Оставьте свой отзыв о работе
   

Ђƒостижени€ї

ѕартнЄрство с группой компаний
ЂЅазовый элементї и ‘ондом
Ђ¬ольное делої ќлега ƒерипаска




»сторический партнер
 убанского казачьего хора


»нформационные партнеры
 убанского казачьего хора






22.02.2013

ёбилей Ц не повод подводить итоги

24 феврал€ исполн€етс€ 60 лет директору √осударственного академического  убанского казачьего хора заслуженному работнику культуры –оссии, ”краины и –еспублики јдыге€ јнатолию ≈вгеньевичу јрефьеву. ¬ триумфальном успехе нашего прославленного коллектива есть и немала€ дол€ труда этого талантливого менеджера и продюсера. ≈го творческому тандему с художественным руководителем хора ¬иктором √авриловичем «ахарченко, у которого через мес€ц тоже юбилейна€ дата, уже более трех дес€тилетий. ќ том, как складываетс€ их содружество, мы попытались узнать из первых уст. ¬ плотном графике јнатоли€ јрефьева, которого за феноменальную способность везде успевать не зр€ прозвали «атомной электростанцией», всЄ же нашлось полчаса дл€ интервью с прессой.

 – ¬ы помните, как произошла ваша встреча с ¬иктором «ахарченко, как складывались ваши взаимоотношени€?

– ѕерва€ наша встреча состо€лась в 1980 году, когда проходила летн€€ олимпиада в ћоскве. я в то врем€ был директором ќренбургского русского народного хора. ћне позвонил директор  убанского казачьего хора, а им тогда был всеми уважаемый человек, более сорока лет проработавший в коллективе, јлександр Ќаумович –ашевский. ќн сказал, что со мной хочет повстречатьс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко. ≈стественно, € прекрасно знал, кто такой «ахарченко, знал, что собой представл€ет  убанский казачий хор.   тому времени все уже были наслышаны о  убанском хоре, поскольку в 1975 году этот молодой, но самобытный коллектив произвел насто€щий фурор, зан€в первое место на ѕервом ¬сероссийском смотре-конкурсе √осударственных русских народных хоров. ќн победил даже такие известнейшие на всю страну коллективы, как столичный хор имени ѕ€тницкого, јнсамбль песни и пл€ски донских казаков… ѕо сути дела, с того времени  убанский казачий хор стал только крепнуть и с профессиональной точки зрени€, и с имиджевой, как коллектив, который €вл€етс€ неординарным по своей программе, творческому почерку, у которого свое €ркое, самобытное лицо. я приехал на встречу с «ахарченко в ћоскву. ќна проходила на ќлимпийской арене, во врем€ репетиции. ќн мен€ спрашивал о моей работе в ќренбургском русском народном хоре, потом спросил: «Ќе хотите ли ¬ы приехать работать в  убанский казачий хор?» – Ќа что € сразу ответил: «ƒа, хочу». ¬от так состо€лась наша перва€ встреча.

– „то вас привлекло тогда в  убанском казачьем хоре, кроме профессионализма и высокого творческого уровн€ коллектива?

– я могу трезво оценить потенциал наших русских хоровых коллективов, поскольку занимаюсь этим делом профессионально, и  € очень хорошо видел  перспективы   убанского казачьего хора, которые при определенном изменении менеджмента можно увеличить многократно …

–  аков «ахарченко как коллега, соратник в сотрудничестве?

–  ак и все творческие люди, его невозможно определить одним словом.  ак обычно говор€т: надежный, спокойный. «ахарченко разный – очень эмоциональный,  импульсивный. Ќо у него одна страсть, которой он заразил всех, кто работает с ним, – это любовь к  убанскому казачьему хору, к кубанской казачьей песне.

√овор€ о том, что он разный, хочу отметить, когда очень долгое врем€ специалисты работают вместе, то уже по мелочам могут определить настрой, почувствовать, что беспокоит коллегу. ѕо тому, как идет  «ахарченко по коридору, как он начинает говорить, € могу определить, какое у него настроение, чем он недоволен, и как можно быстрей устранить то, что послужило причиной его неудовлетворени€. ¬едь главное дл€ любой администрации любого концертного коллектива – создание максимально комфортных условий дл€ творческого развити€  коллектива, его творческого лидера. Ѕез такого понимани€, что нужно таким мастерам, как «ахарченко, как √ергиев, как ћинин  вообще невозможно работать. » осознавать нужно €сно: кто главный. Ћично у мен€ в этом плане никаких вопросов не возникает: естественно, художественный руководитель. √лавный – творец. Ќу а достойный менеджмент, конечно, как ничто другое, помогает  плодотворному развитию в творчестве.

