ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора






—вадебна€ обр€дность станицы Ѕакинской √ор€чеключевского района  раснодарского кра€



јвтор: «удин јнтон »ванович, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

—таница Ѕакинска€ основана 17 апрел€ 1864 г. на правой стороне р. ѕсекупс в трЄх верстах ниже впадени€ р. ѕсейтук. Ќазвание получила по 143-му пехотному Ѕакинскому полку, участвовавшему в  авказской войне. ѕервыми переселенцами стали 26 семей из 2-й бригады бывшего  авказского Ћинейного казачьего войска и 151 семь€ из округов бывшего „ерноморского казачьего войска. —оответственно в основу формировани€ местной народной культуры легли черноморские (малороссийские) традиции. „ерноморским в своей основе €вл€етс€ и свадебный обр€д станицы Ѕакинской.

ѕервой обр€довой церемонией свадебного комплекса €вл€лось сватовство, целью которого было получение согласи€ родителей невесты на брак. ¬ советские годы обр€д сватовства превратилс€ в церемонию, котора€ практически исключала вариант отказа со стороны невесты или ее рода. »збранник или избранница были известны родител€м задолго до сватовства, целью которого становилась формальна€ санкци€.

ќ времени прихода сватов родители невесты оповещались заранее.  ак правило, это было вечернее врем€ суток. ¬ р€де случаев упоминалс€ субботний вечер, Ђпод ныдилюї. ќбращает на себ€ внимание однообразие состава сватов или старост. Ёто всегда были двое женатых мужчин, которые чаще всего приходились жениху родней или близкими знакомыми: старший брат, д€д€, крестный отец, сосед. ѕо своим качествам это были мужчины, живущие в благополучном и счастливом браке или же обладающие чувством юмора и даром красноречи€. ћужчины, которые участвовали в сватовстве, должны были выступать в качестве старост и на самой свадьбе.

”частие родителей в сватовстве зафиксировано не было. ¬ то врем€ как жених непременно сопровождал сватов. ѕо-видимому, его об€зательное участие утвердилось достаточно поздно, так как в упоминали бытование в досоветском и раннесоветском прошлом обыча€ сватать Ђпо шапкеї, когда головной убор €вл€лс€ заместителем жениха, а сваты выступали в роли посредников в переговорах родителей двух сторон. ¬ качестве атрибутов, с которыми сваты отправл€лись в дом невесты, выступают хлеб, рушник, в который хлеб заворачивалс€, и бутылка водки или самогона.

ѕриход сватов сопровождалс€ обращением к родител€м невесты в иносказательных формах, в которых использовались мотивы животноводства или торговли. Ќаиболее универсальным €вл€лось предложение купить тЄлочку (козочку), под которой подразумевалась невеста: Ђј у вас корова чи тЄлка продаетс€ чи не?ї

≈сли родители невесты были оповещены о приходе сватов и уже прин€ли решение выдать дочь замуж, они принимали у сватов принесенный хлеб и приглашали их за стол дл€ дальнейшей беседы. ’от€ предварительно в шуточной форме они могли отказывать в приеме, объ€сн€€, что у них нет того, за чем сваты (купцы) пришли. —имволический торг мог проходить уже за столом. ѕри нем молодые могли не присутствовать, ожида€ приглашени€. »ногда жених находилс€ на улице, а невеста в другой комнате, либо молодые общались в это врем€ во дворе и заходили в дом, когда сваты получали согласие от родителей.

¬след за согласием родителей следовало согласие невесты, которое имело ритуальную форму. ¬ ст. Ѕакинской невеста разрезала хлеб пополам, после чего отец просил ее соединить две разрезанные половины и произносил напутствие: Ђ“ак оцэ ж знай, шо одризана скиба от хлиба, и еи вже ны прышиешь. ќт так и тоби. ѕишла, вже знай, шо ты пишла и вже ты ны вэрныс€ сюдаї.

ѕосле того как невеста давала согласие на брак, старост перев€зывала приглашенна€ по этому случаю свадебна€ подружка невесты (Ѕак3926). «атем следовало приглашение в гости родителей жениха, крЄстных и близких родственников Ђпыть магорычї.

