Оставьте свой отзыв о работе
   

«Достижения»

Партнёрство с группой компаний
«Базовый элемент» и Фондом
«Вольное дело» Олега Дерипаска




Исторический партнер
Кубанского казачьего хора

Технические партнеры



Информационные партнеры
Кубанского казачьего хора





Празднование Масленицы в станицах Усть-Лабинского района Краснодарского края



Автор: Бондарь Николай Иванович, профессор, кандидат исторических наук, заведующий Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Народный календарь по свой природе является прежде всего эмпирическим, а не логическим. Свою логику он, безусловно, имеет, определение условий и сроков, необходимых для выполнения тех или иных видов деятельности, но она вторична по отношению к динамичной фенологической среде и, как следствие, трудовым практикам. Поэтому перед нами и не стояла в качестве основной задача жесткой календарной привязки того или иного праздника. Об их сезонной (зима, весна) принадлежности чаще свидетельствуют их содержание и характер, а также фольклорное сопровождение праздников. Ярким примером тому является Масленица, открывающая весенний цикл праздников и обрядов. Отмечали ее за неделю перед Великим постом. В ст. Ладожской, в районе больше нигде, сохранилось название этого праздничного отрезка времени - широкая неделя.

В структурно-компонентном отношении под действием разных причин праздник обрел некоторую размытость. Тем не менее, отдельные компоненты, в т. ч. характеризующие его признаковую принадлежность, вполне прослеживаются или даже демонстрируют хорошую сохранность.

Обычно в связи с праздниками вводятся ограничения или даже строжайшие запреты на конкретные виды жизнедеятельности или предписания, рекомендующие выполнять их именно в этот период. В Усть-Лабинском районе только материалы по ст. Некрасовской позволяют говорить о существовании таких норм в прошлом. На Масленицу запрещалось шить и ткать: «Тольки готовились. Маслена кончилась, тольки начали станки заносить, кто ткал». На Маслену рекомендовалось окроплять «святой водой» домашний скот.

Характерным отличительным признаком этого праздника являлась пища. Ключ масленичного пищевого кода Усть-Лабинского района – блины и вареники (с сыром). Это повсеместно. Встречаются и свои, местные дополнения. Правда не совсем понятно, проявляются они на индивидуально-семейном или станичном уровне. В ст. Воронежской, помимо блинов и вареников, на Маслену готовили оладьи и орешки - жареный в масле хворост. В ст. Некрасовской – ла?дики, т. е. оладьи, и к прощенному дню яичницу. Масленичной еды готовили много. Остатки в конце недели могли, как в ст. Ладожской, например, раздавать бедным. Или же изначально готовили не только на себя, но и на «бескоровных соседей» (Новолабинская). Главное, что из масленичного меню полностью исключалась мясная пища, его основу составляли блюда из молочных продуктов.

В структуре любого праздника есть две главные составляющие: обрядовая (обязательная и строго регламентированная) и развлекательно-игровая. Развлекательно-игровая часть этого праздника, часто ритуализированная или даже сохраняющая обрядовые истоки, в Усть-Лабинском районе разнообразна. Вся неделя за некоторым исключением была заполнена гостевыми визитами и развлечениями. Причем, судя по всему, были как предписанные гостевые посещения, так и ситуативные (к соседям, друзьям). Желательными были посещения родственников. В ст. Новолабинской существовал даже так называемый тёщин день, в который молодожены отправлялись «к теще на блины». Повсеместно досуговое время включало в себя, если позволяла погода, катание с горок на санках (дети, молодежь), езду на конных санях (тройках, «козырьках» и т. п.). В станицах Некрасовской и Ладожской проводились кулачные бои.

Праздник и досуг предполагают существование специальных, по теме и функциям, фольклорных текстов, связанных с ними. Следы музыкального фольклора, приуроченного к Масленице, в Усть-Лабинском районе обнаружены как минимум в четырех населенных пунктах из восьми основных обследованных. Однако в ряде случаев у исследователей возникают обоснованные сомнения в их аутентичности и принадлежности к традиционной культуре. Так, в ст. Кирпильской участниками КФЭЭ был скопирован рукописный песенный сборник, составленный еще в 1970 г. Анной Степановной Масловой. Среди песен была и шуточная «Как на Маслену на днях был у кума на блинах». Анна Степановна, записав песни, сделала нужное и важное дело, сохранив от забвения многие интересные произведения. Но в такие сборники часто включались самодеятельные авторские тексты, по своей поэтической стилистике выходящие за рамки традиции. Старожилы не смогли подтвердить факт бытования этой и каких-либо других масленичных песен в ст. Кирпильской.

