ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора

“ехнические партнеры



»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





—вадебна€ обр€дность станицы Ќекрасовской ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: «удин јнтон »ванович, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

—таница Ќекрасовска€ была основана 1843 г. в междуречье  убани и Ћабы. ≈Є население составили 200 семей женатых солдат, 94 семьи линейных казаков, 69 семей кресть€н из великорусских губерний. ѕозже в станицу подсел€ли малороссийских казаков из ѕолтавской и „ерниговской губерний. “ем не менее, свадебный обр€д станицы Ќекрасовской €вл€етс€ образцом южновеликорусской традиции с минимальным вкраплением украинских черт.

¬рем€ проведени€ свадеб традиционно определ€лось хоз€йственным и церковным календарем и приходилось на период завершени€ сельскохоз€йственных работ и промежутки между годовыми постами. „аще всего свадьбы приходились на период между ”спенским и ‘илипповским постами (28.08 Ц 25.11). Ќо в этом промежутке особо маркировалс€ праздник ѕокровов ѕресв€той Ѕогородицы как точка отсчета проведени€ свадебных торжеств, так как к этому времени завершались все сельскохоз€йственные работы: Ђѕокров Ц девке голову покрой! — ѕокровов свадьбы начинаютс€ї. ќднако нередки были случаи, когда свадьбы игрались в зимний м€соед, начина€ с  рещени€ вплоть до ћасленицы.

Ѕрачный сговор имел в прошлом сложную структуру и прот€женную во времени последовательность встреч сторон жениха и невесты. јнализ полевых материалов показал, что данный принцип поэтапного брачного сговора сохран€лс€ и в советское врем€, претерпева€ некоторую трансформацию в сторону его упрощени€.

ѕредварительное посещение сватами дома родителей невесты было распространено в большинстве станиц ”сть-Ћабинского района. “радиционными участниками первоначального визита в дом невесты были собственно сваты, которые назначались из числа женатых родственников или соседей жениха, отличающихс€ находчивостью и красноречием: Ђесть прида?тные на етот разговор людиї. ¬ их число могли входить как мужчины, так и женщины (сват и сваха). ¬ более позднем варианте их заместител€ми могли выступать родители жениха. —ваты приносили с собой хлеб, завернутый в полотенце, его оставл€ли в доме невесты, объ€вл€€, что за согласием придут через неделю. ¬ прошлом во врем€ предварительного визита сваты приносили с собой шапку жениха, по которой родители невесты судили о его материальном состо€нии. — годами обычай предварительного сватань€ претерпел трансформацию, либо совершенно исчезнув, либо в результате временного сокращени€ процесса сватовства до одного дн€, став его эпизодом в качестве предварительного уведомлени€.

¬торым этапом брачного сговора €вл€лись уже непосредственно свод / своды / сво?дины, на которых достигалось согласие непосредственно жениха и невесты. Ќа своды, помимо сватов, отправл€лись жених вместе с родител€ми и близкими родственниками (д€дь€ми и тетками, женатыми брать€ми и сестрами, крестными родител€ми). — собой несли хлеб (пирог), зав€занный в рушнике, и бутылку самогона (водки).

ѕриход сватов и родителей также сопровождалс€ обращени€ми в иносказательной форме. ѕовсеместным мотивом этого обращени€ €вл€лись купл€ / поиск телочки, котора€ символизировала невесту: Ђ«дравствуйте, здравствуйте! ” вас там телушечка есть. ≈Є надо посмотреть там. ћы хочем купить там, погл€детьї. –еже сваты представл€лись купцами Ђкрасного товараї (Ќекрасовска€). ѕриход сватов мог сопровождатьс€ импровизированными развернутыми сценами и диалогами: Ђћы пришли по делу. ” вас есть товар, а у нас купец. Ќо товар надо посмотретьї. –одители невесты впускали сватов, показывали им Ђтоварї, но вместе с тем и требовали показать самого купца. ѕосле чего в дом заводили жениха.

«атем, как правило, брачный торг переносилс€ в дом невесты. ѕри этом чаще всего жених оставалс€ во дворе или на улице, ожида€ приглашени€. Ќевеста пр€талась в другой комнате. ≈сли жених и невеста давно знали друг друга, то во врем€ переговоров они могли находитьс€ вместе в соседней комнате или на улице.

¬о времена, когда согласию невесты на замужество не придавалось значени€, оно достигалось совместным решением родителей. ќднако более поздние полевые материалы показывают его повсеместное наличие. ‘ормой согласи€ девушки на замужество €вл€лс€ ритуал разрезани€ хлеба. Ѕолее проста€ форма сводилась к разрезанию невестой хлеба на две половины. ¬ более сложной форме ритуала невеста лишь надрезала хлеб, после чего он разламывалс€ над головами молодых сватом (дружком). –азрезанный пополам хлеб участники сватовства должны были съесть во врем€ застоль€. Ћибо съедалась только одна половина хлеба, а вторую уносили с собой родители жениха. ѕосле этого невесту спрашивали, как она будет обращатьс€ к родител€м жениха, и она должна была ответить Ђмама и папаї. ѕосле разрезани€ хлеба с тем же самым вопросом обращались и к жениху.