Ќе каждое сватовство приводило к благопри€тному исходу. ѕорой, чтобы получить согласие, сватам (старостам) приходилось неоднократно посещать дом невесты. ѕоскольку в доколхозный период решение о замужестве принималось исключительно родител€ми девушки, то чаще всего причиной отказа €вл€лось имущественное неравенство семей. ¬ этом случае сватам отказывали в гостеприимстве, не приглашали их за стол и не принимали из их рук принесенный хлеб. ¬ советские годы причиной отказа все чаще становилось нежелание самой невесты.  ак правило, это происходило в случае, если невеста ранее не встречалась с парнем или даже совсем не была с ним знакома. ќтказ в народной традиции выразилс€ в иносказательной формуле: Ђкабак [сватам] давалы пид рукуї.

Ѕрачный сговор не ограничивалс€ одним сватовством. ¬ промежутке между ним и собственно свадьбой, который, как правило, длилс€ от трех недель до мес€ца, происходили дополнительные встречи, на которых представители двух семей договаривались о дне свадьбы и взаимных расходах на нее. ѕромежуточна€ встреча не имела специального названи€ и происходила через день или неделю после сватовства.

¬се остальное врем€ было посв€щено будничной подготовке к свадьбе. ¬ об€занности жениха входила покупка невесте венчального плать€ и фаты. Ќевеста и ее родн€ готовили приданое.

«а несколько дней до свадьбы в доме жениха и невесты происходило приготовление об€зательных обр€довых хлебов и атрибутов.

 аравай Ц непременный атрибут кубанской свадьбы, воплощающий в себе идеи достатка и изобили€, доли и счасть€, готовилс€, как и другие свадебные хлеба, в домах обоих родов.   замешиванию теста на каравай привлекались женщины из благополучных семей, не разводившиес€ и не €вл€вшиес€ вдовами. ѕо способу приготовлени€ каравай мог представл€ть собой сложную конструкцию из отдельных сегментов (булочек), уложенных в три сло€. —верху каравай украшалс€ лепными фигурками из теста в виде птичек, цветов, шишек, рожков, дополнительно украшалс€ ветками калины с €годами и бумажными цветами.

ƒругим общеоб€зательным печеньем были шишки, которые пеклись по числу приглашенных гостей или в два раза большем количестве.  оличество шишек зависело от того, использовались ли они только в качестве пригласительного атрибута или еще дополнительно выступали в качестве подношени€ гост€м на дарах. Ўишки имели универсальную дл€  убани форму в виде булочки с рожками, внешне напоминающую хвойную шишку. ¬ ст. Ѕакинской считали, что количество рожков на шишке должно быть непарным, от п€ти до дев€ти.

Ѕыло зафиксировано и упоминание такого обр€дового хлеба, как бочЄнок. ќднако его обр€довое назначение, локальное, темпоральное, акциональное использование и семантика остались не вы€сненным.

≈ще одним символом свадебной обр€дности станицы Ѕакинской €вл€етс€ свадебное деревце, представленное в двух вариантах. ѕервый вариант свадебного деревца известен под названием солќдкэ, второй Ц под названием г»льце. Ћексема солќдкэ €вл€етс€ оригинальной. ƒанный атрибут свадьбы мог представл€ть собой ветку с многочисленными отростками, обвитыми сдобным тестом, котора€ украшалась дополнительными элементами из теста в виде птичек и лентами. ¬ качестве подставки дл€ солодкэ использовались также украшенна€ лентами тыква или хлеб (Ђпомпушкаї). Ќа одной основе могли быть установлены три обр€довых деревца. ¬ этой же станице солодкэ могли называтьс€ обвитые тестом веточки нечетного количества, от семи до одиннадцати, которыми украшалс€ каравай. ƒруга€ разновидность свадебного деревца, г»льце, изготавливалась без использовани€ теста. Ёто была Ђр€сна€ї ветка, обвита€ цветной бумагой, украшенна€ лентами и бумажными цветами.

—вадебное деревце также изготавливалось как в доме невесты, так и в доме жениха, о чем говорит фиксаци€ действий с ним в домах обоих родов, которые традиционно праздновали свадьбу порознь.

