ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора






ѕразднование “роицы в станицах ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: Ѕондарь Ќиколай »ванович, профессор, кандидат исторических наук, заведующий Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

Ћетний цикл праздников и обр€дов в народном календаре ”сть-Ћабинского района открывает “роица (день ѕресв€той “роицы), отмечавшийс€ на п€тидес€тый день после ѕасхи. “роица праздновалась несколько дней. ¬о-первых, выдел€лась суббота накануне праздника (трое?цка€ суббота), как поминальный день по умершим не своей смертью (утопленникам, висельникам и т. п.). ¬о-вторых, в некоторых станицах ритуальную маркировку могли иметь несколько дней: первый день Ц завивание венков, второй день Ц развивание венков (¬оронежска€). ¬-третьих, признаком окончани€ праздника может служить вынос из жилого пространства главного символа “роицы Ц трое?цкой зелени. ¬ ст. Ћадожской встречалось и второе ее название Ц клечень€.  ак правило, это происходило через три дн€, хот€ встречались и менее определенные сроки, как зелень подсохнет, через неделю примерно.

ќ значимости праздника свидетельствует не только временной фактор (сколько дней), но и пространственный. ѕразднование “роицы включало в себ€ различные разностатусные части пространства: храм, берега рек, придворовые и приусадебные территории (сады), подворье, хоз€йственные (летние кухни, сараи) и, конечно же, жилые постройки (хаты, дома). ќсобенно тщательно подготавливали к празднику церковь (украшали зеленью, цветами, травой) и жилище. ¬ ст. “енгинской, например, земл€ной пол жилища расписывали глиной разного цвета. ƒл€ этого использовали не только глину разных оттенков, но и известь, кирпичный порошок. –исовали Ђдороги разного цветаї, Ђковрикиї, Ђквадратыї, Ђрозочкиї. ќднако главным обр€дово-декоративным элементом €вл€лись зелень, ветки деревьев, травы и цветы.

√лавным троицким деревом в масштабах района €вл€лс€ дуб (Ђдубкиї, Ђдубочкиї). ¬етки дуба или исключительно (Ќекрасовска€, Ќоволабинска€), или в сочетании с другими породами отмечены в составе обр€довых растительных символов почти во всех населенных пунктах. ¬ ст. ¬оронежской Ђдубочкиї соседствовали с берестком. ¬ ст. “енгинской в комплексе с елочками, белолисткой и акацией.  онтрастирует с этим традици€ ст.  ирпильской, где в качестве троицкой зелени примен€ли клен и вербу. ¬етками отмечали прежде всего сакрально значимые части пространства. ѕервую ветку, например, ставили в св€той угол, Ђк иконамї (“енгинска€). »х об€зательно устанавливали на входах-выходах (калитка, ворота, двери), границах (порог, периметр жилища). ¬ ст. Ќекрасовской троицкую ветку устанавливали также в центре двора или обсаживали эти ветки вокруг хаты. ¬ некоторых семь€х троицкой зеленью украшали портреты родственников, ветки вешали над окнами, над кроват€ми: Ђ ак в лесу спишьї ( ирпильска€). ¬ообще старались, Ђчтобы зелени было многої. ƒревесный декор дополн€лс€ травами и цветами. ѕервые места в этой линейке занимали душистые растени€: чабрец (чо?бор, чебре?чик, чубре?ц), любисток, душица, м€та. —реди них мог быть и конопель (Ќекрасовска€), кано?пер / кану?перь (“енгинска€), а также обычна€, но чиста€ трава и цветы: пырей, Ђщелкова€ траваї, Ђкашкаї, ромашка, жасмин и др. “равой устилали пол, стол, окна. Ќа окна ставили и цветы. ”крашали не только храм и дом, но и хоз€йственные постройки (кухни, сараи), в которых собирались молодежные компании. ¬ ст.  ирпильской дети к “роице из веток Ђстроили куренькиї, в которых центральное место занимал пенек. Ќа нем девочки размещали кукол.

ќб особой значимости праздника и его особом месте в календаре свидетельствует и наличие специальной обр€довой пищи, котора€ об€зательна в эти дни. ƒл€ всех возрастных групп (дети, молодежь, взрослые), во всех населенных пунктах об€зательным блюдом €вл€лась €ичница. ¬ станицах Ќекрасовской и ¬оронежской на “роицу готовили лапшевник (отваренна€ и затем запеченна€ лапша, залита€ €йцами и с добавлением сахара). ¬ этих же станицах к этому празднику резали птицу и подавали жареных, вареных кур и вареные €йца. ¬ ст. Ќекрасовской пекли круглые пироги со сладкой начинкой из риса и изюма или с кур€тиной. ¬ажным дополнением к троицкому столу были блины, оладьи (ла?дики), пирожки (Ќоволабинска€). ќригинальны обр€довые напитки, употребл€вшиес€ во врем€ трапезы в детских и молодежных компани€х.  ак правило, это сок шиповника, тутовника, вишни и квас: Ђ васу наварютЕ, бражки какой-нибудьї (Ќекрасовска€). ¬ станицах ¬оронежской и “енгинской такой напиток называлс€ Ђвиномї.