ѕосле окончани€ ритуальной части сватовства-сводов в доме невесты устраивалось застолье, получившее в населенных пунктах ”сть-Ћабинского района название пропо?й / пропо?и / пропо?йки(а) / пропивать невесту / запивать согласие. ѕо времени это торжественное застолье могло совпадать с другим этапом брачного сговора, св€занным с посещением стороной невесты дома жениха и его родителей. ¬ местных станичных традици€х этот переход участников сватовства называлс€ смотреть стены, печку смотреть, загнетку смотреть, смотреть хоз€йство, двора? смотреть, разгл€?дины, погл€?дины, смотри?ны и др. Ќо так же, как и Ђпропойї, он мог быть и приуроченным к другому дню, после сватовства-сводов. ѕо своей содержательной наполненности эти встречи могли не отличатьс€, но могли и содержать специфически присущие именно ей черты. “ак, обсуждение сроков проведени€ свадьбы и взаимных расходов на нее могло происходить как на пропое (в доме невесты), так и на разгл€динах (в доме жениха).

ѕредсвадебные встречи не ограничивались только пропоем и разгл€динами, и могли продолжатьс€ вплоть до самой свадьбы. »ногда только на этих дополнительных встречах и обсуждались вопросы об организации свадьбы и расходах на ее проведение. ¬ станице Ќекрасовской эта встреча устраивалась в доме невесты, и будуща€ свекровь приносила ей обед и подарки в виде предметов одежды или материи. ѕоэтому эта встреча здесь называлась смотрины. Ќа этой встрече могли провер€ть невесту, насколько она хоз€йственна и чистоплотна.

ѕосле завершени€ брачного сговора молодые считались женихом и невестой, что накладывало опечаток на характер их поведени€ вплоть до самой свадьбы.

Ќа канун свадьбы приходилось приготовление свадебных хлебов и символических атрибутов. ”ниверсальными символами свадьбы дл€ всех обследованных населенных пунктов ”сть-Ћабинского района €вл€лись обр€довые хлеба - каравай, шишки и лежень, а также свадебное деревце или ги?льце / гильцо? / ги?льза / ветка и две св€занные вместе бутылочки, известные в кубанской традиции как быки / бугаи, но редко упоминаемые под таким названием в ”сть-Ћабинском районе.

√лавным из них €вл€лс€ каравай Ц об€зательный атрибут кубанской свадьбы, воплощающий идеи богатства, изобили€ и счастливой доли.  аравай пекс€, как правило, в домах обоих родов с соблюдением традиционных правил и запретов и выполнением р€да †обр€довых действий. ќн, как и везде на  убани, представл€л собой большой круглый хлеб из сдобного теста, на изготовление которого уходило большое количество €иц, сахара, сметаны и масла. ƒл€ изготовлени€ карава€ и шишек традиционно приглашались только замужние женщины, которые жили в ладу со своими мужь€ми, чтобы их семейное благополучие также передалось и невесте. ѕовсеместно каравай украшалс€ лепными фигурками в виде птичек и шишечек. ѕри посадке карава€ в печь исполн€лись следующие припевки: Ђ аравайна€ теста, каравайна€ теста нашла себе местаї, Ђќй, печка гагоче. ќй, печка гагоче, каравайчика хочеї. √отовый каравай дополнительно украшалс€ ветками калины с €годами.

ќбр€довое употребление свадебных караваев чаще всего было приурочено к двум моментам свадьбы: дарам, на которых куски женихова карава€ подносили гост€м в качестве ответного одаривани€, и молодежным посиделкам после свадьбы, на которых караваем невесты одаривали молодежь. ќтмечались и другие манипул€ции с караваем. ѕосле выкупа свашки жениха и невесты обменивались карава€ми.

—ходным с караваем по своим обр€довым функци€м и семантическому наполнению €вл€лс€ другой свадебный хлеб Ц ле?жень, €вл€ющийс€ характерным атрибутом линейной разновидности кубанской свадьбы. ќ функциональном и семантическом параллелизме говорит отождествление карава€ и лежн€ в р€де интервью. ќсновные отличи€ этого свадебного хлеба от карава€ могут заключатьс€ в особенност€х его формы, локализации и ритуальном использовании. “ак, лежень €вл€лс€ уменьшенной копией карава€ и не украшалс€ веткой (свадебным деревцем). ѕо своей локализации лежень чаще всего упоминаетс€ как свадебный символ невесты, изготавливаемый в ее доме, в том числе противопоставл€етс€ караваю как свадебному хлебу, изготавливаемому в доме жениха. ¬ ст. Ќекрасовской лежень отдавали подругам невесты сразу после выкупа.

», наконец, треть€ разновидность свадебных хлебов Ц шишки Ц небольшие булочки в виде хвойных шишек с нечетным, как правило, количеством рожков, которые в обследованных населенных пунктах имели самое широкое применение. ѕримечательно, что типичное дл€  убани в целом использование шишек в качестве атрибута приглашени€ на свадьбу в станице Ќекрасовской не известно. Ўишки раздавали раздавали на второй день и в конце свадьбы.