–  убанский хор достиг больших успехов. ≈сть ли поводы сегодн€ расстраиватьс€ из-за чего-то?

– ¬ы хотите узнать, есть ли неудовлетворенность в работе и что можно сделать еще дл€  убанского казачьего хора? ƒа, неудовлетворенность есть.  азалось бы, у нас очень хорошее здание на  расной, 5, внешне оно производит солидное впечатление. Ќо в этом здании сложно разместить хоровую группу, нужен специальный хоровой класс. —егодн€ у нас танцевальна€ группа репетирует на другом конце города, балет, по сути, оторван от основного коллектива. ¬ этом не только технологические трудности при проведении совместных репетиций, но и полна€ оторванность танцоров от того слова, которое ¬. «ахарченко посто€нно обращает к артистам хоровой группы. ¬едь репетици€ «ахарченко – это не просто работа над песней, это работа над словом, работа с душой каждого артиста, уроки нравственности и патриотизма, выработка высокой гражданской позиции. » очень жаль, что артисты балета оторваны от творческого процесса. Ёто основна€ проблема сегодн€. ’от€ в дни праздновани€ 200-лети€  убанского казачьего хора было прин€то решение ј.Ќ. “качевым о реконструкции нашего здани€. ћы прекрасно знаем, что сегодн€ главное – это ќлимпиада в —очи 2014 года, и поэтому с пониманием относимс€ к тому, что, видимо, эта задача будет решена чуть позже. Ќо мы уверены, что она будет решена. ¬едь сегодн€ наш коллектив завоевал максимум признани€, прежде всего, от зрителей. Ёто подтверждает географи€ гастролей  убанского казачьего хора и максимум признани€ от власти. ¬  раснодарском крае очень много делаетс€ дл€  убанского казачьего хора, все говор€т: « онечно, вам хорошо, у вас такой край, у вас такой губернатор». Ётот совершенно объективно, поэтому мы начинаем любой концерт за пределами кра€ с информации о том, что они проход€т под патронатом администрации  раснодарского кра€. ” нас сегодн€ ни у одного коллектива нет таких грантов, как у  убанского казачьего хора. Ёто, прежде всего, √рант ѕравительства –‘ и затем √рант ѕрезидента –оссии. “о есть, ни один творческий коллектив не может сказать, что он удостоен за свою профессиональную де€тельность вот такого признани€ на государственном, федеральном уровне. Ѕольшую поддержку коллективу оказывают компани€ «Ѕазовый элемент» и Ѕлаготворительный фонд ќлега ƒерипаска «¬ольное дело».

Ќо, как говоритс€, кому много даетс€, с того и много спрашиваетс€, поэтому дл€ нас сегодн€ нет концерта, который не был бы главным – будь то хутор, станица  раснодарского кра€ или выступление на столичных площадках. Ќедаром мы программу свою, котора€ пройдет в —анкт-ѕетербурге, ћоскве, ћинске,  иеве, образно назвали «»з станицы до столицы». » хор, и ¬иктор √аврилович родились в глубинке, а в результате большой истории, творческой работы – вышли на столичный уровень. » сегодн€ ни один национальный  хоровой коллектив страны не собирает два аншлага в  ремле – так, как это делает  убанский казачий хор. ј это 12 тыс€ч зрителей – серьЄзный показатель, поверьте мне. —ложно, но мы это делаем.  стати, ко мне каждый день сводки поступают по продажам билетов в ћоскве, динамика просто радует, несмотр€ на непогоду в столице, билеты раскупаютс€. ¬ ѕитере тоже все в пор€дке. Ёто, если говорить о том, что огорчает. ¬се остальное – рабочие моменты.

≈сли € скажу, что у нас все получаетс€, что задумывали – нет. Ќо сегодн€ наша основна€ стратеги€ на рынке – это не просто проведение концертов  убанского казачьего хора, это организаци€ событи€. ј это совсем друга€ истори€. «десь надо продумать, как подать правильно программу коллектива, как сработать по медиа-пространству.  ак обдумать какие-то креативные моменты по отношени€ к зрител€м в каждом городе. „ему посв€тить программу, которую мы представл€ем на дальнем ¬остоке или где-либо еще. Ќедаром все наши коллеги говор€т: у вас посто€нно какие-то юбилеи, все врем€ какие-то событи€ происход€т. ќни не происход€т сами собой, мы их делаем.  то мешает вам делать событи€ с вашими коллективами?