Ќачалом праздновани€ “роицы в прошлом €вл€лась церковна€ служба. ѕо ее окончанию взрослые (Ђстарыеї) возвращались домой и / или шли в гости, или организовывали празднование у себ€ (в доме, в саду, на улице).

¬ празднование было вовлечено все население станиц, но эта всеобщность достигалась за счет образовани€ разного рода компаний. ¬ р€де станиц такие праздничные объединени€ имели специальные названи€: караго?д, карахо?д, гурт (“енгинска€, Ћадожска€, Ќекрасовска€). ѕринципы их образовани€ различны. ¬ одних случа€х главными оказывались родственный и соседский факторы. “ак образовывались смешанные гостевые компании (взрослые, дети). —обирались у кого-нибудь. ’оз€ева ставили стол, самовар, выставл€ли угощение. √ости также приносили с собой троицкую еду, Ђкто что сготовилї. —тол могли поставить на улице около двора, могли обойтись и без него, стелили скатерть на траве. ¬о врем€ застоль€ взрослых дети бегали, играли в саду или около двора. ƒети могли, как отмечалось раньше, около дворов строить куреньки? ( ирпильска€). ƒетей тоже угощали. „аще в основе формировани€ карагодов были возрастной и территориальный принципы.

ћолодежные карагоды (Ђвон пошЄл карагодї), компании с разных краев станицы в начале могли сходитьс€ в Ђцентреї, где обычно к “роице устанавливали качели и карусели. “ам же устраивались игры, а затем молодежь возвращалась на свои кра€, Ђулицыї, где начиналась основна€ часть праздника. ќна состо€ла из трапезы, песен, в т. ч. троицких, танцев, в т.ч. троицких хороводов, и троицких игр и обр€дов. ƒети объедин€лись в свои разновозрастные территориальные карагоды: Ђдевочки 11-12 лет свою компаниюЕ, меньше Ц себе карагод устраивалиї (Ћадожска€). ќб€зательной составл€ющей и молодежной, и детской форм праздновани€ “роицы €вл€лась трапеза. ќна обеспечивалась в складчину, участники Ђскладывалисьї, Ђсносилисьї. –ечь идет прежде всего о продуктах. ƒет€м младшего возраста обр€довое угощение готовили взрослые.

¬ рамках кубанской традиции троицка€ обр€дность ”сть-Ћабинского района, даже не смотр€ на форму бытовани€ (пассивна€, в воспоминани€х) и высокую степень разрушени€ (в советский, постсоветский периоды), может быть отнесена к наиболее сложным по своему составу вариантам. Ќесмотр€ на то, что в праздновании “роицы принимали участие все половозрастные группы, основными и наиболее активными участниками и исполнител€ми ритуалов и фольклорных текстов €вл€лась молодежь, девочки-подростки, девушки.

“роицка€ традици€ района некогда состо€ла из следующих обр€довых и обр€дово-игровых форм: 1. «авивание / в€зание венков Ц плетение венков, в ст. ¬оронежской и развивание венков на второй день праздника. –итуал был известен во всех основных населенных пунктах, за исключением ст. Ќоволабинской; 2. ќбр€жение троицкого деревца / ветки и хождение с ней (Ќекрасовска€, Ќоволабинска€); 3. Ђ—вадьбаї - вождение Ђневестыї и Ђженихаї, хождение Ђсвадебного поездаї по станице (Ќоволабинска€, ¬оронежска€); 4. ќбр€д кумлени€ подруг (Ќекрасовска€); 5. —кладчина и обр€довое угощение, трапеза (повсеместно).