», наконец, еще одним символом свадьбы €вл€лись бугаи / быки Ц две св€занные друг с другом красной лентой бутылки / четверти самогона или водки (в современной модификации Ц шампанского), которые €вл€лись предметом ритуально-игровых действий второго дн€ свадьбы: символической кражи с требованием выкупа, соревновани€ между дружком и дружкой и заключительного распити€. »ногда спиртное содержалось в одной бутылке, а в другой Ц вода, что может рассматриватьс€ как поздн€€ модификаци€ символа за счет усилени€ его игровой функции (соревнование за обладание бутылкой водки). ƒополнительным атрибутом бугаев €вл€лс€ сноп ржаных колосьев, который прив€зывалс€ между бутылками красной лентой. ¬ св€зи с буга€ми в число активных участников свадьбы вводилс€ такой чин, как пастух Ц лицо ответственное за их сохранность.

Ќакануне свадьбы жених и невеста порознь приглашали на свадьбу своих родственников и гостей, состав которых, как правило, определ€лс€ родител€ми молодых. ¬ доколхозный период, по-видимому, повсеместным правилом дл€ невесты было приглашение гостей в свадебном нар€де. ќднако в более позднее врем€ оно перестало быть об€зательным. ѕо свидетельству респондента ст. Ѕакинской, в этой станице обычай приглашать гостей в свадебном нар€де сохран€лс€ до 1950-х гг. ¬ последующее врем€ невеста ограничивалась надеванием лишь одной фаты или отправл€лась в будничной одежде. —опровождала невесту старша€ дружка, котора€ несла корзину с шишками, или группа подружек. ѕри посещении гостей невеста вручала им шишку, котора€ €вл€лась пригласительным атрибутом.

¬ечеринка, региональное наименование восточнослав€нского девичника, которым называлс€ вечер в доме невесты накануне дн€ свадьбы, в современных полевых материалах предстает в крайне редуцированном виде. ≈го исчезновение в первую очередь объ€сн€етс€ т€желыми экономическими услови€ми первого послевоенного дес€тилети€, на которое пришлась основна€ часть свадеб наших респондентов. ¬ лучшем случае вечеринки сводились к простым посиделкам невесты со своими подружками. Ћишь на основе наиболее ранних интервью мы можем сделать вывод, что некогда этот эпизод свадьбы имел развернутую и торжественную форму с элементами ритуальных действий. ¬озможно, также об этом свидетельствует достаточно частое отнесение респондентами дн€ вечеринки (субботы) к первому дню собственно свадьбы. ќднако применительно к советскому периоду по вышеназванным причинам это отнесение уже нельз€ назвать правомочным.

”тро свадебного дн€ начиналось с облачени€ невесты в свадебное убранство, которое сохран€ло в весьма редуцированном виде элементы ритуального характера. ¬ большинстве интервью манипул€ции с волосами невесты уже сводились, главным образом, к завиванию челки с помощью разогретой в€зальной спицы или гвозд€. √оловной убор невесты представл€л собою марлевую или тюлевую фату с венком из одного или трех р€дов восковых цветов. —вадебное платье изготовл€лось или покупалось из материала светлых тонов: белого, розового или голубого. »ногда это могла быть парочка, состо€ща€ из кофты и юбки. ƒанный нар€д €вл€етс€ поздней модификацией убранства невесты, сложившейс€ под вли€нием городской культуры. ¬ дальнейшем свадебна€ фата и платье могли передаватьс€ невестой своим подружкам, выход€щим замуж. „тобы невесту не сглазили, в подол ее плать€ прикрепл€лись булавки острием вверх. ¬ качестве свадебного нар€да жениха до утверждени€ стандартизированного строгого костюма в первые послевоенные годы использовалась советска€ военна€ форма, а в досоветский период казачий костюм. ƒополнительными элементами нар€да молодых были бумажные цветки, которые крепились им на груди.

¬ это врем€ в доме жениха происходила организаци€ свадебного поезда Ц процессии, отправл€вшейс€ за невестой и состо€щей из представителей рода жениха и его друзей, которые надел€лись особыми звани€ми-чинами. Ћексический р€д наименований чинов включает в себ€ следующие названи€: староста, сват, дружка, старша€ дружка, старша€ подружка, бо€рин, старший бо€рин, свашка. ¬ местной традициии наблюдаетс€ симметричность в наименовани€х и функци€х свадебных чинов со стороны жениха и стороны невесты.