– ѕолучаетс€, ваша карьера в  убанском казачьем хоре началась с московской ќлимпиады. » вот сейчас мы с нетерпением ждем «имнюю ќлимпиаду, котора€ пройдет в нашем  раснодарском крае. ƒл€ вас это тоже имеет большое значение. ¬сем известно, что  убанскому казачьему хору был присвоен статус официального посла «имних ќлимпийских игр —ќ„»-2014…  

– ћы максимально были зар€жены на ќлимпиаду-2014. » другого не могло быть – чтобы  убанский казачий хор не стал официальным послом «имних ќлимпийских игр в —очи. ¬едь мы представл€ем  убань по всей стране и за рубежом.  онечно, сложно было доказать свое право на звание официального посла ќлимпийских игр, но мы это сделали, участву€ во всех меропри€ти€х, которые проводила администраци€ кра€, ќлимпийский комитет, оргкомитет —очи-2014. ѕомню, коллектив мы отпустили в отпуск, было это в июле-мес€це 2007 года, € был на „ерноморском побережье, вдруг звонок: «јнатолий ≈вгеньевич, где коллектив? – ¬ отпуске. – „ерез три дн€ вылетаете в √ватемалу». Ќо у нас настолько уже отмобилизован коллектив, что артисты не отключают телефоны, понима€, что хор востребован и мы должны всегда быть готовы к выезду. » вот мы собрали звонками весь состав   ’, за нами прилетел в  раснодар самолет, и мы улетели в √ватемалу. “ам мы определ€ли культурную и духовную составл€ющую прин€ти€ решени€ членами ћеждународного ќлимпийского комитета о месте проведени€ «имней ќлимпиады 2014 года.

–  ак вы считаете, наши артисты повли€ли на их выбор?

– ѕовли€ли – сто процентов. Ѕыла така€ истори€. ћы репетировали, к нам подход€т специалисты ћќ  и говор€т: «Ѕудет обед членов ћеждународного олимпийского комитета перед заседанием, было бы хорошо, чтобы дл€ них выступить». Ќо официально нельз€, будет рассчитано как давление психологическое. я говорю, ну давайте в том месте, где они будут обедать, мы будем репетировать. √ватемала – бывша€ испанска€ территори€, поэтому ресторан был типа испанского дворика, обнесен с четырех сторон большой стеной. ћы приехали туда, поем. «аход€т члены ћеждународного ќлимпийского комитета – их обслуживают, они слышат, где-то кто-то поЄт. —прашивают – что это такое? – —ейчас узнаем, отвечают. ¬озвращаютс€ и говор€т – Ёто  убанский казачий хор репетирует. – ј можно ли послушать его? –  онечно, сейчас попросим, не знаем, можно ли срывать репетиционный процесс. – ћы пришли, спели, гости были вне себ€ от восторга, и всЄ произошло естественным путем. ѕотом пошли принимать решение – и решение было прин€то. „астичка нашего участи€, пусть маленька€, но есть в том выборе –оссии местом проведени€ «имней ќлимпиады 2014 года.  онечно, там была больша€ российска€ команда, даже ¬. ѕутин прилетел, наш губернатор  убани, президент ќлимпийского комитета – они тоже большую работу провели.

– —лышали, как ¬иктор √аврилович нередко говорит: что касаетс€ того, как поступить в той или иной ситуации, знает јнатолий ≈вгеньевич…

– ƒело в том, что € занимаюсь внешними коммуникаци€ми, и, конечно, за многие годы накопилс€ некоторый опыт… Ќо, когда очень сложно,  иду и говорю: ¬иктор √аврилович, надо вместе обсудить тот или иной вопрос. ћо€ задача –  выстроить такую систему работы, котора€ бы давала минимальные сбои в репетиционной работе, когда готовитс€ нова€ программа, и потом в ее  продвижении на концертных площадках страны и за рубежом. Ќу а ¬иктор √аврилович  создает практически семейную атмосферу внутри коллектива, он обращаетс€ к артистам, называ€ их «деточками». ќн имеет на это право с высоты своего профессионального уровн€ и  жизненного опыта. ¬ообще, ¬иктор √аврилович удивителен тем, что хот€ внешне он, как говоритс€, не атлант, но внутренне он сильнее, чем многие силачи. ќн может как «евс  громы и молнии метать. Ќо  быстро отходит. » прощает многое артистам, в случае даже серьезных нарушений. Ќередко, когда ему предлагают уволить артиста, говорит: «Ќет, а где такого еще возьмем. “акой голос, такого  талантливого музыканта».  ¬едь можно научить  человека играть на инструментах, петь, но чтобы стать профессионалом в нашей сфере, нужно много лет отработать. Ќе каждый может добитьс€ права называтьс€ артистом  убанского казачьего хора.