≈ще одним универсальным символом свадьбы было свадебное деревце Ц главный символ невесты. ¬ станице Ќекрасовской, как и в других станицах  убано-Ћабинского междуречь€ ”сть-Ћабинского района (Ќоволабинска€, “енгинска€) свадебное деревце известно под названием ветка. ƒл€ украшени€ деревца использовали цветную бумагу, бумажные цветы, ленты и конфеты, дополнительно могли украшать пучком ковыл€ (Ђковыльна€ травочкаї), который может рассматриватьс€ не только как дополнительный элемент декора, но и оберег. ќсновой дл€ деревца мог служить каравай. ƒанный символический атрибут €вл€лс€ неизменной принадлежностью невесты и мог сопровождать ее в ходе всей свадьбы. ќднако по некоторым сведени€м свадебное деревце могло изготавливатьс€ и в доме жениха в качестве украшени€ женихова карава€. ¬ ст. Ќекрасовской свашки со стороны жениха и невесты даже устраивали соревнование, чь€ ветка лучше, когда свадебный поезд приезжал за невестой.

ѕоследний универсальный символический атрибут Ц это две св€занные вместе бутылки, символизирующие брачную пару. »спользование в обр€де этого символа в станице Ќекрасовской обладало своими особенност€ми. ¬ станицах  убано-Ћабинского междуречь€ вообще не было зафиксировано каких-либо манипул€ций с ними. «десь они просто €вл€лись атрибутом свадебного стола и сто€ли возле жениха с невестой. ¬ ст. Ќекрасовской также отмечали, что их распивали только на годовщину свадьбы.

  началу свадьбы уже был определен состав свадебных чинов Ц активных участников свадебного обр€да со стороны жениха и невесты. ¬ населенных пунктах ”сть-Ћабинского района были зафиксированы следующие их наименовани€: дружко?, сват, д€дька, сваха, сва?шка, подсвашка, старший бо€рин, бо€рин, дружок, ша?ф(хв)ер; старша€ дружка, дружка, подружка, меньша€ (младша€) дружка, подстарша€ дружка. —обирательное наименование мужской части со стороны жениха было бо€ре. ј общее название всех участников свадебного торжества Ц бесе?да. ¬ полевых материалах зачастую мы сталкиваемс€ с противоречивостью сведений о функци€х р€да свадебных персонажей, что следует трактовать не как заблуждение одних и правоту других респондентов, но как следствие динамических процессов, затронувших свадебный обр€д, и репрезентацию реалий, относ€щихс€ к различным временным срезам.

“ак, применительно к главному распор€дителю свадьбы со стороны жениха, участвовавшему в основных обр€довых действи€х, часто используютс€ синонимичные названи€ дружко? или сват. ¬ то же врем€ в р€де интервью под дружком может пониматьс€ ближайший друг жениха, при этом дружко или дружок противопоставл€ютс€ свату, как главному распор€дителю, что следует рассматривать как трансформацию наименований свадебных чинов. ¬ позднейшей модификации к данному свадебному чину может примен€тьс€ название, заимствованное из городской культуры позднего времени, - тамада.

¬ этой св€зи интерес представл€ет и другой свадебный чин со стороны жениха, редкий дл€ кубанской традиции и отмеченный лишь в нескольких населенных пунктах ”сть-Ћабинского района, в т.ч. в станице Ќекрасовской. –ечь идет о свадебном д€дьке, который скорее всего занимал промежуточное положение между женатым дружком-сватом и неженатым другом жениха, о чем говор€т полевые материалы: в одних интервью д€дька пр€мо отождествл€етс€ с дружком-сватом, причем не всегда уверенно, в других - с другом жениха.

ќпределение значений наименований свадебных чинов со стороны невесты не вызывают подобных сложностей. —таршим представителем, наиболее активно участвующим в свадебном обр€де, €вл€лась свашка или сваха, выбиравша€с€ из числа замужних родственниц невесты и обладавша€ бойким характером и умением вести разговор. ¬ некоторых случа€х упоминаетс€ о присутствии свашки и у жениха, котора€ составл€ла пару дружку-свату.

¬се из названных свадебных чинов непременно маркировались какими-нибудь отличительными знаками.  ак правило, дружко-свата и свашку перев€зывали накрест полотенцами (сват) или отрезами материи (свашка), один раз в доме жениха и один раз в доме невесты. ќстальных гостей перев€зывали один раз: мужчины Ц полотенцем, женщины Ц отрезом материи. ѕри ограниченных средствах на проведение свадьбы, таким образом могли помечать только дружка и подругу жениха и невесты. ¬ дополнение гостей помечали бумажными цветками, которые крепились у них на груди или головном уборе.

—воими особенност€ми обладал и такой этап предсвадебного периода, как приглашение на свадьбу. √лавные из них Ц это непосредственное участие родителей молодых в приглашении гостей и практически полное отсутствие свадебной шишки в качестве пригласительного атрибута. ”частие невесты и жениха в приглашении гостей можно рассматривать как более позднюю модификацию под вли€нием общекубанского контекста. ќднако даже при этом приглашение не сопровождалось какими-то обр€довыми действи€ми, а просто ограничивалось словесной формой.

», наконец, последним значимым элементом предсвадебного периода были девичьи вечеринки в доме невесты, которые в ”сть-Ћабинском районе отличались особой €ркостью, содержательностью и продолжительностью по времени.