√лавным распор€дителем свадьбы €вл€лс€ сват Ц пожилой мужчина, как правило, родственник жениха или его крестный отец, зачастую ранее принимавший участие в сватовстве. Ќар€ду с общераспространенной номинацией сват параллельно использовались и друга€ его номинаци€ - староста. ¬ качестве ближайших помощников свата выступали свашки, также старшие родственницы жениха и невесты. ¬ отношении сопровождающего жениха неженатого друга использовалась номинаци€ бо€рин или старший бо€рин. “акже бо€рами могли называтьс€ все друзь€ и родственники мужского пола со стороны жениха. ” невесты в роли главной сопровождающей выступала дружка / старша€ дружка / старша€ подружка Ц незамужн€€ девушка, родственница или подруга невесты.

ѕо окончании всех подготовительных действий свадебный поезд отправл€лс€ за невестой. „аще всего свадебный поезд двигалс€ пешком, что было св€зано с сокращением поголовь€ лошадей в станицах. »х использовали лишь в том случае, если невеста была из другой станицы или кто-то из участников свадьбы имел своих лошадей. ¬ таком случае животных украшали цветами и лентами.

ѕрибывший к дому невесты свадебный поезд встречала перед воротами ее сторона с требовани€ми выкупа, который происходил в шуточно-игровой форме. √лавными участниками символического торга выступали сваты и свашки. ѕосле торга на воротах поезжане расплачивались со стороной невесты водкой и конфетами, после чего их пропускали во двор.

≈ще один ритуальный выкуп происходил в самом доме невесты. √лавным участником данного символического торга со стороны невесты выступал ее младший брат. ¬о врем€ выкупа лицо невесты было закрыто платком. ѕосле этого сидевша€ р€дом с невестой подружка уступала место жениху, который открывал невесте лицо, целовал ее и садилс€ р€дом. ћолодым на лавку стелили вывернутый мехом наружу кожух с целью обеспечить будущую семью многочисленным потомством и материальным достатком.

¬о врем€ выкупа невесты исполн€лись так называемые корильные припевки, типичные дл€ украинской свадьбы-в€селле, адресатами которых выступали представители свадебных чинов со стороны жениха и невесты, сост€зающиес€ между собой:

Ђ” нашого свата (2)
¬ырбова€ хата,
—ино(э)чкы з бэрэзи,
¬ыйдэмо твэрэзиї
.  
 
ѕосле выкупа обыгрывалась и мать невесты:
Ђћаты ¬еру родыла, (2)
ћис€цем обгородыла,
«иркою пидпэрэзала,
ƒо ¬анечки выпровожалаї
.
Ђ«агрибай, матэ, жар-жар, (2)
 олы тоби дочку жаль-жаль.
 ыдай у пичь дрова,
ќставайс€ здороваї
.

ѕосле непродолжительного застоль€ следующим этапом, согласно принципу раздельного праздновани€ свадьбы сторонами жениха и невесты, были дары в доме невесты, участниками которых были родственники и гости с ее стороны.

¬ одаривании соблюдалась определенна€ последовательность. ѕервыми дарител€ми были родители, затем крестные и близкие родственники. ¬ соответствии с правилом участи€ в свадебном застолье только семейных гостей, дары молодым преподносились семейными парами. ¬ качестве подарков редко упоминаютс€ деньги. ¬ основном это были предметы дл€ обзаведени€ молодыми собственным хоз€йством: крупный и мелкий скот, хоз€йственна€ утварь, матери€, одежда, посуда. ƒл€ гостей, не приходившихс€ молодым родственниками, подношение материальных подарков было необ€зательным, поэтому они ограничивались благопожелани€ми, шуточными обещани€ми подарков, ЂзелЄного (т. е., неродившегос€ Ц ј. «.) телЄнкаї, ЂзелЄного поросЄнкаї, или шуточными клише, типа:† Ђƒарю вам серебро, шоб было добро! ƒарю вам гроши мидни, шоб нэ булы бидни! ј щЄ даю вам рубь, шоб сто€л, €к дуб, шоб не гнулс€, не ломалс€ и сырости не бо€вс€!ї. ∆ених с невестой отвечали на каждый подарок поклоном. “акже было прин€то Ђзаписыватьї, т. е. царапать, на стене названи€ подарков и имена дарителей.

ќбр€д одаривани€ в доме жениха характеризуетс€ как симметричный обр€ду в доме невесты, за исключением отдельных его элементов. “ак в доме жениха вместо гильца фигурирует солодкэ как его заместитель, который разламывалс€ и раздавалс€ гост€м из сита.