–  ак вы оцениваете композиторское творчество ¬иктора «ахарченко?

– —егодн€ с экранов “¬ мы слышим песни, которые живут ровно столько, сколько их поет тот или иной исполнитель, особенно тогда, когда его ратируют во всевозможных музыкальных программах.  ак только он сходит с эфира, забывают певца и не вспоминают даже песню. „то касаетс€ народной песни или тех песен, которые пишет «ахарченко, у него абсолютное чутье или Ѕожий дар, который дали ему родители и √осподь Ѕог, он пишет музыку практически как народную. ћы иногда просим зрителей на концерте писать за€вки на исполнение тех песен, которые они знают. Ёто своеобразный анализ, мониторинг, чтобы пон€ть спрос зрител€, что они хот€т услышать. » прос€т – исполните, пожалуйста, народную песню «ќй стога, стога». ј это песн€ авторска€ ¬иктора «ахарченко. » так часто. —егодн€ «ахарченко €вл€етс€ народным маэстро, потому что он создает дл€  убанского казачьего хора и дл€ других народных коллективов абсолютнейший резерв – банк данных по народной песне.

¬от мы считаем, что все песни, которые записаны в станицах  раснодарского кра€, народные. Ќо специалисты склонны думать, что у каждой песни был автор. Ќу не бывает же так: строка от вас, строка от другого… Ќо поскольку это было устное творчество, оно переходило из станицы в станицу, из деревни в деревню, из села в село, потом забывалось и тер€лось само авторство и песн€ становилась народной. ј кто сегодн€ создает народную песню, кто будет петь в конце 21 века народные песни? » вот по сути дела, сегодн€ «ахарченко восполн€ет ту брешь, котора€ отдел€ет нас от авторства в 19 веке, от песен ќскара ‘ельцмана, —оловьева-—едого и так далее. Ёти песни пелись целыми поколени€ми и тоже станов€тс€ народными. Ќазовите мне хоть одну эстрадную песню в исполнении наших супер-звезд, которую можно спеть за столом. Ќевозможно – ни по музыкальному ритму, ни по словам. ј песни, которые пишет «ахарченко, можно сеть за столом и исполнить со своими друзь€ми. ѕотому что главное внимание не к ритму, которым грешат, а к слову, не просто «муси-пуси», «вишнева€ дев€тка», «€ твой зайчик», а насто€щее слово, со смыслом.

¬чера € зашел к ¬иктору √авриловичу, он сидит за ро€лем, € дверь прикрыл – идет процесс создани€ песни, нельз€ мешать. Ќо он  говорит, заходите, € вам сыграю, у мен€ сейчас песн€ родилась. —тихи перед ним сто€т на ро€ле, и он спел и сыграл песню. я спрашиваю: как это у вас получаетс€? ќн говорит: не знаю. ѕрочитал стихи, сижу – и у мен€ звучит музыка.

 Ќекоторые журналисты говор€т, вот, что вы дальше будете делать, когда репертуар нечем будет пополн€ть?… я говорю – стоп! ” нас есть така€ золота€ жила, котора€ позволит целым поколени€м артистов  убанский казачий хор не думать о том, а где же вз€ть песни, которые кто-то напишет. Ёто всЄ делает казачий маэстро «ахарченко.

– „асто спрашивают, сколько песен в репертуаре у хора?

– —егодн€ в действующем репертуаре, когда песн€ может быть воспроизведена хором и оркестром в любой момент, пор€дка двухсот произведений. Ёто большое количество. ƒаже чуть больше двухсот песен и танцев живого, действующего репертуара. «десь и черноморские песни на кубанском диалекте, песни линейных казаков, русские народные, духовные произведени€, песни композиторов, с кем сотрудничает «ахарченко, и его собственные произведени€. ѕ€ть таких направлений.