Несколько иная ситуация по ст. Воронежской. Здесь участники экспедиции также натолкнулись на рукописный сборник. И хотя он содержал не только песенные тексты, но и наброски сценарных планов, свидетельствующих о том, что его составителем является работник клуба, принадлежность народных песен из этого сборника к местной традиции особых сомнений не вызвала. Среди них была и месленичная песня «Ой, ты Масленица, да блиносластеница» (Далее по сюжету – сожаления о том, что Масленица непродолжительна («мала, коротка») и пожелание – «чтоб тебе семь недель, а поста была одна». А далее о трех саночках и женильное обыгрывание, надо полагать, молодых семейных пар).

Пассивное бытование текстов в виде записей в рукописных сборниках и фрагментарных сведений, хранившихся в памяти старожилов, - это, конечно же, показатель состояния традиции, ее неуклонного разрушения. В ст. Тенгинской, например, информанты смогли вспомнить лишь фрагмент текста масленичной приуроченности: «А мы Масленицу устричали, устричали,/ Сыр с маслом поливали, поливали./ Ой, блины, мои блины, [блины масленые]… Блинов горку устилали…». В ст. Некрасовской нам очень повезло в том, что мы еще застали старожилов, которые вспомнили два масленичных хоровода, уникальных не только для района, но и Кубани, юга России в целом. Но нам не повезло в другом. Несмотря на наши попытки и старания респондентов помочь, мы так и не смогли составить их полное описание. Один из этих карагодов / караходов: «Дай мы пашню пахали, пахали./ Ой, конь меня не несёт,/ Тихо едет в поле./ Дай мы просо сеяли, сеяли./ Ой, конь меня не несёт…/ Дай мы просо пололи, пололи./ Ой, конь…/ Дай белы ручки кололи, кололи./ Ой, конь меня не несёт,/ Тихо едет в поле…». Окончание песни информант так и не смогла вспомнить. Вторая масленичная песня «Полез (пошёл) козёл в(ы) гарод, в(ы) гарод» интересна еще и тем, что она представляла собой не просто разомкнутый, линейный хоровод, двигавшийся по улицам станицы, но и предполагала ряжение одной из участниц в «козла» (вывернутая шуба и рога): «Уберут человека и козой сделают» – своего рода женский вариант мужского святочного обряда «вождение Козы». «Полез (и) козёл в(ы) гарод, в(ы) гарод,/ Да поел козёл лук, чеснок./ Зелёная рожица, жёлтый цвет, жёлтый цвет./ Да поймали девки козла [за рога, за рога]./ В огороде зелёная рожица…/ Да повили девки козла на ярмарку, на базар./ Зелёная рожица…/ Да продали козла за мыла, за белила./ Зелёная рожица…/ Да чего наши девки бегають (?)/ Да чего наши девки румянаи?/ Зелёная рожица…». «Коза» по ходу движения хоровода могла шутить, развлекать публику, шкодить (разбросать, например, дрова с проезжающих мимо саней, нагруженных дровами). Надо отметить и такой любопытный факт. Под эту песню могли водить не только «Козла», но и живую корову.

Карагод мог дополняться, сопровождаться вязанием колодок. Это один из немногих ритуалов, может даже основной в структуре этого праздника, который имел массовое распространение в довоенное время и встречался в послевоенных практиках. Не случайно в ст. Некрасовской второе или дополнительное название Масленицы – колодка. Его назначение – регулирование семейно-брачных отношений и влияние через это на демографическую ситуацию и морально-нравственное состояние общества. Колодки публично вязали девушкам и парням, которые достигли брачного возраста, но по каким-либо причинам не создали своих семей. Обществом это воспринималось как нарушение порядка, существующих норм. Выход за границы брачного возраста грозил им безбрачием, что не могло не тревожить общество. Поэтому колодки вязали девушкам и парням, а также «вдовцам и вдовкам», «девушкам в годах». Если девушка в срок не вышла замуж, то она «идёть за колодкой». Хотя не виновники шли за колодкой, а к ним ее приносили. Это могла быть семейная пара, или компания из нескольких семейных пар, или даже целый карагод, как, например, в ст. Некрасовской. Противиться этому было нельзя, не позволял обычай. В качестве колодки могли использовать толстую палку, полено, которые могли привязать парню к ноге. Но позже, как отмечали наши информанты, эти предметы вытеснили другие виды колодки: цветок (в ст. Тенгинской можно было заменять колодку свадебным цветком), платочек, «украшенная чашечка» (Кирпильская). Повсеместно в качестве колодки также выступала миниатюрная деревянная колодочка, самодельная и раскрашенная или покупная, «башмачок на булавке». Эти колодки, более изящные, цепляли к руке или на грудь. Виновные могли откупиться угощением, но обычно колодку должны были носить целый день. Колодка как общественное порицание должна была стимулировать прошедшего через этот ритуал в поисках брачного партнера и выполнении своих обязанностей перед обществом (создание семьи, продолжение рода).

