ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора

“ехнические партнеры



»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора





“радиционные промыслы и ремЄсла восточнослав€нского населени€ ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: ћатвеев ќ.¬., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Ќаучно-исследовательского центра традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

 омплексное земледельческо-скотоводческое хоз€йство восточных слав€н с начала их посто€нного поселени€ на территории современного ”сть-Ћабинского района потребовало развити€ и самых разнообразных ремЄсел, как традиционно мужских, так и женских. ћестные жители сами изготавливали себе одежду, колесный транспорт и пр.

Ќапример, необходимость обработок шкур животных способствовало развитию в регионе кожевенного дела. ¬оенные и повседневные нужды приводили к развитию шорного дела: изготовлению сЄдел, вожжей, сбруй, хомутов и т.д. ѕроизводили самосто€тельно и некоторую часть одежды, котора€ изготовл€лась из домотканой льн€ной и полотн€ной материи. —ырьЄ дл€ такого производства изготавливалось своими руками из урожа€ конопли и льна. Ќар€ду с посадкой, культивированием, уборкой эти технические культуры требовали особой обработки: отмачивани€, просушки, разм€гчени€, вычЄсывани€. “олько после этого полученные волокна были пригодны дл€ использовани€ на ткацком станке. ¬ каждой станице имелась сво€ кузница, обеспечивающа€ население серпами, лопатами, грабл€ми, обручами дл€ бочек и колЄс, подковами, гвозд€ми и т.д.† ¬ 1889 г. в ст. ”сть-Ћабинской 1 человек занималс€ кожевенным ремеслом,† 4 человека Ц скорн€жным, 3 человека Ц шорным, 4 Ц шерстобитным, 3 человека Ц верЄвочным, 8 чел. Ц бондарным, 7 Ц стол€рным, 24 Ц плотничным, 8 Ц кузнечным, 15 чел. Ц портн€жным, 11 чел. Ц сапожным, 14 чел Ц кирпичным [1]. ¬ станице Ќоволабинской ткацким ремеслом (изготовлением пр€ж и холста) занимались 200 женщин, плотничным Ц 12 человек, портн€жным Ц 6, кожевенным Ц 1, скорн€жным Ц 4 (2 мужчин и 2 женщины), верЄвочным 4 (2 муж., 2 жен.), сапожным Ц 4, бондарным Ц 2, стол€рным Ц 2 [2]. ¬ ст. Ћадожской развито было гончарное и бондарное ремесла. √ончарное производство располагалось между улицами √олощапова и √орького на горе. ќдним из лучших мастеров-бондарей был »ван  арнаухов, который выделывал прочные дубовые бочки [3].

 узнечное дело было развито практически до середины 1980-х гг.: Ђ— мастером € начал работать молотобойцем, молотом бил. “огда же варили только кузнечным варом, сварки не было. ¬ горно залаживаешь метал, два куска, потом соедин€ют и обрабатывают. ¬арили кузнечным варомЕ ѕривозили железо. ј последнее врем€ что-то не стало металла, и подковы не делали. вот такие столбы начали делать, арматура пошла. —толбы, арматура Ц коней то надо коватьї.  олесным ремеслом занималс€ отец информатора: Ђћастер, вот мой отец, делал колеса, а мы в кузне отт€говали, оковывали, обклепывали что б обод не расходилс€. — дубаЕ √нули в горах, привозили мен€ли на зерноЕ ќн просверливал обод, спицы забивал. —тупка, в ступку забивали спицы. ј потом на спицы он нат€гивал обод. Ќо он-то уже округленный, готовый. ѕробовали и здесь гнуть, получалось, но это долгоеї (»лл. 95-96).

ќ видах колесного транспорта ƒ. ». »шков рассказывал: ЂЋинейка на рессорахЕ, и на ней ездило только начальство Ц председатель колхоза, агроном, ну как легкова€ машина считалось. Ѕидарка Ц это одноконка. ќдна лошадь запр€галась Ц то же ездили агроном, учетчик тракторной бригады. ќсновное в колхозе было: телега, или ход по нашему (»лл. 97). „етыре колеса и ко?роб Ц зерно возили. Ќа ход становилс€ короб, и вот на этом коробе возили. ¬оду возили туда, где женщины пололиЕ ¬ бидарку только запр€галась одна лошадь. ¬идал Ђ убанские казакиї, как они там соревновались? ¬от это бидарка. “акой коробок делалс€ легкий.† ƒва места.† ’од долго ходил, выдерживали долго, но колеса сыпались. Ѕыли фондовские, назывались военные хода были. »ли бричкиЕ ќни сто€ли под навесами, дл€ войны вроде фонд был. “ак они с тех кусков обод был, а потом придумали на каждую спицу обод одевалс€. Ёти вообще рассыпалис€. ¬от така€ жара как припечет.† ћучалис€ целыми дн€ми т€нули эти шиныї.