– ¬ы в этом году, как и ¬иктор √аврилович, отмечаете юбилей…   

– я, во-первых, не считаю, что у мен€  – юбилей. ¬едь под ним обычно понимаетс€ некое подведение  итогов, того, что достигнуто в жизни, в профессии.  я думаю, что итоги подводить еще рано. ѕотому что, несмотр€ на то, что есть у  убанского казачьего хора, возвраща€сь к теме неудовлетворенности, котора€ была подн€та,  еще одна задача, которую мы должны решить  с  нашим маэстро ¬иктором √авриловичем «ахарченко. ѕрошел первый этап развити€  убанского казачьего хора:  убанский казачий хор сегодн€ –  это брендовый коллектив, о котором знают в любом уголке нашей страны. —овершенно точно мы завоевали все пространство –оссии. —ледующий этап – его удержать. Ёта задача – така€ же сложна€, как и завоевание. » еще одна задача, которую мы дл€ себ€ ставим, – это «системный выход» на зарубежные концертные площадки. —егодн€ у нас ни одна звезда московской эстрады не котируетс€ за рубежом. »звестны только несколько брендов, которые в качестве российского образца культуры высоко цен€тс€ за границей. Ёто наше классическое искусство – Ѕольшого и  ћариинского театров. Ёто наши ведущие симфонические оркестры – ‘едосеева, оркест𠫬иртуозы ћосквы»   под управлением —пивакова. » в несколько ином  жанре –  российский цирк. »з национальных коллективов –   ансамбль »гор€ ћоисеева, бренд, на который работала вс€ страна.

ћы хотим вывести  убанский казачий хор на зарубежный рынок, так же, как известные сегодн€ во всем мире такие национальные программы: «–иверданс» (ирландское шоу),  «ќгонь јнатолии» (турецкое шоу) и  еще одно национальное шоу – из »ндии, в котором участвуют более ста человек. » сегодн€, проанализировав работу наших конкурентов, мы дл€ себ€ определили тактику наших дальнейших действий, и будем ее придерживатьс€.

¬озвраща€сь к теме юбиле€, еще раз хочу подчеркнуть:  подводить итоги рано. —читаю, что есть определенные вехи в жизни, но € дл€ себ€ их определ€ю не количеством лет,  в том числе, к примеру, проработанных в коллективе, а тем, что  сделано и  что   еще можно сделать. ¬от когда мы выведем коллектив на международный уровень, тогда можно будет  подвести итоги, порадоватьс€,  отметить юбилей, а сейчас это абсолютно буднична€ дата, котора€, к тому же об€зывает быть всегда в форме. „то € стараюсь и делать.

– ¬аше первое образование хореографическое, сейчас продолжаете заниматьс€ танцами?

– —охранилась мышечна€ пам€ть, как говор€т артисты балета, когда ты можешь встать и в любое врем€ дн€ и ночи сделать какое-то хореографическое «па». Ќо дл€ того, чтобы это не было смешно, нужно держать в тонусе свой организм, мышцы. ƒл€ этого у мен€ есть свой персональный тренер – мо€ супруга, котора€ работает балетмейстером  убанского казачьего хора, и она мне не дает расслабл€тьс€.

ћарина јдамова, —ергей корниенко, јнастаси€ ¬оронович, Ќаталь€ ѕугина



’удожественный руководитель хора «ахарченко ¬иктор √аврилович
0:00
0:00
mute
ѕлейлист

јнсамбль Ђ азачь€ душаї


ќркестр камерной музыки ЂЅлаговестї

Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.. подробнее..


Ц ћного € слышал замечательных хоров, но такого профессионального Ц по содержанию и голосам Ц не припомню.



Ц  ак сегодн€ на Ѕожественной литургии пел  убанский казачий хор Ц таким же слаженным должно стать российское казачество!



Ц — момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли подробнее..



- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. подробнее..



Ц ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии. подробнее..

- »менно в песне передаетс€ от поколени€ к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. Ёто и есть те корни, от которых питаетс€ искусство великого маэстро и питает нас. ¬от откуда така€ мощна€ энергетика. —трана за последние 30 лет пережила много перемен, но главное осталось неизменным Ц наш народ. ј он жив, пока существует его стержень Ц нравственность, одним из хранителей которой €вл€етс€ ¬иктор √аврилович «ахарченко.
ј € чувствую себ€ русским только на концертах  убанского хора. ¬ каждом русском человеке есть казачий дух, а значит, переживание за непокоренную и св€тую –усь. ≈сли вдумаетесь в смысл песен  убанского казачьего хора, то поймЄте, что в них нет ни одного пустого слова. Ётот коллектив Ц величайшее наше досто€ние, неотъемлема€ часть быта и культуры –оссии.
Ц ёбилей  убанского казачьего хора Ц важна€ веха в истории российской культуры.

Ётот старейший отечественный народный коллектив по праву славитс€ богатейшими традици€ми, высокой певческой культурой и неповторимым исполнительским стилем.
— момента основани€ в вашем хоре объединились лучшие творческие силы щедрой  убанской земли Ч артисты и музыканты, обладающие €ркими и самобытными даровани€ми. ѕоэтому его выступлени€ всегда пользуютс€ огромной попул€рностью и проход€т с аншлагом как в нашей стране. “ак и за рубежом. » сегодн€ вы достойно представл€ете народное искусство на самых известных площадках мира, завоевываете высокие награды на престижных международных конкурсах.