ќставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора




ѕразднование ћасленицы в станицах ”сть-Ћабинского района  раснодарского кра€



јвтор: Ѕондарь Ќиколай »ванович, профессор, кандидат исторических наук, заведующий Ќаучно-исследовательским центром традиционной культуры √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

Ќародный календарь по свой природе €вл€етс€ прежде всего эмпирическим, а не логическим. —вою логику он, безусловно, имеет, определение условий и сроков, необходимых дл€ выполнени€ тех или иных видов де€тельности, но она вторична по отношению к динамичной фенологической среде и, как следствие, трудовым практикам. ѕоэтому перед нами и не сто€ла в качестве основной задача жесткой календарной прив€зки того или иного праздника. ќб их сезонной (зима, весна) принадлежности чаще свидетельствуют их содержание и характер, а также фольклорное сопровождение праздников. ярким примером тому €вл€етс€ ћасленица, открывающа€ весенний цикл праздников и обр€дов. ќтмечали ее за неделю перед ¬еликим постом. ¬ ст. Ћадожской, в районе больше нигде, сохранилось название этого праздничного отрезка времени - широка€ недел€.

¬ структурно-компонентном отношении под действием разных причин праздник обрел некоторую размытость. “ем не менее, отдельные компоненты, в т. ч. характеризующие его признаковую принадлежность, вполне прослеживаютс€ или даже демонстрируют хорошую сохранность.

ќбычно в св€зи с праздниками ввод€тс€ ограничени€ или даже строжайшие запреты на конкретные виды жизнеде€тельности или предписани€, рекомендующие выполн€ть их именно в этот период. ¬ ”сть-Ћабинском районе только материалы по ст. Ќекрасовской позвол€ют говорить о существовании таких норм в прошлом. Ќа ћасленицу запрещалось шить и ткать: Ђ“ольки готовились. ћаслена кончилась, тольки начали станки заносить, кто ткалї. Ќа ћаслену рекомендовалось окропл€ть Ђсв€той водойї домашний скот.

’арактерным отличительным признаком этого праздника €вл€лась пища.  люч масленичного пищевого кода ”сть-Ћабинского района Ц блины и вареники (с сыром). Ёто повсеместно. ¬стречаютс€ и свои, местные дополнени€. ѕравда не совсем пон€тно, про€вл€ютс€ они на индивидуально-семейном или станичном уровне. ¬ ст. ¬оронежской, помимо блинов и вареников, на ћаслену готовили оладьи и орешки - жареный в масле хворост. ¬ ст. Ќекрасовской Ц ла?дики, т. е. оладьи, и к прощенному дню €ичницу. ћасленичной еды готовили много. ќстатки в конце недели могли, как в ст. Ћадожской, например, раздавать бедным. »ли же изначально готовили не только на себ€, но и на Ђбескоровных соседейї (Ќоволабинска€). √лавное, что из масленичного меню полностью исключалась м€сна€ пища, его основу составл€ли блюда из молочных продуктов.

¬ структуре любого праздника есть две главные составл€ющие: обр€дова€ (об€зательна€ и строго регламентированна€) и развлекательно-игрова€. –азвлекательно-игрова€ часть этого праздника, часто ритуализированна€ или даже сохран€юща€ обр€довые истоки, в ”сть-Ћабинском районе разнообразна. ¬с€ недел€ за некоторым исключением была заполнена гостевыми визитами и развлечени€ми. ѕричем, суд€ по всему, были как предписанные гостевые посещени€, так и ситуативные (к сосед€м, друзь€м). ∆елательными были посещени€ родственников. ¬ ст. Ќоволабинской существовал даже так называемый тЄщин день, в который молодожены отправл€лись Ђк теще на блиныї. ѕовсеместно досуговое врем€ включало в себ€, если позвол€ла погода, катание с горок на санках (дети, молодежь), езду на конных сан€х (тройках, Ђкозырькахї и т. п.). ¬ станицах Ќекрасовской и Ћадожской проводились кулачные бои.

ѕраздник и досуг предполагают существование специальных, по теме и функци€м, фольклорных текстов, св€занных с ними. —леды музыкального фольклора, приуроченного к ћасленице, в ”сть-Ћабинском районе обнаружены как минимум в четырех населенных пунктах из восьми основных обследованных. ќднако в р€де случаев у исследователей возникают обоснованные сомнени€ в их аутентичности и принадлежности к традиционной культуре. “ак, в ст.  ирпильской участниками  ‘ЁЁ был скопирован рукописный песенный сборник, составленный еще в 1970 г. јнной —тепановной ћасловой. —реди песен была и шуточна€ Ђ ак на ћаслену на дн€х был у кума на блинахї. јнна —тепановна, записав песни, сделала нужное и важное дело, сохранив от забвени€ многие интересные произведени€. Ќо в такие сборники часто включались самоде€тельные авторские тексты, по своей поэтической стилистике выход€щие за рамки традиции. —тарожилы не смогли подтвердить факт бытовани€ этой и каких-либо других масленичных песен в ст.  ирпильской.