ћ. ». Ўарков вспоминал о семье своего деда ¬асили€ јкимовича  очерова: Ђ¬ семь€х были свои пр€дильные станки. Ќа них пр€ли полотно дл€ одежды и постельных принадлежностей. —е€ли коноплю, выращивали, жали стебли, замачивали в речке, потом эти стебли м€ли и получали конопл€ные волокна, которые потом на ручной или ножной пр€лке делали клубки ниток. »з них потом ткали полотно. »з овечьей и козлиной шерсти тоже пр€ли нити, и из них в€зали вручную носки, платки, только, не ќренбургские, а ¬осточные, а также в€зали шапочки и рукавички, кофточки и свитера. ¬сЄ это делалось в зимний периодї [4]. ј.ј. ўурова рассказывала о выделке домотканной материи: Ђ оноплю се€лиЕ ќсеньюЕ ≈Є не полют, ничего. ќна ж густа€ растЄт. ѕо-над кра€ми толста€ така€ ма?тирка Ц это уже на семена. ¬от еЄ выдергают, снопочки св€жут. ј тогда на пруд. “ам замачивалиЕ ƒней на п€ть, на шесть. «амачивали: вот так забивали колушки и ложили еЄ промеж колышков. √р€зью накидывали. ¬от она там кисла. ј тогда пойдЄшь мыть, вымывать. ¬ымываешь добела. ѕоставишь. ќни повысохнут. “огда м€лки такие были Ц уже м€ли, трепали, ко?стру эту.  остра себе отлетает, а волокна себе. –аботы с нею было!Е† ј мычки Ц это когда уже потреплють их. Ќо они жесткие. ј тогда в ногах мнЄшь. ѕомнЄшь, вытрепешь пыль эту всю. ј тогда грэбэнь был такой, большой, грэбЄнка. Ќа грэбэнь надевали их и грэбЄнкой ст€гивали. ќп€ть надевают Ц ст€гивают. ѕокуда станет така€, небольша€. ј то ж вона длинна. ј тогда вот так вот скручивали Ц и мычка называли. ј тогда пр€ли. “огда на етот же грэбэнь надевають ету мычку и пр€дутьЕ √рэбэнь большой такой и широкий, и длинный. ј тут донце. Ќа донце становишь и тогда этой грэбЄнкой. ј грэбЄнки были и маленькие, и побольшеЕ ј тогда понапр€дуть клубки. “огда станок был такой, ткать. —новали. —новалки были. “акие колушки забивали и сновали, на сколько там стенок, стенки называли. —новали их. ј тогда на етот станок надевали и ткали. ћо€ свекруха ткала. ” нас были и настольники ткатые, и рушники. ¬сЄ: и юбки, и кофточки, и рубашки, и штаны мужикам. ¬сЄ было холстовое. » эти р€дюшки такие Ц с тр€пок сбираешь. ј р€?денца назывались Ц это вот как щас простин€. –€денце. “кали, выбеливали их. ќни были такие белыеЕ ¬от солнце щас. » это полотно либо на пруд отнесешь, либо на Ћабу. ”макиваешь и стелешь на травы. ¬ысохла Ц оп€ть умакиваешь и стелешь. ѕервертаешь. ќна как выгорала на солнце. — одной стороны, с другой. ј потом спускали в щЄлок. ўЄлок Ц подсолнечна€ зола. “огда замачивали в кадушках Ц бу?ки назывались. Ѕучили. ѕолную кадушку пермешают с золой. » туды полотно эту всю. ј тогда мужики запр€гли лошадей, на подводу кадушки эти становлють и везуть на Ћабу или на пруд. » там тогда выполаскивают. » валЄк такой дерев€нный былЕ » гр€зь выбивали вальком. » оно делаетс€ м€гким такимї.

“аким образом, освоение региона южнорусским и восточноукраинским казачеством и кресть€нством представило €ркий пример взаимоотношений между человеком и природной средой междуречь€, результаты которого стали весьма ощутимыми не только дл€ хоз€йственной де€тельности, но и дл€ традиционной культуры. “радиционные ремЄсла жителей ”сть-Ћабинского района удовлетвор€ли как материальные, так и эстетические потребности. »х развитие и поддержка, например, были бы весьма продуктивны в услови€х роста российского внутреннего и международного сельского туризма.

ѕримечани€
  1. Ўныпкин ‘. ”сть-Ћабинска€ станица // —борник материалов дл€ описани€ местностей и племЄн  авказа (далее - —ћќћѕ ). “ифлис, 1889. ¬ып. 8. —. 50Ц59.
  2. ѕодлужный ј. Ќоволабинска€ станица // —ћќћѕ . “ифлис, 1889. ¬ып. 8. —. 67.
  3. ƒергунов ‘.—. »стори€ станицы Ћадожской.  раснодар, 2000. —. 57.
  4. ѕћ  ‘ЁЁ-2016. —т. ¬осточна€. –укопись родословной ћ.». Ўаркова.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы, собранные в ходе  убанской фольклорно- этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.