ѕосле даров в доме невесты молодые выходили из-за стола и отправл€лись на венчание или в дом жениха. ѕеред этим невеста прощалась со своими подругами, которые пели невесте прощальные песни:

Ђќт батэнька та й на одиходи.
ќтсадыла орих ва горќди.
–осты, росты, та й укорэныс€.
“ы, батэнька, за мной нэ журыс€Еї
Ђяк изрижу з розы витку,
“а й пустю на воду.
ѕлывы, плывы, з розы витка
јж до мого родуЕї

ѕеред выходом из дома молодых благословл€ли родители невесты: отец хлебом, мать иконой. ћолодые сто€ли перед ними на колен€х на расстеленном мехом наружу кожухе, а родители осен€ли их крестным знаменем с помощью хлеба и иконы. Ќевеста забирала с собой икону-благословение с изображением Ѕогородицы. Ќа иконе-благословении жениха изображались, как правило, образ —пасител€ или Ќикола€ ”годника.

¬ыводили молодых со двора за платок или рушник, за который молодые держались или которым св€зывались их руки. ¬ывод молодых осуществл€ли дружко / старший бо€рин или староста / сват. «а воротами двора невеста клан€лась на все четыре стороны, проща€сь со своими родными и близкими, после чего свадебный поезд отправл€лс€ на официальную регистрацию, венчание в церковь или сразу в дом жениха.

¬енчание или регистраци€ в сельсовете или «ј√—е в первые советские дес€тилети€ оказались вытеснены из структуры свадебного обр€дового комплекса и проводились либо накануне, либо после свадьбы. Ќеоб€зательность церковного венчани€ была обусловлена пон€тными причинами идеологического характера и повсеместным разрушением православных храмов.

ѕроцесси€ в дом жениха также сопровождалась исполнением припевок, которые могли также повтор€тьс€ по приезду в дом жениха:

ЂЌа колодце сниг билие (2).
ћаты нывистки робие.
Ўо прыйидэ сын-соловэйко,
“а й прывизэ користочку,
ћолодую нивистоЕї
Ђ„и рада ты, маты,
—воему дыт€ти.
ќдыному рождыному,
ј другому суждэномї
.
  Ђј в ¬аничкы вориточкы впалы, (2)
 алыною веточку вкралы.
Ќы кажить ныкому
ѕока довыдэм до домуЕї

ѕриход в дом жениха включал три основных ритуальных действи€: переход молодых через костер, разводившийс€ на воротах, благословение и обсыпание.  остер был символическим и разводилс€ с помощью соломы. ќн тушилс€ старшим бо€рином, после чего жених заводил невесту во двор.

«атем молодых встречали родители жениха, которые благословл€ли их по аналогии с благословением родителей в доме невесты. ѕосле этого свекровь или свашка со стороны жениха обсыпали молодых из сита или подола хмелем, монетами, конфетами и орехами. ƒеньги после обсыпани€ невеста хранила в своем сундуке.

Ѕыло отмечено исполнение свадебных припевок, которым сопровождалс€ приход молодых в дом жениха. √лавным адресатом этих припевок выступала свекровь:

Ђќй, матинка утка,
ќй, матинка й утка,
¬арочайс€ прутко,
—онычко нызэнько,
ƒружички блызэнько.
—онычко ще й ныще,
ƒружечки ще й блыщеї
.
 

ƒалее молодых заводили и усаживали за стол в св€том углу на расстеленный мехом наружу кожух.

ѕо завершению в доме жениха даров, которые проходили по аналогии с дарами в доме невесты, начиналс€ свадебный пир. ѕоскольку свадьбы большинства наших респондентов пришлись на послевоенное врем€, свадебное застолье отличалось скромностью блюд. “ем не менее, прилагались все усили€, чтобы провести его достойно и не только накормить гостей, но и угостить станичников, которые наблюдали в качестве зрителей за ходом свадебного торжества со стороны. ¬ целом перечень свадебных блюд мало отличалс€ от повседневных и включал в себ€ традиционные борщ, картошку с м€сом (соус), холодец, плов, пироги, жареную рыбу, солень€. ¬ трудное врем€ выручали грибы и дичь, которыми была богата предгорна€ лесна€ зона √ор€чего  люча. ќсновным спиртным напитком на свадьбе был домашний самогон, а в послевоенные годы даже очищенный денатурат. ’от€ употребление спиртного было ограниченным и строго регламентированным, что отличает традиционную кубанскую свадьбу от современной. «астолье происходило в обстановке непринужденного весель€ и сопровождалось исполнением лирических и шуточных песен. Ќепременным участником свадебного торжества был гармонист, статус которого в станичном обществе был традиционно высок, и свадьба без звучани€ гармони считалась неполноценной.

