у их и бешметы, и это всЄ обмундирование, шапки-кубанки. ¬от мой даже сын, в пис€т шестом, и то кубанка и сапоги были.  огда женилс€ї. ƒ. ¬. Ўахов отмечал, что Ђсапоги бывают лавочные и домашнего происхождени€; при работе нос€т башмаки или коты, которые здесь называют также "кочатками"ї. –абочей обувью служили постолы и башмаки: Ђѕостолы на шнурке. —ыра€ сыром€тина. «арезали корову. ” коровы ноги обрезают. “ам загибают, а тут выворачивают шерстью в середину, а наружу кожа. ¬деваешь шпильки, шнурок, зат€нул на ногу и ход€. ѕоходил в день, все на дворе, и засыхает ровно. «имой ходили в них, только что раскисают, делаютс€ больше. “ак ты ж чулки оденешь, а чулки в€заные с овечьей шерсти. ћать в€зала сама вручнуюї. ћолодЄжь летом ходила босиком, Ђа зимой уже башмаки шили. Ѕашмаки с усиками. “ам на севере лапти, а у нас с усиками башмаки, как сапоги шьют. “олько берЄшь оттуда и оттуда, как ботинки, зат€гиваешь шнурки и всЄ.  ак подобие ботинков. ƒЄгтем намазал их, вода не пристаЄтї. Ѕашмаки с ушками изготовл€лись дл€ работы, башмаки с круглыми головками Ц на праздники.

ќсновой женского костюма во второй половине XIXЦ начале ’’ в. €вл€лась рубаха, котора€ была нательной и верхней домашней одеждой. ќсновным материалом дл€ изготовлени€ рубах служил различного качества холст домашней выработки, а в пореформенный период и фабричной. ƒ. ¬. Ўахов отмечал: Ђ” женщин рабоча€ рубаха бывает холщова€, дл€ праздника верхн€€ половина тонка€ американова€, ситцева€ или серпинкова€, а нижн€€ холщЄва€ (по местному Ђподставкаї); на плечах, как украшение нашиваетс€ четырехугольный лоскуток какой либо цветной материи, чаще всего пунцовой или кумачовой (по местному названию Ђполикаї); у достаточных рабоча€ рубаха така€ же, как у бедных, на праздник подставка тонка€ американова€, а верх ситцевый, или весь кумачевый, или же знак довольства; грудь и спина из одной материи, а рукава из другой, и оп€ть-таки полика совсем из другой материиї.

Ќижн€€ часть рубахи называлась подставка. –убаха, сшита€ из двух частей была более поздним €влением, вызванным практическими соображени€ми: Ђ–убашки отдавали шить с матерь€, а холстину пришивалиЕ ѕотому что ситцу мала. “ут с матерь€, а тут холстинова€, забыла как называютЕ ѕодставка. —итцу мало, экономили а подставки шили, подставл€лиї.

ќдним из основных компонентов будничного и праздничного женского костюма во второй половине XIX Ц начале XX в. €вл€лись юбка с кофтой различных фасонов. ќсновным материалом дл€ летнего комплекса €вл€лс€ ситец, дл€ зимнего Ц шерсть. «ажиточные казачки нередко шили юбки и кофты из одной ткани Ц парочку. Ќа фотографи€х начала ’’ в. девушки и женщины одеты в такие парочки. ƒ. ¬. Ўахов отмечал: Ђёбка дл€ работы у всех бывает серпинкова€ или же стара€ ситцева€, на праздник у бедных ситцева€, у достаточных в ходу шерст€нка разного цвета и достоинства; если верх рубахи украшен, как упом€нуто выше, то юбка носитс€ без кофты, если же рубаха проста€ американова€, то сверху надеваетс€ кофтаї. ¬ полевых материалах 1987 г. упоминаютс€ Ђширока€ ситцева€ юбка.  офточки на передней застЄжке сверху до низу. ќтложной воротничок, иногда без застЄжки, с Ђвыкатомї. ёбка не цветаста€ Ц син€€ или чЄрна€.  офта цветаста€ или беленька€.  офта шилась узкой, короткой, с кружевами. ёбки преобладали с трем€ оборкамиї. ” женщин† в употреблении Ђкохта, широка€ ситцева€ юбка. ” кохты отложной воротничок. ёбка Ц однотонна€, кохточка Ц цветаста€, в полосочку или с цветами. Ќа праздник Ц бенгалиновые юбки и кофты.  офта Ц с кружевами на по€се, на зап€стье и по горловине, вплотную застЄгивалась сзадиї. ¬стречалась и Ђшестипола€ юбка, слегка присобранна€ у по€са, кофточка Ц мотене.   нижней юбке пришивали по три оборки. Ќиз юбки часто обшивалс€ стекл€русомї. ёбка собиралась вверху на резинке.