—уд€ по всему, первоначальна€ форма проведени€ предсвадебных вечеринок предполагала ежедневные встречи подруг невесты в ее доме от момента завершени€ брачного сговора до самой свадьбы, что занимало по времени от одного до двух мес€цев. ”стойчивость этого обыча€ подтверждаетс€ современными полевыми материалами. —о временем продолжительность этих встреч из-за трудовой зан€тости в колхозе и материальных затратах, с ними св€занных, могла сокращатьс€ до одной недели перед свадьбой. Ёти встречи в отличие от последнего вечера не были регламентированы и не сопровождались какими-то обр€довыми действи€ми. ” невесты дома могли собиратьс€ не только близкие подруги, но и просто знакомые из числа молодежи, как парни, так и девушки. Ќа этих вечеринках девушки помогали готовить невесте приданое (вышивать наволочки, подрубать простыни и т.п.), свадебные принадлежности, шить и вышивать свадебную рубашку жениху. “акже на вечеринках устраивали игры и танцы под гармошку, пели песни. ¬ заключение жених с невестой угощали молодежь ужином: Ђвече?рю им даютьї. ќтмечаетс€, что ежедневно на ночевку у невесты оставались наиболее близкие ее подруги со своими кавалерами. ћог оставатьс€ на ночь и жених, что не предусматривало никаких ненормативных вольностей. »сключение составл€ли невинные шутки парней над девушками. ¬ темноте они могли налить воды на солому, постеленную девушкам на ночь, зав€зать в узел рукава тулупов.

Ѕольшей событийностью и торжественностью отличалс€ прощальный вечер, который приходилс€ на п€тницу или субботу в зависимости от того, на какой из последующих дней приходилась собственно свадьба (повсеместно праздновать свадьбу в субботу считают поздней традицией, укоренившейс€ в советское врем€).

ѕроведению последнего вечера предшествовало приглашение невестой наиболее близких подруг (от дес€ти и более человек), когда она в сопровождении старшей дружки обходила станицу. ѕроведение прощального вечера сопровождалось р€дом действий обр€дового характера. Ќезадолго до его завершени€ молодежь начинала обыгрыватьс€.  аждый из присутствующих на вечеринке парней выбирал себе пару из присутствующих девушек, после чего их сажали наподобие жениха и невесты в св€той угол, пели свадебную песню (Ђј в колодезе студЄна€ вода./ “ам  оличка поил ворона кон€ї, Ђј в нас нонче да ћишучка ночевалї), держа перед ними блюда со стопками водки. ѕосле обыгрывани€ пара выпивала по стаканчику и целовалась. ѕо некоторым сведени€м, первыми обыгрывались жених с невестой, за ними вс€ остальна€ молодежь. ¬ заключение Ђобыгрывалс€ї д€дька (друг жениха), который за обыгрывание и поднесенную рюмку водки бросал деньги на поднос под исполнение припевки: Ђј ты, ¬ан€, одари, одари. “ри червонца положи, положиї. ¬ некоторых интервью говорилось, что выкуп за обыгрывание требовали и с жениха. “аким образом, он Ђвыкупал поцелуйї невесты. «авершалс€ прощальный вечер ужином. Ќа ночь у невесты оставались ее подружки со своими кавалерами. ќднако в отличие от предшествующих вечеров жених отправл€лс€ домой.

¬ день проведени€ прощального вечера к жениху отвозили и постель, т. е. приданое невесты, в которое традиционно, помимо постельных принадлежностей (подушек, перин, оде€л, простыней, наволочек и т.п.), могли входить предметы мебели (кровать, стуль€, сундук или комод). ѕо дороге исполн€ли песни: ЂЌаши подушки р€сны, всем люд€м прекрасныї, Ђќй, сестрица-подружки, несите подушкиї. ¬ перевозе приданого могла участвовать как сторона жениха, так и сторона невесты.

”тро свадебного дн€ начиналось с пробуждени€ невесты, которое сохран€ло ритуальные черты. Ќевесту будила свашка или старша€ сестра, после чего та начинала причитывать, в том числе† обраща€сь к своим родител€м, пробужда€ их ото сна: Ђ”ставай, уставай, родной батинкаЕї, Ђ¬ставай, вставай, родима€ маменька, поливай, поливай мою красоту, чистенько, хорошенької. ѕосле этого невесту отводили мытьс€ в баню, чтобы она Ђочистиласьї.

«атем следовало обр€жение невесты в свадебное убранство. ћестна€ специфика нар€да невесты в большей степени про€вл€лась в особенност€х головного убора и диалектных наименовани€х его элементов. ¬ерхн€€ одежда невесты мало чем отличалась от общекубанских аналогов и состо€ла либо из штапельного плать€ белого, розового или голубого тонов, либо из парочки, состо€щей из кофты и юбки. »зменением прически и головного убора статус невесты маркировалс€ еще до свадьбы: сразу после сватовства или в день вечеринок. ћаркером статуса невесты была одна или несколько красных лент, вплетенных в косу. Ќепосредственно в день свадьбы невесте накручивали челку с помощью нагретого гвозд€ или в€зальной спицы, фиксиру€ кудри жженым сахаром. √оловной убор невесты в советский период состо€л из марлевой или тюлевой накрахмаленной фаты, украшенной венком из одного или трех р€дов восковых цветов. Ќаиболее нар€дна€ фата могла иметь в своем составе свисающие по бокам наподобие гирл€нд восковые цветы или ленты, которые крепились к венку.