¬ названи€х второго дн€ свадьбы (понедельник) в полевых материалах прослеживаетс€ большое разнообразие, св€занное с актуализацией различных его эпизодов: Ђцыганска€ свадьбаї, Ђцыганеї, Ђпохмел€тьс€ї, Ђкурей йистьї, Ђна кур€тынуї, Ђсвашек катаютьї. –еже, если свадьба имела продолжение в последующие дни, они могли получать свои названи€: Ђ” нас гул€лы ото пэрвый дэнь. ѕотом на другый дэнь, цэ €к закон уже ж это, возылы йих в магазын и кругом на возыку. “рэтий дэнь курэй ед€ть. Ќа четвэртый дэнь собыралыс€ мундеры йилы [картошку Ђв мундирахї - ј. «.]. „етыре дн€ гул€лыї.

”тро второго дн€ свадьбы начиналось с посещени€ молодых в доме, где они ночевали. ”ниверсальным элементом второго дн€, имевшим шуточно-игровой характер, €вл€лись катание и купание родителей жениха и невесты. –одителей сажали на тачку и везли по станице в магазин или на базар, где покупали им несоразмерное белье или одежду, после чего довозили до ближайшего водоема или лужи и купали. «атем следовало их переодевание в купленную одежду и требование магарыча за катание. ƒеньги на покупку одежды дл€ родителей собирали с опоздавших на второй день свадьбы гостей, которых заставл€ли качатьс€ на импровизированных качел€х в виде веревки или цепи, требовали за это плату и принуждали выпить Ђштрафнойї стакан самогона. Ќаиболее активными участниками данных действий, равно как и прочих свадебных бесчинств второго дн€, были р€женые. ¬ качестве повсеместных форм р€жений были переодевани€ в цыган и травести, когда мужчина переодевалс€ невестой, а женщина женихом. ѕрочие ритуальные бесчинства, осуществл€емые р€жеными и другими участниками свадьбы, отличались большим разнообразием и помимо традиционных форм зачастую получали индивидуальное выражение в зависимости от изобретательности и чувства юмора их участников.

¬ конце свадьбы отец Ђодел€лї гостей, т. е. надел€л их долей, называ€ их своими детьми: Ђ» тада уже, када уже нагул€ютс€ на трэтий дэнь, уже батько одел€еть дитэй. Ёто ж вси называють папа, мама там, бат€, мама. Ќа это ж вси приглашЄни называють на родителив так. ¬оны ж йихни диты цэ всиї. ѕроисходило это следующим образом. ќтец отв€зывал от бугаев прив€занный между ними красной лентой снопик ржаных колосьев, совершал символический обмолот ритуальным цепом, который €вл€лс€ уменьшенной копией цепа рабочего, и раздавал каждому из присутствующих гостей по горстке зерна с подношением рюмки водки, налитой из буга€: Ђј потом уже, када это прынос€ть аж тих бугаив, уже €к одел€е батько, прыносить ти дви бутылкы и жито тэ. “ут молот€ть жито, и батько одел€е. ќто налывае в рюмочкы, маленькэ рюмочкы, шоб усим же ж хватыло. Ќалывае по рюмочкэ водкы и жито по пучечку кладэ. » всЄї. Ёто зерно следовало хранить всю жизнь: Ђ» это жито всегда нэслы до дому и всегда у комодЕ Ћожуть в узелочек и ложуть у комод. Ёто €к жизн€. Ёто жито Ц это д»ла батько ж, шо из матерьюї.

Ќа этом заканчивалась обр€дова€ часть свадебного торжества. ѕродолжение его не сопровождалось далее специальными ритуальными действи€ми и выражалось в застоль€х в кругу близких и хождении Ђпо родычахї, которое могло продолжатьс€ до недели.

ѕримечани€
  1. »стори€, этнографи€, фольклор  убани. “. 2. √ор€чеключевской район (материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции). »жевск, 2016.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1992, 2008 и 2010 гг.† ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.