Ќесколько ина€ ситуаци€ по ст. ¬оронежской. «десь участники экспедиции также натолкнулись на рукописный сборник. » хот€ он содержал не только песенные тексты, но и наброски сценарных планов, свидетельствующих о том, что его составителем €вл€етс€ работник клуба, принадлежность народных песен из этого сборника к местной традиции особых сомнений не вызвала. —реди них была и месленична€ песн€ Ђќй, ты ћасленица, да блиносластеницаї (ƒалее по сюжету Ц сожалени€ о том, что ћасленица непродолжительна (Ђмала, короткаї) и пожелание Ц Ђчтоб тебе семь недель, а поста была однаї. ј далее о трех саночках и женильное обыгрывание, надо полагать, молодых семейных пар).

ѕассивное бытование текстов в виде записей в рукописных сборниках и фрагментарных сведений, хранившихс€ в пам€ти старожилов, - это, конечно же, показатель состо€ни€ традиции, ее неуклонного разрушени€. ¬ ст. “енгинской, например, информанты смогли вспомнить лишь фрагмент текста масленичной приуроченности: Ђј мы ћасленицу устричали, устричали,/ —ыр с маслом поливали, поливали./ ќй, блины, мои блины, [блины масленые]Е Ѕлинов горку устилалиЕї. ¬ ст. Ќекрасовской нам очень повезло в том, что мы еще застали старожилов, которые вспомнили два масленичных хоровода, уникальных не только дл€ района, но и  убани, юга –оссии в целом. Ќо нам не повезло в другом. Ќесмотр€ на наши попытки и старани€ респондентов помочь, мы так и не смогли составить их полное описание. ќдин из этих карагодов / караходов: Ђƒай мы пашню пахали, пахали./ ќй, конь мен€ не несЄт,/ “ихо едет в поле./ ƒай мы просо се€ли, се€ли./ ќй, конь мен€ не несЄтЕ/ ƒай мы просо пололи, пололи./ ќй, коньЕ/ ƒай белы ручки кололи, кололи./ ќй, конь мен€ не несЄт,/ “ихо едет в полеЕї. ќкончание песни информант так и не смогла вспомнить. ¬тора€ масленична€ песн€ Ђѕолез (пошЄл) козЄл в(ы) гарод, в(ы) гародї интересна еще и тем, что она представл€ла собой не просто разомкнутый, линейный хоровод, двигавшийс€ по улицам станицы, но и предполагала р€жение одной из участниц в Ђкозлаї (вывернута€ шуба и рога): Ђ”берут человека и козой сделаютї Ц своего рода женский вариант мужского св€точного обр€да Ђвождение  озыї. Ђѕолез (и) козЄл в(ы) гарод, в(ы) гарод,/ ƒа поел козЄл лук, чеснок./ «елЄна€ рожица, жЄлтый цвет, жЄлтый цвет./ ƒа поймали девки козла [за рога, за рога]./ ¬ огороде зелЄна€ рожицаЕ/ ƒа повили девки козла на €рмарку, на базар./ «елЄна€ рожицаЕ/ ƒа продали козла за мыла, за белила./ «елЄна€ рожицаЕ/ ƒа чего наши девки бегають (?)/ ƒа чего наши девки рум€наи?/ «елЄна€ рожицаЕї. Ђ озаї по ходу движени€ хоровода могла шутить, развлекать публику, шкодить (разбросать, например, дрова с проезжающих мимо саней, нагруженных дровами). Ќадо отметить и такой любопытный факт. ѕод эту песню могли водить не только Ђ озлаї, но и живую корову.