—вадебный нар€д жениха, как показывают полевые материалы, в советское врем€ испытал сильное вли€ние городской культуры и в послевоенное врем€ представл€л собой стандартный строгий костюм. ’от€ в р€де станиц еще долгое врем€ сохран€лс€ обычай готовить невесте дл€ жениха свадебную рубаху с элементами традиционной вышивки, если это была косоворотка. ¬ дореволюционный и раннесоветский периоды нар€д жениха казачьего сослови€ представл€л собой казачью форму, а жениха-иногороднего - сюртук. ¬ первые годы после ¬еликой ќтечественной войны парни могли женитьс€ в военной форме.

Ќесколько отличалс€ сценарий начала свадебного дн€ у невесты-сироты. ѕовсеместно перед обр€жением она должна была посетить могилу своих родителей, чтобы спросить у них благословени€.  ак правило, это происходило засветло, до зари, на заре. Ќевесту на кладбище сопровождали подруги. Ќа могиле родителей стелили рушник, на который ставили угощение, и икона, перед которой невеста становилась на колени и начинала причитать / голосить: Ђћамочка мо€, бласлови мен€. ћамочка прости мене. ѕервый раз, второй раз, третий раз бласлови менеї. Ѕыло отмечено исполнение специальной сиротской песни: Ђќй, ходила Ќадюшка па крутой горе, увидала утицу на тихой водеї. ≈е пели по пути на кладбище. ¬ станице Ќекрасовской статус невесты-сироты также маркировалс€ прической. ¬ этих станицах косу сироте заплетали только до половины.

ѕосле обр€жени€ невесты ее усаживали в св€той угол на вывернутый мехом наружу тулуп дл€ обеспечени€ достатка в супружеской жизни. Ћицо невесты закрывали фатой. ѕо обе стороны от нее усаживались подружки, которые начинали исполн€ть свадебные песни в ожидании жениха: †Ђ√улюшка по садику летала. ƒа, ой, лЄли, ой, лЄли, леталаї и др. ¬о врем€ исполнени€ песен мать невесты угощала подруг невесты завтраком.

ќб€зательным обр€довым действием в доме невесты до приезда жениха было ее благословение. ƒл€ этого невеста становилась на вывернутый мехом наружу тулуп и просила прощени€ и благословени€ у отца и матери, которые держали в руках хлеб (отец) и икону (мать). –одители по очереди благословл€ли свою дочь, осен€€ ее крестообразно этими символическими атрибутами до трех раз и произнос€ слова благословени€. ѕри этом отец и мать трижды обменивались атрибутами благословлени€.

¬ это врем€ в доме жениха происходила организаци€ свадебной процессии за невестой, традиционно имевша€ название свадебного поезда. Ќаиболее распространенной в прошлом была форма конного поезда.   пешей форме, как правило, прибегали, если невеста жила неподалеку от церкви и жениха или в случае бедности. ¬ состав конного поезда об€зательно входили линейка дл€ молодых и приближенных им свадебных чинов и несколько подвод (бричек, тар) дл€ гостей. ≈сли жених был из зажиточной казачьей семьи, свадебный поезд могли сопровождать верховые казаки, которые по ходу следовани€ стрел€ли в воздух из ружей. Ћошадей при этом украшали разноцветными лентами и попонами, на которых иногда писали имена или инициалы молодых. Ћошадей также могли подпаивать водкой дл€ более резвой скачки.

ѕриезд жениха за невестой представл€л собой игровую трансформацию архаического обыча€ умыкани€ невесты с применением силы. Ќа воротах разыгрывалась сцена вз€ти€ дома невесты. —торона жениха пыталась прорватьс€, а сторона невесты вс€чески этому преп€тствовала, требу€ выкуп (магарыч). ќборона двора прекращалась, если кто-то из осаждающих прорывалс€ на его территорию или достигалась договоренность о количестве магарыча, в качестве которого как правило выступали четверть самогона и закуски, но могли быть и деньги. ¬ некоторых случа€х могли требовать магарыч и за вход в сени. √лавными переговорщиками выступали дружко-сват со стороны жениха и свашка со стороны невесты.

—ледующий этап был св€зан с выкупом косы невесты и места дл€ жениха. √лавными действующими участниками этого обр€дового торга выступали дружко-сват со своими подручными, младший брат невесты (реже сестра, если не было брата, или группа детей) и ее подруги.  ак правило, до выкупа косы жених с остальными бо€рами находилс€ во дворе, ожида€ приглашени€ от дружка. —перва происходил выкуп косы невесты у ее младшего родственника, также в форме шуточного диалога. ћальчик или девочка требовали от дружко выкупа. ¬о врем€ торга подруги невесты исполн€ли несколько раз подр€д подстегивающую азарт брата или сестры песню Ђ“оргуйс€, братец, торгуйс€! Ќе отдавай сестру дЄшевої. «десь же по завершении выкупа, размер которого был заранее оговорен и включал в себ€ преимущественно деньги и сладости, подруги невесты исполн€ли еще одну песню, адресованную Ђпродавцуї: Ђ“атарин-братец, татарин, отдал сестру задаромї.