Возможно некогда существовал конкретный день вязания колодок. В ст. Воронежской, например, отмечали, что это был первый день Масленицы. Вероятно, существовал официальный день проводов Масленицы, встретилось единичное и смутное воспоминание об изготовлении «какого-то чучела». Но за исключением одного дня, какую-либо четкую и определенную градацию и закрепленность в 1980-х и 2000-х годах мы в экспедициях уже не застали и не обнаружили. Этот день – прощенный / прощальный день.

Названия этого дня в разных станицах, а порой и в одной и той же, могли иметь свои непринципиальные особенности. В ст. Некрасовской одни информанты называли его «прощённым», а другие «прощальным днём». В станицах Ладожской и Кирпильской – «прощённым днём». В ст. Новолабинской встретилась и конкретизация этого хрононима – прощённое воскресенье.

Это был последний день Масленицы. Хотя в ст. Некрасовской по этому вопросу возникли некоторые противоречия. Отдельные информанты соотносили его не с воскресеньем, а с масленичной поминальной субботой. Общий и главный смысл этого дня – прошение друг у друга прощения за явные и возможные обиды, «чтобы не держать…, потому что на Маслену, сказано, всем умирать». Говорили еще так: «прощались, как перед смертью».

Ритуал, несложный по форме, был таковым по сути и по смыслу. Публичное прошение о прощении и публичное же прощение – это тяжёлый в психологическом отношении и ответственный акт, предполагающий искренность с той и с другой стороны. Поэтому старожилы ст. Некрасовской Ашкумова, Баканова, 1918 г. р., Гусева В. Р., 1910 г.р. и др., рассказывая об этом, сетовали: «как народ сменяется». Ритуал проходил чаще всего в простой форме – поочередное и взаимное прощение: «Бог простит, и я прощаю!». А мог и в более сложной. «Старые люди» (родители) собирали «своих», прежде всего, родню: «Жарят яишню, кличут сынов, невесток. Своих. Садятся за стол, едят. А тада выходят (из-за стола) целуются, прощаются». Этим днем прощения Масленица и заканчивалась, что очень значимо и показательно для современного общества.

Примечания
  1. Бондарь Н. И. Полевые материалы по фольклору и этнографии Кубани. Т. 2. 1981-1984 (рукопись).
  2. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. 2-е изд., испр. Краснодар: Традиция, 2011.

При составлении справки использовались полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 г.  Материалы хранятся в Архиве полевых материалов НИЦ ТК ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор».

Художественный руководитель хора Захарченко Виктор Гаврилович

Ансамбль «Казачья душа»


Оркестр камерной музыки «Благовест»


Кубанский казачий ансамбль «Кумовья»

– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры. подробнее..


– Много я слышал замечательных хоров, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню.



– Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор – таким же слаженным должно стать российское казачество!



– С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли подробнее..



- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



– Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России. подробнее..

- Именно в песне передается от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Это и есть те корни, от которых питается искусство великого маэстро и питает нас. Вот откуда такая мощная энергетика. Страна за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным – наш народ. А он жив, пока существует его стержень – нравственность, одним из хранителей которой является Виктор Гаврилович Захарченко.
А я чувствую себя русским только на концертах Кубанского хора. В каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и святую Русь. Если вдумаетесь в смысл песен Кубанского казачьего хора, то поймёте, что в них нет ни одного пустого слова. Этот коллектив – величайшее наше достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России.
– Юбилей Кубанского казачьего хора – важная веха в истории российской культуры.

Этот старейший отечественный народный коллектив по праву славится богатейшими традициями, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
С момента основания в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой Кубанской земли — артисты и музыканты, обладающие яркими и самобытными дарованиями. Поэтому его выступления всегда пользуются огромной популярностью и проходят с аншлагом как в нашей стране. Так и за рубежом. И сегодня вы достойно представляете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.