¬ажным элементом женского костюма €вл€лс€ фартук или завеска: Ђ‘артук называлс€ Ђзавескойї. «авески были повседневные и праздничныеї.

ѕлать€ известны у казачек  авказской линии с середины XIX в. ¬ конце XIX в. платье шили из хлопчатобумажных, шЄлковых и шерст€ных тканей. ¬ качестве праздничного плать€ был известен капот с оборками внизу и гипюром на груди.

√оловной убор женщин составл€ли платки и шали различных расцветок и материалов, в зависимости от возраста женщин. ћолодые женщины на плечи надевали Ђперсидскийї платок Ц цветастую шаль, различные ткани в станицу приносили китайцы. ¬ широком употреблении были подшальники и шелковые платки. „Єрные шерст€ные шали хорошо видны у пожилой женщины и у казачек среднего возраста на фотографии из ст. Ћадожской. ЂЅыли шали модными тогда. “ака€ огромна€ шерст€на€ шаль, ей могли завернуть и ребЄнкаї. Ђј эти все хадили матневцы (жители кра€ ст. Ќоволабинской ћотн€. Ц ќ.ћ.), они все с шал€ми хадили. –аньше такие шали были, и во всех шали, потому что они богатыеЕ “ак накидывали на руку шаль, и шли, все за руки так от брались, как р€д. » все в носках, беленькие такие продавались, вс€ молодешь тада ходила. » они были Ц у всех банты.  осы были и банты. ј у нас, во всех косы, а бантов не было, не за что вз€ть, понимаешьї. »звестны были Ђбарашковыеї шали, у которых ворс скрывал основу ткани.

Ђ¬се женщины, Ц отмечал ƒ.¬. Ўахов, Ц заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки Ђкисныкиї и складывают волосы на голове в круг, девушки убирают волосы в рабочий день, в праздники заплетают волосы в одну косу и вплетают непременно в нее одну ленту. „ем достаточнее девушка, тем более она вплетает лент в косу. √олову покрывают девушки небольшим платочком, чтобы коса, опущенна€ назад, была видна в полном уборе; на шее вис€т различные бусы от самых простых до коралловых; женщины поверх сплетенных кос надевают чепец или попросту Ђколпакї, Ђочипокї, сшитый из недорогой материи, так как его бывает не видно из-под платочкаї. Ёта информаци€ в целом подтвердилась материалами I  убанской интернациональной экспедиции: Ђƒевушка носила одну или две косы. ѕокрывалась батистовым платком подшалочкой.  осы с лентами. ∆енщины Ц закрученные косы, покрыты чепчиком. ѕожилые женщины носили шлычку. „епчик покрывал только косы, шлычка Ц всю голову. «амужней женщине запрещалось ходить Ђраспокрытойї. ¬олосы еЄ собирались в пучок Ђкукишї, на который надевалась шлычка (чепчик)ї. Ђ¬олосы заплетали в одну косу. Ќосили в большом количестве приколки и гребешки. Ћенты прив€зывали две, одну сверху, другую снизуї.