«атем следовал выкуп места около невесты у ее подруг. »ногда выкуп места мог предшествовать выкупу косы. √лавным оппонентом в этот момент выступала старша€ дружка невесты, а в качестве выкупа, помимо денег и сладостей, она могла требовать и спиртное. ¬ случае если дружко скупилс€ на требуемый размер выкупа, ему и его сподручным могли петь корильные припевки, на которые сторона дружка отвечала тем же. ¬ ст. Ќекрасовской дружко и старша€ подруга невесты перед тем, как усадить молодых за посад, трижды обводили их вокруг стола за платок, а свашки †совершали трехкратный символический обмен свадебными карава€ми.

ѕосле непродолжительного застоль€, в случае если не было договоренности об одаривании молодых (дарах) в доме невесты ее родственниками, жених с невестой отправл€лись на венчание, регистрацию или непосредственно домой к жениху. ѕроводы молодых сопровождались р€дом ритуально значимых действий.  огда молодых обводили вокруг линейки, невеста рассыпала на четыре стороны из узелка мелкие деньги, орехи и конфеты, надел€€, таким образом, всех присутствующих частью своей доли: деньги - чтобы в доме водилось добро, орехи - кладут в гнездо, чтобы птица велась, сладкое Ц чтобы жизнь была сладка€. ¬ заключение невеста бросала платок через себ€.   данному моменту свадьбы также было приурочено исполнение свадебных песен: Ђ¬ыходила (выезжала, солетала) —веточка со двора, сломила берЄзу со верхаї, Ђќй, маменька мо€, теперь € не тво€ї, Ђя у маменьки одна, вспоминай мен€ родн€ї, в том числе посв€щенных матери невесты: Ђќй, над хатой вышн€, штоб маменька вышлаї, Ђ«агрибай, маты, жар-жар, когда тебе дочки жаль-жальї.

ƒальнейшее направление свадебного поезда в различные периоды прошлого зависело от идеологического контекста. ¬ досоветский период об€зательным этапом свадебного обр€да, узаконивающим брак на официальном уровне и сакрализирующим его статус, €вл€лось венчание. ¬ советское врем€ оно было практически вытеснено узакониванием лишь гражданского статуса брака в форме регистрации в сельсоветах или домах культуры. Ќе случайно в советские годы данный акт выпадал из структуры свадебного обр€да и мог совершатьс€ накануне или после традиционного праздновани€ свадьбы, а в 1920-х-1930-х гг., по словам респондентов, вообще был необ€зателен. ’от€ даже в советские годы сельское население нередко прибегало к венчанию в церквах и молитвенных домах, которые функционировали в г. ”сть-Ћабинске, станицах Ћадожской, ¬оронежской и  ирпильской до 1960-х гг. ќднако венчание, как и гражданска€ регистраци€ брака, также, как правило, выпадало из структуры свадебной обр€дности. ѕоэтому в годы праздновани€ свадеб, свидетел€ми и участниками которых €вл€лись наши респонденты, свадебный поезд направл€лс€ чаще всего пр€миком в дом жениха.

ƒвижение свадебного поезда сопровождалось р€дом обр€довых действий, многие из которых осмысливались уже в качестве игровых. √лавное из них Ц это преодоление преп€тствий на пути свадебного поезда, которые устраивались станичниками с целью вытребовать магарыч за проезд. ƒл€ этого использовали разные способы: перекрывали дорогу, бер€сь за руки, нат€гива€ веревку, вынос€ стол или стул. Ќа стол клали хлеб с солью, который отдавали свату и свашке взамен угощени€ и выпивки. ѕод ноги кон€м лили воду, Ђчтоб богатство былої, что также означало требование остановитьс€. «аписана была и так называема€ Ђпоезжанска€ї песн€, котора€ исполн€лась по пути следовани€ свадебного поезда: Ђј в нас кони вороны€, лЄли-ладаї.

ѕриезд молодых в дом жениха также €вл€лс€ ритуально маркированным эпизодом свадьбы. Ќаиболее значимыми действи€ми, универсальными дл€  убани, €вл€лись переход молодых через костер на воротах, встреча-благословение родител€ми жениха и обсыпание.

ѕереход молодых через символический костер, разводимый на воротах из соломы, мог происходить разными способами: жених брал невесту на руки и перепрыгивал через костер или затаптывал его, молодые переезжали костер на линейке. јпотропейна€ направленность этого ритуала сохранилась в представлени€х респондентов: Ђчтобы избавить молодых от всех несчастийї. ѕосле этого молодых во дворе встречали и благословл€ли хлебом-солью и иконой родители жениха, затем следовало обсыпание. »ногда после благословени€ молодые должны были раздавить ногой по тарелке, как объ€сн€лось, Ђна счастьеї. ¬стреча молодых также могла сопровождатьс€ стрельбой. “ак же, как и другие эпизоды первого дн€ свадьбы, встреча молодых сопровождалась исполнением специально приуроченной к этому свадебной песни, адресатом которых €вл€лась свекровь: Ђ¬ыйди-ка, маменька, погл€ди, чего тебе бо€ре привезлиї. «атем молодых заводили в дом, усаживали в св€той угол на вывернутый мехом наружу тулуп, которым застилалась лавка.