«авивание венков на межстаничном уровне имело свои особенности. ќдни из них обусловлены исходной традицией, другие Ц временем, повли€вшим на системные св€зи, содержание и функции ритуала. ¬ р€де станиц ритуал в ’’ веке бытовал как самосто€тельный, т. е. не включавшийс€ в какие-либо другие более сложные обр€довые действа (“енгинска€,  ирпильска€). ¬ этих станицах ритуал сохран€лс€ в основном в детской среде. Ќапример, в ст. Ћадожской выражение и пон€тие Ђвенки завиватьї дл€ компаний (карагодов) взрослых уже €вл€лось фигурой речи и обозначало застолье, а в детских карагодах оно реализовывалось в форме реальных практик. ¬ детских компани€х плели венки с разноцветными ленточками сзади, относили их на реку, бросали в воду. ¬ ст.  ирпильской Ђвенки завивали / в€залиї девочки, девушки. »х относили на реку (гадали), вешали на забор, плетни. ¬ станицах ¬оронежской и Ќекрасовской Ђзавивание венковї, суд€ по всему, включалось в другие троицкие обр€ды или сопутствовало им. ¬ ст. Ќекрасовской это могли быть Ђобр€жение деревцаї, кумление, в ст. ¬оронежской Ц Ђсвадьбаї. Ќо и в той и в другой станице известно было гадание на венках. »х бросали в реку и смотрели: если венок поплывет, то девушка выйдет замуж, если утонет Ц это предвещало смерть хоз€йки венка. јктивна€ роль детей в Ђзавивании венковї очевидна. ќднако надо учитывать возрастные ограничени€ дл€ младших (маленьких) детей. »х старались удержать от посещени€ реки, особенно на “роицу. ƒетей пугали русалками, которые в этот день €кобы купались в реке.

ќбр€жение деревца / ветки зафиксировано в двух станицах ”сть-Ћабинского района, Ќекрасовской и Ќоволабинской. ƒеревце / ветка Ц главный символ троицкой обр€дности. ќднако, €вл€€сь центральным, он, как правило, сопр€жен с сопутствующими ритуалами. ¬ ст. Ќекрасовской Ђобр€жению деревцаї Ђленточкамиї и Ђрозочкамиї могли сопутствовать Ђзавивание венковї и кумление. ¬ ст. Ќоволабинской подбирали ветку с Ђп€тью-шестью рогами (отростками)ї, украшали ее цветами, и она, скорее всего, включалась в Ђсвадьбуї в качестве одного из главных символов.

ќбр€дово-игрова€ Ђсвадьбаї как часть троицкой традиции и молодежной (подростково-молодежной) субкультуры в прошлом бытовала в станицах Ќоволабинской и ¬оронежской. ¬ ст. Ќоволабинской троицка€ Ђсвадьбаї проводилась в один день и с ней св€зан ритуал обр€жени€ и ношени€ Ђветкиї (деревца). ѕодросткова€, молодежна€ компани€ устраивала складчину и собиралась на подворье одной из подружек, в сарае, подготовленном и убранном специально дл€ этого случа€. «десь украшали деревце / ветку цветами, выбирали или назначали Ђженихаї и Ђневестуї. ¬етка / деревце в данном случае выступало не только как троицкий, но и как свадебный символ. Ђ—вадьбаї с песн€ми отправл€лась по станице, по крайней мере, по своему краю селени€. —о слов ј. ј. ўуровой, в процессе движени€ Ђсвадьбыї пели Ђ уЄт кузнец, приговаривает,/ —вою ƒуню уговаривает:/ ѕойдЄм, ƒун€! ѕойдЄм, ƒун€,/ ѕойдЄм, ƒун€, во лесок, во лесок,/ —орву тебе лопушок, лопушок,/ —ошью с лопушка сарахван, сарахванЕї. ѕесн€ записана не полностью. ќна действительно известна и как троицка€, пл€сова€, но не свадебна€. ћежду тем, другие информанты сообщали, что во врем€ вождени€ Ђженихаї и Ђневестыї исполн€лись свадебные и пл€совые песни. Ќа процессию могли напасть реб€та, что традицией дозвол€лось, и поломать ветку. ≈сли этого не случалось, Ђсвадьбаї возвращалась в то помещение (сарай), откуда она начиналась. «десь проходило застолье, во врем€ которого ветку разбирали, цветы с нее раздавали Ђгост€мї, участникам игры-обр€да, как и в насто€щей свадьбе. Ќа этом всЄ и заканчивалось.