 арагод мог дополн€тьс€, сопровождатьс€ в€занием колодок. Ёто один из немногих ритуалов, может даже основной в структуре этого праздника, который имел массовое распространение в довоенное врем€ и встречалс€ в послевоенных практиках. Ќе случайно в ст. Ќекрасовской второе или дополнительное название ћасленицы Ц колодка. ≈го назначение Ц регулирование семейно-брачных отношений и вли€ние через это на демографическую ситуацию и морально-нравственное состо€ние общества.  олодки публично в€зали девушкам и парн€м, которые достигли брачного возраста, но по каким-либо причинам не создали своих семей. ќбществом это воспринималось как нарушение пор€дка, существующих норм. ¬ыход за границы брачного возраста грозил им безбрачием, что не могло не тревожить общество. ѕоэтому колодки в€зали девушкам и парн€м, а также Ђвдовцам и вдовкамї, Ђдевушкам в годахї. ≈сли девушка в срок не вышла замуж, то она ЂидЄть за колодкойї. ’от€ не виновники шли за колодкой, а к ним ее приносили. Ёто могла быть семейна€ пара, или компани€ из нескольких семейных пар, или даже целый карагод, как, например, в ст. Ќекрасовской. ѕротивитьс€ этому было нельз€, не позвол€л обычай. ¬ качестве колодки могли использовать толстую палку, полено, которые могли прив€зать парню к ноге. Ќо позже, как отмечали наши информанты, эти предметы вытеснили другие виды колодки: цветок (в ст. “енгинской можно было замен€ть колодку свадебным цветком), платочек, Ђукрашенна€ чашечкаї ( ирпильска€). ѕовсеместно в качестве колодки также выступала миниатюрна€ дерев€нна€ колодочка, самодельна€ и раскрашенна€ или покупна€, Ђбашмачок на булавкеї. Ёти колодки, более из€щные, цепл€ли к руке или на грудь. ¬иновные могли откупитьс€ угощением, но обычно колодку должны были носить целый день.  олодка как общественное порицание должна была стимулировать прошедшего через этот ритуал в поисках брачного партнера и выполнении своих об€занностей перед обществом (создание семьи, продолжение рода).

¬озможно некогда существовал конкретный день в€зани€ колодок. ¬ ст. ¬оронежской, например, отмечали, что это был первый день ћасленицы. ¬еро€тно, существовал официальный день проводов ћасленицы, встретилось единичное и смутное воспоминание об изготовлении Ђкакого-то чучелаї. Ќо за исключением одного дн€, какую-либо четкую и определенную градацию и закрепленность в 1980-х и 2000-х годах мы в экспедици€х уже не застали и не обнаружили. Ётот день Ц прощенный / прощальный день.

Ќазвани€ этого дн€ в разных станицах, а порой и в одной и той же, могли иметь свои непринципиальные особенности. ¬ ст. Ќекрасовской одни информанты называли его ЂпрощЄннымї, а другие Ђпрощальным днЄмї. ¬ станицах Ћадожской и  ирпильской Ц ЂпрощЄнным днЄмї. ¬ ст. Ќоволабинской встретилась и конкретизаци€ этого хрононима Ц прощЄнное воскресенье.

Ёто был последний день ћасленицы. ’от€ в ст. Ќекрасовской по этому вопросу возникли некоторые противоречи€. ќтдельные информанты соотносили его не с воскресеньем, а с масленичной поминальной субботой. ќбщий и главный смысл этого дн€ Ц прошение друг у друга прощени€ за €вные и возможные обиды, Ђчтобы не держатьЕ, потому что на ћаслену, сказано, всем умиратьї. √оворили еще так: Ђпрощались, как перед смертьюї.

–итуал, несложный по форме, был таковым по сути и по смыслу. ѕубличное прошение о прощении и публичное же прощение Ц это т€жЄлый в психологическом отношении и ответственный акт, предполагающий искренность с той и с другой стороны. ѕоэтому старожилы ст. Ќекрасовской јшкумова, Ѕаканова, 1918 г. р., √усева ¬. –., 1910 г.р. и др., рассказыва€ об этом, сетовали: Ђкак народ смен€етс€ї. –итуал проходил чаще всего в простой форме Ц поочередное и взаимное прощение: ЂЅог простит, и € прощаю!ї. ј мог и в более сложной. Ђ—тарые людиї (родители) собирали Ђсвоихї, прежде всего, родню: Ђ∆ар€т €ишню, кличут сынов, невесток. —воих. —ад€тс€ за стол, ед€т. ј тада выход€т (из-за стола) целуютс€, прощаютс€ї. Ётим днем прощени€ ћасленица и заканчивалась, что очень значимо и показательно дл€ современного общества.

ѕримечани€
  1. Ѕондарь Ќ. ». ѕолевые материалы по фольклору и этнографии  убани. “. 2. 1981-1984 (рукопись).
  2. Ѕондарь Ќ. ».  алендарные праздники и обр€ды кубанского казачества. 2-е изд., испр.  раснодар: “радици€, 2011.

ѕри составлении справки использовались полевые материалы  убанской фольклорно-этнографической экспедиции 2009 г.† ћатериалы хран€тс€ в јрхиве полевых материалов Ќ»÷ “  √ЅЌ“”     Ђ убанский казачий хорї.

’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.