—ледующим эпизодом свадьбы выступали дары молодых в доме жениха.  ак правило, дары объ€вл€лись после символического распити€ Ђтрех рюмокї.  огда молодым подносили подарки, то делали это последовательно, по степени родства. ƒружко и свашка обносили караваем и водкой гостей, начина€ с родителей молодых, крестных родителей, дедушек и бабушек и т. д. ќб€зательным условием дл€ дарителей был принцип парности. ќдинокому не разрешалось подносить дары. ≈сли кто-то из гостей был холост или вдов, ему подбирали такую же пару. √ости в ответ на подносимое угощение объ€вл€ли о своем подарке, который чаще всего представл€л предмет, имеющий отношение к хоз€йству. Ќаиболее близкие родственники дарили скот, прочие гости какие-то вещи (одежду, отрезы материи, мыло и проч.). ѕодношение в качестве подарка денег было €влением очень редким и больше св€зываетс€ с современностью. «ачастую подарки имели чисто символический характер, а их подношение сопровождалось шуточными благопожелани€ми.  аждое подношение заканчивалось возгласом Ђ√орько!ї, после которого гости выпивали по рюмке водки. Ѕыл отмечен обычай записывать (углем, гвоздем или чаплейкой) названи€ подарков на побеленных стенах. ƒелалось это затем, чтобы проверить хоз€йственные навыки молодой, котора€ должна была забелить стены с надпис€ми на следующий день.

ѕосле даров начиналс€ свадебный пир, на который оставались только женатые и пожилые гости, а молодежь, за исключением собственно жениха и невесты, старшего бо€рина и старшей подружки невесты, расходилась по домам. Ёта часть свадебного торжества уже не сопровождалась какими-то регламентированными обр€довыми действи€ми: гости выпивали, закусывали, пели песни и танцевали под гармошку. ј ближе к полуночи дружко и свашка уводили молодых ночевать, как правило, к сосед€м или родственникам, которые проживали неподалеку. —огласно наиболее ранним полевым материалам, дружко или свашка дежурили около молодых всю ночь, а иногда могли подслушивать под кроватью.

—обыти€ второго дн€ свадьбы включали в себ€ такие обр€довые действи€, как проверка Ђчестностиї (целомудри€) невесты, принесение ей или ее матери завтрака, ритуальное / игровое катание и купание родителей жениха и невесты и другие нерегламентированные формы игрового характера. √лавными участниками этих событий и действий выступали р€женые гости.

ќсновные событи€ начала второго дн€ были св€заны с вы€снением и манифестацией Ђчестностиї (целомудри€) невесты. ѕричем со временем р€д обычаев подвергалс€ редукции и даже стал надел€тьс€ отрицательными коннотаци€ми, что было св€зано с трансформацией традиционного отношени€ к добрачным св€з€м невесты и возобладавшей в советское врем€ закрытостью интимной сферы от публичного вмешательства. “ак, сохранилс€ лишь на уровне предани€ обычай выставл€ть на всеобщее обозрение простынь или рубашку невесты после брачной ночи. Ќа излете его бытовани€ зачастую женихи прибегали к различным способам сокрыти€ факта Ђнечестностиї невесты: например, могли испачкать простынь своей кровью. “очно так же ушли в прошлое и формы общественного порицани€ Ђнечестнойї невесты, которые вызывали негодование у бытописателей народной жизни еще в начале прошлого века. Ќаиболее распространенной формой порицани€ невесты €вл€лось ритуальное глумление над ее родител€ми, в основном матерью, когда на них надевали хомуты. —реди других форм отмечались следующие: затыкали трубу в доме невесты, вместо красного флага вывешивали белый флаг, подавали родител€м невесты ложки с отверстием.

Ќапротив, устойчивость сохран€ли символические формы демонстрации добрачной невинности невесты. ”ниверсальный характер имел обычай выставл€ть красный флаг на крыше дома невесты (реже дома жениха) и цепл€ть красные ленты на грудь гост€м; в честь невесты распивали бычки с водкой, а в наполненную рюмку бросали €годы калины, ветка которой была прив€зана к бычкам или украшала каравай.

ќдним из универсальных обр€довых действий второго дн€ свадьбы было принесение завтрака невесте ее родней или свашкой. ¬ состав завтрака об€зательно входила символизирующа€ невесту варена€ курица, которую должен был разломить на части жених, что, в свою очередь, символизировало состо€вшийс€ акт дефлорации. ѕрисутствующие гости пели жениху шуточные песни скабрезного содержани€: Ђѕродрал ¬ан€ стельку, забралс€ в постелькуї и др. –одственники жениха могли разыгрывать шуточные сценки дл€ родственников невесты: пр€тать ее в чулан, нар€жать в старуху и отправл€ть готовить на кухню. ѕосле окончани€ завтрака сторона невесты приглашала сторону жениха к себе на совместное продолжение свадебного застоль€.