¬ троицкой Ђсвадьбеї ст. ¬оронежской деревце / ветка отсутствует, но есть венки (Ђзавивание венковї), и проходила она в два этапа. ѕервый день “роицы Ц Ђзавивание венковї, центральным моментом которого €вл€лась Ђсвадьбаї, и второй день Ц Ђразвивание венковї, а Ђсвадьбаї повтор€лась. —ама игра-обр€д проходила примерно по тому же сценарию, что и в ст. Ќоволабинской. Ќар€жали Ђневестуї и Ђженихаї и водили их за полотенце под свадебные песни по всей станице. ≈сть свои особенности: вождение за полотенце, плетение венков и гадание на них на реке, но они не принципиальны. ¬ прошлом, веро€тно, песенный фольклор ст. ¬оронежской распредел€лс€ более четко между ритуалами Ђзавивани€ венковї, в ходе которого исполн€лись специальные (не свадебные) песни, и Ђсвадьбойї, сопровождавшейс€ свадебными песн€ми. ¬ 1987 г. удалось записать четыре полных троицких текста: Ђќй, подружечка, мо€ душечка,/ ќй, чего ходишь невесЄла€?ї, Ђќй, нынча праздник у нас воскресени€,/ ƒай девки в кружок они собиралис€ї, Ђƒа (у) ворот верба да зелЄна€, лЄли-лада,/ ” ворот верба зелЄна€, душиль мойї, Ђ«а горою да кминою, лЄли-ладо,/ ¬ути ходють, росу топчат, лЄли-ладаї.

—вои особенности присущи троицкой обр€дности ст. Ќекрасовской. Ќекогда она представл€ла сложную логически и тематически организованную систему. ¬ основании этой структуры Ц складчина и коллективна€ трапеза; ритуал кумлени€, который мог проводитьс€ во врем€ застоль€ или последующих обр€дов; обр€жение деревца и завивание венков, проходившие Ђна пол€нахї или речном берегу; ритуал гадани€ на венках; исполнение специальных троицких песен и хороводов, которые сопровождали или даже €вл€лись составной частью основных ритуально-обр€довых действ.   концу ’’ века, времени наших полевых исследований от этой стройной системы в быту мало что сохранилось. Ќаши информанты, чье рождение приходилось на начало ’’ века, о троицком дереве, его обр€жении, о ритуале кумлени€ говорили, как о чем-то далеком, прошлом: Ђкогда-то давноЕї. Ћучше сохранились ритуалы Ђзавивани€ венковї и гаданий на венках.

Ђ«авиваниеї (плетение) могло происходить как в лесу, на пол€не, так и на берегу реки. √адание Ц у воды, на реке.  ак правило, эти важные ритуалы сопровождались песн€ми, большинство из которых по своему характеру были пл€совыми. Ќапример, во врем€ движени€ карагода (компании) к реке, переноса венков обычно Ђгралиї следующую песню:

ќй, пабеднай наш,
ќй, пабеднай наш,
ѕабеднай наш варабей,
ѕабеднай наш варабей.
ќй, чего ж ты,
ќй, чего ж ты,
„его лежишь не можешь,
„его лежишь не можешь?
ќй, и что болить,
ќй, и что болить,
ƒа что болить не скажишь,
ƒа что болить не скажишь.
ќй, балить больна,
ќй, балить больна,
Ѕалить больна головка,
Ѕалить больна головка.
ѕолететь бы(ло),
ѕолететь бы(ло),
ѕолететь бы(ло) вы пол€,
ѕолететь бы(ло) вы пол€.
ќй, сарвать было,
ќй, сарвать было,
—арвать было гарошку,
—арвать было гарошку.
ќй, паприть бы,
ќй, паприть бы,
ѕапарить бы галовку,
ѕапарить бы галовку.
ј € парила,
ј € парила,
я парила Ц не берЄть,
я парила Ц не берЄть.
Ѕог здаровьица,
Ѕог здаровьица,
Ѕог здаровь€ не даЄть,
Ѕог здаровь€ не даЄть.

ƒалее воробей говорит, что Ђбол€ть в мене плечушкиї и надо бы Ђсорвать гречушки, попарить плечушкиї, Ђбол€т коленушки, бол€т п€тушки, сорвать бы м€тушкиї и т. д. Ёто неполный текст. Ќадо отметить, что мы записывали эту песню неоднократно, но наши собеседники ни разу не смогли вспомнить и исполнить ее от начала до конца.

¬о врем€ движени€ играли и другие песни, которые исполнители относили к троицким: Ђќй, на улице грама?таї (жена мужа продала за три рубл€, а надо было за п€ть рублей, чтобы купить семь коней). ¬о врем€ плетени€ венков и гадани€ возможна была и ина€ прот€жна€ песн€, соответствовавша€ происход€щему: Ђќй, на крутом было бережочкуї (желтом песочке, девки розы срывали и веночки плели.  ажда€ загадала, и веночки в воду побросали: Ђ„ей веночек восплывЄт, тот с милой верно живЄт.