 азачки обувались в Ђрумынки, теперь не делают румынки Ц ботинки. ѕо сих порї. ѕо воспоминани€м воронежцев, Ђна ногах у богатых ботинки, румынки, туфли на небольшом каблуке. ” бедных сандалии (после революции), чев€киї. ѕо другим сведени€м, у богатых использовались ботинки с застЄжкой впереди, у бедных Ц чув€ки, башмаки. Ѕогатые носили также туфли. ќбновы об€зательно приобретались к ѕрестольному дню и ѕасхе. —вои особенности имела обр€дова€ одежда. ¬ ст. Ћадожской невеста обр€жалась в белое платье. ƒопускалось также голубое и розовое. ѕо свидетельству информаторов ст. ¬оронежской, нар€д невесты составл€ли Ђфата с цветами, в основном тюлева€. Ѕелое, розовое или голубое платье. ¬ руках невеста держала платочекї. ‘ату называли серпанок. ¬ ст. Ћадожской, Ђсразу, как только невеста входила в дом жениха, ещЄ до того, как она садилась за стол, с неЄ снимали фату, взамен ей надевали шлычку.† Ёта делала еЄ дружка. ‘ата и подвенечное платье использовали впоследствии дл€ лечени€ детей. Ќе запрещалось также передавать свою фату и платье во временное пользование другой женщинеї. ¬ Ђприческу невесты использовалось два гребешка: чЄлка плоиласьї. Ђ÷веты такие были, восковые называлис€. ѕотом уже эти цветы с моды вышли. «а иконки их залаживали, красивые цветы. Ѕыли такие мастеровые, делали их из парафина. » пучЄчками, а потом прекрепл€ют у три р€да, и она така€ красива€. » зелЄные листочки тут по кра€м! » женщины раньше кучери наводили! » фата вот длинна€ така€Е ¬енок такой восковой. ј фата это как тюль, а када тюли не было Ц газовое, шарфа широкие газовые были. »з них делали фату такую. ћарлю крахмалили, если нетуї.

√оловной убор невесты от сватовства до венчани€, по словам информаторов ст. Ћадожской, выгл€дел следующим образом: Ђƒевушка носила цветы и длинные до земли разноцветные ленты Ц голубые, красные, жЄлтые, зелЄные. Ћенты были не вплетены в косу, а распущены.  осу заплетали Ув расплЄтФї. ¬ ст. ¬оронежской, Ђесли невеста сирота наполовину, косу ей заплетают наполовину, заканчива€ косу бантом. ≈сли невеста сирота полна€, косу ей не заплетают вовсе, а зав€зывают волосы бантом в хвостї. ≈сли у невесты есть родители, ей Ђкрут€т дулюї. Ќар€дностью отличалась и одежда жениха. ¬енчались в полной казачьей форме.

“радиционна€ казачь€ одежда отличаетс€ €ркостью, удобством, из€ществом. ќна неотделима от традиционного воинского казачьего уклада. Ёлементы традиционного казачьего костюма могут быть использованы в системе казачьего образовани€, при организации фольклорных коллективов.

ѕримечани€

  1. Ќечитайлов ћ.¬. ¬седневный мундир линейного казачества эпохи  авказской войны // »з истории и культуры линейного казачества —еверного  авказа. ћатериалы Ўестой ћеждународной  убанско-“ерской научно-практической конференции / ѕод ред. Ќ.Ќ. ¬еликой, —.Ќ. Ћукаша.  раснодар-јрмавир, 2008.
  2. √осударственный архив  раснодарского кра€. ‘. 347. ќп. 1. ƒ. 6.
  3. ќ мундирах Ћабинского и ¬ладикавказского казачьих полков // ѕолное собрание законов –оссийской империи (ѕ—«–»). —обр. 2. “. 18. ќтд. 1. 1843. —ѕб., 1844. —т. 17198.
  4. ¬исковатов ј.¬. »сторическое описание одежды и вооружени€ российских войск с рисунками, составленное по ¬ысочайшему повелению. —ѕб, 1862. „. 30. \
  5. ћатвеев ќ.¬., ‘ролов Ѕ.≈. ќчерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец ’”III в. Ц 1917 г.).  раснодар, 2000.
  6. Ўахов ƒ.¬. ¬оронежска€ станица. —татистико-этнографическое описание [“екст] //  убанский сборник: сб. науч. ст. по истории кра€ / ред.-сост. ќ. ¬. ћатвеев. -  раснодар:  нига, 2006. “. 1 (22). 2006.
  7. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  8. ‘ольклор и этнографи€  убани. ћатериалы I  убанской интернациональной фольклорно-этнографической экспедиции. јвгуст 1987 г. “. V. (рукопись).
  9. ƒрагун. Ќесколько дней на  убани (из путевых заметок, веденных на  авказе в 1853Ц1856 годах) // ¬оенный сборник. 1861. є 3. “. XVIII.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы, собранные в ходе  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.