¬изит стороны жениха к родител€м невесты не сопровождалс€ поднесением символического завтрака матери, но имел своей целью словесную благодарность за хорошую невесту. —ама процесси€ здесь получила название водить журавл€ или вождение журавл€ по названию песни, котора€ исполн€лась по дороге: Ђќй, журушка, журавель-журавель. ћолоденький, молодой-молодойї. Ѕеседа также несла с собой атрибуты Ђчестностиї невесты (калину, красный флаг, рубашку невесты или простынь со следами крови), демонстриру€ встречным станичникам. ѕрид€ в дом родителей невесты, сваты или жених выражали им словесную благодарность. «атем их приглашали пройти в дом, угощали выпивкой и закусками. –одители невесты угощали пришедших водкой с €годами калины и медом. ¬о врем€ всеобщего весель€ матери и свашке невесты пели песни шуточного или скабрезного содержани€: Ђ алина-малина. ќлюшка под калиной сто€лаї; ЂЌе бойс€, маты, не бойс€, в червоны чоботы обуйс€ї; Ђ’одила ќлюшка по тел€та, просили у ней реб€таї; Ђќй, ты, свашка-курва, повей мене кудриї †и др. ¬ наиболее ранних материалах фиксировалс€ обычай бить макитры на животе матери невесты (тот же самый ритуал потом производилс€ над матерью жениха). ѕри этом участники этого действа приговаривали: Ђќна больше не будет рожать, чтобы ей живот не болелї. ћакитры разбивали скалкой, а черепки затем заметали веником.

Ќаиболее активными участниками всех обр€довых действий второго и последующих дней были так называемые р€женые Ц гости, переодетые в импровизированные костюмы. —реди персонажей обр€дового р€жени€ наиболее попул€рными были, как и по всей  убани, цыгане, врачи, Ђженихї и Ђневестаї. ƒл€ цыганского нар€да, как правило, использовали лохмоть€, лица разукрашивали краской или сажей, приделывали горбы, животы и рога. »з атрибутов цыган были карты дл€ гадани€ встречным, разнообразна€ хоз€йственна€ утварь, имитирующа€ музыкальные инструменты (утюги, скалки, рогачи, рубели). ¬рач ощупывал женщин и делал шприцем Ђуколыї. ѕереодевание в Ђженихаї и Ђневестуї представл€ло из себ€ травести, где дл€ роли Ђженихаї выбиралась женщина, а дл€ роли Ђневестыї мужчина. ƒл€ большей комичности в нар€д Ђженихаї старались переодеть женщину маленького роста, а в нар€д Ђневестыї мужчину повыше. Ђ∆енихуї могли прицепить между ног морковь (бутылку с водой, перец, скалку) с двум€ помидорами (картошками, луковицами), имитирующими мужские гениталии.

–€женые выступали в качестве главных действующих лиц также при встрече гостей утром второго дн€, игровом катании и купании родителей жениха и невесты.

”тром второго дн€ гостей созывали на продолжение пира ударами в железку или рельсу. ќднако любой из пришедших считалс€ опоздавшим, за что предполагались различные виды шуточных наказаний и штрафов. Ёто мог быть просто денежный штраф.

¬ структуре свадебной обр€дности станицы Ќекрасовской устойчиво выдел€етс€ третий день свадьбы (понедельник или вторник) с приуроченным к нему составом обр€довых действий. ’от€ в процессе редукции свадебной обр€дности эти действи€ могли входить в состав второго дн€. ¬ качестве повсеместных обр€довых действий третьего дн€ выдел€ютс€ приготовление обр€довой пищи Ц куриной лапши и забивание кола (чопа), если речь шла о женитьбе / замужестве последнего ребенка в семье.

ќ центральном месте приготовлени€ обр€дового блюда в завершающий день свадьбы говор€т собственно наименовани€ третьего дн€ - лапша, кур€тина, на курэй, курей бить, кур€тину йисть. —обыти€ третьего дн€ начинались с того, что процесси€ р€женых отправл€лась собирать кур по дворам гостей, гул€вших на свадьбе. ¬ свою очередь каждый из гостей об€зан был дать по курице. –€женые складывали птицу на подводу, в мешок, вешали ее на себ€ или прив€зывали к шесту. «атем сносили ее в дома жениха или невесты, где кухарки должны были приготовить из нее лапшу, а вечером устраивалась совместна€ трапеза. ¬ советское врем€ этот обычай мог приобретать иную форму. “ак как третий день свадьбы приходилс€ на будние дни, а колхозные реалии не предполагали в это врем€ выходных, то с утра гости сами приносили по курице, затем шли на работу, а вечером собирались на ужин. «аключительный характер ужина с куриной лапшой закрепилс€ в его названии - тушить свадьбу. —игналом к прекращению застоль€ и, соответственно, праздновани€ свадьбы €вл€лась подача на стол кисел€ как разгонного блюда.

ѕримечани€
  1. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  2. ∆иганова —. ј.  убанска€ свадьба как музыкально-этнографическа€ традици€ позднего формировани€: диссертаци€Е кандидата искусствоведени€: 17.00.02. ћ., 2008. 216 с.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 г. ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.