„ей веночек потонул, ту милый обманулЕї). ¬ самом ритуале гадани€ плывущий венок предсказывал удачное замужество, потонувший или прибившийс€ к берегу Ц неудачное замужество или даже смерть девушки. ≈сть единичное сообщение, чо во врем€ Ђзавивани€ венковї водили хоровод с песней Ђј мы просо се€лиї. ѕесни Ђќй, пабедный наш варабейї и Ђќй, на улице гарма?таї исполн€лись не только по ходу ритуалов, но и во врем€ обр€дового застоль€, не только в молодежных компани€х, но и в компани€х взрослых, которые в отличие от молодЄжи отмечали “роицу статично, на одном месте Ц хата или сад, подворье.

 ак ранее отмечалось, основной символ “роицы Ц трое?цка€ зелень: ветки деревьев и травы. ƒумалось, что к концу ’’ века смысл главного ритуала, внесение в человеческое пространство исконно природных и жизненно важных элементов (дерева и трав) забыто. ќказалось, что это не совсем так. ћари€ ƒмитриевна Ѕольшакова, 1914 г. р., перечисл€€ важные моменты приготовлени€ к “роице, отметила: Ђ√оворили, что “роица должна покрыть землю травами, а поэтому посыпали пол м€той, чоборомЕ ƒубочки ставили вокруг домаї.

 ак внесение зелени означало начало, наступление особого времени праздника, так ее вынос символизировал окончание этого времени. “роицкую зелень траву в ”сть-Ћабинском районе убирали на третий день, Ђспуст€ три дн€ї. ≈е выметали, св€зывали в пучки и хранили дл€ последующего использовани€. »нтересно одно из по€снений, почему траву выметали по истечении трех суток: Ђ„тобы дремота, курина€ слепота не нападалиї. “о есть, своевременное выметание, удаление троицкой зелени рассматривалось и как способ упреждени€, защита от болезней (сонливости, Ђкуриной слепотыї). “роицкие ветки убирали или через три дн€, или спуст€ неделю. ќбычно их сжигали или даже ими топили печь.

“роицка€ трава считалась Ђлечебнойї. ¬ ней парили рожениц, купали новорожденных детей, использовали при лечении внутренних органов, в т. ч. печени (заваривали чобор, душицу и пили), зубов и др. ( ирпильска€, Ћадожска€, Ќекрасовска€). ќсобенно ценилась Ђцерковна€ траваї, принесенна€ из храма со службы, совершавшейс€ на “роицу. ¬ ней мыли голову. —читалось, что она помогает от головных болей и способствует росту и укреплению волос (Ќекрасовска€). “равы использовались не только в народной медицине, но и в других магических практиках. »х подстилали зимой курам, добавл€ли к посадочному материалу. ¬ ст. Ќоволабинской отмечено использование троицкой травы дл€ изготовлени€ подушечки дл€ покойника.

¬ троицкой обр€дности ”сть-Ћабинского района с разной степенью полноты и сохранности представлены три темы: тема растительности (вегетативный код праздника), Ђженильна€ї и поминальна€ темы. ѕоминальный мотив (а правильнее Ц остатки культа умерших предков) про€вл€етс€ через народную традицию поминовени€ умерших неестественной смертью, один раз в году, в субботу накануне “роицы, в пищевом коде (блины, пирожки, напитки), в гадани€х на троицких венках и в представлени€х о русалках.

¬ ”сть-Ћабинском районе представлени€ о русалках были достаточно широко распространены. ћы фиксировали их остаточные формы даже в 1980-х - 1990-х гг. в станицах Ћадожской, Ќекрасовской и ¬оронежской. ѕолученна€ информаци€ в основном была св€зана с визуальным образом этого мифологического персонажа. Ётих образов оказалось несколько: Ђкнижныйї вариант (русалка как человек, девушка с длинными волосами, но рыбьим хвостом), зооморфный (как лиса, но сера€ и с коротким хвостом), орнитоморфный (Ђкак птицаї) и антропоморфный (девушка с красивыми длинными черными волосами). ¬ данном случае в контексте праздника “роицы и его тематики, важнее другое. ѕрирода этого персонажа Ц дочь, прокл€та€ матерью (мать Ђругаить, кл€нЄтї дочь) и утопивша€с€, так и не выйд€ замуж. “роица Ц период опасной дл€ человека активности этих существ. »менно в это врем€ русалки купаютс€ в реках. ѕоэтому запрет купатьс€ на “роицу в реках распростран€лс€ на всех и прежде всего на детей, т. к. русалка может запутать / опутать человека своими длинными волосами и утопить.

ѕримечани€
  1. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  2. Ѕондарь Ќ. ».  алендарные праздники и обр€ды кубанского казачества. 2-е изд., испр.  раснодар: “радици€, 2011.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы I »нтернациональной  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 1987 г.  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 и 2016 гг.† ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.